Украина воюет со своей историей

Украина воюет со своей историей

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Ирина Арефьева, почётный работник туризма Украины

В давние времена наши предки говорили: «Язык до Киева доведёт». Путникам и странникам, верующим людям давали ночлег, хлеб и воду. А главное, показывали дорогу, которая вела к храму, к святым местам. Паломники шли в Киево-Печерскую лавру. Там в ХI веке, на высоких холмах над Днепром, два христианских миссионера Антоний и Феодосий вырыли пещеры и основали монастырь. Прошли века, и сегодня из Киева, с Украины, разбегаются во все стороны света миллионы людей. Они спасают детей и себя, переправляются через реки, карабкаются горными тропами. В это время преступный режим уничтожает на Украине православие. Националисты и радикалы вместе с раскольниками возомнили себя всесильными и безнаказанными. В городах и сёлах избивают священников, громят храмы и оскверняют иконы.

Украинская диаспора и советские «идолы»

Мне, киевскому экскурсоводу, отдавшей этой профессии 45 лет, хотелось бы поделиться личным опытом, так как начиналось это на моих глазах. Многим людям это поможет понять, чьи речи и чья злая воля привели к репрессиям против Украинской православной церкви Московского патриархата.

Кто хоть раз бывал в Киеве, помнит место, где на самом краю Старокиевской горы открывается внизу панорама древней гавани. Там причаливали корабли, которые по Днепру прокладывали торговые пути из варяг в греки. Слова летописца Нестора «Отсюда есть пошла Русская земля» начертаны на каменном памятнике, установленном на этой горе.

Его открыли здесь в 1982 году под эгидой ЮНЕСКО по случаю 1500-летия Киева. Десятки тысяч гостей из разных стран собрало грандиозное празднование юбилея города. В историческом центре столицы яблоку было негде упасть. Мы, экскурсоводы, не всегда могли найти свободное место, чтобы разместить группу туристов. То время, 1980-е годы, было последним благодатным периодом для всех, кто устремлялся к киевским святыням. Это был праздник славянского единства.

Сразу после провозглашения независимости Украины, уже в 1991 году, страна настежь открыла двери украинской диаспоре со всего мира. В экскурсионных группах эти люди выделялись резким неприятием исторических фактов. Диаспору раздражал даже показ гор, где 15 веков назад Киев был основан тремя полянскими князьями и их сестрой. Звали их Кий, Щек, Хорив и Лыбедь. «Основали они город и нарекли его по имени брата своего старейшего — Киев», — читаем мы в летописи.

После этих слов мой рассказ резко прервали представители диаспоры. Турист из Канады потребовал называть основателей Киева украинцами. Остальная часть группы не только пришла в полное недоумение, но и попыталась возражать. Я быстро сориентировалась и постаралась привлечь внимание туристов к следующей надписи на табличке. Всей группой мы подошли к месту, где во время раскопок были обнаружены фрагменты жилищ и керамика VI века. А найденные здесь несколько монет V века помогли установить возраст Киева.

Все туристы были очень рады «потоптаться» на этом месте и сделать фотографии. Рельеф древнего Киева лучше всего сохранился в районе Подола, исторической местности, получившей своё название от расположения в долине реки. Наша тургруппа любовалась с высоты панорамой извилистых улиц Подола между горами. До наших дней они сохранили названия Гончарная и Кожемяцкая, Соляная и Дегтярная по развитым там ремёслам.

Я посоветовала всем посетить Национальный музей истории Украины, где представлена этническая основа братских народов — русского, украинского и белорусского. Наши туристы, находясь у здания этого музея, уже начинали его внимательно рассматривать. Оно было построено в 1937 году в глубине Старокиевской горы. Вдруг из группы приехавших из-за рубежа украинцев раздался негодующий голос: «Это самое страшное время оккупации Украины! Тогда везде строили эти ужасные здания с подвалами!» Женщина из этой же компании прокричала о том, что в музее скорее всего экспонаты поддельные и были привезены из «Московии». Остальные туристы от неожиданности потеряли дар речи на несколько минут.

Я попыталась спокойно уточнить, что в 1934 году столица Украины переместилась из Харькова в Киев. Поэтому в 1930-е годы в городе воздвигались целые кварталы административных зданий. Я ещё раз попыталась отвлечь внимание всех на интересные экскурсионные объекты. В месте, где мы остановились, ещё в древние времена было укреплённое городище. В нём размещалось языческое святилище. Копии языческих богов-идолов, найденные при раскопках, были установлены у входа в исторический музей.

Когда туристы стали эти скульптуры рассматривать и фотографировать, опять раздались недовольные реплики со стороны диаспоры. «Лучше поставьте здесь памятники вашим советским идолам! Они будут в стиле этого здания!» — произнёс пожилой турист из США. Слово «советский» он выговаривал нарочито медленно, по слогам, с нескрываемой брезгливостью.

Многие туристы в нашей группе  уже не могли выдержать нападки зарубежных гостей. И возмущались из-за того, что гости не желают вести себя достойно, хоть и явились с хвалёного Запада. «Оставьте свою ущербность и комплексы при себе!» — смело обратился к представителю диаспоры один из моих туристов и добавил, что никто Россию «Московией» не называет, так как у многих украинцев в России есть родственники. Диаспора, видимо, не ожидала отпора и притихла.

На Украине многие люди только в начале 1990-х годов впервые получили возможность лицезреть на киевских экскурсиях представителей украинской диаспоры. Раньше о них знали мало, только общие сведения о том, что они выходцы из городов Западной Украины. Во время Великой Отечественной войны эмигрировали, в основном, в США и Канаду.

Раскольников на порог не пустили

На одной из экскурсий туристы, затаив дыхание, слушали рассказ о Киеве Х века. Мы стояли у фундаментов Десятинной церкви, главного соборного храма Древнего Киева, построенного в 996 году. Здесь этот фрагмент был откопан археологами и к нему можно было буквально притронуться руками. На строительство первого каменного христианского храма, Десятинной церкви, Владимир Святославич выделил десятую часть княжеских доходов. Крестовокупольный храм с тремя алтарными полукружиями-апсидами был увенчан куполами.

Верующие люди к этому месту относились с благоговением. А большинство туристов ощущали особый душевный подъём, находясь у истоков российской государственности. Но такое умиротворение было не всегда. В тот раз оно прервалось небольшой группой туристов, общавшихся между собой на украинском языке. «Зачем вы преклоняетесь перед этим клочком земли! В это время в мире были построены целые города!» — попытался высмеять всех остальных мужчина из этой компании.

Я решила пока не реагировать на такое неуважение к нашей истории, а показать примерные очертания города Х века. Назывался он тогда «детинец» и занимал более десяти гектаров. Вокруг Десятинной церкви как главного придворного храма были построены грандиозные комплексы каменных дворцов. «Вот послушайте экскурсовода, династия Рюриковичей была многовековой и известной далеко за пределами Киева!» — убеждал представителей диаспоры один из туристов. Это был мужчина с двумя детьми школьного возраста. А одна женщина добавила, что недовольной компании нужно учить историю, а не позориться публично.

Я же только уточнила, что у князя Владимира было 12 сыновей. Их семейная родовая связь простиралась от Новгорода, Ростова и Смоленска до Чернигова и Переяслава. В то время эти города были удельными столицами. Но центр управления всем родом был здесь, в Киеве. «Мы единого деда внуцы», — считали потомки князя Владимира.

Во время нашествия монголо-татар в 1240 году Десятинная церковь стала последним рубежом обороны, похоронившим под своими обломками защитников города. Археологические исследования подтвердили, что храм украшали мраморные античные статуи, привезённые из Херсонеса. А стены церкви были расписаны фресками с мозаикой.

В Андреевской церкви, построенной рядом в ХVIII веке архитектором Растрелли, есть большая картина. Она называется «Выбор веры князем Владимиром». Князь, которого величали «Красно Солнышко», сначала выслушивает послов из разных мест, а потом принимает судьбоносное для Руси решение в пользу византийского православия. «Лучше бы он поехал в Рим! Украина была бы частью европейской цивилизации», — опять подал голос кто-то из украиноязычной группы. Они продолжали открыто демонстрировать мне и всем остальным туристам своё недовольство ходом истории.

Я же решила подытожить рассказ об этом периоде Древней Руси. Он заключался в том, что Византия тогда была самой передовой страной. Появляется содружество православных государств. Только на Руси было 16 епархий, чётко связанных между собой не только церковным управлением, но и этническим единством. Синонимами этого единства стали слова «православный» и «русский». Так появилось понятие «отечество». Необходимо отметить, что до 1991 года такое показательное разночтение исторических фактов, как в этой тургруппе, встречалось редко. Жители Украины из разных областей почти не спорили друг с другом.

Но ситуация изменилась, когда нахлынувшие родственники жителей Западной Украины заполонили Киев. Вдохновлённые покровительством украинской диаспоры, её публичными выходками, осмелели и жители Львова, Ивано-Франковска и Тернополя. Для многих из них даже случайные встречи в экскурсионном автобусе стали поводом покрасоваться и оскорбить других, не опасаясь последствий.

Однако последствия не заставили себя ждать. И уже в 1995 году проявились во Владимирском соборе Киева. Памятник архитектуры ХIХ века, этот собор был сооружён на средства жителей города. Тысячи прихожан не могли смириться с тем, что в 1995 году Владимирский собор был безжалостно передан раскольникам Киевского патриархата. Неожиданно в июле 1995 года наш экскурсионный автобус остановили сотрудники ГАИ. На площади собралась многотысячная толпа. Мы увидели, как милиция оцепляла сразу несколько кварталов. Это был бульвар Шевченко, одна из главных и красивых улиц Киева. По традиции её украшала аллея пирамидальных тополей.

Несколько дней перед этим по городу распространялись слухи о провокациях, которые ожидались в соборе во время отпевания митрополита раскольнического Киевского патриархата Владимира Романюка. Это было связано с тем, что до последней минуты Киевский патриархат не смог договориться с представителями власти о месте его погребения.

Воспользовавшись паузой, я рассказала туристам о том, что Владимирский собор строился долго, более 20 лет, по проекту разных архитекторов. Начинали его возводить Штром и Спарро, а завершали Беретти и Николаев. Перед каждым человеком, входящим в этот храм, открываются исторически достоверные образы и картины крещения Руси. Все внутренние росписи собора принадлежат знаменитым русским художникам Васнецову, Врубелю и Нестерову. Руководил всем внутренним оформлением храма петербургский профессор Прахов.

«Так зачем собор отдали украинским раскольникам? Посмотрите, кто тут собрался! Это что, верующие?» — возмутился мужчина из середины автобусного салона. Остальные туристы тоже обратили внимание на странного вида молодых парней, которые, казалось, чего-то ожидали у входа в храм. Они явно не были похожи на скорбящих верующих, пришедших на панихиду. «Так их притащили из Западной Украины, мы с ними утром ехали в одном поезде из Львова!» — уточнила женщина, сидевшая рядом с дочерью. Обращаясь ко всем остальным, она добавила, что все эти хлопцы в основном католики. Их попросили помочь на траурном мероприятии в Киеве.

Чтобы переключить внимание людей на экскурсионные объекты, я достала из «портфеля экскурсовода» цветные монографии с изображением внутреннего убранства храма. Там, на центральной апсиде, сиял поэтический образ Богоматери, прижимающей к себе младенца. Ребёнок простирает руки в незнакомый и прекрасный мир. Васнецов расписывал собор 10 лет и сумел увековечить святых в истинно русских образах.

Когда наконец наш автобус стали медленно пропускать в объезд собора, туристы смогли полюбоваться портретами княгини Ольги, князя Владимира и Александра Невского, находящимися над тремя входами в него. Это была уникальная мозаика, выполненная в петербургской мастерской. Туристы очень обрадовались, когда наконец ГАИ разрешила нам следовать дальше. Но уже через несколько минут автобус вновь остановила милиция. Транспорт заставили прижаться к тротуару. Оказывается, руководители Киевского патриархата решили без согласования с органами власти похоронить своего митрополита в Софийском соборе.

Траурная процессия огромной колонной начала движение по улице Владимирской, на которой мы и остановились. Я постаралась успокоить туристов и обратила внимание на мемориальную доску на доме №47. Здесь художник Васнецов написал знаменитую картину «Богатыри». В этом же здании художники-передвижники открывали выставки. Свои произведения представляли Репин, Крамской, Шишкин, Суриков и Куинджи.

Вдруг мой рассказ прервали возгласы чем-то обеспокоенных туристов. В окна автобуса мы увидели новые, уже специально экипированные отряды милиции, плотным строем перекрывавшие улицу. Стало понятно, что траурная процессия приближается. В этот момент в автобус зашёл милиционер и попросил людей воздержаться от провокаций и фотографирования. И на всякий случай убрать от окон детей.

Люди были немного напуганы, но милиционера успокоили тем, что от туристов неприятностей не будет. Даже посоветовали милиции самим быть осторожнее. «У вас часто такое бывает на экскурсии? Как это у экскурсоводов называется?» — поинтересовалась пожилая женщина. Я ответила, что не очень часто. И пытаясь всех как-то приободрить, сказала, что экскурсоводы называют такие неожиданности сопутствующей путевой информацией. Туристы заулыбались и сказали, что эту информацию они надолго запомнят.

На наших глазах милицейский кордон был прорван огромной толпой. И через несколько минут весь человеческий поток с гробом Романюка оказался на Софийской площади. А вокруг нашего автобуса уже образовался транспортный затор. Я решила продолжить рассказ о Васнецове, о том, что он родился в семье священника, но в ликах святых отразил образы живых людей со своими стремлениями и надеждами.

А в настенной живописи его герои исполнены отваги и ратной доблести. Это князь Владимир, Александр Невский и Андрей Боголюбский. В этом же ряду и образ князя Михаила Черниговского. Ещё в 1200 году он возглавил посольство к Батыю и не согласился с требованием монголо-татар поклоняться их божествам. Его замучили до смерти. Так славянский воин показал хану непобедимость русского духа.

«Да, у предков есть чему поучиться!» — прокомментировал мой рассказ мужчина в военной форме. Я обратила внимание на то, что он острее других людей в группе реагировал на бездействие власти. Наконец, весь транспорт начал медленно продвигаться, и мы оказались на Софийской площади. Огромная толпа ворвавшихся туда людей сосредоточилась у ворот соборной колокольни. В тот момент всё как будто замерло. За эти несколько минут туристы успели даже сделать фото и узнать от меня о том, что Софийский собор был построен в XI веке. Сын князя Владимира Ярослав Мудрый создал храм, где посвящали князей на великокняжеский престол, где была открыта первая на Руси библиотека. В Софии основали первую школу. В ней учились дети Ярослава Мудрого.

С киевским домом стремились породниться представители королевских домов Европы и всесильные византийские императоры. Сам князь Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа. Его сестра Мария стала женой польского короля Казимира Первого. Сыновья были женаты на византийских царевнах. А дочери Анна, Елизавета и Анастасия стали королевами Франции, Норвегии и Венгрии.

Неожиданно с одной из прилегающих к этой площади улиц прорвался отряд праворадикалов. Это были подготовленные к столкновению боевики организации УНА-УНСО*. Завязалось побоище. Милиция начала срочно убирать транспорт уже со всех частей площади. И наш автобус стал медленно спускаться на главную улицу Киева. Последнее, что увидели мои туристы, — это высоко поднятый бесновавшейся толпой гроб, с которым пытались прорваться на территорию Софии Киевской.

Поражённые этой страшной картиной, туристы многое стали осознавать. Во-первых, то, что власть в лице президента Леонида Кучмы не способна оградить от наглых посягательств даже такие мировые шедевры, как Софийский собор. А во-вторых, то, что Киевский патриархат занимается заговорами и подстрекательством к беспорядкам.

Тут же выяснилось, что одним из заговорщиков оказался экс-президент Украины Леонид Кравчук. Он решил насолить пришедшему на его место Кучме и поддержал раскольников, заверив их в полной безнаказанности.

Ненависть к единству трёх народов

На следующий день на экскурсии жители разных городов Украины активно обсуждали эти события. Тогда почти все телеканалы преподносили это столкновение с праворадикалами как главную тему дня. А хитрый Кравчук с тем же номенклатурным видом гордо сознался в своих истинных убеждениях. Признался во лжи длиною в жизнь. А Романюка похоронили посреди тротуара, у входа в Софийский комплекс. Погромщики так и не смогли ворваться на территорию государственного заповедника, который находится под охраной ЮНЕСКО.

Вскоре после этих трагических событий мы могли свободно проехать на площадь. Музей был закрыт, и возле захоронения патриарха Романюка собралась толпа людей. Я рассказала туристам, что в соборе сохранился мраморный саркофаг, в котором был похоронен Ярослав Мудрый. Есть предположение, что ещё в одном саркофаге хранятся останки княгини Ольги.

В это время со всех сторон стали доноситься реплики. Люди уже понимали, что раскольники Киевского патриархата претендовали на то, чтобы увековечить Романюка погребением его рядом с основателями Российского государства. А Украинская православная церковь Московского патриархата впервые назвала Киевский патриархат политической организацией. Это стало очевидным в 2004 году, когда раскольники вместо церковной проповеди прямо выдвигали политические тезисы. Во время первого «майдана», так называемой оранжевой революции, они открыто агитировали за прозападного кандидата в президенты Виктора Ющенко. Он стал президентом благодаря незаконному третьему туру выборов, на который украинские власти согласились под сильнейшим давлением Запада.

А июнь 1995 года на Софийской площади был репетицией насилия, а потом и молчаливого признания власти меньшинства, воплощённой в агрессивной толпе. Это и продемонстрировал первый, «оранжевый майдан». Сразу же расцвёл пышным цветом «хуторянский украинский национализм», под которым здравомыслящие люди подразумевали создание мифов об истории Украины. Этим занялся специально созданный Институт национальной памяти.

А сам президент Ющенко возглавил широкую рекламную кампанию. Он показывал коллекцию древних глиняных изделий, кувшины, блюда и украшения. Ему дарили музейные экспонаты и находки, обнаруженные во время археологических раскопок. Трипольская культура была вознесена над всеми цивилизациями и объявлена истоком украинской идентичности. Начался массовый психоз возвеличивания украинской нации.

Цель была предельно ясна: навсегда оторваться от России. На одной из экскурсий я рассказала о митрополите Илларионе, авторе знаменитого «Слова о законе и благодати». Тут же мне с разных сторон посыпались замечания, что я не назвала его украинским просветителем, а собор — украинской церковью. В тургруппе начиналась нервная перепалка, и я постаралась её не допустить. Я сообщила о том, что в соборе была организована русская митрополия. Она и стала в 1051 году церковным управлением древнерусского государства.

«Не было здесь такого государства! В России всё другое!» — раздался недовольный возглас поклонника новой украинской истории. Ющенко уродовал народ. И хотя нас, экскурсоводов, слушало и поддерживало большинство туристов, доносить неопровержимые факты становилось всё труднее. Рассказ о том, что восточнославянское единство раскинулось на полтора миллиона квадратных километров, вызывал насмешки. Многие туристы даже слушать не желали о том, что в Новгородской и Киевской Софии обнаружены на стенах одинаковые граффити. А на церковнославянском языке писали летописи во всех городах Древней Руси.

Археологические раскопки показали, что предметы быта, фрагменты строительных материалов, монеты и христианская утварь были везде одинаковы. Творцам новой украинской истории было невыносимо тяжело принять древнерусскую народность как скрепу общей с Россией идентичности. Им очень мешала Украинская православная церковь Московского патриархата. Тогда раскольникам начали помогать украинские католики. Новые учебники истории Украины не только издавались за рубежом, но и финансировались украинской диаспорой, в которой преобладали греко-католики.

Когда в 2001 году Киев посетил Папа Римский Иоанн Па-вел II, он провёл богослужение в церкви на Аскольдовой могиле. Так называется киевский парк, где по преданию князь Олег в 882 году убил Аскольда и Дира. А вскоре и на левом берегу Днепра в Киеве было начато строительство греко-католического патриаршего собора. Мнение киевлян в расчёт вообще не бралось. Многие жители западных областей Украины не задерживались в родных местах. Они устремлялись в Киев, где считали своим долгом на всех уровнях, от министра до таксиста, навязывать свои взгляды.

Когда десант католических церковных палаток в 2014 году заполонил «евромайдан», там начался ад. Православие в стране было разорвано на части. Появилась Православная церковь Украины (ПЦУ), получившая томос и строгое подчинение Стамбульскому патриархату. Это заслуга президента Петра Порошенко. Его преемник Зеленский вообще запретил каноническую православную церковь. Миллионы людей на Украине потеряли свои храмы. Президент Зеленский показал личным примером глумление над святая святых — Киево-Печерской лаврой: он устроил в Трапезной церкви молитвенный завтрак, угождая вкусам западных хозяев.

В связке с властью в городах беснуются радикалы и националисты. Они не только громят церкви и избивают священников, но и выбрасывают в мусор церковные книги. А издания русских писателей показательно сдают в переработку, сопровождая это дикими воплями, а иногда и ритуальными танцами.

На примере экскурсий по городу я рассказала, как давно это начиналось в Киеве. Трудно представить, что православная столица дожила до такого духовного опустошения. Миллионы людей покинули Украину. Но там ещё остались истинно верующие, остались здравомыслящие, помнящие о русском языке, русской культуре, общей истории. Даже на фоне пропаганды русофобии, травли и репрессий находятся те, кто подтверждает этот тезис.

В Одессе люди вышли на митинг в защиту памятника Владимиру Высоцкому. А знаменитая актриса Лариса Кадочникова на вручении ей в Киеве премии Параджанова говорила на русском языке. В ответ на призыв какого-то одиночки говорить на украинском языке, она смело заявила: «Я имею право говорить хоть на английском языке! Слышите? Уважайте меня!» Раздались аплодисменты, кто-то крикнул «Браво!». И Лариса, снявшаяся в знаменитом фильме «Тени забытых предков», продолжила говорить на русском. Эти два январских эпизода очень показательны.

* Экстремистская организация, запрещённая в РФ.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *