Планета протестует

Планета протестует

Финансово-экономический кризис в Европе, сопровождающийся резким падением уровня жизни и снижением социальных гарантий в некогда самой благополучной и процветающей части света, заметно усугубил проблемы в правоохранительной сфере, где от переработок, нехватки денег, дефицита сотрудников и засилья бюрократии стонут местные полицейские. И хотя законы запрещают стражам порядка устраивать стачки, они всё же находят весьма действенные способы выразить своё недовольство существующим положением дел. Так, примеру польских силовиков, которые в октябре, как уже писала «Правда», прибегли к «итальянской забастовке» — преднамеренному замедлению исполнения обязанностей за счёт педантичного соблюдения всех процедур и правил, а также отказались от наложения штрафов за незначительные правонарушения, на этой неделе последовали их коллеги из Чехии.

Тысячи полицейских, работающих на улицах и в моторизованных патрулях, приняли участие в проходившей с 4 по 8 ноября акции протеста против недостойной оплаты труда, организованной местными отделениями профобъединения Союз сил безопасности (ССБ). Цель мероприятия — привлечь внимание к тяжёлой кадровой и финансовой ситуации в чешских органах правопорядка, в рядах которых насчитывается почти 40 тысяч человек. «Если бы сохранялись все письма, сообщения и звонки, которые я постоянно получаю, то любой бы понял, в сколь плачевной ситуации находятся тысячи блюстителей закона»,  — заявил один из инициаторов акции, заместитель председателя ССБ и начальник районного управления полиции города Писек Мартин Червенка, отметивший, что низкое жалованье — ключевая причина оттока людей из профессии и снижения её престижа. В частности, в возглавляемом офицером подразделении штат сотрудников должен насчитывать 41 человека, а фактически задействованы лишь 28, причём шесть из них к концу года намерены уволиться.

Итак, почти на неделю Чехия превратилась в зону «лёгкого непослушания»: стражи порядка сквозь пальцы смотрели на такие мелкие прегрешения, как неправильная парковка, непристёгнутый ремень безопасности и выключенные фары во время движения авто, отсутствие шлемов у мотоциклистов и даже случайный проезд на красный сигнал светофора. Вместо выписывания штрафов, пополняющих госказну, полицейские практиковали назидательные беседы и «взимали» с провинившихся лишь «честное слово» не повторять проступки. Правда, избежать денежного наказания не удалось тем, кто не соблюдал скоростной режим, пользовался мобильным телефоном за рулём и совершал другие аналогичные по степени общественной опасности правонарушения.

Кроме того, люди в форме и погонах не выезжали на вызовы, если происшествия не угрожали жизни и здоровью граждан, и сознательно затягивали рассмотрение административных дел вплоть до самых примитивных.

Впрочем, нынешние протестные действия едва ли заставят власти республики задуматься об улучшении материального обеспечения блюстителей закона. В любом случае ССБ уже объявил о проведении 21 ноября в Праге всеобщей манифестации под окнами министерства внутренних дел. «Мы настаиваем на улучшении условий труда и его надлежащей оплате и, конечно же, хотим заслуженного уважения», — заявили в профсоюзе, обратившемся с призывом выйти на акцию не только к полицейским, но и к пожарным, работникам Пенитенциарной службы и Таможенного управления.

Как заявил в конце октября глава чешского МВД Вит Ракушан, в 2025-м оклады силовиков будут повышены на 1500 крон во всех тарифных классах. Для справки: сейчас стартовая  зарплата полицейского в стране составляет 27 тысяч крон (примерно 113 тысяч рублей). Таким образом, по сравнению с нынешним годом объём зарплатного фонда возрастёт на 5%. Однако, по словам председателя ССБ Алеша Лехки, профсоюз требует увеличения на 6,9%, то есть примерно на 2200 крон для каждого сотрудника. И запросы ССБ взяты отнюдь не с потолка: именно на 6,9% правительство премьера Петра Фиалы в середине октября решило поднять жалованье высокопоставленным политикам и судьям.

Вообще опасные условия труда — это не только довод в пользу повышения зарплаты, но и веская причина для введения особого порядка досрочного выхода на заслуженный отдых. Со справедливостью сего посыла нельзя не согласиться, а потому понимаешь гнев сотрудников общественного транспорта Испании, начавших серию стачек, явившуюся ответом на игнорирование властями королевства давних претензий водителей автобусов, предъявленных ещё в 2004 году. К масштабной акции, поддержанной ведущими профобъединениями страны, в том числе «Рабочими комиссиями» (РК) и Всеобщим союзом трудящихся (ВСТ), присоединились почти 90 тысяч человек, занятых в секторе государственных и частных перевозок. Бастующие вновь призвали к уменьшению пенсионного возраста, составляющего сейчас 67 лет, вследствие большого количества аварий с участием шофёров старше 55 лет.

Первая же стачка, состоявшаяся в конце октября, привела к дефициту транспорта на муниципальных и междугородних маршрутах, хотя согласно местным законам водители должны поддерживать минимальный уровень обслуживания даже в условиях протестов. Примечательно, что пассажиров забирали только на определённых станциях, на остальных же просто находились автобусы, у которых на табло с указанием маршрута красовалась надпись «неработающий». В итоге тысячи людей не смогли вовремя добраться до места работы, учёбы и аэропортов.

Несмотря на усилия РК и ВСТ, пытавшихся договориться с владельцами пассажирских компаний, достичь соглашения, включающего обязательство внедрять коэффициенты снижения пенсионного порога для тех, чья работа наносит вред здоровью, не удалось. Как указали профсоюзы, наниматели «свернули с пути» и покинули стол переговоров, хотя для достижения компромисса имелись достаточные основания. При этом, отметил заместитель генсека Федерации услуг, мобильности и потребителей ВСТ Педро Аллер, бизнес в сфере грузоперевозок принял условия, а вот компании пассажирского сектора, включая «Конфебус» и «Атук»,  отказались от диалога. 

Впрочем, РК и ВСТ сдаваться не собираются и анонсировали новые 24-часовые забастовки водителей автобусов и грузовиков на 11, 28, 29 ноября, а также 5 и 9 декабря. Если за это время договориться с работодателями не удастся, то с 23 декабря акции станут бессрочными.

Условия труда — камень преткновения не только для чешских полицейских и испанских работников общественного транспорта, но и греческих огнеборцев. Ведь пожары времён года не наблюдают, а потому вспыхивают в любой момент — без оглядки на сезонные графики, берущие в расчёт лишь определённые причины возгорания. Именно так рассуждали спасатели Эллады, устроившие в Афинах митинг перед министерством по борьбе с климатическими кризисами и гражданской защите. Нанятые на весенне-осенний период укротители огня, являющиеся членами Всегреческой ассоциации пожарных-контрактников (ВАПК), требовали заключить с ними постоянный трудовой договор сроком на 12 месяцев и принять в штат, где, по некоторым данным, имеется до 4000 вакансий. Как подчеркнули протестовавшие, их сопряжённая с огромным риском профессиональная деятельность не зависит от того, зима на дворе или лето, поскольку непрерывно и с неослабевающей интенсивностью продолжается в течение всего года. «Эту работу невозможно выполнить с помощью сезонных наймов — для противостояния стихии нужен постоянный и хорошо обученный персонал», — считают участники протеста.

Под занавес акции пожарные проникли в здание министерства и провели его символический захват. Но тут в дело вмешался полицейский спецназ, применивший слезоточивый газ для разгона демонстрантов, которые в ответ забросали правоохранителей подручными предметами. В итоге ранения получили 12 силовиков и два огнеборца. Ещё четыре спасателя, сообщил президент ВАПК Алексис Псаропулос, были арестованы и доставлены в главное управление столичной полиции. 

Представители левых партий Греции осудили «дикое нападение полицейского спецназа» на сотрудников пожарной службы, добивавшихся законного права на продолжение своей нелёгкой и очень важной работы.

Кстати, Афины — далеко не единственная «горячая протестная точка» на карте Греции. За последнюю неделю в «территорию забастовок» превратился и порт Пирей — крупнейшая морская гавань Эллады. В ходе манифестации в районе Неон-Фалирон и последовавшей затем символической оккупации министерства судоходства и островной политики докеры, моряки и рабочие судостроительной зоны Перамы (город на берегу залива Сароникос в восьми километрах от Пирея) потребовали заключения нового коллективного договора, предусматривающего, в частности, надбавки к окладам, а также усиление мер по охране труда и технике безопасности на рабочих местах.

Последний пункт особенно важен, поскольку на греческих верфях регулярно происходят несчастные случаи, нередко со смертельным исходом. Достаточно вспомнить о резонансных инцидентах, спровоцировавших за последние три года сразу несколько мощных стачек портовиков Пирея. Так, в мае 2023-го в результате аварии в Пераме погиб 47-летний судоремонтник, ещё двое получили ранения. А в октябре 2021-го 45-летнего рабочего разрезало пополам мостовым краном.

Однако даже эти трагедии не заставили владельцев портовой гавани дополнительно потратиться на усиление безопасности сотрудников и взять на себя ответственность за произошедшее. Хозяева Пирея по-прежнему опираются на реакционную «проинвестиционную» и ущемляющую права трудящихся законодательную базу, которую последовательно формировали греческие буржуазные правительства — нынешнее либерально-консервативное во главе с правой «Новой демократией» и бывшее социал-демократическое под руководством «левой» СИРИЗА.

Кстати, во время нынешних протестов судоремонтники Пирея после общего собрания организованной мотоколонной под соответствующее звуковое сопровождение отправились в городской суд, где в очередной раз заседали служители Фемиды, уже ровно пять (!) лет рассматривающие дело о смертельном производственном несчастном случае на частной верфи в Пераме в 2019 году.

Повествуя о сотрясающих мир манифестациях и забастовках, отдельно хочется сказать о той категории трудящихся, которым для выражения протеста не обязательно устраивать массовые марши и митинги: их недовольство можно в прямом смысле унюхать (если, конечно, коронавирус не лишил вас обоняния), выйдя из дома. Речь идёт о сотрудниках коммунальных служб, занимающихся уборкой мусора. С 30 октября силу своего гнева они наглядно и с привлечением всей гаммы зловонных «ароматов» демонстрируют в Марселе — втором по численности населения мегаполисе Франции, оказавшемся на грани экологического бедствия вследствие продолжающейся больше недели стачки сотрудников компании «Веолия», отвечающей за поддержание чистоты на территории портового города. Работники упорно манкируют обязанностями, требуя улучшения условий труда, увеличения персонала и модернизации оборудования.

Последствия масштабного протеста оказались катастрофическими для инфраструктуры Марселя, чьи улицы превратились в стихийные свалки: переполненные урны не справляются с потоком отходов, а горы помоев, особенно в 3-м и 14-м округах,  стремительно заполняют тротуары. В попытке взять ситуацию под контроль муниципальная администрация, оказавшаяся в сложном положении из-за невозможности вмешаться в конфликт внутри частной компании, установила десяток временных крупногабаритных контейнеров, чтобы горожане сумели хотя бы частично избавиться от скопившегося мусора.

Между тем надежда на разрешение конфликта довольно слаба: хотя руководство «Веолии» и выразило готовность к диалогу с бастующими, сами уборщики настроены крайне решительно и намерены продолжать протест до полного удовлетворения своих немалочисленных претензий.

К слову, нынешняя марсельская стачка напомнила французам прошлогодние антиправительственные выступления в Париже против пенсионной реформы, когда из-за длительного отказа мусорщиков выходить на работу на столичных улицах скопилось свыше 10 тысяч тонн отходов, что вызвало огромный общественный резонанс.

Между тем проблема загрязнения, правда, в ином аспекте, волнует и подданных Его Величества Карла III. Вот только англичан в отличие  от французов на данном этапе заботит чистота не улиц, а местных водоёмов. Подтверждение тому — демонстрация под лозунгом «Прекратите отравлять британскую воду!», состоявшаяся в столице Соединённого Королевства. Вооружившись плакатами «Приливы — не фекалии», «Хватит нести чушь» и «Вода — это жизнь», около 15 тысяч человек примкнули к шествию в Лондоне, маршрут которого пролегал вдоль Темзы по направлению к парламенту. Участники марша, в большинстве облачившиеся  в синие одежды и размахивавшие голубыми флагами, образуя «человеческую реку», требовали пересмотра работы регулятора водоснабжения «Офвот» и Агентства по охране окружающей среды (АООС). Протестовавшие также настаивали на ужесточении контроля за компаниями сектора водоснабжения, нарушающими существующие нормы, призванные предотвращать негативные изменения физико-химических и биологических свойств воды.

Загрязнение акваресурсов становится всё более актуальной проблемой на туманном Альбионе, вынуждая всерьёз задуматься об изменении климата, сопровождающемся более интенсивными осадками, и о наследии приватизации британских коммунальных предприятий несколько десятилетий назад. Частные компании, обеспечивающие как водоснабжение, так и канализацию, не сумели обновить свою инфраструктуру, зачастую викторианскую, по мере роста населения и увеличения спроса. Кроме того, очистные сооружения королевства не справляются с обильными дождями. Когда их количество достигает определённого уровня, то компаниям разрешается сливать неочищенные сточные воды в реки, озёра и омывающие страну моря. По данным АООС, в прошлом году количество сбросов увеличилось более чем на 50%, достигнув рекордного значения в 464 тысячи.

 Елена МОРОЗОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *