Почему всё кончается на «у»?

Почему всё кончается на «у»?

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Татьяна Офицерова

18 декабря завершилась седьмая (осенняя) сессия восьмого созыва Государственной думы. Первую половину заседания депутаты посвятили рассмотрению законопроектов. Затем лидеры фракций и председатель Госдумы подвели итоги. С выступлением руководителя фракции КПРФ Геннадия Зюганова можно было ознакомиться во вчерашнем номере газеты «Правда».

  Мы же расскажем о двух рассмотренных на заседании палаты законодательных инициативах, которые в недалёком будущем станут законами.

Как часто с парламентской трибуны звучат слова: «ужесточение ответственности», «усиление мер защиты», «усовершенствование законодательства» и т.д. Всё это предполагает не результат, а бесконечный процесс. С законодательного конвейера ежемесячно сходят десятки законов. Так, за 2024 год Госдумой рассмотрено 1086 законодательных инициатив, 564 закона принято, в том числе за три полных месяца осенней сессии принято 233 закона.

Непрерывность законодательного процесса наглядно можно представить на примере борьбы за здоровый образ жизни наших граждан. Законы, что-нибудь ужесточающие и кого-нибудь наказывающие за подрыв здоровья нации, появляются с завидным постоянством. В прошлом году были введены существенные ограничения на продажу вейп-устройств и кальянов. На электронные сигареты были распространены правила продажи, установленные для табачных изделий: закрытая витрина, запрет торговли в интернете и возле школ, запрет рекламы и скидок. В том же законе были предусмотрены и штрафы за нарушение этих норм. Увы, меры оказались недостаточными для того, чтобы остановить распространение никотиновой заразы.

Неимоверно быстро растёт популярность электронных сигарет, особенно среди подростков. Если три года назад 4—5% несовершеннолетних потребляли вейпы, то сейчас их число перевалило за 10%. А это уже общенациональная проблема. Несмотря на действующий в нашей стране запрет на продажу табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним, доля подростков в возрасте 11—17 лет, использующих электронные системы доставки никотина (ЭСДН), составила 26%, а среди подростков в возрасте 16—17 лет — 44,7%. Проведённые опросы показали, что 72% несовершеннолетних беспрепятственно покупают ЭСДН и только 20% время от времени получают отказ.

Спрос рождает предложение. По данным Роспотребнадзора, количество точек продажи вейпов за год выросло на 130% — с 52,4 тыс. в 2023 году до 120,8 тыс. во II квартале 2024 года. При этом 43% никотинсодержащей продукции продаётся без обязательной маркировки, в 47% случаев продажа вейпов происходит с нарушениями закона (открытая выкладка, торговля вблизи школ, продажа подросткам и др.). По данным исследований, объём нелегальной табачной продукции во II квартале 2024 года составил 11,3%, никотинсодержащей продукции в IV квартале 2023 года — 68,3%.

Поэтому парламентские фракции, объединив усилия, подготовили поправки в КоАП, увеличивающие штрафы за все эти нарушения. Законодатели предложили повысить штраф за продажу табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним до 300 тысяч рублей для граждан и до 2 миллионов рублей для юридических лиц. Днём ранее был принят сразу во втором и третьем чтениях закон, устанавливающий уголовную ответственность за повторную продажу несовершеннолетним такой продукции. Кроме того, приняты поправки в закон о госконтроле, которые позволяют Роспотребнадзору проводить проверки после получения первичной информации о продаже никотина и алкоголя детям, делая контрольную закупку, и в случае подтверждения возбуждать дело об административном правонарушении. Раньше для этого требовалось разрешение прокуратуры.

Эти законы, по мнению «единороссов», должны отбить охоту у торговцев никотиновой отравой наживаться на здоровье подрастающего поколения. Но не все парламентарии настроены столь оптимистично. Если капиталист зарабатывает на этом миллионы, его не испугают никакие штрафы, убеждён Николай Коломейцев. «Почему мы не можем запретить продажу этой продукции, а всё ходим вокруг да около?!» — недоумевал депутат. В качестве промежуточного варианта фракция КПРФ предложила ввести лицензирование торговых точек, реализующих никотинсодержащую продукцию.

«Единоросс» Артём Метелев, выступавший в качестве основного докладчика по законопроекту, заявил о поддержке идеи запрета вейпов, но почему-то тут же увязал её с необходимостью получить «добро» от правительства. Только при чём тут вообще правительство, если большинство представителей законодательной ветви власти считают такое решение правильным?! Во всяком случае, из слов «единоросса» можно было понять, что он говорит от лица своей фракции. Одобряют идею запрета вейпов и фракции ЛДПР, «Справедливой России — За правду», «Новых людей». В общем, все «за», но при этом фракция парламентского большинства ждёт указаний то ли с Краснопресненской набережной, то ли со Старой площади. Видимо, законодательная власть находится не на Охотном Ряду, и ей, этой власти, совсем невыгодно вводить запреты. Тогда не будет ни акцизов, ни штрафов. Вот и тасуют парламентарии разные «у» — «ужесточая», «усиливая», «увеличивая».

Алексей Куринный провёл собственный рейд, выясняя, как работают законодательные запреты. Пройдя по нескольким точкам продажи вейпов, обнаружил, что везде они выставлены на открытой витрине и половина товара идёт без специальной маркировки. Если в минфине считать умеют, пусть прикинут, сколько тут составляют потери бюджета, а заодно и будущие затраты на здравоохранение. Известно, что употребление вейпов повышает риск развития бронхиальной астмы на 30%, хронической обструктивной болезни лёгких на 75%. Также возрастает риск развития злокачественных новообразований.

По результатам своего рейда депутат направил запросы в Роспотребнадзор и в органы внутренних дел с просьбой провести проверки, на что получил ответ: прокуратура проведение проверки не согласовала. Вынужденный как-то отреагировать на депутатский запрос Роспотребнадзор всё же нанёс торговцам электронных сигарет профилактический визит, для порядка пожурив их за нарушения.

Депутат Куринный убеждён, что к нынешней катастрофической ситуации с распространением никотинсодержащей продукции привело отсутствие нормального контроля. «Если бы каждую неделю представители соответствующих органов приходили в такую торговую точку и штрафовали её хотя бы по действующим нормам на 5—10 тысяч рублей, давным-давно был бы эффект», — полагает он. Но вместо планово-предупредительного контроля, доказавшего свою действенность, Госдума заменила его риск-ориентированным подходом, приняв в минувшую сессию соответствующий закон, который предполагает проведение проверок в зависимости от категории риска подконтрольного объекта.

Последний принятый в эту сессию в процедуре первого чтения законопроект касался организации контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов, поскольку в ряде регионов, особенно в курортных, ситуация с ними аховая: они просто превращены в стихийные свалки. Президент на совещании с членами правительства поручил найти нужное решение, как увеличить количество площадок.

За дело взялась группа сенаторов и депутатов, которая и предложила дать регионам право выбора: либо оставить полномочие по организации контейнерных площадок за муниципалитетами, если они с этим справляются (таких примеров немного, на слуху у всех разве что Москва), либо взять расходы на себя, выделяя муниципалитетам субсидии (возможно, регионы-доноры так и сделают), либо, заключив трёхстороннее соглашение, передать функцию по созданию и содержанию контейнерных площадок региональным операторам.

Третий вариант, очевидно, окажется предпочтительным: зачем регионам и муниципалитетам эта головная боль, пусть будет всё в одних руках — у регоператора. А тот уж своим коммерческим умом придумает, откуда взять деньги. Хотя тут и думать нечего. Тактика отработанная: всегда можно залезть в карман граждан. «Как такое в голову могло прийти?! — возмутились «единороссы», услышав эти опасения депутатов-коммунистов. — Тарифы на вывоз мусора если и поднимутся, то ненамного — есть ведь предельный индекс их повышения».

Но Алексей Куринный тут же смекнул, в чём подвох. Правительство региона может включить в тариф сверх установленного ограничения инвестиционную составляющую, как это повсеместно произошло с альтернативными котельными. «Вы подметили правильно, — вынужден был согласиться заместитель председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. — Но это очень серьёзная процедура». Далее «единоросс» поведал, какие препятствия в виде трёхступенчатой системы согласований — с регионом, с ФАС и муниципалитетом — надо преодолеть на этом тернистом пути. Всё это звучало устрашающе, но не убедительно.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *