Захват исламистскими группировками власти в Сирии угрожает не только Ближнему Востоку, но и Центральной Азии. Террористы из республик региона получили командные посты в новой армии и вряд ли откажутся от искушения дестабилизировать ситуацию у себя на родине.
Всплеск религиозного экстремизма, произошедший после разрушения Советского Союза, в значительной мере подпитывался из-за рубежа. На первых порах решающими факторами были близость Афганистана, а также деятельность организаций из арабских монархий, работавших под вывеской «благотворительных фондов».
В прошлом десятилетии исламистское подполье получило дополнительный толчок. Гражданская война в Сирии, успехи «Исламского государства»*, «Джебхат ан-Нусры»* и других джихадистских группировок стали магнитом, притягивающим боевиков со всего мира. Из одного Таджикистана, по данным правоохранительных органов, на Ближний Восток отправились две тысячи человек. Сотни «рекрутов» приехали из Киргизии, Казахстана, Узбекистана. При этом реальные цифры могут быть куда внушительнее. Только за первую половину 2019 года на северо-востоке Сирии были задержаны более двух тысяч граждан стран СНГ, сражавшихся на стороне «Исламского государства»*.
«Экстремистский поток» не был направлен в одну сторону — на Ближний Восток. Получив доступ к оружию, пройдя боевую и диверсионную подготовку, объединившись с единомышленниками, выходцы из центральноазиатских стран пытались использовать опыт и ресурсы для переноса террористической активности в регион. В 2016 году террорист-смертник, связанный с ближневосточными группировками, устроил теракт в посольстве Китая в Бишкеке. В том же году произошли кровавые нападения с десятками жертв в казахстанских городах Актобе и Алма-Ата.
Несмотря на разгром основных сил террористов в 2016—2019 годах, тысячи иностранных боевиков оставались в рядах окопавшихся в Идлибе отрядов. Из уроженцев Таджикистана, Узбекистана и других стран была сколочена «Туркестанская бригада», действовавшая в союзе с группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам»*. После захвата исламистами Алеппо в интернете появился видеоролик, в котором группа вооружённых людей захватывает христианский монастырь. Один из боевиков заявляет на таджикском языке, что территория отбита у «неверных».
Влияние, которое выходцы из Центральной Азии имеют в сегодняшней Сирии, показали события после свержения правительства Башара Асада. В начале января стало известно о назначении главой оперативного штаба министерства обороны Сайфиддина Таджибоева с присвоением ему звания полковника. В 2013 году он вместе с братом покинул родной Таджикистан, присоединился к джихадистским группировкам и стал одним из лидеров террористической организации «Джамаат ат-Таухид валь-Джихад»*. На этом связи Таджибоева с республикой не оборвались. Пользуясь различными средствами связи и прибегая к помощи сторонников, он активно вербовал в ряды экстремистов сограждан. В Таджикистане против главаря боевиков возбуждены уголовные дела по статьям о наёмничестве и терроризме, он объявлен в розыск.
Помимо Таджибоева, руководящие должности в новом правительстве получили другие иностранные боевики. Среди них албанцы, а также уйгуры, приехавшие в Сирию из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Наивно полагать, что, получив власть и фактическую легитимацию со стороны Запада, эти головорезы не используют их для распространения «движения джихада».
Республикам Центральной Азии это грозит большими неприятностями. Исламистское подполье имеет здесь крепкие позиции. В Джалал-Абадской области Киргизии в конце прошлого года была раскрыта крупная ячейка экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир»*. Задержаны 22 человека. С помощью подпольной типографии они распространяли пропагандистские материалы и вербовали сторонников.
В Казахстане за прошлый год за террористическую и экстремистскую деятельность были осуждены 84 человека. Процессы продолжились с началом нового года. В январе к семи годам заключения был приговорён житель Тараза (бывший Джамбул). По данным комитета национальной безопасности республики, он призывал к участию в боевых действиях на стороне террористов за рубежом и сам планировал к ним примкнуть.
Ещё больше времени придётся отбывать наказание жителю узбекского Андижана. За перевод денег террористическим организациям в Сирии и создание экстремистской группы он получил десять с половиной лет тюрьмы. Другой гражданин республики — житель Ферганской области Худоёр Нуриддинов — объявлен в розыск. Он принимал участие в боевых действиях на Ближнем Востоке и размещал в интернете видеоролики с пропагандой исламистских идей.
Руководство государств региона, очевидно, понимает угрозу, исходящую от получивших легитимность террористов. Эта тема, в частности, была затронута в предновогоднем послании президента Таджикистана Эмомали Рахмона парламенту. По его словам, терроризм и экстремизм превратились в глобальную угрозу, и борьба с ними является приоритетной задачей. «Координация взаимодействия на международном и региональном уровне способствует созданию надёжного механизма совместной борьбы против угроз безопасности», — добавил Рахмон.
Однако «пробелов», которыми могут воспользоваться экстремисты, остаётся очень много. По данным компании Global Firepower, составляющей ежегодные рейтинги военной мощи стран мира, Таджикистан по этому показателю занимает последнее место в регионе. Численность армии республики — 9,5 тысячи человек. На её вооружении находятся 25 единиц авиатехники, 20 установок реактивной артиллерии, 38 танков. Для участия в военном конфликте, делают выводы аналитики, этих ресурсов недостаточно.
Слабым местом постсоветских республик являются социально-экономические проблемы. Бедность, неравенство, безработица создают питательную почву для распространения деструктивной идеологии. Ещё одну опасность представляет «неразборчивость в связях». Элиты региона укрепляют отношения с Турцией, США и Евросоюзом, которые сыграли решающую роль в сирийском перевороте. Драматические перемены на Ближнем Востоке требуют от руководителей решительного пересмотра политики, но меркантильные мотивы и зависимость от указанных сил делают эти шаги маловероятными.
* Организация, запрещённая в РФ.
Сергей КОЖЕМЯКИН.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.