По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — В.И. Сафронов, преподаватель истории, заслуженный учитель России. г. Шелехов, Иркутская область
Да, воспитание нового человека — это самое главное для нас
Обратил внимание на публикацию в №99 «Правды» за 2024 год интересного материала под заголовком «Что это ныне значит — учиться коммунизму?». И решил вслед за многими другими товарищами откликнуться на него своими заметками о том, что считаю в данной теме особенно важным.
Одной из многих задач, за которые пришлось взяться молодому рабоче-крестьянскому Советскому государству, стала задача воспитания нового человека. Помню, как в одном из фильмов о Гражданской войне его герой говорил: «Всех мы сможем накормить, восстановим разрушенную экономику, транспорт и т.д., всё это мы сделаем, а вот как переделать мозги, как воспитать нового человека — это сделать будет труднее всего».
Этой теме — воспитанию нового человека — в основном и было посвящено выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола 2 октября 1920 года.
Теперь ещё раз я внимательно перечитал историческое выступление, с которым, конечно, знаком основательно и давно. Делегаты съезда — молодые рабочие, крестьяне, участники Гражданской войны, приехавшие на съезд с фронта, ждали, что В.И. Ленин будет говорить о том, как успешнее завершить эту войну, как восстановить промышленность, сельское хозяйство и т.д. И все были поражены, что В.И. Ленин начал с того, как воспитать нового человека, что надо делать, чтобы стать настоящим коммунистом, как надо учиться коммунизму.
Читая то выступление, снова, как и раньше, я обратил внимание на самые важные, на мой взгляд, задачи, которые поставил тогда вождь перед комсомольцами — делегатами съезда и всей молодёжью страны: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»; «Наша школа должна давать молодёжи основы знания, умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей»; «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».
Таким образом В.И. Ленин ответил на вопрос «Что значит учиться коммунизму?». При этом особую роль он придавал школе, которая должна научить всех вырабатывать самим коммунистические взгляды и убеждения. Причём выработать такие убеждения нужно в труде вместе с рабочими и крестьянами. Речь Владимира Ильича была воспринята как программа воспитания молодых коммунистов и всей молодёжи рабоче-крестьянского государства.
Широко развернувшаяся по всем направлениям воспитательная работа дала замечательные результаты! Молодёжь, комсомольцы, преодолевая финансовые и бытовые трудности, ехали на большие и малые новостройки, на сооружение новых городов и огромных предприятий, превратив за десять лет отсталую, нищую и безграмотную Россию в передовую индустриальную державу, в страну сплошной грамотности, имеющую в каждом селе, ауле, кишлаке начальные и средние школы, больницы или фельдшерско-акушерские пункты. За две пятилетки в стране было построено более 9 тысяч промышленных предприятий. Вот что говорил И.В. Сталин, выступая на Пленуме ЦК ВКП(б) 7 января 1933 года с докладом об итогах первой пятилетки, выполненной в промышленности за четыре года:
«У нас не было чёрной металлургии в основе индустрии страны. У нас она есть теперь. У нас не было тракторной промышленности. У нас она теперь есть. У нас не было автомобильной промышленности. У нас она теперь есть. У нас не было станкостроения. У нас оно теперь есть. У нас не было современной химической промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было промышленности по производству современных сельхозмашин. У нас она есть теперь. У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь. В смысле производства электрической энергии мы стояли на самом последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест. В смысле производства нефтяных продуктов и угля мы стояли на последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест. У нас была одна-единственная угольно-металлургическая база — на Украине. Мы теперь добились того, что не только подняли эту базу, но создали ещё новую угольно-металлургическую базу — на Востоке, составляющую гордость нашей страны. Мы имели лишь одну-единственную базу текстильной промышленности — на Севере нашей страны. Мы добились того, что будем иметь две новых базы текстильной промышленности — в Средней Азии и в Западной Сибири. Причём мы их создали в таком масштабе и в таких размерах, перед которыми бледнеют масштабы и размеры европейской индустрии. Всё это привело к тому, что удельный вес промышленности поднялся с 48% в 1928 году (начало пятилетки) до 70% к концу 4-го года пятилетки (1932 год). Сделано это было за 4 года первой пятилетки. Фантастика. Такое было невозможно ни в одной капиталистической стране за всю историю их существования».
Почему такое стало возможно в когда-то нищей и безграмотной России? Во-первых, потому, что трудовой энтузиазм был всенародным и львиную долю среди этих строителей составляли комсомольцы, молодые коммунисты и вся советская молодёжь. Во-вторых, потому, что молодые первостроители были вооружены ближней и дальней перспективой — строительством социализма и коммунизма, на которые им указал дорогу признанный всеми вождь революции и всех трудящихся В.И. Ленин и которыми руководила Коммунистическая партия во главе с И.В. Сталиным, последовательно выполнявшая ленинские наказы и заветы. В-третьих, надо понять: откуда у людей той эпохи (20—30-е годы прошлого века) взялись этот энтузиазм, порыв, открытия, озарения, самоотверженность?
Ответ на этот вопрос хорошо дал в своей недавней статье президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Та эпоха подняла так называемого «маленького человека», и оказалось, что он хранит в себе колоссальную энергию, что «простые люди» совсем и не простые, и не маленькие. В народной среде таланта, силы, ума, терпения и стойкости оказалось не меньше, а, в силу многочисленности, гораздо больше, чем в среде прежних хозяев жизни, богатого и знатного узкого слоя «элиты»… Для рабочего человека вся эта великая государственная стройка была освящена смыслом. Веками гнувший спину на богатого и знатного хозяина, через хозяйскую плеть ощущавший несправедливость и несовершенство мира, сейчас простой человек-труженик увидел впереди совсем другую перспективу для себя и своих детей. Официальной идеологией тогда (в годы Советской власти) не внушалась мысль, что мы серые и забитые, страна третьего мира, наоборот, советский народ — самый передовой и великий, указывающий путь всему человечеству, нет преград, которые бы мы не преодолели».
Вот таким образом был претворён в жизнь наказ В.И. Ленина: «Учиться коммунизму вместе с рабочими и крестьянами в практической работе строительства социализма и коммунизма».
Ещё большим экзаменом воспитания молодёжи в духе патриотизма и коммунистической убеждённости стала Великая Отечественная война. Мировой капитализм не мог смириться с фантастическими успехами рабоче-крестьянского государства в хозяйственном и культурном строительстве. Нашим врагам не давали покоя и несметные природные богатства Советской страны. Капиталисты привыкли грабить, грабить и грабить, а за счёт этого повышать экономический, культурный и жизненный уровень в своих странах. Потому они и решили уничтожить нашу страну, превратить её в колонию, чтобы вывозить наши богатства.
На защиту своей социалистической Родины поднялся весь народ. Была создана многомиллионная армия, которую обеспечивали всем необходимым созданные в годы первых пятилеток тысячи современных предприятий, колхозов и совхозов. Более половины всей действующей армии составляли комсомольцы и коммунисты, которые первыми поднимались в атаку, увлекая всех за собой. Когда после войны спрашивали у немецких генералов, почему они проиграли ту войну, они отвечали: «Мы проиграли советской школе, советскому учителю, которые воспитали грамотного, храброго и преданного своей Родине солдата». Это ещё раз подтверждает великую значимость всей той работы по воспитанию молодёжи, которая проводилась в нашей стране по призыву В.И. Ленина: «Учиться коммунизму, который нам предстоит строить».
После Победы в Великой Отечественной войне перед государством стояли не менее трудные и грандиозные задачи. И опять в авангарде была молодёжь, впереди комсомольцы под руководством коммунистов. Это в основном они за четыре послевоенных года восстановили разрушенное войной хозяйство, подняв его до уровня предвоенного развития. Это они создавали атомную бомбу и добились ядерного паритета с США. Это они первыми в мире отправили человека в космос! Более 200 миллионов советских людей прошли через советскую, комсомольскую школу воспитания и возмужания. Невозможно даже перечислить все героические, боевые и трудовые подвиги молодёжи, комсомольцев, всех советских людей за годы Советской власти.
Но вот пришли сволочные 1990-е. И вдруг оказалось, что у нас всё было совсем плохо: репрессии, ГУЛАГ, тоталитаризм и т.д. и т.п.
Запретили КПСС, уничтожили Советскую власть, распустили комсомол, отменили движение октябрят и пионерскую организацию. А взамен ничего не создали. Наверное, ума не хватило. Начали распускать колхозы и совхозы, распродавать за бесценок предприятия, ликвидировали целые отрасли промышленности, стали уничтожаться советские системы образования и медицины, наука и многое-многое другое.
Самое удивительное и печальное, что все эти преступления против народа творились с молчаливого согласия большинства населения страны и при участии армии, её высшего генералитета, органов внутренних дел. Почему такое стало возможно? Почему вдруг исчезли результаты той работы по воспитанию строителей социализма и коммунизма, которые показали себя в героическом труде во время довоенных пятилеток, в ходе героической борьбы с фашизмом и международным империализмом?
Причин здесь много, на мой взгляд, и международных, и внутриполитических.
1. За годы войны погибли миллионы комсомольцев и коммунистов — активнейших строителей социализма и коммунизма. Они первыми поднимались в атаку в боях за свою социалистическую Родину и первыми же погибали, они первыми стали бы на защиту Советского государства в «лихие 1990-е».
2. Не всем удалось промыть мозги в годы «перестройки». Сотни и тысячи патриотов поднялись в 1993 году на защиту Советской власти, её Верховного Совета. Но у них не было таких руководителей, как Ленин, Сталин и партия большевиков, ведь вновь созданная КПРФ была в начале своего становления и не могла выполнить этой роли.
3. Сыграла свою роль, на мой взгляд, и ошибочная позиция тех, кто возрождал страну и спасал свою Родину в годы Великой Отечественной. Многие из них думали: «Мы пережили сложные и трудные годы, так пусть наши дети не узнают этих трудностей!» В итоге значительная часть послевоенных детей не принимала участия в созидательном труде по восстановлению и развитию страны. Эта часть молодёжи и оказалась больше всех заражена вещизмом, с завистью смотрела на изобилие в западных странах. Именно эта часть населения с удовлетворением приняла реставрацию капитализма в нашей стране.
Наши недоброжелатели много говорили и писали о том, что Советский Союз потерпел поражение в экономическом соревновании с капитализмом и в «холодной войне». Но так ли это? Уместно привести известное высказывание премьер-министра Англии Маргарет Тэтчер, сделанное во время выступления на заседании Американского института нефти в 1991 году: «Советский Союз представлял весьма серьёзную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе, поскольку наши страны также достаточно хорошо вооружены, в том числе и атомным оружием. Я имею в виду угрозу чисто экономическую. Благодаря плановой экономике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов СССР удалось достичь высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был примерно в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные шансы вытеснить нас с мировых рынков».
О каком же поражении СССР в экономическом соревновании можно говорить после подобных откровений? Вывод напрашивается один: удушение СССР гонкой вооружений не состоялось. США вынуждены были признать своё поражение в «холодной войне». Но отказаться от цели уничтожения своего главного конкурента — СССР они не могли. Нужны были новые, более изощрённые и эффективные формы борьбы. На это и была сделана главная ставка.
Более 100 институтов и фондов работали на Западе над поиском таких форм и методов борьбы. И они были найдены. Затрачивая огромные денежные средства, США сумели создать на территории СССР огромную «пятую колонну» из сторонников рыночной экономики и капитализации страны. В составе этой колонны оказалось высшее руководство нашей страны во главе с Генеральным секретарём ЦК КПСС Горбачёвым, президентом России Ельциным и их подельниками, предавшими идеалы социализма, коммунизма и свой народ. Взяв под контроль все средства массовой информации, более пяти лет новоявленные демократы-рыночники промывали мозги населению нашей страны.
В результате внедрения в нашу экономику (с помощью Горбачёва и «пятой колонны») свободного рынка и отказа от планирования мы получили полную разбалансированность экономики, достигшую к 1990-м годам катастрофических масштабов. Устойчивый рост производства сменился нарастающим спадом, появились проблемы «дефицита» и очередей, росло всеобщее недовольство населения. Так США начали против СССР новую войну. К этому времени большая часть населения нашей страны уже жила в мире мифов и иллюзий. Якобы социалистическая плановая экономика неэффективна, СССР «рухнул» и его экономику надо реформировать «переходом к рынку», а социализм — это пустые прилавки магазинов, голод и т.д.
Уже этого, казалось, было достаточно, чтобы окончательно разрушить нашу страну и превратить её население в послушное «стадо баранов», которые забыли своё прошлое, свою социалистическую и коммунистическую перспективу, всем «стадом» ринувшись в капиталистическую рыночную экономику.
Но те, кто уничтожал нашу страну, были достаточно дальновидными людьми. Они прекрасно понимали: чтобы Россия не возродилась (как Феникс из пепла), надо уничтожить саму душу народа, надо уничтожить все его надежды и мечты о коммунистическом будущем, к которому их звали большевики во главе с В.И. Лениным.
Попытка уничтожить Советский Союз силой оружия потерпела полный провал. И теперь была разработана новая программа уничтожения Советского государства. Разработана обстоятельно, до мелочей. Как же она сработала к периоду гибели Советской страны? Однозначного ответа, я думаю, быть не может. Что касается нашей так называемой творческой интеллигенции (многих артистов, писателей, работников высшей школы, средств массовой информации, государственного аппарата управления) — многие из них быстро «перестроились» и стали активными участниками «пятой колонны».
Примеров и фактов множество. Приведу один из недавних. Вот 12 ноября 2024 года в передаче В. Соловьёва, на которой постоянно присутствуют кандидаты и доктора наук, директора институтов и университетов, деканы факультетов и т.д., то есть те, кто постоянно учит и воспитывает студенческую молодёжь, выступил политолог из Белоруссии тов. Гигин. Своё выступление он начал с упоминания основателей марксизма-ленинизма. И что же? Реакция была удивительной! Гигина все присутствовавшие прямо-таки подняли на смех, не дав ему даже кратко высказаться.
Я часто смотрю эту передачу и обращаю внимание, что почти никто из присутствующих не вспоминает о марксизме, коммунизме, о Ленине и Сталине. Исключением можно назвать кинорежиссёра Карена Шахназарова, который нередко заявляет, говоря о своих убеждениях: «Я марксист». Причём говорит он это настолько уверенно и убеждённо, что никто ему возражать даже не пытается! А что же другие? Увы!
Так вот, часть нашей «творческой интеллигенции», казалось бы, наиболее грамотной и подготовленной, при упоминании о марксизме, социализме и коммунизме скептически ухмыляется, считая, по-видимому, такие разговоры несерьёзными. Поэтому не приходится удивляться тому, что (судя по опросам) большая часть нашей молодёжи после окончания вузов не собирается работать на своей Родине. Они твёрдо решили, получив дипломы, уехать и работать за пределами нашей страны. А когда началась специальная военная операция на Украине, значительная часть нашей молодёжи призывного возраста, в том числе и студенты, поторопились эмигрировать за границу, чтобы избежать мобилизации в армию.
Что касается технической интеллигенции, она работает на развитие экономики страны, её технического прогресса, потому она более патриотична и последовательна в своих убеждениях.
В начале горбачёвская «перестройка» проводилась под лозунгами: «Больше социализма», «За социализм с человеческим лицом» и т.п. Народ поверил в то, что проводимые реформы помогут нам многие ошибки и недостатки, которые мешали нам двигаться вперёд, исправить. Уверен, мало кто думал о возможном уничтожении социализма и Советской власти. На референдуме о сохранении Союза ССР более 70% высказались за желание жить в Союзе Советских Социалистических Республик. Это уж потом, когда стали разваливаться и распродаваться предприятия, колхозы и совхозы, когда появилась безработица, когда цены на товары первой необходимости поползли вверх, когда всё стремительнее стал падать жизненный уровень населения, народ понял, что, нагло обманывая, его привели в рыночную экономику, то есть в капитализм.
Особенно быстро началось прозрение народа, когда Запад нам объявил войну на уничтожение, когда началась специальная военная операция на Украине. Перед угрозой внешней опасности, угрозой физического уничтожения нашей страны США и другими странами Запада многонациональный народ России начал сплачиваться в организации помощи фронту, а воины Российской армии, проявляя героизм и самопожертвование, начали освобождать Украину от нацистов.
Да, вновь на повестку дня во весь рост выдвинулся вопрос о необходимости учиться коммунизму, воспитывать нового человека. Без этого движение вперёд невозможно, о чём правильно пишут многие участники обсуждения, развернувшегося в «Правде». Что ж, будем переходить от слов к делу. Энергичнее переходить и результативнее!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.