С повышенным градусом социального напряжения вошёл в новый год Казахстан. Падение реальных доходов и растущее неравенство вызывают протесты. Всё больше граждан убеждены, что страна развивается в неправильном направлении.
Стереотип, согласно которому канун нового года — это время радости, подарков и чудес, при капитализме работает далеко не для всех. Большинство трудящихся встречают праздник с чувствами тревоги за будущее и возмущения царящей несправедливостью. Рабочих горнопромышленной корпорации «Казахмыс» это заставило обратиться к крайнему средству. Во второй половине декабря сотни шахтёров медных рудников «Южно-Джезказганский» и «Жыланды» в Улытауской области отказались подниматься на поверхность. В знак солидарности прекратили работу их коллеги на шахтах «Саяк» и «Жайсан», а также коллектив Джезказганского медеплавильного завода.
Претензий у людей накопилось немало. В частности, они потребовали увеличения зарплат. Превознося собственную «заботу» о подчинённых, руководство корпорации обычно приводит в пример проходчиков, получающих за свою опасную работу более миллиона тенге (200 тыс. руб.). Однако другие категории работников получают в разы меньше — 300—400 тысяч тенге (60—80 тыс. руб.). Также горняки выступили за улучшение условий труда, организацию качественного питания, расширение охвата санаторно-курортным лечением. Нередко людей, «заработавших» такие профессиональные заболевания, как силикоз, увольняют по решению врачебных комиссий с мизерными компенсациями.
Рабочих не может не возмущать тот факт, что эксплуатация их труда и экономия на их здоровье позволили владельцам «Казахмыса» стать одними из богатейших людей страны. Получив гордость промышленности Советского Казахстана — Джезказганский горнометаллургический комбинат — в свою собственность в результате приватизации, бывший инструктор Ленинского райкома партии и заместитель председателя Московского райисполкома Алма-Аты Владимир Ким сегодня является богатейшим человеком страны. Имея состояние в 7,1 миллиарда долларов, он вошёл в список 500 миллиардеров, опубликованный в начале января агентством «Блумберг». Богатства его напарника Эдуарда Огая скромнее — «всего» 800 миллионов долларов. Однако нужно отметить, что за последние пять лет они выросли вчетверо.
Власти, когда-то передавшие в руки подобных дельцов куски общенародной собственности, теперь охраняют их активы от посягательств «черни». Сразу после начала забастовки чиновники осудили рабочих. В министерстве труда и социальной защиты населения назвали выступление незаконным, потребовали от шахтёров вернуться к работе и напомнили об ответственности. Как утверждают власти, сотрудники должны были официально направить требования работодателю, а при невозможности разрешения проблемы к делу подключилась бы примирительная комиссия.
Ободрённые подобной поддержкой, владельцы отказались выполнять требования работников. Последние получат в наступившем году жалкие подачки вроде повышения зарплаты на уровень инфляции, увеличения числа детей, отправляемых в летние лагеря, с 1300 до 1500, дополнительных льгот для родителей с детьми-инвалидами и т.п. Никакие кардинальные изменения рабочих не ждут. А чтобы люди не тешили себя напрасными надеждами, шахты с бастовавшими были окружены отрядами полиции «для предотвращения провокаций». Активистам стали поступать звонки от сотрудников комитета национальной безопасности. В результате спустя пять дней бастовавшие были вынуждены вернуться к работе.
После наступления нового года забастовочную эстафету подхватили водители общественного транспорта в Уральске (на снимке). Зарплаты им выдаются с задержками, а отчисления в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования не производятся уже полгода, из-за чего людей отказываются принимать в больницах. И это при том, что водители работают по 12 часов в сутки и нередко вынуждены тратить собственные средства на дозаправку автобусов. Власти города, несколько лет назад передавшие общественный транспорт частникам, пригрозили работникам штрафами.
Условий, способствующих разрастанию протестов, меньше не становится. 27 декабря замминистра труда и социальной защиты населения Олжас Анафин заявил, что благодаря комплексной программе поддержки малообеспеченных семей за последние два года из бедности вышли 107 тысяч человек. Оптимистические реляции между тем опровергаются даже официальной статистикой. Если в первом квартале 2024 года уровень бедности в Казахстане составлял 4,6 процента, то во втором квартале он поднялся до 5,1 процента, а в третьем и вовсе составил 5,4 процента. Это означает, что за считанные месяцы ряды малоимущих пополнили почти 200 тысяч жителей, а общее число бедняков приблизилось к 1,1 миллиона. В четырёх регионах — Мангистауской, Джетысуйской, Абайской, Туркестанской областях — уровень бедности превысил 8 процентов.
Это закономерное следствие социально-экономических тенденций. Если среднедушевые номинальные денежные доходы населения выросли за последний год на 2 процента, то реальные упали на 6 процентов.
Нарастание недовольства фиксируют даже официозные социологические службы. Казахстанский институт стратегических исследований при президенте (КИСИ), например, сообщил, что 42,3 процента опрошенных граждан назвали минувший год для республики «скорее трудным» или «плохим, очень тяжёлым». Утверждения той же организации, что уровень доверия президенту достиг 81 процента (с ростом почти на 7 процентных пунктов всего за два месяца), выглядят не очень убедительными.
Опрос, проведённый сервисом поиска вакансий HeadHunter Казахстан, в свою очередь установил, что 48 процентов жителей, имеющих работу, хотели бы её поменять. Главные причины — низкая зарплата, тяжёлые условия труда, переработки. В построенном после 1991 года обществе миллионы людей обречены на фактическую дискриминацию в пользу небольшой кучки богатеев.
Сергей КОЖЕМЯКИН.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.