По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Руслан Семяшкин
«Нам песня строить и жить помогает…» Ну кто в советское время не знал этих слов и самой мелодии из известнейшей песни Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача «Марш весёлых ребят», впервые прозвучавшей в легендарной кинокомедии? А кто, скажите, мог поставить под сомнение сам необыкновенно жизнеутверждающий, оптимистичный, зовущий к новым свершениям настрой этой песни?
…Увы, настанут иные времена. Найдутся и такие либеральные подпевалы, которые обвинят композитора Исаака Дунаевского в том, что он будто бы был лишь неудачливым, но рьяным агитатором «тоталитарного строя», в представлении этих ограниченных западников и русофобов, разумеется, неспособного рождать подлинные таланты. Вроде бы, на подобную чушь нам давно уже не стоит обращать никакого внимания. Между тем не всё так однозначно. Многие сегодняшние наши сограждане не имеют представления о творчестве Исаака Осиповича, 125-летний юбилей со дня рождения которого приходится на 30 января текущего года.
А почему, собственно, музыка Дунаевского не должна была выполнять определённую пропагандистскую функцию? Само кипучее время требовало от композитора выражать общие интересы Советского государства, служить средством убеждения в разумности, справедливости его существования. Потому-то среди песен Исаака Осиповича и были своеобразные музыкально-политические лозунги, песни-агитки, песни-хроники, написанные по горячим следам политических событий, имевших всесоюзное звучание. Стахановское движение, события на Халхин-Голе, колхозное строительство, физкультурное движение — все эти темы из газетных передовиц, из сообщений по радио, с полотен транспарантов, агитационных плакатов переходили в его песни.
При этом принципиально важно отметить и то, что именно Дунаевский одним из первых среди советских композиторов уловит в музыке времени главный её ритм — ритм марша, ускоренной индустриализации страны, напряжённой, трудовой и духовно богатой жизни. Естественно, в мелодике Дунаевского отразится и типичная для 1930-х годов ораторская интонация — она звучала тогда в страстных выступлениях партийных и комсомольских вожаков, в торжественно-приподнятом чтении текстов по радио. Отсюда и выбор композитором жанров песни-гимна, песни-оды, и выбор им соответствующего стиля музыкальной речи — предельно конкретного, приподнятого, энергичного, способствовавшего объединению широких масс, мобилизации их на самоотверженный и результативный труд.
Многие из этих произведений появятся в результате плодотворного сотрудничества Дунаевского и поэта Василия Лебедева-Кумача, ставшего автором слов самых лучших и любимых в народе песен Исаака Осиповича. И удавалось им создавать такие творения, в которых были ярко представлены даже отдельные песенные фразы, музыкально-литературные афоризмы, давно разошедшиеся в народ.
Песни на музыку Дунаевского слушали и пели «от Москвы до самых до окраин». А популярным он стал в счастливом для него 1934 году, после того как на киноэкранах страны показали пастуха, наигрывавшего на дудочке мотив весёлой, легко запоминавшейся песенки. Песенка эта манила, обещая, что от неё — «легко на сердце», что «она скучать не даёт никогда», что она «жить и любить помогает» и что тот, кто с ней «по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт».
В чём же был секрет «Весёлых ребят»? Почему эта наивная песенка, этот водевильный пастух, эта далёкая от действительности, опереточная жизнь доставляли искреннее удовольствие советским гражданам? Да потому, что эта кинокомедия появилась в то время, когда после трудного начала коллективизации, полуголодных 1929—1933 годов, было покончено с безработицей. Заводы заработали во всю свою производственную мощь, отменили карточки на продовольствие, и в магазинах стали продаваться первые промышленные товары государственного производства. Продолжалась работа по всеобучу и приобщению широких слоёв населения к литературе, культуре и искусству.
«Я — певец советского преуспевания», — откровенно скажет о себе позднее композитор и не покривит душой. Его музыка станет искусством особого момента в жизни советского народа, когда довольствовались малым, но мечтали о большом и грандиозном. В те годы рабочий-стахановец чувствовал, что он «кум королю», разгуливая по Ливадийскому парку, куда его по профсоюзной путёвке отправили на отдых. Жизнь юного советского общества с каждым днём становилась всё осознаннее. Советский человек впервые возвысился над бытовыми трудностями, переставшими быть для него нерешаемыми и не оставляющими перспектив для лучшей, более содержательной и обеспеченной жизни.
Пожалуй, Дунаевский, как никто другой из композиторов тридцатых годов прошлого столетия, поэтизировал отрадные стороны городского быта. Именно в его искусстве ярко отобразилась тогдашняя действительность, о которой ему хотелось говорить возвышенно, радостно, высвечивая прежде всего самое значимое, вызывающее чувство гордости у сограждан. Посему-то и царила в его творчестве атмосфера праздника во всех его проявлениях — от домашнего празднества в «Застольной» до маршей коллективных шествий и демонстраций. Человек жизнерадостный по натуре, любитель цирка, эстрады, театра, футбола, Дунаевский насыщал свою музыку зрелищностью, красками и звуками первомайских демонстраций, спортивных парадов, массовых гуляний и пионерских сборов.
Праздничная атмосфера отразится и в его замечательных цирковых галопах, польках, маршах-выходах, в песнях на спортивную тематику. Дунаевский выразит потребность народа в юморе, веселье, шутке. Что и не удивительно, ведь у него наблюдался редкий дар комического в музыке. Вспомним его знаменитые куплеты водовоза, лоцмана, квартета поваров из кинофильма «Волга-Волга», а также знаменитую «Песенку о капитане» из фильма «Дети капитана Гранта».
Не менее важное свойство музыки Дунаевского, способствовавшее её популярности, — искренность, непосредственность переживаний. Это наблюдается даже в маршевых гражданственных песнях, которые Дунаевский стремился насыщать лиризмом и широкой распевной мелодикой. Да и вообще лирика в его песенном репертуаре занимала значительное место. В ней композитор отражал особенности своей эпохи. Но любовная лирика у Дунаевского была лишена обнажённой чувственности «цыганских романсов». По сути, композитор считал необходимым изображать лишь светлые стороны любви: зарождение чувства, первое свидание, счастье любви.
Принципиально важно отметить и ещё одну черту стиля композитора: его точный слушательский адрес, его целевую аудиторию. Это главным образом городская и сельская молодёжь. У Дунаевского было много прекрасных песен для детей и юношества: бесчисленны его пионерские, студенческие, молодёжные, спортивные, фестивальные песни и марши.
Молодость в действительности стала излюбленной темой Дунаевского, в ней, если можно так сказать, наблюдается один из главных признаков его стиля. И при этом тут же следует говорить и о символическом смысле, сконцентрированном в таком сравнении: молодость в песнях — это молодость Страны Советов, юность советского народа, решительно прокладывавшего свой путь в светлое будущее.
Вообще же стиль композитора сложился под большим влиянием как старой культуры XIX века, так и новой культуры XX века, в том числе западной. Оттого-то в музыке Дунаевского несложно обнаружить некоторые параллели с эстетикой западноевропейского развлекательного искусства: мюзик-холла, эстрады, нововенской оперетты, голливудского фильма, коммерческого джаза. Но вместе с тем в его песнях присутствовало то, чего не было ни в американской, ни в немецкой, ни в любой другой европейской массовой музыкальной культуре тридцатых годов. Это дух коллективного действия «Марша энтузиастов» и «Молодёжной», дух набиравшейся сил страны, которая «спешит и весело хлопочет», страны подлинных «искателей счастья».
Многогранность связей искусства Дунаевского с жизнью огромной страны, её многонационального народа, всего первого в мире социалистического государства сделали имя композитора по-настоящему популярным. И многие его сочинения действительно повсеместно звучали, говоря словами их с Лебедевым-Кумачом песни, «от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей».
Одному из первых советских композиторов, в основном работавшему в жанре песенного искусства, суждено было прожить жизнь непростую и достаточно рано оборвавшуюся. И в то же время его судьба была интересной, по-своему увлекательной, насыщенной творческим трудом, многими важными событиями, признанием и славой. Дунаевского отметили высокими наградами, среди которых ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста РСФСР, а также Сталинские премии: первой степени (1941 г.) за музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга-Волга» и второй степени (1951 г.) за музыку к кинофильму «Кубанские казаки».
Уроженец небольшого украинского городка Лохвица близ Полтавы, сын служащего, будущий композитор начал заниматься музыкой, когда ему минуло всего восемь лет. Первые его композиторские опыты состоялись несколько позже. В одиннадцать лет он сочинил романс «Звёзды ясные, звёзды прекрасные». Затем он поступил в Харьковскую консерваторию, которую окончил в 1919 году. Именно жизнь на Полтавщине и в Харькове оставила в судьбе Исаака Осиповича свой неизгладимый отпечаток, причём как в личностном плане, так и на его композиторском стиле.
Слух одарённого еврейского парня формировался под воздействием культурного пространства южнорусских городов, где причудливо смешались музыкальные «диалекты» русских и украинских, польских и румынских сёл и городов, еврейских местечек, цыганских таборов, поселений немецких колонистов, греков и итальянцев. Детские впечатления Дунаевского от жизни на Украине, где звучали сочные, эмоционально раскованные песни, найдут отражение в музыке к фильмам Ивана Пырьева на колхозные темы. Примеры еврейских народных мелодий, знакомые ему со времени домашнего музицирования в Лохвице, перейдут в музыку фильма Владимира Корш-Саблина «Искатели счастья». А воспоминания о юности, прошедшей в Харькове, помогут композитору создать колоритные картины южнорусского городского уклада в последней, неоконченной оперетте «Белая акация», написанной им в 1955 году.
В 1924 году Дунаевский переехал в Москву, где некоторое время возглавлял музыкальную часть Вольного театра Эрмитажа и театра Корша. С 1926 по 1929 год он руководил музыкальной частью Московского театра сатиры. Там же он написал музыку к ряду спектаклей. С 1929 по 1943 год композитор жил и работал в Ленинграде, где руководил ансамблем Ленинградского Дворца пионеров и трудился дирижёром Мюзик-холла, с 1937 по 1941 год возглавлял Союз композиторов Ленинграда, а в 1938 году избиратели Ленинградской области доверили ему стать депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва.
Дунаевскому ещё не было и тридцати, а он уже являлся автором балета «Отдых фавна», детского балета «Мурзилка», оперетт «И нашим, и вашим», «Женихи», «Ножки», «Полярные страсти», а также музыки к целому ряду пьес.
Работа над опереттами не помешала Дунаевскому опробовать свои силы и в других, ещё не изведанных областях. Так он обратился к джазовой музыке, и среди других произведений этого жанра создал «Рапсодию на темы песен народов СССР» и композицию «Музыкальный магазин», написанную для джаз-оркестра Леонида Утёсова. Сближение композитора с утёсовским коллективом принесло плодотворные результаты, особо проявившиеся в музыкальной кинокомедии Григория Александрова «Весёлые ребята». Премьерный показ её состоялся девяносто лет назад, 25 декабря 1934 года в московском кинотеатре «Ударник». Позже Дунаевский обратится к джазу и в других своих киноработах.
Период 1930-х годов стал в творчестве Дунаевского самым значительным. Музыка к кинофильму «Весёлые ребята» принесла ему всенародную известность. Этому предшествовали крайне важные события в культурной жизни страны, повлиявшие на всё советское искусство. Одним из таких событий стала реорганизация работы творческой интеллигенции, произошедшая на основании известного постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно положило начало образованию творческих союзов. Исаак Осипович, конечно, эти начинания, сформулированные руководством партии, поддерживал.Дунаевский писал музыку к фильмам различного содержания, но наиболее удачными и всенародно известными стали его сочинения, прозвучавшие в фильмах «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Девушка спешит на свидание», «Богатая невеста», «Светлый путь». И следует признать, что ему в его киноработах неизменно удавалось находить не только яркую музыкально-портретную характеристику киноперсонажа, но и блистательно передавать ритм и динамику развивающегося действия. Да и вообще музыка в этих фильмах часто определяла само действие, которое в большей степени начинало подчиняться музыкальной драматургии. Отсюда и целостность этих работ, помноженная на их практически концертную основу, придававшую им уникальный настрой большого праздника.
К музыкальным фильмам 1930-х годов тесно примыкают две созданные Исааком Осиповичем оперетты — «Золотая долина», написанная в 1937 году, и «Дорога к счастью», появившаяся тремя годами позже. В основе их сюжетов — советская тема, а главные персонажи являлись представителями трудовой советской молодёжи, напоминавшими героев фильмов «Искатели счастья» и «Светлый путь». В целом же под влиянием кино значительно изменился и музыкальный язык оперетт. На смену музыкальной пародии на опереточную арию или псевдоцыганскому романсу пришли лирическая песня и эпическая песня-баллада, а вместо каскадных номеров были введены массовые танцевальные сцены.
Самое же видное место в творчестве композитора заняли, как он их сам называл, «движенческие» песни, наполненные светом, чувством беззаботного, беспечного счастья и безграничного оптимизма. При этом его довоенные песни важны не только для понимания творчества самого Дунаевского, но и для постижения всей советской песенной музыки, именно в те годы переживавшей свой расцвет и формировавшей надёжный фундамент на будущее.
Следует подчеркнуть, что Исаак Осипович обратится к песенному жанру в годы, когда Советский Союз был на подъёме, на пути к зениту своей славы, и его авторитет на международной арене всё более возрастал. Жить тогда в стране несомненно становилось лучше и веселей. Потому-то в музыке Дунаевского вполне осязаемо присутствовали молодость страны, кипучая жизнь городов, раздолье лесов и полей.
Истинная оригинальность песенного стиля Дунаевского тех лет коренилась в первую очередь в мелодике. Его исключительная мелодическая изобретательность, «ударная» мелодическая интонация, умение сочинять рельефную, выразительную и в то же время запоминающуюся мелодию впечатляют и сегодня.
Тематика песенного творчества Дунаевского в соавторстве с Лебедевым-Кумачом широка и многогранна. В ней авторы проявляли свои незаурядные возможности создания как сугубо гражданственных, так и тонких лиричных произведений. И такое соприкосновение разных направлений позволяло им писать песни о Родине, о Сталине, о комсомольцах, железнодорожниках, водолазах, туристах, детях и многом другом.
По своему складу, содержанию и силе эмоционального воздействия предвоенные песни Дунаевского можно разделить на три условные группы. Так, первую из них составляют его незабываемые и одухотворённые песни-марши, главной стилевой чертой которых стали быстрый темп, уверенно-чёткий ритм, мажорность звучания, а иногда — лёгкость, прозрачность, лукавый юмор. Мы относим к этой группе «Марш весёлых ребят», «Песню о Родине», «Каховку», «Марш водолазов» (из фильма «Путь корабля»), «Марш трактористов», «Марш женской бригады» (из фильма «Богатая невеста»), «Песенка о ветерке» (из фильма «Дети капитана Гранта»), «Спортивный марш» (из фильма «Вратарь»), марши физкультурников, железнодорожников и другие.
Вторая группа — лирические песни, иногда приближавшиеся к характеру лирико-бытового романса. К ним относятся песня Груши из «Вратаря», песня «Дорогой широкой» и ряд других сочинений.
К третьей группе песен Дунаевского следует отнести его шуточные, комедийные куплеты вроде «Песни водовоза» или «Песни об отважном капитане». При всей своей заурядности и относительной скупости музыкального содержания, они стали чрезвычайно популярными и любимыми в народе. Особая их энергетика и позитивный настрой позволили этим шуточным песням обрести долгую жизнь, продолжающуюся и ныне.
Явлением во всём советском песенном искусстве стала «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…»), написанная на стихи Лебедева-Кумача. Она в наибольшей степени характеризует жанровые, стилевые предпочтения Исаака Осиповича, а также говорит о его несомненном советском патриотизме и преданности идеалам Октября.
Мелодия этой песни была интонационно родственна русским народным напевам. В её первых фразах нам слышится некоторая интонационная близость к известной песне о Стеньке Разине («Из-за острова на стрежень»). Но тут же твёрдая поступь марша преображает старые мелодические обороты. И если старые волжские песни ассоциируются с просторами невспаханных полей, то, очередной раз слушая «Песню о Родине», представляешь просторные площади и улицы столицы и других советских городов, запечатлённые в кинохронике многотысячные колонны демонстраций, идущие по ним.
Над страной весенний ветер веет,
С каждым днёмвсё радостнее жить.
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить!
Но сурово бровимы насупим,
Если враг захочет нас сломать, —
Как невесту, Родину мы любим,
Бережём, как ласковую мать.
Образ Родины в словах Лебедева-Кумача конкретный, вполне осязаемый, наполненный всем тем, что делает её сильнее и величественнее. И вместе с тем в музыке Дунаевского слышалось что-то чрезвычайно простое, родное, знакомое нам с детства, способное объединить и настроить на особый созидательный лад.
С началом Великой Отечественной войны Дунаевский вместе с ансамблем железнодорожников предпринял длившуюся двадцать два месяца поездку по городам страны. Этот ансамбль выступал тогда для тружеников тыла, ковавших оружие победы. Творческая деятельность композитора в кино и театре, естественно, временно прервалась, но работать над новыми песнями он не прекратил. Вскоре после начала войны он создал песню «На врага! За Родину, вперёд!», которую часто можно было слышать на фронте. Всем известна и написанная Исааком Осиповичем на стихи Марка Лисянского и Сергея Аграняна песня о Москве («Дорогая моя столица»), уже без малого тридцать лет являющаяся её официальным гимном.
Написал в годы военного лихолетья Дунаевский музыку и к другим песням, наиболее известны из которых «Песня девушек-бойцов», «Военный марш железнодорожников», «Песня молодости», «Комсомольский марш». Но его произведения военного времени всё же не могут по своей популярности сравниться с песнями довоенными, которые хорошо знала вся страна. И объяснение этому кроется в том, что Дунаевский являлся певцом радости, счастья, в палитре которого светлые, радужные краски заметно преобладали над суровыми и драматическими. В этом-то и причина того, что военные песни композитора окажутся менее увлекательными и яркими, нежели песни о мирной жизни.
Немалое значение имел и временный перерыв Дунаевского в киноработе, всегда вдохновлявшей и окрылявшей восприимчивого и по-своему чувствительного Исаака Осиповича. К сему добавим, что нельзя назвать успешными и его работы в области крупных концертно-вокальных форм, осуществлённые им также в годы Великой Отечественной. По существу, написанные композитором кантаты «Ленинград, мы с тобой» (слова С. Липкина), «Мы придём!» (слова Л. Мартынова) не соответствовали как характеру дарования композитора, так и его индивидуальному стилю. Наличествовали в них и другие огрехи, не позволившие этим сочинениям заслужить особое внимание.
Ведущим жанром в творчестве композитора в послевоенное время стала оперетта. В 1947 году состоялась премьера «Вольного ветра» (либретто В. Винникова, В. Крахта, В. Типота), а в 1950 году — «Сына клоуна» (либретто Е. Помещикова и В. Типота). «Белая акация» (либретто В. Масса и М. Червинского) и новая редакция «Золотой долины» (либретто М. Янковского и Л. Левина) стали последними сочинениями Дунаевского в этом жанре.
Оперетты тех лет значительно отличались от ранних сатирических. Они логически продолжили предвоенные опыты в области музыкальной кинокомедии. Как отмечал сам композитор, «новый стиль советской оперетты определила положительная идея, а вместе с ней и положительный герой (героиня). В основе советской оперетты лежит драматический конфликт, имеющий общественные корни и направленный на победу и утверждение идей советского общества и советской морали».
Все вышеназванные сочинения — лирико-комедийного плана. Сюжет каждого из них содержал какую-либо социально-этическую идею, например идею дружбы народов («Золотая долина») или борьбы за мир («Вольный ветер»).
Отметим также и то, что в поздних опереттах Дунаевского значительно изменится сам характер музыки. На смену пародийному стилю, опереточной арии или куплету пришёл песенный язык, сообразный социальному происхождению героев — инженеров, геологов, колхозников, моряков, артистов цирка. Как и в кино, в них сквозным мотивом стала песня, а чаще две песни, вокруг которых складывались две основные сюжетные линии, связанные с общественно-деловыми и личными отношениями лирических героев. В «Золотой долине» — это «Баллада о Золотой долине» и романс главного героя «Ещё туманом город весь окутан», в «Вольном ветре» — «Песня о вольном ветре» и тема любви Стефана, в «Белой акации» — «Песня об Одессе» и «Песня о дружбе», а также лейтмотив любви к морю.
Сосредоточив в послевоенные годы основное внимание на оперетте, Дунаевский несколько отошёл от жанра песни. В какой-то мере на это повлияли обстоятельства: умер бессменный его поэтический соратник Лебедев-Кумач, с которым он написал лучшие свои песни 1930-х годов. Не стало и поэта Сергея Алымова, с которым композитор плодотворно сотрудничал в 1940-е годы; прекратилась совместная работа с кинорежиссёром Александровым. Правда, возник творческий контакт с поэтом Матусовским и продолжилось сотрудничество с кинорежиссёром Пырьевым.
На первый взгляд песни послевоенного периода не слишком отличались от довоенных, в их основе те же жанровые архетипы. В некоторых маршевых и «дорожных» песнях сохранились и стилевые черты произведений 1930-х годов. Но появилось и нечто новое, преимущественно в лирике. Улавливая менявшуюся тональность в искусстве, в поэзии и музыке, композитор сформулировал новую творческую установку. По его словам, ему «хотелось перейти от образа «народа» вообще к индивидуально-конкретному образу «человека», от массовой песни демонстраций и празднеств — к задушевной песне, которую пели бы так, «будто каждый поёт о своём». Так появились его песни «Воспоминание» (слова Д. Самойлова), «Песня о верной любви», «Шумят седые кедры», «Не забывай!», «Школьный вальс», автором слов к которым стал замечательный поэт Михаил Матусовский.
И всё же Дунаевский навсегда останется непревзойдённым мастером песни массовой, звучавшей повсеместно, бывшей яркой приметой той незабываемой сталинской эпохи — времени великих свершений, позволивших нашей стране выстоять и победить в страшнейшей схватке с нацизмом восемьдесят лет назад. В той бессмертной Победе, безусловно, была и толика участия композитора Исаака Дунаевского — страстного певца величия социалистического государства, его силы и мощи, его широчайших просторов, где «так вольно дышит человек».
«Я получаю очень много писем. Я ищу в этих письмах отзвуки нашей жизни. Я ищу в них между строк чувства и помыслы нового нашего человека. Художник должен, как губка, впитывать людей и окружающую действительность. В каждом человеке есть что-то новое. А особенно в новом юном советском человеке, формирующемся иначе, на другой закваске, чем формировались мы, люди среднего поколения», — написал Исаак Осипович одной из своих многочисленных корреспонденток.
И, по существу, на протяжении всей свой насыщенной творческой жизни он именно так и поступал: впитывал, словно губка, всё то, чем жило Советское государство, чему оно искренне радовалось, чем гордилось. Впитывал, осмысливал и воплощал в музыке — прекрасной, доброй, мелодичной, выразительной, легко ведущей за собой. И нет сомнений в том, что потрясающая музыка советского композитора Исаака Дунаевского обязательно будет звучать и впредь.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.