По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Автор — Мария Панова
Учителя пошли в курьеры, врачи таксуют, профессора торгуют на маркетплейсах
На видео довольный своей жизнью мужчина рассказывает, как он на бизнес-тарифе такси зарабатывает в Москве от 400 тысяч рублей в месяц «чистыми». Но интересней всего читать комментарии под этим роликом: «А учитель в Барнауле 30 тысяч…»
Посомневавшись, я решила посмотреть вакансии учителей в Барнауле. Действительно, при официальных данных о средней учительской зарплате в 75 тысяч конкретная школа вывесила, например, следующие предложения: «Учитель начальных классов — до 30 т.р., дворник — до 28863 руб., учитель-логопед — до 20 т.р., учитель английского языка — 22—25 т.р.». Согласитесь, просто крышу может снести от таких цифр. Думаю, никто ничего не имеет против того, чтобы тяжёлый труд дворника оплачивался достойно. Но как учитель английского языка может получать меньше дворника?
Следующий комментарий: «Вот и задумаемся, почему же тогда никто не хочет идти работать учителем, врачом, пожарным или инженером? Учитель, который вкладывает душу в образование наших детей, получает всего около 30—40 тысяч рублей. Врач, который спасает жизни, тоже не может похвастаться высокими доходами. Пожарный, рискуя своей жизнью, и вовсе часто остаётся с копейками в кармане».
Всё так, но ведь мы уже к этому привыкли…
Как и к тому, что молодые неопытные кадры получают гораздо более высокие зарплаты, чем опытные, но немолодые, а женщины — меньше мужчин. Зарплаты одних и тех же работников в разных регионах России различаются в 2—3 раза. Например, если врач-кардиолог в Иваново в среднем зарабатывает 64 т.р. в месяц, то в Петербурге — 80 т.р., а в Москве — 120—150 т.р.
Сегодняшний рынок труда напоминает здание, где тут крыша перекосилась, там стена вкось пошла, здесь подпёрли доской, там тазик поставили… Интересно, долго такое строение простоит?
Роль подпирающих досок и тазиков от протечек воды играют всякого рода инициативы: учёба «по целевому набору», «инженерные школы», требования об обязательном распределении выпускников вузов, попытка увеличения набора для обучения на дефицитные профессии… На всё это выделяются немалые деньги. И всё идёт псу под хвост, когда выпускники сталкиваются с реальной ситуацией на рынке труда, в том числе не в последнюю очередь с реальными зарплатами.
«Я в институте учился не для того, чтобы работать в этих сферах, но если мои жизненные обстоятельства изменятся так, что мне необходимо будет пойти «работать руками или ногами», а не головой, то я пойду не задумываясь», — написал один из комментаторов.
Наглядно эти тенденции можно увидеть по положению в здравоохранении. Это похоже на школьную задачку про две трубы, через одну из которых вода в бассейн втекает, а из другой — вытекает. Последние данные по соотношению двух встречных потоков были предоставлены минздравом в 2019 году, когда медицинские вузы окончили порядка 44 тысяч человек, а из медучреждений уволились 55,8 тысячи врачей, 2,25% из которых приняли решение вообще уйти из профессии. За последующие пять лет статистика в открытый доступ не предоставлялась, хотя ситуация явно не изменилась к лучшему.
Сегодня, по данным министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, в России учится более 300 тысяч студентов-медиков (нетрудно подсчитать, что ежегодно из стен медвузов выпускается 40—50 тысяч молодых врачей). В то же время нехватка докторов, по самым скромным подсчётам, составляет 23,3 тыс. и 63,6 тыс. среднего медицинского персонала. И это при том, что в «бассейн» рынка труда активно вливаются иностранные врачи из стран Средней Азии и даже из Африки (минздрав подсчитал, что в отечественных ЛПУ работают 6447 врачей и 4528 средних медработников с иностранным гражданством).
Согласно профессиональному сайту медработников России Zdrav.ru, в 2024 году наблюдалась тенденция уменьшения числа выпускников, устраивавшихся на работу после окончания медицинских вузов. Если в 2023 году этот показатель составил 61%, то в 2024 году он снизился до 55%. Снижение трудоустройства касается и выпускников колледжей, которые в 2024 году пошли работать в государственные медучреждения всего на уровне 42%. Куда же деваются все эти высококвалифицированные кадры?
На врачебных и других профессиональных интернет-форумах даже появился особый жанр: «почему я ухожу из медицины (преподавания и т.д.)». Причём в большинстве своём читатели комментируют такие исповеди с большим пониманием и одобрением.
Вот что пишут в своих блогах и комментариях сами люди:
«Мне 50 лет, работаю врачом в гос. учреждении… У меня уже был опыт ухода из профессии. На заре развития электронных закупок работала удалённо в одной из крупных компаний. В профессию вернулась вынужденно, по семейным обстоятельствам… Работа нравится, но меня не устраивает зарплата и то, что я начала деградировать. Я хочу освоить новую профессию — аналитик данных»…
«Я после 6 лет преподавания химии в школе ушла в HR-стихию. 30% моих сокурсников работают в школе, остальные: кто в бизнес подался (книгами-открытками-канцеляркой-колбасой торгуют), кто в Роспотребнадзор ушёл, кто в бухгалтера переквалифицировался, двое ушли в ландшафтный дизайн, 1 разводит коз каких-то редких пород (кстати, с голоду не умер), мужики подались в милицию/полицию, 1 в модельный бизнес ушла, сейчас в Англии живёт, несколько человек ушли в производство (пивоварня, фармацевтика и химзавод), 2 переучились на психологов и сейчас практикуют».
«Знакомые с педобразованием кем только не работают: и менеджерами, и продавцами (ну на это вообще образование не нужно), и администраторами, и в турагентстве, административную работу делают, и на заводах, и в сфере торговли, финансов».
В то самое время, когда в одном «бассейне» трудовые резервы активно убывают, в другом, например курьерской службе, они активно прибывают. Число работающих в России курьеров превысило 1,2 миллиона (данные Российской ассоциации электронных коммуникаций). Зарплата курьера в Москве уже перевалила за 200 тысяч рублей в месяц.
«Я был учителем. Работал в школе. Меня постоянно трепали: директор, родители, отдел образования, куча структур, которым надо ещё вчера. И всё за зарплату в 40 тысяч рублей. Теперь доставка: начальника нет, никто не пилит, работа 6 часов в день и зарплата 80 тысяч. Хочешь больше — работай больше…» — читаем в одном из комментариев.
Конечно, ничего плохого в том, что тяжёлую, напряжённую работу наконец стали достойно оплачивать, и в том, что люди предпочитают получать эту несоизмеримо со своей высокую зарплату.
А теперь посмотрим с государственной точки зрения. Тратить огромные средства на обучение сложнейшим профессиям, чтобы… бросить на рынок труда, который не покроет даже личных затрат специалиста, не даст возможность обеспечить семью, не предложит никаких привлекательных условий… Сегодняшний путь практически насильственного закрепления специалистов, такой как всё увеличивающийся «целевой набор» с обязательной отработкой, приносит вялые плоды и не решает проблему глобально.
Здесь, как нигде, к месту поговорка о том, что рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Государство должно наконец определиться в своих приоритетах: кто стране нужен прежде всего? Ситуация, когда обученный с такими материальными затратами высококвалифицированный специалист уходит в профессию, не требующую ни обучения, ни интеллектуального напряжения, ни особых профессиональных умений, приводит к деградации не только самого этого специалиста и человека, но, увы, и всего государства и населения. Какое будущее у страны, где некому лечить, учить, проектировать, зато в достатке обеспеченных развозчиков пиццы?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.