Хочу поделиться с читателями своими мыслями, возникшими после прочтения заметок Андрея Крюкова «Хоть с Марсом, лишь бы против Маркса» («Правда» от 27—28 августа с.г.). Эти заметки литератора из Ростова-на-Дону, по-моему, один из лучших материалов, опубликованных «Правдой» за последнее время.
Автор заметок на примере повести-памфлета Лазаря Лагина «Майор Велл Эндью» убедительно показывает, что от антикоммунистических взглядов до предательства — рукой подать.
Повесть «Майор Велл Эндью» является дополнением к роману Герберта Уэллса «Война миров», события повести как бы встроены в роман.
Не буду пересказывать содержание статьи Андрея Крюкова, рекомендую читателю самому непременно ознакомиться с ней.
Я же хочу поговорить о Герберте Уэллсе.
Чем для нас сегодня может быть особенно интересен этот английский писатель? «Великий фантаст» — так озаглавлена вступительная статья Юрия Кагарлицкого к сборнику романов Герберта Уэллса в серии «Библиотека всемирной литературы» (1972 год), которой я и воспользовался при написании своих заметок.
Интересен Герберт Уэллс в наше время хотя бы тем, что он был автором первого антифашистского романа, написанного на Западе («Накануне», 1927 год), а незадолго до смерти (1946 год) он выступил с отповедью поджигателям новой войны.
Фашизм и война — темы для нашего времени более чем актуальные.
В 1913 году Уэллс написал роман «Освобождённый мир», в котором рассказывалось об открытии атомной энергии, о последовавшей затем мировой войне с применением атомных бомб и о гибели в результате старого социального и политического порядка.
Актуально?.. Да!
Тот роман, так же как и написанный в 1908 году роман «Война в воздухе», стали называть «пророческим», и, как пишет Кагарлицкий, «вскоре подтверждённые историей произведения пролили новый свет на ранние романы Уэллса. В них теперь искали — и без труда находили — предвидение реальных событий. Английский писатель Форд Медокс рассказывал в своих воспоминаниях, что, когда на фронте во время Первой мировой он почувствовал запах немецкого ядовитого газа, первое, о чём он подумал: «Уэллс об этом писал».
Об этом подумали и в 1940 году, когда видели разрушенные немецкими бомбардировками английские города. И когда началось массовое бегство французов от фашистских танковых колонн, читавшие Уэллса вспомнили бегство от боевых треножников марсиан в романе «Война миров».
И нацистов стали даже воспринимать как уэллсовских марсиан. Те и другие — абсолютно бесчувственные и бесчеловечные. Те и другие хотят завоевать весь мир. Причём реальные нацисты даже более жестокие, чем марсиане. Ведь марсиане в романе питались кровью, которую брали у взрослых, а в нацистских концлагерях кровь брали у детей.
Да, и тем и другим всё человеческое чуждо. Им и нам на одной планете не ужиться.
А разве украинские нацисты, пришедшие в Новороссию, а теперь вот и в Курскую область, не есть те же самые «пришельцы», «марсиане», разрушающие города и убивающие людей? Разве сейчас не идёт «война миров»?
В романе Уэллса завоевание Земли марсианами сорвалось, причём не благодаря сопротивлению землян — военная техника Земли значительно уступала марсианской. Марсиан погубили земные микробы — у них не было к ним иммунитета.
Но этот урок был необходим. Марсиане, как пишет Кагарлицкий, дали понять людям, насколько медленно движутся те по пути научного и технического прогресса. Они показали, как страшна бесчеловечность, и заставили задуматься о том, не угнездилась ли она в мире обыкновенном, «нефантастическом». Они показали, наконец, как не хватает современному человеку независимости, достоинства, инстинкта свободы».
Когда на Земле происходило противоборство двух миров — мира социализма и мира капитализма, — в техническом и военном отношении СССР не уступал Западу. Но потерпел поражение. Чтобы понять, почему это произошло, давайте снова обратимся к фантастике, на сей раз советской.
В том же году, когда была напечатана повесть Лагина «Майор Велл Эндью» (1963), в сборнике «Новая сигнальная» увидел свет рассказ-памфлет Ильи Варшавского «Диктатор».
Три преступника — Люпус Эст, Пинта Виски и Прох Хиндей, приговорённые Верховным судом двенадцати планет к смертной казни, совершают дерзкий побег и захватывают звездолёт. Главарь бандитов предлагает теперь захватить планету Галатею.
«План, предложенный Люпусом Эстом, основывался на тонком понимании человеческой психики.
— Нынешнее правительство Галатеи, — сказал он, — должно быть обвинено в попытке продать планету чужеземцам, арестовано и расстреляно без суда. Взамен его будет создано новое марионеточное правительство из элементов, недовольных своим положением в обществе».
К этому времени Пинта Виски должен закончить подпольное формирование штурмовых отрядов, а Прох Хиндей довести религиозный психоз до предела. «Нужно устроить заваруху, неважно какую, — говорит гангстер, — чтобы дать отрядам Пинты вмешаться для наведения порядка».
Но ведь это план проведения «цветной революции», а по сути, так как на Галатее коммунистический строй, — контрреволюционного реакционного переворота!
По такому плану был совершён переворот в социалистической Румынии в 1989 году. Генеральный секретарь ЦК Румынской Коммунистической партии Николае Чаушеску и его жена Елена Чаушеску, видный партийный деятель, были арестованы группой военных и 25 декабря 1989 года фактически без суда (так называемый Чрезвычайный военный трибунал, в течение трёх часов решивший судьбу четы Чаушеску, — чисто постановочный) были расстреляны. Расстреляны через 15 минут после вынесения приговора «трибунала».
Чаушеску, наверное, самая противоречивая фигура среди руководителей социалистических стран Восточной Европы. Он совершил немало ошибок. Но до конца своих дней он был верен идеям коммунизма и погиб в борьбе с силами, стремящимися подчинить Румынию заправилам мирового империализма. По воспоминаниям участников расстрела, перед смертью Чаушеску пел «Интернационал».
Руководители других европейских социалистических стран, а также СССР избежали такой страшной участи. Но общим для этих стран было то, что я назвал бы сознательно разжигаемым антикоммунистическим психозом. Не религиозным, как в рассказе Варшавского, а социально-политическим, но крайне острым и тяжёлым. В СССР мы это пережили после 1985 года.
Страна в социально-политическом отношении исключительно спокойная и благополучная, СССР, а затем государства на её территории пережили всплеск политического насилия. События 3—4 октября 1993 года в Москве, чеченские войны, «майдан» на Украине и всё, что за ним последовало. Всё было сделано в соответствии с советом Люпуса Эста своему подручному бандиту Прох Хиндею:
— Забудь о своей профессии, болван! Теперь ты политик, один труп не решает вопроса и только привлечёт к нам внимание. Нам нужны миллионы трупов, без этого невозможна настоящая власть. Научи их стрелять друг в друга.
На Галатее «цветная революция» не прошла. Не нашлось там людей, готовых войти в «правительство национального освобождения». Не удалось вызвать социальную рознь, натравив одну часть общества на другую. Не оказалось и желающих идти в штурмовые отряды.
Не получилось трём авантюристам захватить власть на Галатее и сменить социальный строй.
В СССР подобное произошло. Произошло подобное, правда в рамках буржуазного строя, и на Украине.
Почему?
Из многообразных внутренних причин, приведших к крушению социализма в СССР и реставрации капитализма — экономических, политических, социально-психологических, — я остановлюсь на последних.
Недовольные социалистическим строем, правящей Коммунистической партией в Советском Союзе были. Иногда они вставали на путь борьбы с Советской властью, становились диссидентами.
Вот что говорил о диссидентах в одном из своих выступлений Ю.В. Андропов в 1967 году:
«Но значит ли, что развитой социализм застрахован от появления отдельных лиц, чьи действия не вписываются ни в моральные, ни в юридические рамки советского общества? Причины тут, как известно, могут быть разные: политические или идейные заблуждения, религиозный фанатизм, националистические вывихи, личные обиды и неудачи, воспринимаемые как недооценка обществом заслуг и возможностей данного человека, наконец, в ряде случаев — психическая неустойчивость отдельных лиц».
«Такие люди в ничтожном количестве у нас ещё есть, — сказал далее председатель КГБ, — как есть, к сожалению, воры, взяточники, спекулянты и другие уголовные преступники».
Но всё дело в том, что таких людей было вовсе не ничтожное количество. Более того, преступность в 1970—1980-е годы росла, особенно экономическая преступность, как и «теневая экономика». Росло и число людей, недовольных своим положением в обществе. Особенно ярко это проявилось во время «перестройки». Появилась масса людей, чувствующих себя «обиженными» Советской властью. Кому-то она недодала колбасы, кому-то не дала квартиру. Часть научной и творческой интеллигенции сочла себя недооценённой властью по своим причинам. Эти люди считали, что при другой, как тогда говорили, рыночной, экономике и другой политической системе их ждут молочные реки и кисельные берега.
К чему это привело, мы знаем. Разочарование пришло быстро, но было уже поздно.
Ну а вывод из всего этого — и литературных произведений, которые я упомянул, и истории построения, развития и крушения социализма в СССР — таков: нужна постоянная бдительность. Каковы бы ни были успехи социалистического, а затем коммунистического строительства, в стране будут группы людей, готовых противопоставить свои личные интересы интересам всего общества.
Но это — в будущем. А какие опасности могут угрожать нам сегодня?
В нашей стране немало недовольных теми или иными направлениями политики Российского буржуазного государства, теми или иными действиями власти как в центре, так и на местах. Именно на таких людей опирается партия, борясь за достижение своих целей. А такими целями являются, как сказано в Программе КПРФ, «целостность и независимость Отечества, благополучие и безопасность, нравственное и физическое здоровье граждан».
Но дело в том, что недовольством россиян могут воспользоваться силы, враждебные национальным интересам России и интересам её трудящегося большинства.
Это могут быть и недобитые либералы, недовольные разрывом с Западом. Это могут быть просто авантюристы, которые попытаются захватить власть. Вспомним наше недавнее прошлое и одного хозяина ЧВК, организовавшего поход на Москву. Наконец, может быть попытка правоконсервативного реванша тех сил, идеал которых — порядки Российской империи. После окончания СВО, а я нисколько не сомневаюсь, что украинский фашизм мы победим, я думаю, произойдёт усиление внутриполитической борьбы за вектор дальнейшего развития страны, условно говоря, между «красными» и «белыми».
История нам не простит, если мы растеряемся. Поэтому, повторяю, нам нужны бдительность и готовность к любым, самым неожиданным поворотам и обострениям политической ситуации.
Алексей ПАРФЁНОВ, рабочий, член ЦК КПРФ. г. Дмитров,
Московская область.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.