Миллиарды на костях

Миллиарды на костях

Богатство олигархов оплачивается жизнями рабочих. На шахте корпорации «Казахмыс», показывающей рекордные прибыли, погибли семь горняков. Пренебрежение интересами трудящихся приводит к росту числа забастовок в Казахстане.

  То, что обогащение собственников капитала напрямую зависит от эксплуатации наёмного труда, факт общеизвестный. С помощью различных манипулятивных средств буржуазия, однако, пытается скрыть эту связь. Получается не всегда. Бывает, звенья логической цепи выстроены настолько чётко, что вся схема угнетения видна как на ладони.

Хрестоматийный пример отношений труда и капитала — ситуация в горнопромышленной корпорации «Казахмыс». Крупнейший в Казахстане производитель меди демонстрирует весьма неплохие показатели. Данные за прошлый год пока не обнародованы, однако в 2023 году чистая прибыль компании составила 112 миллиардов тенге (19 млрд руб. по нынешнему курсу) — в шесть с лишним раз больше, чем годом ранее.

Кто же пользуется плодами работы многотысячного коллектива? Вопрос при капитализме риторический. Состояние основного владельца корпорации Владимира Кима, по данным журнала «Форбс», составляет 3,6 миллиарда долларов. Агентство «Блумберг» даёт другую информацию, оценивая богатства олигарха в 7,1 миллиарда долларов.

Взяв на вооружение принцип «Красиво жить не запретишь», бывший инструктор Ленинского райкома Компартии Казахской ССР и заместитель председателя Московского райисполкома Алма-Аты, разбогатевший на приватизации Джезказганского горнометаллургического комбината, тратит деньги с барским шиком. В 2021 году СМИ сообщили о покупке 18-летней дочерью Кима трёх квартир в Лондоне общей стоимостью 60 миллионов долларов. Два года спустя олигарх приобрёл 25 процентов акций британской гоночной команды Hitech Grand Prix, после чего та подала заявку на участие в «Формуле-1». Наконец, в прошлом году за счёт средств «Казахмыса» был куплен бизнес-джет Airbus ACJ220-110 стоимостью 83 миллиона долларов. Как уверяют в корпорации, «приобретение воздушного судна обусловлено исключительно производственными потребностями компании».

На фоне подобных новостей рабочие «Казахмыса» объявили забастовку. В декабре прошлого года шахтёры медных рудников «Южно-Джезказганский» и «Жыланды» в Улытауской области отказались подниматься на поверхность. В знак солидарности прекратили работу их коллеги на шахтах «Саяк», «Жайсан» и на Джезказганском медеплавильном заводе. Люди требовали повышения зарплаты и улучшения условий труда. Руководство корпорации отделалось подачками, пообещав поднять выплаты на 8,5 процента в 2025 году. Это при том, что годовая инфляция по итогам января достигла 8,9 процента.

Прозвучавшие в ходе забастовки жалобы на проблемы с безопасностью труда подтвердились очень быстро. 17 февраля произошло обрушение породы на медном руднике Жомарт в Улытауской области. Погибли семь рабочих. Предварительная причина трагедии — взрыв природного газа. Начальство пообещало выплатить компенсации семьям погибших, но жизни шахтёров никто не вернёт, а от новых катастроф работники «Казахмыса» и других компаний не застрахованы.

Производственный травматизм в республике остаётся на очень высоком уровне. По официальной статистике, в прошлом году погибли 202 человека, свыше 1,2 тысячи получили серьёзные травмы. Больше всего инцидентов происходит на предприятиях горнометаллургического комплекса, а основной причиной является неудовлетворительная организация производства.

Ещё одним слепком с несправедливой социально-экономической системы стала трагедия в Мангистауской области. 28 января там погиб работник компании West Oil Software Алмас Курпегулов. Трудясь автослесарем, он по требованию начальства сел за руль погрузчика и погиб под сорвавшимися металлоконструкциями. Ранее коллектив компании неоднократно объявлял забастовку, причём власти вставали на сторону работодателя. Год назад суд признал протест незаконным, после чего были уволены полсотни сотрудников.

Возмущение несправедливостью прорывается всё чаще. В Уральске прекратили работу водители городских автобусов. Зарплаты им выплачивают с постоянными задержками, а пенсионные взносы и отчисления по медицинскому страхованию не производились уже полгода. Из-за этого работники не могут получить медицинскую помощь.

На такой же шаг решились их коллеги из Алма-Аты. Зарплат люди не видели с декабря, объём задолженности достиг 100 миллионов тенге (17 млн руб.). В обоих случаях владельцы транспортных предприятий «переводят стрелки» на местные власти, которые, дескать, вовремя не перечисляют им субсидии. Чиновники же обвиняют в недобросовестности самих бизнесменов. Жертвами такого «перетягивания каната» становятся простые работники.

Также в феврале протестовали жители города Кульсары Мангистауской области. Они требовали трудоустройства, заявляя, что сколько-нибудь привлекательные вакансии заполняются по блату родственниками и знакомыми руководителей компаний. В городе Актау вышли на митинг рабочие машиностроительного завода «Каскор» (на снимке), выпускающего нефтепромысловое оборудование. Участники протеста выразили недовольство условиями труда и планами перевода предприятия в Жанаозен. Работники опасаются, что это приведёт к массовым сокращениям. Начальство пообещало учесть интересы коллектива, но верится в это с трудом. Социально-экономическая система постсоветских республик работает на благо ничтожной кучки владельцев капитала.

Сергей КОЖЕМЯКИН.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *