Во имя памяти и будущего

Во имя памяти и будущего

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Виктор Кожемяко, политический обозреватель «Правды», член ЦК КПРФ

Да, мы обязаны воссоздавать Сталиниану непременно

Эту наболевшую тему снова всколыхнул во мне замечательный человек и настоящий коммунист Олег Александрович Прудников. Невольно подумалось: как же правильно всё-таки, что я дал ему рекомендацию в КПРФ. Московский токарь-станкостроитель наивысшей квалификации, он с честью оправдывает и высокое партийное звание! А суть того, с чем на сей раз обратился ко мне в «Правду», следующая.

«Семьдесят лет назад, — написал Олег Александрович в своём письме, — то есть в 1954 году, мать отвела меня в 1-й класс. И как раз незадолго до этого в столице были открыты новое здание МГУ на Ленинских горах и новая станция метро «Комсомольская-кольцевая». Для нас, школьников, регулярно проводились экскурсии по самым интересным местам Москвы, и неудивительно, что такие уникальные объекты сразу же привлекли особое внимание моих школьных наставников.

А ребячьи наши впечатления были потрясающие! Трудно выразить. В данном случае буду говорить о метро, потому что оттуда моя тема. Хочется спросить читателей: а вы бывали на этой станции, которая, наверное, красивейшая в мире? Подлинный подземный дворец! Я был абсолютно очарован таким чудом, созданным под руководством великого зодчего А.В. Щусева.

Сам архитектор, как нам рассказала экскурсовод, называл своё любимое детище «Залом Победы». И главное здесь оказалось «на небе», то есть на центральном своде перронного зала метростанции. Прямо-таки волшебные мозаичные фрески, запечатлевшие этапы наших величайших в истории воинских побед. Тотчас вспомнились обращённые к советским воинам слова И.В. Сталина, произнесённые им с трибуны ленинского Мавзолея на суровом параде 7 ноября 1941 года:

«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

Как сказано, а? И вот на изумительном многоцветном панно, сияющем над нами, я увидел воочию сцены тех исторических сражений, которые на века, навсегда прославили выдающихся наших отечественных полководцев.

А завершался триумфальный ряд блистательным напоминанием о том историческом параде, ставшем прологом нашей Великой Победы. Верховный Главнокомандующий Красной Армии И.В. Сталин символически вручает знамя с портретом В.И. Ленина одному из бойцов, которые прямо отсюда, от ленинского Мавзолея, уходили в бой за советскую столицу».

Я вслед за автором письма о впечатлениях, пережитых им при первом взгляде на мозаичные творения по эскизам гениального русского художника Павла Корина, привёл его, моего друга Олега Прудникова, слово: потрясающие. Так он воспринял и прочувствовал тогда встречу с одним из величайших мгновений нашей отечественной истории, которое было неповторимо воспето в заключительной части грандиозного мозаичного панно.

Однако не меньшим, а может, даже большим потрясением, но, конечно, с чёрным негативным окрасом, стал в своё время (и не только для Олега Александровича!) неожиданный факт: вдохновенный труд великого Мастера вдруг исчез с такого знакомого и дорогого душе места.

Впрочем, не совсем же вдруг. Ещё достаточно много среди живущих сограждан тех, которые, как и я, происходившее тогда хорошо помнят. Как исчезло с Мавзолея имя Сталина, правомерно поставленное здесь после его смерти рядом с ленинским именем. А потом, под покровом хрущёвской ночи, накрывшей страну, всё, буквально всё, что так или иначе напоминало о Сталине, моментально стало исчезать.

О, сколько же памятного в кратчайший срок бесследно кануло в небытие! Монументы, картины, где вождь изображён, посвящённые ему стихи и песни… Кто-нибудь пренебрежительно хмыкнет: «Подумаешь, невелика потеря. Это же всё не искусство, то есть не от души, а конъюнктура, именно тот самый пресловутый официозный культ».

Бывало, разумеется, и так. Негодные примеси, тем более несущие выгоду корыстолюбцам, не исключены даже в самом большом и святом деле. Но сказать, что всё о Сталине в искусстве было тогда не от души, а потому настоящим искусством не является… Нет уж, господа, враньё это. Самое что ни есть оголтелое враньё!

Мои доказательства, свидетельства, факты, даже представленные в кратчайшей форме, не уместились бы и на целой газетной странице. Да если одни только песни напомнить! Нынешние-то поколения не слыхивали их, а это ох как жаль.

  От края до края,

по горным вершинам,

Где гордый орёл

                  совершает полёт,

О Сталине нашем,

                     родном и любимом,

Прекрасную песню

                  слагает народ.

Летит эта песня

                    быстрее, чем птица,

И стан угнетателей

           злобно дрожит.

Её не удержат посты

                     и границы,

Её не удержат

                    ничьи рубежи!

Всегда воспринимал я это как шедевр. К тому же ведь и какое исполнение было! Представьте себе неподражаемый Александровский ансамбль — его мощь и одновременно тончайшую лирическую проникновенность…

Увы, все те песни наглухо законопачены уже более семидесяти лет! Иногда, как сознательный вызов, прорвётся в «Марше артиллеристов» Тихона Хренникова и Виктора Гусева (из кинофильма «В 6 часов вечера после войны»): «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» И переглядываются спевшие это: вот какие мы храбрецы.

Да, положено-то петь с неких пор: «Точный дан приказ». А что-то не ахти это поётся. Видно, и в самом деле из песни слова не выкинешь.

Выкинули, однако, много чего выкинули. На радость ли? На пользу? А в чём они? Неправда коробит и увечит сознание, только и всего.

Знаете, до чего дошло? Я держал в руках издание «Молодой гвардии» Александра Фадеева, где полностью были изъяты страницы, рассказывающие, как молодогвардейцы Краснодона слушали по своему самодельному радиоприёмнику сталинское выступление в честь очередной годовщины Великого Октября. Куда же дальше-то ехать? И это разве не относится к разряду фальсификации истории?

Как ни горько, но приходится признать: даже десятилетия без Сталина превратились в попытку настоящего убийства его. Или глухим забвением (чтобы ни-ни о нём, ни слова!), или густопсовой клеветой. Правда, теперь уже можно твёрдо сказать: попытка та «изо всех сил» кончилась полным провалом.

Да, теперь памятники Сталину люди стремятся установить и на только что освобождённых от необандеровцев территориях. Нет сомнений, стремление такое будет только расти. Однако достаточно ли этого?

В письмах редакционной почты «Правды» всё настойчивее звучит: нет, недостаточно. Надо же кому-то и когда-то целенаправленно взяться за возрождение Сталинианы, то есть всего, что из созданного о великом вожде советского народа ещё можно разыскать, собрать, восстановить.

А кому взяться? В этом наши читатели едины: конечно же, всем отделениям КПРФ.

Мы сейчас отмечаем 145-летие со дня рождения Иосифа Виссарионовича, пишут наши читатели. Вот и объявить бы предстоящее пятилетие до 150-й годовщины вождя Сталинской пятилеткой КПРФ. Поставив задачу собрать как можно больше материала о жизни и деятельности великого коммуниста и патриота, а особенно — воссоздать его образ в искусстве.

Есть в письмах и другие, причём конкретные пожелания. Например, несколько авторов вспомнили Выставку подарков И.В. Сталину, которая была открыта в Москве после его 70-летия, отмеченного в 1949-м. Ясно, что подарки те были гораздо более масштабного значения, чем просто личные. А сохранились ли они? Ведь это же было неподдельное мировое признание выдающихся заслуг советского руководителя перед всем человечеством!

Действительно, как важно было бы повторить такую выставку в нынешнее время. Она о многом сказала бы нашим согражданам сегодня. И, конечно, не только она…

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *