В Стратегии не должно быть суррогата

В Стратегии не должно быть суррогата

Материал газеты «Правда», автор: Татьяна ОФИЦЕРОВА.

В 2024 году правительство приступило к разработке Стратегии развития образования, охватывающей период до 2036 года с перспективой до 2040-го. 11 февраля на пленарном заседании Госдумы состоялось многочасовое обсуждение будущего документа, который должен ответить на вопрос: «Чему учить и как учить подрастающее поколение?». А это главный, судьбоносный вопрос для любого государства. 

Своё видение концепции Стратегии парламенту представили члены правительства и руководители федеральных структур, отвечающие за образовательную и молодёжную политику. Высказали позицию представители образовательных организаций, ректорского и научного сообществ и парламентарии. Каждый пытался внести свою лепту в это важное дело.

Столь масштабный документ стратегического планирования выносится на парламентскую трибуну впервые за последние 30 лет. Хотя так называемых реформ в сфере образования было предостаточно. Последствия их трагичны: они до неузнаваемости изуродовали лучшую в мире советскую систему образования. Министр просвещения Сергей Кравцов как пример негативного влияния прошлых преобразований отметил: «В школе было 100 учебников по математике, 54 учебника истории. Дошло до того, что ученики могли не изучать, например, Сталинградскую битву или блокаду Ленинграда… Образование стало восприниматься как часть сферы услуг с ключевой целью сформировать потребителя. Результат — массовый уход педагогов, закрытие педагогических вузов».

О том, что изменится с принятием нового документа, говорить рано. Правительство совместно с администрацией президента и Российской академией наук ещё работает над ним и намерено представить проект к 1 марта, а в целом подготовка Стратегии продлится до конца года. Пока можно лишь обрисовать её контур, опираясь на высказывания чиновников, в чьих руках сегодня находится система образования.

Министр просвещения Сергей Кравцов считает важным «не повторить тех ошибок 1990-х годов, когда нам стали навязывать чуждые ценности, упрощать содержание образования и разрушать подготовку учителей». Базовыми принципами будущей Стратегии глава минпроса назвал незыблемость воспитания в школе, единое образовательное пространство страны, обновление образовательной инфраструктуры, развитие детского отдыха и повышение статуса учителя.

Среди ключевых проблем, требующих решения, он выделил развитие электронных образовательных ресурсов, расширение «продлёнки» в школах, введение моратория на перепрофилирование школьных зданий и дошкольных учреждений, а также возрождение системы начального профобразования. Последнее находится в центре внимания депутатов. Олег Смолин выразил общее мнение фракции коммунистов, что подготовка рабочих кадров должна быть полностью бесплатной. Кроме того, парламентарий предложил расширить льготы для инвалидов при поступлении в организации системы СПО, выделив на это деньги из федерального бюджета.

Для обеспечения технологического суверенитета предлагается больше уделять внимание развитию естественно-научных дисциплин, одновременно запретив их объединять в один школьный предмет.

Член фракции КПРФ Михаил Берулава, обращаясь к министру просвещения, поднял вопрос об открытии флагманских школ для отработки новых методик по аналогии с экспериментальными школами Российской академии образования, которые были ликвидированы.

Постепенно всё это уже реализуется. В рамках Стратегии предусмотрено создание 12 таких школ в каждом федеральном округе. Уроки технологии заменены на уроки труда, в качестве аналога начальной военной подготовки введён предмет «Основы безопасности защиты Родины», налаживается профориентация, по примеру пионерии создано Российское движение детей и молодёжи, учебник обществознания переориентирован с либеральных ценностей на традиционные. Настораживает одно: видимость преемственности советской школы, опасность подмены её дешёвым суррогатом.

Кстати, о дешевизне. Координатор фракции КПРФ Николай Коломейцев напомнил, что в странах, которые успешно осуществили экономический прорыв, имея в виду СССР, Германию, Японию, Южную Корею, Китай, на образование выделялось не менее 7 процентов ВВП, а в России за последние 20 лет — вдвое меньше. Сейчас ставится задача: «неснижение финансирования отрасли». Да и насчёт решимости власти создать условия для взращивания личностей творческих, без уклона в потребительство, у депутата-коммуниста тоже большие сомнения.

«Вам трудно, — посочувствовал он заместителю председателя правительства Дмитрию Чернышенко, который курирует работу по подготовке Стратегии. — В рабочей группе, утверждённой президентом, четыре руководителя, которые реализовали и ЕГЭ, и болонскую систему и в принципе готовили потребителя». Понимая, в чей огород камушек, но не называя имён, вице-премьер дипломатично заметил: «Я думаю, что они искренне были уверены в своей правоте в тот момент, когда принимали такие решения».

Ну а мы назовём без околичностей упомянутых героев полемики. Возглавляет группу разработчиков Стратегии помощник президента г-н Фурсенко. Он-то и продвигал в бытность свою главой мин-обрнауки идею ЕГЭ, мечтал о формировании квалифицированных потребителей, рассуждал о второстепенности для образования вопроса финансирования. В этой же команде и преемник Фурсенко на министерском посту г-н Ливанов, ратовавший за постепенный отказ от бесплатного высшего образования, переход вузов на иностранную систему тестирования и «реформу» РАН. С его деятельностью связано сокращение количества школ. Думается, вице-премьер нисколько не лукавил, говоря об искренности их побуждений. Эти деятели и сейчас не будут посыпать голову пеплом.

Тем не менее министр науки и высшего образования Валерий Фальков также поспешил донести до участников «правительственного часа» свою убеждённость в том, что «никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезённые технологии, что нам необходимо готовить профессионала-творца, способного создавать собственные технологии, поддерживать собственные инженерно-конструкторские школы».

Опираясь на рекомендации парламентских слушаний 2022 года о построении национально ориентированной системы высшего образования, определённой впоследствии президентом в качестве государственного приоритета, министерство планирует постепенный отказ от бакалавриата, который «по многим направлениям так и не стал самодостаточным образованием». В мае 2023 года в соответствии с указом президента был запущен пилотный проект. В нём участвуют шесть ведущих университетов, где реализуется преимущественно пятилетняя программа обучения специалистов, за исключением некоторых направлений подготовки, по которым обучение ведётся по укороченным либо, наоборот, удлинённым программам. Магистратура станет «уровнем получения специализированных, углублённых знаний для тех, кто имеет практический опыт». Аспирантура из третьей ступени высшего превратится в отдельный вид профессионального образования для подготовки научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Появятся новые направления подготовки.

Если «болонка» сдаёт свои позиции, то «угадайка», напротив, идёт в наступление. Сейчас выпускники колледжей, решившие продолжить обучение в вузе, как правило, сдают лишь внутренние вступительные экзамены. В будущем им, видимо, придётся отстаивать своё право на высшее образование в схватке с ЕГЭ. Предполагается, что обучение по инженерным специальностям станет только очным. Ныне подавляющее большинство выпускников организаций среднего профобразования выбирают заочную форму обучения.

По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, назрел переход к регулированию платного приёма в вузы. Сегодня из более чем 4 миллионов студентов 1,2 миллиона обучаются по специальностям «экономика» и «юриспруденция». Последние пять лет количество бюджетных мест по этим направлениям подготовки сокращается. Но абитуриентов это не останавливает, и 86 процентов потенциальных экономистов и юристов платят за своё обучение, хотя в будущем они могут столкнуться с проблемой трудоустройства. Министерство вышло с предложением, которое поддержал президент: льготные образовательные кредиты по ставке 3 процента предоставлять только поступающим на приоритетные специальности, прежде всего инженерные, программы подготовки врачей, учителей и специалистов в естественно-научных отраслях.

И венчает ту часть Стратегии, которая касается системы высшего образования, всевозможная поддержка преподавателей вузов.

Приглашённый к участию в «правительственном часе» президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предостерёг от употребления слова «реформа». «Наша задача не реформу провести, а из всего множества идей и предложений выбрать только те, которые будут работать на достижение национальных целей, обеспечение конкурентоспособности нашей системы образования», — подчеркнул он. И ключевой фигурой в системе образования, по его мнению, конечно же, является учитель и педагог. В новой Стратегии надо закрепить конкретные меры их поддержки. «Не разговоры, а меры», — сделал акцент учёный. И не напрасно. О необходимости повышения оплаты труда педагогов уже двенадцать лет говорится со всех трибун — с тех пор, как были изданы первые «майские указы» президента. Да и тема снижения нагрузки на учителей тоже не нова.

«Необходимо закрепить в новых стандартах требования о профильном образовании преподавателей фундаментальных дисциплин в университетах, определить содержательное ядро подготовки, которое будет обязательным для реализации всеми вузами. Это поможет сохранить наше единое образовательное пространство и обеспечить единые требования к качеству образования», — перешёл к следующему предложению В. Садовничий. Он отметил, что преимуществами советской системы образования были фундаментальность и междисциплинарность. К началу 1960-х годов Советский Союз выпускал больше инженерных кадров, чем США и Западная Европа, вместе взятые. А наши дипломированные специалисты всегда имели более высокий уровень квалификации, чем европейские и американские бакалавры. Начав своё выступление с поддержки учителей, ректор ведущего российского университета закончил его словами в защиту студентов, заявив, что надо сделать всё, чтобы, став специалистами, они были востребованными в нашей стране. Эти мысли учёного перекликаются с тем, чего всегда добивались и требовали коммунисты.

Со многим, что звучало в тот день с трибуны Госдумы, можно было бы согласиться. Не случайно лидер коммунистов Геннадий Зюганов, выйдя к микрофону, чтобы изложить позицию и предложения фракции КПРФ по разработке Стратегии развитии образования, взял мажорную ноту.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *