Просвещение вновь погружается в сумерки

Просвещение вновь погружается в сумерки

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Татьяна Офицерова

Не успели в зале пленарных заседаний Госдумы стихнуть слова министра просвещения о переориентации вверенной ему сферы с либеральных ценностей на традиционные, сказанные в ходе обсуждения будущей Стратегии развития образования, как буквально на следующий день, 12 февраля, семена отборного махрового либерализма дали всходы в проекте закона о проведении эксперимента в пяти субъектах Федерации по упрощению сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ).

Среди его инициаторов отметились представители всех парламентских фракций, кроме КПРФ. Коммунисты заявили о категорическом несогласии с предложенной концепцией. А суть её такова.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также в Ростовской, Тюменской областях и Республике Северная Осетия — Алания государственная итоговая аттестация и приём на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования будут проводиться в 2025 году лишь по двум обязательным предметам — русскому языку и математике. Два других предмета, которые до сих пор девятиклассники сдавали по выбору, станут необязательными. Их придётся сдавать в том случае, если ребёнок намерен продолжить обучение в 10-м классе.

«Согласно действующему закону, среднее общее образование общедоступно, бесплатно и обязательно, но вы предлагаете отбор в старшие классы школы по результатам ОГЭ. Согласно решению Конституционного суда, любое ограничение права детей учиться в старших классах противозаконно. Прокуратура обращалась в департамент образования города Москвы, в министерство просвещения с указанием на недопустимость ограничивать права детей учиться в старших классах, но вы его ограничиваете», — заметил сторонникам антипросветительского законопроекта Олег Смолин.

Регионы вправе составить перечень специальностей, по которым возможны дополнительные вступительные испытания в форме ОГЭ, в зависимости от престижности и востребованности этих профессий.

У регионов появится и ещё одно право: устанавливать количество бюджетных мест раздельно для выпускников местных школ и ребят, приехавших из других регионов, что, по замыслу авторов законопроекта, расширит возможность получения абитуриентами среднего профессионального образования по месту их проживания, а в перспективе предотвратит отток рабочих кадров из региона.

Минимальный балл для успешного прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА) также будет устанавливать каждый регион самостоятельно. Сейчас этим занимается Рособрнадзор. «То есть у региона появляется возможность снизить порог минимального балла для того, чтобы максимальное количество обучающихся могли получить аттестат об основном общем образовании», — прокомментировала эту законодательную новеллу председатель комитета Госдумы по просвещению, член фракции «Единой России» и один из авторов законопроекта Ирина Белых.

Иначе оценивают эту норму депутаты-коммунисты. «Тем самым разрывается единое образовательное пространство», — в один голос заявили Нина Останина и Алексей Куринный. А Ольга Алимова задалась вопросами: почему в перечне пилотных регионов оказались Москва и Санкт-Петербург? И будет ли у детей из Московской и Ленинградской областей возможность поступить в столичные колледжи? Кстати, на последний вопрос депутат так и не получила ответа, что ещё больше утвердило многих в мысли, что грядёт школьная сегрегация. Против заложенных в законопроекте ограничений выступил и Евгений Бессонов.

«Вы дефедерализацию делаете, — пытался в свою очередь втолковать инициаторам законопроекта координатор фракции КПРФ Николай Коломейцев. — У вас москвичи в приоритете перед регионами, а в регионах не готовят эти профессии». Надо вернуть всё профессиональное образование на федеральный уровень, тогда и не будет этих противоречий между регионами, считает он.

По сути, государство поощряет подрастающее поколение быть недоучками. Нет никакой гарантии, что подростки, получив на руки аттестат, побегут учиться рабочему ремеслу, желая пополнить ряды пролетариата, а не выберут лёгкий спекулятивный заработок. Уже сейчас, по информации Рособрнадзора, около 100 тысяч детей ежегодно заканчивают своё образование девятью классами. А часть из них, не пройдя экзаменационное испытание и не желая оставаться на второй год, и вовсе выходят из школы без аттестата. Вместо того чтобы подумать, как привить ребятам тягу к знаниям, авторы законопроекта пошли по пути наименьшего сопротивления, предложив опустить образовательную планку.

Если девятиклассник решит сдавать ОГЭ по какому-либо дополнительному предмету и не наберёт минимальный балл (то есть фактически получит двойку за экзамен), это не будет препятствием для поступления его в колледж, где набор ведётся по результатам лишь двух обязательных экзаменов. Отказ учитывать при поступлении средний балл аттестата неизбежно приведёт к снижению общекультурного уровня населения. Как тут не вспомнить о замыслах недругов России, мечтающих видеть её народ необразованным и покорным.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин в своём выступлении от фракции КПРФ суммировал все последствия принятия этого законопроекта. Результат получился со знаком «минус». Ограничиваются права детей на полноценное среднее образование, поскольку теперь в старшие классы отбор будет происходить по результатам ОГЭ, который из системы оценки знаний превращается в систему отбора на последующие уровни образования. Урезаются права и на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена из-за вероятности установления высоких проходных баллов.

А подготовка рабочих кадров грозит стать тупиковой ветвью эволюции образования. Депутат напомнил, как решалась в Советском Союзе проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров. Учащиеся ПТУ получали стипендию на уровне студентов вузов, у них было бесплатное питание, при необходимости бесплатное обмундирование, а для иногородних — общежития за копеечную плату. Поэтому для многих система ПТУ была социальным лифтом. С рабочих профессий начинали свой путь в большую науку Сергей Королёв и Игорь Курчатов. А для Юрия Гагарина ремесленное училище стало первой ступенью в космос.

Какие горизонты открываются перед нынешними учащимися колледжей? По мнению Олега Смолина, весьма унылые. Чтобы в дальнейшем поступить в вуз, нужно будет сдавать ЕГЭ. А из-за того, что ребята меньше получат знаний по общеобразовательным предметам, пройти это испытание будет непросто. И возможности оплачивать подготовку с репетиторами у них тоже крайне ограниченны, поскольку, как правило, это дети из семей с невысокими доходами.

Фракция КПРФ всегда будет защищать права граждан на образование, заявил Олег Смолин, тем самым ещё раз подчеркнув, что принятый в первом чтении голосами четырёх фракций законопроект это право нарушает.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *