Профессор Катасонов: «Нынешним министрам не мешает курс «экономики Сталина» пройти»

Профессор Катасонов: «Нынешним министрам не мешает курс «экономики Сталина» пройти»

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Валентин Катасонов

Сто лет назад экономику нашей страны (тогда она называлась Советским Союзом) называли аграрной. В результате индустриализации, которая началась с конца 1920-х годов, СССР накануне Великой Отечественной войны был уже страной промышленной. Таковой наша страна оставалась и после войны.

В 1958 году доля промышленного производства в ВВП составила 59,3%, в последующие годы этот показатель превысил уровень в 60%. В 1975 году он равнялся 64,7%; 1980 г. — 63,5%. Остальное приходилось на сельское хозяйство (14,1% в 1980 году); строительство (9,6%); транспорт и связь (4,4%); торговлю, материально-техническое снабжение и прочее (8,4%). («Народное хозяйство СССР. 1922−1982. Юбилейный статистический ежегодник. — М., 1982, с. 67).

Еще после окончания первой пятилетки Советский Союз вышел на второе место в мире по промышленному производству (после США). После Второй Мировой войны разрыв между СССР и США по объему промышленного производства сокращался. В 1970 году доля Советского Союза в мировом промышленном производстве составила 16,2%.

После краха СССР на его обломках была создана Российская Федерация. С самого начала ее экономика стала функционировать на либеральных принципах, произошла радикальная перестройка структуры экономики. Россия вписалась в мировой тренд движения человечества в сторону так называемого «постиндустриального общества».

В структуре мировой экономики и экономики большинства стран мира эта тенденция проявлялась в том, что доля промышленности и других отраслей реального сектора экономики падала, а доля сектора услуг стремительно росла. Причем в ВВП многих стран доля услуг стала доминирующей, существенно превышающей 50%.

Такие тенденции не были обусловлены какими-то объективными причинами. Они диктовались и продолжают диктоваться мировой элитой (разговор о планах мировой элиты по построению нового мирового порядка, которые в том числе включают переход человечества к «постиндустриальному обществу», я выношу за рамки данной статьи).

Согласно последним оценкам Международного валютного фонда (МВФ), структура мирового ВВП в 2023 году выглядела следующим образом (%): промышленность — 30,5; сельское хозяйство — 5,9; сектор услуг — 63,6. Т.е., оказывается, вклад сектора услуг в создание ВВП более чем в два раза превышает вклад промышленности.

У США доля сектора услуг составила 75,3%. А у таких стран, как Франция, Великобритания, Бельгия, Дания она была еще выше. У России данный показатель составил скромную величину в 60,1%.

Т.е. ниже среднемирового показателя. И, тем не менее, мы уже оказались в постиндустриальном обществе, т.е. обществе, где доля сектора услуг превышает половину. В отличие от некоторых «отсталых» стран, где эта доля все еще меньше половины (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Иран).

Более подробную информацию о структуре российской экономики мы можем найти на сайте Росстата. Вот картина по итогам 2023 года. Оказывается, на добывающую промышленность пришлось 12,4% созданного ВВП, а на обрабатывающую — 13,7%. В сумме получается всего 26,1% ВВП. Даже ниже, чем в данных МВФ, который оценил этот показатель в 36,0%.

Я подозреваю, что МВФ фактически дал оценку доли всего реального сектора экономики (за исключением сельского хозяйства), приплюсовав к промышленности ряд других отраслей (энергоснабжение, водоснабжение, переработка отходов, строительство и др.).

А вот информационный ресурс TheGlobalEconomy.com (который пользуется базой данных Всемирного банка), наоборот, дает оценки доли промышленности в ВВП России более низкие по сравнению с данными Росстата.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП России по итогам 2023 года, согласно этому источнику, равняется 12,45%. TheGlobalEconomy.com дает рейтинг стран (всего 127 стран) по доле обрабатывающей промышленности в ВВП; Россия в этом рейтинге оказалась на 67 месте! Т.е. во второй половине списка, находясь между Эквадором и Северной Македонией. Для сравнения: у таких крупных экономик, как Китай, Германия и Индонезия показатели равнялись соответственно 26,2; 19,0; 18,7%.

Конечно, обрабатывающая промышленность бывает разной. Бывает обработка исходного материала (сырья) с низкой добавленной стоимостью. Например, производство бензина и мазута из нефти. А бывает с высокой и очень высокой, когда добавленная стоимость многократно превосходит стоимость исходного сырья. Особо высоким удельным весом добавленной стоимости отличается машиностроение.

Уровень технологического развития страны определяется прежде всего ее позициями в области машиностроения. Чем более развито машиностроение, тем крепче позиции страны в мире, тем больше потенциал экономического развития.

Вот рейтинг 145 стран по доле машиностроения в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности (по итогам 2019 г.), размещенный на сайте IndexMundi Россию мы находим на 54-й строчке рядом с Южной Африкой и Сербией.

У нее доля машиностроения в обрабатывающей промышленности составила 13,26%. А лидерами здесь являются такие страны, как Южная Корея (48,33%), Япония (45,20%), Германия (43,62%). У ведущих экономик мира — США и Китая — показатель оказался равным 28,72 и 24,53% соответственно. Россия от них отстает примерно в два раза.

Приведенные цифры показывают, что Россия очень уж стремительно за последние три десятилетия превратилась в постиндустриальное общество, опережая в этом многие экономически развитые и развивающиеся страны.

Ее постиндустриализм проявляется в том, что у нас на сегодняшний день имеется большое количество секторов экономики, которые, если верить данным Росстата, вносят гораздо более весомый вклад в создание валового внутреннего продукта (ВВП), чем обрабатывающая промышленность и машиностроение. По данным Росстата отрасли, включенные в группу «машиностроение», в 2023 году создали 2,4% ВВП.

А вот вклад в создание ВВП основных «постиндустриальных» отраслей (%): оптовая и розничная торговля — 13,4; деятельность по операциям с недвижимостью — 10,3; государственное управление — 7,8; финансовая деятельность — 5,2; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги — 2,3.

Получается, что государственные чиновники обеспечивают гораздо больший вклад в создание ВВП, чем все машиностроение, включая электронику, производство электрического и механического оборудования, автомобилей, самолетов, турбин, станков, кузнечно-прессового оборудования, медицинской, технической и научной аппаратуры и т. п. Некая таинственная «административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги» внесла примерно такой же вклад, как все российское машиностроение.

Нам на протяжении многих лет твердят об импортозамещении и укреплении технологического суверенитета России. Мне не нравится слово «импортозамещение». Наши чиновники понимают это слово своеобразно. Некоторые считают, что импорт из стран Запада, которые стали в одночасье «недружественными», следует заместить импортом из стран «дружественных».

Другие считают, что синонимом «импортозамещения» является слово «локализация». Мол, организуем на территории России производство своих автомобилей, станков, электрооборудования и проч., наладив импорт необходимых для такого производства узлов, деталей и комплектующих.

Т.е. импорт готовой продукции следует заместить импортом комплектующих. Правда, есть большое сомнение, что подобные импортозамещающие манипуляции поддержать и укрепить технологический суверенитет России. Скорее, наоборот.

Правильным и точным, по моему мнению, является слово «индустриализация». Услышав этого слово, наши сограждане вспомнят о той индустриализации, которая проводилась в Советском Союзе. А вспомнив о ней, могут также вспомнить о том, как она проводилась.

Первая пятилетка заложила фундамент тяжелой промышленности СССР в виде гидро- и тепловых электростанций, предприятий черной и цветной металлургии, новых угольных шахт и нефтебуровых вышек, нефтеперерабатывающих заводов и т. д. Приоритетом второй пятилетки стало развитие машиностроения.

Строились машиностроительные заводы по производству автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, производственного оборудования для всех отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Создавалось отечественное производство средств производства, что должно было обеспечить, выражаясь современным языком, «технологический суверенитет» Советского Союза.

Свои особенности были и у третьей пятилетки (выполнение которой было прервано Великой Отечественной войной). Особый приоритет перед войной получили производства оружия, боеприпасов и военной техники. Кроме того, стало наращиваться производство потребительских товаров (в предыдущие две пятилетки приоритет был в пользу ускоренного развития производства средств производства).

Глава советского государства Иосиф Сталин в 1931 году на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50−100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Историей нам было тогда отведено точно десять лет. И мы успели пробежать это расстояние за отведенные десять лет, преодолели свое отставание от Запада. Кроме того, мы укрепили свою обороноспособность. Успели подготовиться к нападению фашистской Германии.

Наконец, мы стали экономически независимыми, самодостаточными. Добились 100-процентного технологического суверенитета. На протяжении нескольких лет (особенно в годы первой пятилетки) СССР делал на мировом рынке гигантские закупки. Но почти исключительно машин и оборудования производственного назначения (выражаясь современным языком, «инвестиционных товаров»). Пикового значения советский импорт достиг в 1931 году — 3,851 млн рублей (по курсу рубля 1950 года).

Во второй половине 1930-х годов советский импорт стал сокращаться. В 1939 году его величина составила 749 млн рублей.

По сравнению с 1931 годом сокращение более чем в пять раз. «Мотор» советской экономики в виде машиностроения, производящего машины и оборудование для всех отраслей народного хозяйства, на рубеже 1930−40-х годов заработал на полную мощность. Подробнее об этой странице нашей истории читатель может узнать из моей книги «Экономика Сталина» (М., 2014), особенно из главы 4 «Сталинская индустриализация: импорт машин и оборудования».

Если бы у нас проводилась настоящая индустриализация, то мы давно уже имели бы другую структуру импорта Российской Федерации. А у нас на протяжении всех лет существования Российской Федерации самой большой статьей импорта была и остается товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства». Ее доля в российском импорте в этом столетии устойчиво выше 40%. В 2014 году, когда правительство РФ объявило об импортозамещении, доля равнялась 47,6%.

А вот данные за последние годы (%): 2019 г. — 46,2; 2020 г. — 47,8; 2021 г. — 49,3; 2022 г. — 48,6; 2023 г. — 51,1. За десять лет никаких особых сдвигов в товарной структуре импорта не произошло. Более того, как я отметил выше, стал быстро расти импорт комплектующих и деталей, используемых в так называемой «локализации». С учетом этих изделий, проходящих по другим товарным группам, доля машинотехнического импорта будет еще выше. Я уже не говорю о том, что в стоимостном выражении объемы машинотехнического импорта России постоянно росли (даже если выражать в постоянных ценах).

Опять возвращаюсь к сталинской индустриализации. Те времена были для нас очень непростыми. По разным причинам. В том числе и потому, что мы тогда были первопроходцами в деле импортозамещающей индустриализации. Действовали методом проб и ошибок. И даже несмотря на ряд ошибок, мы все-таки добились тех целей, которые были поставлены руководством страны в конце 1920-х годов, когда начинали индустриализацию. Одной из главных причин успеха было наличие у страны стратегии индустриализации. С четкими целями, средствами достижения целей и алгоритмами (временными рубежами).

Нам сегодня проще. Мы имеем бесценный опыт. И должны им немедленно начать пользоваться. С чего начать? С разработки стратегии импортозамещающей индустриализации. Кстати, у нас еще в 2014 году был принят закон о стратегическом планировании. Он, между прочим, предусматривает разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. До сих пор такой стратегии нет. Она должна быть срочно разработана и включать в себя стратегическую цель импортозамещающей индустриализации. Стратегия должна предусматривать возвращение России из состояния «постиндустриальной» в индустриальную. Как это было в СССР.





Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *