Прекрасные высоты Юлии Борисовой

Прекрасные высоты Юлии Борисовой

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Виктор Кожемяко

Благодаря советскому театру появилось множество великолепных актрис. Не только по красоте, но главное — по глубине постижения создаваемых образов и умению донести это до всех, кто находится в зрительном зале. А впечатление бывало сильнейшее и неизгладимое на долгие годы.

Вот и сейчас, когда взялся я рассказать об одной из любимейших мною волшебниц на сцене, сразу оживают воспоминания давнего времени, которые, оказывается, в жерновах лет не стёрлись и не улетели от меня никуда. И вновь с неповторимыми подробностями возникает передо мной чудо по имени Юлия Борисова.

Взгляд сквозь годы

Она была ведущей исполнительницей главных женских ролей в Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова, где с честью служила более 75 лет. Собственно, эти годы и составляют всю её профессиональную биографию — с 1947-го, когда после окончания Щукинского училища лучшую из выпускниц курса пригласили сюда, в прославленную труппу, и до 2023-го, когда ушла от нас. Отмечу, что свой 90-летний юбилей Юлия Константиновна встретила на сцене, в спектакле «Пристань», и это, конечно, один из бесспорных рекордов неувядаемого творческого долголетия.

Но мало сказать, что в родном театре сыграно ею более 60 ролей. Важно, какое поразительное это разнообразие, какая непохожесть одной роли на другую. И ведь не было среди её работ серых, незаметных и блёклых, которые тут же забываются. Восхищало, что даже на основе отнюдь не первоклассного литературного материала она добивалась максимальной жизненной правдивости и убедительности. А большинство-то созданных ею образов без малейшей натяжки можно и нужно назвать настоящими шедеврами. Прекраснейшие высоты редкостного таланта и филигранного мастерства!

В самом деле, кто же ещё с таким изяществом и блеском сумел бы воссоздать знаменитую принцессу Турандот в одноимённом спектакле по пьесе Карло Гоцци, с постановки которой самим Вахтанговым и начинался в своё время великий Вахтанговский театр. Когда в 1963-м, то есть больше сорока лет спустя, Рубен Симонов, возглавлявший этот театр, решил возобновить особо значимую для коллектива легенду, не сомневаюсь, что присутствие Юлии Борисовой очень и очень способствовало такому решению. И результат сполна оправдал замысел мастера режиссуры, в чём опять-таки фирменный вклад её, поистине уникальной русской актрисы.

Обращаюсь в ретроспективу, и одна за другой передо мной проходят её женщины — страстная Настасья Филипповна в инсценировке романа Достоевского «Идиот» и легендарная египетская царица Клеопатра в «Антонии и Клеопатре» по Шекспиру, московская студентка из Польши конца 1940-х Гелена в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина и крановщица на сибирской стройке Валентина в «Иркутской истории» Алексея Арбузова… Современность и классика — органическое их сочетание в достойном исполнении — стали для Ю. Борисовой, как и в целом для советского театра, нормой, поднимавшей и актуализировавшей искусство сцены.

При этом, что подчеркну особо, категорически не допускалось вульгарного, примитивного «осовременивания» классики, от чего ныне уже до крайности тошнит. И тем более осуждалось извращение текста, а вместе с тем мыслей и чувств гениальных авторов прошлого. Отношение к традиционным ценностям было именно как к ценностям, причём весьма дорогим. На этом изначально держалось и её искусство — талантливейшей актрисы, правомерно ставшей великой.

От простого к сложному и от бытового к поднебесному

И вот здесь неизбежно возникает вопрос об истоках. Мы знаем потрясающие результаты её жизненного пути. А с чего и как начиналось?

Во многих публикациях о Юлии Константиновне, которые довелось мне читать, сообщается, что родилась она «в самой простой семье» — служащих Константина Ивановича и Серафимы Степановны Борисовых. Может, и без намеренного желания авторов, но ощущается тут своеобразный подтекст: словно это нечто исключительное — простая семья. Хотя ведь из таких в советское время и вышли сотни тысяч или даже миллионы тех, которые делами своими на весь мир прославили родную страну, став подлинной гордостью её.

Так и у Юли начиналось — как почти у всех её сверстниц тогда, то есть очень просто. Росла. Пошла в школу. Училась. Ходила с родителями, а потом и с подругами в театры и кино. Однако затем настал момент, когда ощутила то, что называется призванием. А близкие поняли: у неё особый дар — в художественной самодеятельности это очень скоро проявилось.

Дар… Я назвал её талантливейшей, и это безусловный факт. Но каждый ли талант реализуется в жизни? О, нет! По самым разным причинам, среди которых отношение к дару самого обладателя его имеет очень большое значение. Скажу даже так: важна ответственность за талант.

Так вот, если говорить об ответственности, то у Юлии Константиновны была она в наивысшей степени. И это единогласно признавалось самыми авторитетными её коллегами. Вот, например, высказывание Михаила Ульянова, который был её партнёром во многих спектаклях:

«Она сама — Праздник. И в этом смысле — эталон нашего театра. Она наделена не только Божьим даром, но и Божьим отношением к этому дару, и Божьим отношением к родному театру, театру-дому. Таких актрис, как она, принято называть звёздами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».

Обратите внимание: праздничность актрисы, то есть свет и радость, которые всегда излучала она для зрителей, напрямую связывается с её высочайшим чувством долга. Без предыдущего труда, подчас огромного и сверхнапряжённого, праздника истинного не бывает.

Это сейчас я почти дословно воспроизвёл мысль другого многолетнего партнёра Юлии Борисовой по сцене — Василия Семёновича Ланового. С ним в разное время у меня было немало бесед, иногда весьма продолжительных. И о Юлии Константиновне речь заходила не раз — как по моим вопросам, так и по инициативе собеседника. Лановой, человек весьма благодарный, многократно подчёркивал, что он постоянно учился у своих товарищей-вахтанговцев. А Борисову выделял: «Это с первых моих шагов в театре была главная учительница для меня, образец во всём».

Вспоминал, как по её настоянию была перенесена уже назначенная премьера: убедила всех, что некоторые места в спектакле надо ещё доработать. При обычной сдержанности и корректности считала обязательным высказать свои замечания или предложение режиссёру, если они у неё возникали. А уж к себе относилась… «Безжалостно, беспощадно относилась, честное слово!» — комментировал Лановой.

Ему врезалось в память, как однажды Юлия Константиновна приехала на спектакль совершенно больная. Почему-то другие в суете не заметили этого, а он стал уговаривать её отменить спектакль (в «Антонии и Клеопатре» оба они играли главные роли). Ну вот, он её уговаривает, а она в ответ начала уговаривать его: «Пожалуйста, прошу вас, никому ничего не говорите. Я справлюсь, поверьте, не надо зрителей огорчать».

И ведь справилась! «Как всегда, безупречно всё прошло, — замечал Лановой. — Но чего это ей стоило…»

Подытоживая многолетние впечатления от совместной работы и общения, Василий Семёнович выскажется о ней так:

«Глядя на Юлию Константиновну Борисову, мне иногда кажется, что в ней природа каким-то непостижимым образом сплавила всё то, из чего складывается образ Актрисы на все времена… Её преданность театру безгранична… Каждая роль Борисовой — бриллиант чистейшей воды по чёткости рисунка, по строгости отбора выразительных средств, по силе внутренней убеждённости в правоте своей героини. Она — Гелена и Турандот, Настасья Филипповна, Клеопатра и Кручинина… И при этом — ни одна из них. Она — Борисова! И для тех, кто имел счастье видеть её на сцене, этим сказано всё».

Вы правы, дорогой Василий Семёнович. Я такое счастье испытывал много раз, а потому твёрдо к вашему мнению присоединяюсь.

Время — как его не хватает тем, кто по-настоящему им дорожит!

«Наша главная проблема — время», — услышал я когда-то в одном из редчайших её радиовыступлений. Редчайших как раз по причине этой самой проблемы. Мне и Лановой говорил, что она зачастую отказывается от интервью и всяческих выступлений, потому что не хочет отрывать время от главного для неё — работы на театр.

Действительно, она ведь и от кино почти совсем отказалась во имя театра, о чём нам теперь приходится пожалеть. Да ведь таким было её решение, а не чьё-нибудь со стороны.

Да, она снялась всего в трёх фильмах. Первый — драма «Три встречи», вышедшая на экран в послевоенном 1948-м, когда творческий путь актрисы Борисовой только начинался. И в кино, как было признано, начался он у неё удачно. Однако, уже ощутив проблему нехватки времени, Юлия на дальнейшие съёмки решительно накладывает табу. Причём, соответственно характеру своему, твёрдо выдерживает самозапрет этот аж целое десятилетие.

Но какое счастье всё-таки, что через десять лет для предложенного ей фильма она сделала исключение! Впрочем, такое исключение лишь подтверждает высочайший художественный вкус актрисы и понимание того, что значит в искусстве подлинный гений. Ведь речь в данном случае шла об экранизации романа Достоевского «Идиот».

Довольно продолжительное время творений Фёдора Михайловича не было у нас ни на сцене, ни на экране. А тут вдруг героине моего повествования выпадают (подряд!) сразу два предложения об одной роли, про которую можно было только мечтать: Настасья Филипповна в «Идиоте».

Сперва за постановку по великому роману берётся в её родном театре Александра Ремизова — одна из учениц Вахтангова. Ей совершенно ясно, что главной женской ролью в спектакле должна быть именно эта, и Борисова как исполнительница возникает тотчас.

А в то же время знаменитейший кинорежиссёр Иван Пырьев получает разрешение на съёмки фильма «Идиот». Кто бы мог подумать, что создатель искромётных комедий на темы колхозной жизни — «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» — издавна вынашивает заветное намерение экранизировать трагического Достоевского. Конечно же, узнав о работе, начатой в театре Вахтангова, оставить её без внимания Иван Александрович не мог. И Борисова буквально поразила его.

От себя говорю: счастливейшее состоялось в 1958 году совпадение! А была счастливость эта, кроме всего прочего, в том, что на киноэкране появились два главных актёрских образа из спектакля Вахтанговского театра — Юрий Яковлев в роли князя Мышкина и Юлия Борисова, создавшая одну из самых вершинных своих работ. Подчеркну, что спектакль и фильм — произведения самостоятельные, не повторяющие как копии друг друга. И то и другое я с замиранием сердца смотрел по нескольку раз, переживая потрясения, какие бывают не часто. Кульминацией же стала сцена сож-жения денег, которая и у Достоевского в романе ключевая.

Да, как и вся эта тема — любовь и деньги, которая через Настасью Филипповну раскрывается в первую очередь. Советская актриса Борисова сложную тему ведёт тончайше, приходя в конце концов к сильнейшему эмоциональному взрыву. Напомню: чтобы неопровержимо выразить своё глубинное презрение к деньгам, считающимся всевластными, незаурядная русская женщина, сохранившая ширь и достоинство души, демонстративно швыряет в огонь камина толстенную пачку ассигнаций!

Ах, надо видеть, как это делала великая актриса — безоглядно торжествующе. И в данном случае экран стал ей помощником: ведь крупный киноплан только и мог вполне передать зрителям все оттенки её кипящих чувств. А на таком фоне ещё ничтожнее выглядели окружавшие женщину пигмеи в штанах, с дрожью жадности едва не бросающиеся в пламя за уничтожаемым денежным богатством…

Высота глубиной крепится

Короче говоря, в спектакле и фильме по классике Достоевского создала Борисова образ, который тоже стал классикой. Все последующие обращения сцены, кино, телевидения к этому весьма непростому писателю не могли теперь не учитывать образцовое достижение «Идиота» в 1958-м, а эталонную работу здесь Юлии Борисовой — прежде всего.

И мне, конечно, тогда же захотелось узнать, как шла её работа над Достоевским. Однако узнал об этом позднее, опять от Ланового. По его выражению, она «буквально переселилась на долгий срок в мир этого мудрейшего творца и его время, бесконечно читала Фёдора Михайловича и жила под непрерывным влиянием прочитанного».

Припомнил Лановой и встречу в театре с одним из крупнейших исследователей жизни и творчества Достоевского. Засыпала учёного Юлия Константиновна своими вопросами, а некоторыми знаниями по огромной этой теме удивила его.

Работа актёра над ролью — дело во многом индивидуальное. Но есть закон, который, по-моему, имеет важнейшее значение для всех. Чем больше знает исполнитель о своём персонаже, тем достовернее получается его воплощение. Если же персонаж этот исторический, то есть реально существовавшее лицо, максимальное знание о нём требуется вдвойне.

Вот третий (и последний) фильм, в котором снялась Юлия Константиновна через десять лет после «Идиота», имеет название «Посол Советского Союза». Героине его в сценарии дано имя Елена Кольцова. Но прототип подлинный и в полном смысле исторический: Александра Михайловна Коллонтай — человек судьбы поистине легендарной. Девушка из дворянской семьи в царское время совсем юной ушла в революцию. Стала активнейшим деятелем большевистской партии, участвовала в Гражданской войне, а затем блестяще проявила себя на дипломатическом поприще.

Вершина её государственного служения — должность посла Советского Союза в Швеции. Во время Великой Отечественной эта страна формально считалась нейтральной, но политику вела двойственную. К тому же здесь собиралось множество агентов фашистской Германии, которые могли стать источником ценной для СССР информации. А Сталин ещё поручил Коллонтай принимать все возможные меры, чтобы вывести из войны соседнюю Финляндию, воевавшую на стороне Гитлера.

Очень многое, что казалось неосуществимым, Коллонтай удалось осуществить! Именно этому в основном и посвящён художественный фильм, снятый режиссёром Георгием Натансоном и выпущенный на экран в 1969 году. Натансон ранее получил широкую известность прежде всего своими фильмами, где в главных ролях снялась самая любимая его (и моя) актриса — Татьяна Доронина. Это «Старшая сестра» и «Ещё раз про любовь». А в очередную свою ленту пригласил он ещё одну любимую исполнительницу — Юлию Борисову.

И мне уже тогда было понятно, почему она, избегавшая съёмок, это приглашение сразу приняла. Личность Коллонтай стала решающей!

— Вы правы, — сказал мне Натансон, когда мы встретились для беседы о фильме и о Борисовой. — Я знал, что от кино Юлия Константиновна фактически себя отстранила. Но тут ведь особый случай: тема государственная, крупномасштабная, да ещё такая необыкновенная героиня.

А далее режиссёр прямо-таки с упоением начал говорить о том, как работала его избранница над исторической ролью. У него сложилось впечатление, что Борисова уже к началу съёмок знала о своей героине почти всё.

— Честное слово, это так, — уверял он. — И можно было тому не удивляться, зная, как досконально продолжает она изучать подробности, относящиеся к жизни и работе Александры Михайловны.

В самом деле, ведь сейчас уже изданы дневники Коллонтай, которые она вела всю жизнь. А тогда печатались лишь отрывки из них в разных изданиях. И вот Юлия Константиновна затрачивала массу сил, чтобы публикации эти разыскивать и внимательно прочитывать. В конце концов обратилась и в архивы.

Признаюсь: для меня отношение актрисы к такой видной личности Советской страны, в котором соединились огромное уважение, почтение и любовь, стало убедительнейшим подтверждением её отношения ко всему советскому периоду нашей истории. В отличие от иных своих коллег, которые с гордостью похвалялись потом, что всё время держали против Советской власти кукиш в кармане. Такое было немыслимо для неё. И не случайно с 1963 года неоднократно избиралась она депутатом Верховного Совета РСФСР, причём, по воспоминаниям коллег, душу вкладывала в помощь своим избирателям. Уже лишь поэтому представляется мне надуманной версия о некоей «закрытости принцессы Турандот», о том, что была она якобы «непубличным и замкнутым на себе человеком».

А может быть, это обыкновенная зависть говорила в недоброжелателях? Скорее всего именно так.

Цельность её натуры восхищает

Между тем завидовать ей стоило только, что называется, белой завистью, то есть восхищаться. Да, её награждали, премировали, отмечали почётными званиями. Уже в 1957-м она стала заслуженной артисткой РСФСР, а в 1969-м — народной артисткой Советского Союза. Среди вручённых ей наград — два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. В 1985 году актриса была удостоена высшего в Советской стране звания — Героя Социалистического Труда.

Но повернётся ли хоть у кого-нибудь язык сказать, что всё это было ею не заслужено? То-то и оно.

А давайте также взглянем и с других сторон. Частенько ведь приходится слышать: «Конечно, как специалист заслуживает высокой оценки, но в целом как человек — не ахти». Юлией Константиновной восторгались не только как художником — в ней видели замечательного человека, верного товарища и друга. Образцовую жену и мать.

Меня остро взволновал, например, рассказ Ланового о том, как тяжело перенесла она смерть мужа, с которым прожила 26 лет, а позднее и смерть сына. Реакцией её в обоих случаях стала глубочайшая депрессия. На несколько дней она закрывалась в комнате, ничего не ела и не пила. Замуж вторично, разумеется, не вышла, а смыслом жизни стали для неё две внучки и появившиеся со временем пятеро правнуков. Трое из них, когда подросли, играли вместе с прабабушкой в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье!».

Любовь, любовь, любовь…

Я обязан сейчас вернуться к творческой биографии Юлии Борисовой, чтобы попытаться выделить главное в огромных её заслугах перед современниками и поколениями будущего.

Конечно, самым главным стало уже то, что Она была. Мы ведь потому с особым чувством и вспоминаем великих мастеров культуры прошлого, что ныне таковых нет или они крайне редки. Падение культуры и искусства, в том числе актёрского, — налицо. Кстати, Юлия Константиновна тоже с тревогой высказывалась об этом в последний период своей жизни.

А почему такое произошло и как преодолеть беду? Без обращения к опыту великих предшественников явно не обойтись. Но для этого прежде всего необходимо, чтобы вполне осознали беду в самой театрально-кинематографической сфере. Ведь как раз там-то на сей счёт не очень озабочены. Мало того, считают, что всё нормально и никаких поводов для беспокойства нет.

А я вот скажу: да посмотрите вы, что происходит в искусстве за последние десятилетия с темой любви, которая для той же Юлии Борисовой была основной, проходившей через всё её творчество? Страдала от невозможности соединиться с любимым московская студентка из Польши Гелена в спектакле «Варшавская мелодия». Ощутила на себе преобразующую силу любви героиня «Иркутской истории», ставшая из «дешёвки Вальки» уважаемой и любимой Валентиной. Как проникновенно, трепетно, чутко жилось актрисе в этих образах своих современниц! И всё ведь без тени пошлости, заманивания «интимом», «клубничкой». И никаких вам «постельных сцен».

А теперь, кажется, без них просто обойтись не могут. Но до чего же отвратительно получается это в пушкинском телесериале «Натали и Александр» или в «Женщинах Есенина», которых притащила на сцену МХАТ им. М. Горького некая Галина Полищук при поддержке директора театра Владимира Кехмана.

Кто-нибудь скажет, что актёры — просто исполнители в драматургии, которая им предлагается. А с другой-то стороны — предлагают то, что востребовано. Вот и получается замкнутый круг.

«Варшавскую мелодию» написал талантливый советский драматург Леонид Зорин, чьи «Покровские ворота» до сих пор в числе самых любимых фильмов для зрителей телевидения. Автор «Иркутской истории» — Алексей Арбузов, создавший в театре и кино свой обширный лирический репертуар. Этот автор стал знаменитым, начиная с одной из первых своих пьес — «Таня», а «Иркутская история» только за два года после её написания была сыграна в театрах страны более девяти тысяч раз.

Для Юлии Борисовой оба эти драматурга среди современных авторов обрели особую значимость именно потому, что они умели проникновенно писать о любви — высочайшем человеческом чувстве. И каким же горем ударила по тончайшей актрисе много обещавшая «перестройка», сразу же выдвинувшая на авансцену совсем других авторов — низменного пошиба. Ведь пошлость и цинизм, вырвавшись на свободу, буквально захлестнули сцены множества наших театров.

Лановой рассказывал, как возмущалась этим Юлия Константиновна. Сказала однажды, что перестаёт включать телевизор. А сходив на два или три разрекламированных спектакля в разных театрах, заявила: «Ноги моей больше на таких зрелищах не будет!»

Спасением для неё в собственном театре всё более становится классика. Я обрадовался, когда узнал, что очередную роль она определила себе в любимейшей мною пьесе Островского «Без вины виноватые». Вскоре после войны меня глубоко взволновал фильм по этой драме, снятый талантливым кинорежиссёром Владимиром Петровым. Главную роль в нём пронзительно сыграла Алла Константиновна Тарасова. И вот теперь на пороге рокового 1993-го эстафету от великой мхатовской актрисы принимала она, Юлия Константиновна.

Про эту роль можно сказать, что она тоже о любви. Материнской. В сложившихся тяжких обстоятельствах героиня пьесы лишается недавно родившегося сына. И её заверили, что он умер. А сын между тем выжил и считает, что мать просто бросила его в младенчестве на произвол судьбы. Страдания матери, страдания сына — и торжество правды в конце…

Конечно, идя на ту вахтанговскую премьеру, я невольно вспоминал и фильм, и спектакли по этой пьесе, которые видел в разных театрах. Какой-то увижу Елену Ивановну Кручинину, ставшую известной провинциальной актрисой, в исполнении Юлии Борисовой? Ведь ей уже без малого 70, и я слышал, что со здоровьем не очень хорошо. Однако стоило только взглянуть на неё, и все сомнения испарились.

Да-да, она была, как говорится, в отличной форме. И не только внешне: сразу захватывала зрительское внимание переживаемыми чувствами, такими естественными, как всегда у неё. Что же, талант есть талант, и мастерство ей ничуть не изменило.

Подумать только, она будет играть в этом спектакле почти 20 лет — и всегда с неизменным успехом. Признаюсь, когда по каким-то причинам мне бывало в эти годы особенно плохо, я старался достать билет в Вахтанговский на «Без вины виноватые».

Верно говорится, что настоящее искусство помогает нам жить. Такое, как создавала Юлия Константиновна Борисова, — проникнутое любовью к людям и родной стране.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *