Законодательный бойкот

Законодательный бойкот

20 марта Счётная палата РФ отчиталась перед Государственной думой о своей работе за 2024 год. Затем, собрав в одном портфеле законодательные инициативы депутатов, не отвечающие установкам «партии власти», парламентское большинство перешло к излюбленной тактике законодательного бойкота.

  Отчёт Счётной палаты представил Борис Ковальчук, который возглавил высший орган парламентского контроля меньше года назад. Представим и мы главного аудитора страны. Он всё из той же «питерской» команды, что и его предшественник на этом посту Алексей Кудрин. Его отец, предприниматель и банкир Юрий Валентинович Ковальчук, был близко знаком с президентом Владимиром Путиным. Ковальчук Б.Ю. — юрист. Учился в Санкт-Петербургском университете, одним из его преподавателей был нынешний глава «единороссов» Дмитрий Медведев. Начинал юрисконсультом, потом возглавлял консалтинговую компанию, был членом ревизионной комиссии банка «Россия», работал в правительстве, затем многие годы возглавлял компанию «ИНТЕР РАО ЕЭС», пока, наконец, не оказался на должности заместителя руководителя Контрольного управления президента, откуда и стартанул в председатели Счётной палаты.

Проведённые аудиторами в минувшем году проверки позволили вернуть в бюджет 95,9 миллиарда рублей, что стало рекордом за всю 30-летнюю историю ведомства. Для сравнения: за семь предыдущих лет, с 2017 по 2023 год, сумма возвратов в бюджеты всех уровней составила 88 миллиардов рублей. Большую часть возвращённых средств составляют таможенные платежи — 55,7 миллиарда рублей, которые были доначислены и взысканы таможенными органами. Ещё 11,4 миллиарда рублей возвращены в федеральный бюджет после проверки исполнения бюджета по линии минпромторга. Такая внушительная сумма осталась от трансферта бюджету Чукотского автономного округа на реализацию инвестпроектов по организации добычи и переработки многокомпонентных комплексных руд и лежала без движения с 2018 года.

Если возврат бюджетных средств увеличился, то число выявленных нарушений, напротив, сократилось, что связано, по мнению Б. Ковальчука, с проведённой правительством работой по повышению исполнительской дисциплины и улучшением качества подготавливаемых документов.

По итогам прошлогодних контрольных мероприятий Счётная палата выдала 239 представлений и предписаний, 74 материала направлено в правоохранительные органы, возбуждено 21 уголовное дело, 73 лица привлечены к административной ответственности, сумма начисленных административных штрафов составила более 100 миллионов рублей.

Депутаты в своих вопросах и выступлениях сконцентрировались на нерешённых проблемах. Так, Юрий Афонин отметил, что Счётная палата указывала на нецелесообразность продления после 1 июля 2024 года программ льготной ипотеки, которые, по её оценке, стали причиной резкого увеличения стоимости жилья на первичном рынке. По итогам 2024 года доля льготного кредитования резко упала, однако стоимость жилья продолжает, хотя и медленно, но расти, подчеркнул депутат. И для подавляющего большинства граждан нашей страны собственное жильё остаётся несбыточной мечтой.

Борис Ковальчук подтвердил, что выводы Счётной палаты по-прежнему актуальны. С 2019 по 2022 год цены на жильё выросли в 2,2 раза. По мнению аудиторов, на это повлияли как льготные ипотечные режимы, которых всего пять, так и рост реальных доходов населения. Палата рекомендовала свернуть программы льготной ипотеки, поскольку они, мол, не привязаны к группам населения, нуждающимся в поддержке, а для бюджета это очень чувствительно.

В 2021—2023-х годах из федерального бюджета на поддержку различных форм ипотечного кредитования было направлено приблизительно 600—650 миллиардов рублей, по итогам прошлого года — более 1,1 триллиона, а в нынешнем году расходы на эти цели запланированы в объёме 1,25—1,3 триллиона рублей, что сопоставимо с годовым дефицитом федерального бюджета на 2025 год. К тому же, добавил председатель Счётной палаты, это те обязательства, которые федеральный бюджет будет нести порядка 20 лет.

Ирину Филатову взволновали результаты аудита в сфере образования, науки и инноваций. В своём отчёте Счётная палата указала на такие системные проблемы, как дефицит кадров, недостаточная инновационная и низкая патентная активность разработчиков и многие другие. Эти проблемы возникли вследствие в том числе отсутствия единой государственной политики в сфере инновационного развития Российской Федерации. По рекомендации Счётной палаты правительство приняло постановление об обязательном направлении документов при проведении тех или иных научных исследований, проводимых в рамках государственного задания, на экспертизу в Российскую академию наук.

Отвечая на вопрос депутата о необходимых шагах для достижения поставленных президентом задач, Борис Ковальчук отметил, что не всегда госпрограммы увязаны со стратегией и приоритетами научно-технического развития. И это надо исправлять. Кроме того, для достижения целевого показателя по финансированию науки в 2 процента ВВП необходимо задействовать, по его мнению, внебюджетные источники. Без участия бизнеса достигнуть этого показателя невозможно, полагает Б. Ковальчук.

Позицию фракции КПРФ, как и где необходимо использовать аналитические возможности Счётной палаты, изложил первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов.

Вторую половину заседания Госдума посвятила отклонению законодательных инициатив оппозиции.

Алексей Куринный представил приоритетный законопроект фракции КПРФ, внесённый депутатами-коммунистами во главе с Г. Зюгановым, об отмене запрета на осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Запрет вступил в силу с 1 января этого года. Но ползучая ликвидация унитарных предприятий началась задолго до этого. С 2020 по 2023 год число таких организаций уменьшилось с более чем 16 тысяч до 9 тысяч.

В ходе ликвидации унитарных предприятий закреплённое за ними государственное или муниципальное имущество используется в том числе для осуществления расчётов с кредиторами. При этом требования к определению реальной стоимости этого имущества и обоснованности заявляемых кредиторами претензий отсутствуют, что создаёт условия для скрытой приватизации публичной собственности, полагают авторы законопроекта. А уход унитарных предприятий из социально значимых сфер, особенно в малых городах и сельской местности, где уровень конкуренции остаётся невысоким, ведёт к ухудшению качества жизни граждан и росту социальной напряжённости.

Фактически государство лишилось важного правового механизма управления публичным имуществом в общественных интересах, что привело к снижению эффективности использования государственных ресурсов и затруднило реализацию стратегических проектов. При этом запрет на деятельность унитарных предприятий не учитывает множества значимых аспектов: материальные затраты, нагрузку на местные бюджеты, необходимость сохранения социальных обязательств и реализацию публичных функций, сокращение рабочих мест.

«Запрет на осуществление деятельности унитарных предприятий является экономически необоснованным, влечёт за собой негативные последствия для экономики и социальной сферы страны», — сделали вывод авторы законопроекта. За его принятие проголосовали 62 депутата (в том числе 55 из фракции КПРФ), против — 12, воздержались 14, не голосовали 362.

Законопроект, содержащий поправки в Уголовный кодекс, был внесён коммунистами С. Казанковым, А. Куринным, Ю. Синельщиковым в самом начале специальной военной операции. Он предусматривал введение уголовной ответственности должностных лиц за направление в период военного положения, военное время, в условиях вооружённого конфликта или ведения боевых действий военнослужащих без надлежащей подготовки, не обеспеченных необходимой экипировкой, вооружением и материальными ресурсами. Такие случаи были не редкостью.

Согласно предложенным поправкам, за это преступление должно быть предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет. Если же оно повлекло причинение тяжкого вреда здоровью военнослужащего или его смерть, то срок увеличивается до 5—10 лет, а в случае гибели двух и более военнослужащих — до 10—15 лет. Мера эта преимущественно превентивная. «Введение уголовной ответственности позволит исключить или минимизировать риск неправомерных действий», — убеждены авторы законопроекта. Однако и с этим законопроектом парламентское большинство не согласилось: 62 — «за», против — 0, воздержались — 32, не голосовали — 365.

Ещё один приоритетный законопроект фракции КПРФ был внесён большой группой депутатов, в числе которых всё руководство партии и фракции: Г. Зюганов, И. Мельников, В. Кашин, Н. Коломейцев, Ю. Афонин, Д. Новиков. 39 депутатов поставили под законопроектом свои подписи.

Проблема, поднятая парламентариями, исключительно важная — нехватка инженерно-технических и рабочих кадров в авиационной и судостроительной отраслях промышленности. Дефицит квалифицированных кадров в авиационной промышленности на момент внесения законопроекта в июле 2024 года превышал 14 тысяч человек. Аналогичная ситуация наблюдается в судостроительной отрасли. По данным крупнейшей онлайн-платформы по поиску работы HeadHunter, в 2022 году судостроительными предприятиями было открыто более 20 тысяч новых вакансий, в начале 2023 года — ещё 2 тысячи.

Для решения этой проблемы депутаты предложили внести изменения в Федеральный закон «Об образовании», исключив возможность подготовки специалистов для авиационной и судостроительной отраслей промышленности по двум уровням высшего образования — программам бакалавриата и магистратуры, и готовить кадры для этих отраслей на основе программ специалитета.

Целесообразность перехода к такой модели обучения парламентарии мотивировали неэффективностью болонской системы для подготовки кадров высшей квалификации по ряду образовательных направлений, характеризующихся высокой степенью сложности систем и чрезвычайно дорогой ценой ошибок здесь.

«Принятие этого проекта закона позволит создать необходимые условия для реализации системного подхода к подготовке кадров для судостроительной и авиационной отраслей промышленности, а также для развития программ целевого обучения с последующим гарантированным трудоустройством успешных выпускников на предприятия», — подчеркнул, представляя законодательную инициативу коммунистов, депутат Олег Михайлов.

«Сегодня мы предлагаем сделать первый шаг», — поддержал товарища по фракции Николай Коломейцев. Технологическое лидерство начинается с конструкторов-инженеров, подготовка которых была угроблена болонской системой и ЕГЭ. Сегодня выпускники технических вузов на периферии не могут не только чертить, но даже читать чертежи, заметил депутат. Он напомнил, как создавалась индустриальная мощь Страны Советов. По распоряжению Сталина были закуплены 9600 лицензий вместе с документацией на предприятия, строительство которых сопровождалось созданием рядом образовательных учреждений для всей технологической цепочки: фабрично-заводское училище (ПТУ) — техникум — вуз. Со второго курса студенты уже проходили технологическую практику на предприятии. Система распределения позволяла молодым специалистам приобрести практические навыки профессии и отвечала на запросы экономики страны.

По мнению Николая Коломейцева, должна быть программа импортозамещения, где надо чётко расписать: номер изделия, ответственного, срок исполнения и всё это подкрепить бюджетной строкой. Не сделал вовремя — отвечай. А у нас сегодня, по мнению депутата, галопирующая безответственность.

И, судя по всему, кардинально что-то менять «партия власти» не собирается. При голосовании парламентское большинство снова решило отмолчаться. Законопроект поддержали 82 депутата (фракции КПРФ и «Справедливая Россия — За правду»), «против» и воздержавшихся не было, не голосовали — 319 депутатов (фракции «Единой России», ЛДПР, партии «Новые люди»).

  Выступление от фракции КПРФ первого заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаила ЩАПОВА

Счётная палата является главным партнёром для нас, депутатов Госдумы, в части контроля за исполнением принятых нами законов, и в первую очередь в части эффективности расходов бюджета, реализации госпрограмм и стратегических приоритетов.

По итогам 2024 года нужно отметить преемственность и высокое качество работы аудиторов палаты, мы это видим в том числе и по тому, как проходило обсуждение бюджета на 2025 год, многие вопросы и замечания депутатов базируются на докладах аудиторов Счётной палаты.

Вместе с тем хотим отметить целый ряд направлений, которые наша фракция считает важными для дальнейшего аудита и подготовки рекомендаций Счётной палаты.

Так, в 2024 году Счётной палатой в органы власти направлено 605 рекомендаций, 406 из них были выполнены, в 2023-м их было меньше, ситуация вроде бы улучшается, но очень важные рекомендации палаты, например в адрес Центрального банка, очевидно, не выполняются. Так, коллеги из Счётной палаты отмечали, что дальнейшее длительное сохранение процентных ставок на высоком уровне может негативно отразиться на росте инвестиций и экономики в целом. Сложно не согласиться, здесь явно нужна наша совместная работа с аудиторами, чтобы в рамках парламентского контроля добиваться выполнения высказанных рекомендаций.

Важное направление, на которое хотели бы обратить внимание, — это анализ и последствия коррекции налогового законодательства, которые мы провели в прошлом году.

Наша фракция, безусловно, считает положительным введение прогрессивной шкалы НДФЛ и увеличение нагрузки на богатейшую часть населения. Мы этого последовательно требовали последние 10 лет. Но, как ответственная политическая сила, мы считаем необходимым сразу же, не откладывая в долгий ящик, начинать аудит этих решений, коррекцию, разработку новых предложений. Время не стоит на месте, появляются новые вызовы, и мы должны своевременно на них отвечать.

В этом плане поддерживаем идею аудиторов проанализировать бюджетную эффективность налоговых льгот. Мы уже сегодня имеем 12 триллионов рублей налоговых льгот, выданных в разные годы как конкретным предприятиям, так и целым отраслям. Возникает вопрос: а какой результат получили бюджет, страна и наши избиратели от этих мер? Нужны анализ и оценка эффективности работы министерств и ведомств, разрабатывающих инструменты налогового стимулирования инвестиций.

Однако то, что сейчас волнует граждан прежде всего, — это рост цен и эффективность госполитики в этой сфере. Мы видим: аудиторы палаты провели проверку в части госрегулирования цен на лекарства, что, безусловно, является критически важным для нашей страны и наших граждан. Согласны с выводами аудиторов, что для повышения эффективности и экономности расходов на приобретение лекарственных препаратов нужна централизация таких закупок. В капитализм и свободный рынок мы уже наигрались. Пора возвращаться к хорошо зарекомендовавшим себя советским практикам единой системы закупок как контроля.

Вместе с тем считаем, что и в других сферах аудиторы Счётной палаты могут провести анализ ценовой политики с целью снизить темпы роста цен для наших граждан. Это, например, касается закупок государственных и региональных компаний, а также компаний с государственным участием.

Отдельная проблема — рост цен на ГСМ и топливо для сельхозпроизводителей и транспортных компаний. Большинство производителей ГСМ в стране — компании с госучастием. Государство может оказывать прямое влияние на ценовую политику в этой сфере. Немаловажным является фактор налоговой политики и демпферный механизм. Напомню, что уже 4 триллиона рублей в год предлагается давать нефтепереработчикам. Нам неоднократно говорили, что демпферный механизм нужен для того, чтобы сдерживать цены на бензин в рознице. При этом за последние три года цена на самую народную марку 92-го бензина выросла почти на 16 процентов, а на дизель, который имеет критическое значение для народного хозяйства, рост составил 30 процентов. Получается, что мы даём миллиарды на поддержку наших сельхозпроизводителей, но они съедаются ростом цен на ГСМ, при этом мы платим триллионы нефтяным компаниям.

Мы считаем, что Счётная палата должна дать комплексную, объективную оценку эффективности этих бюджетных расходов и предложить меры по модернизации государственной системы сдерживания цен на ГСМ.

Более того, нам нужен аудит всей госполитики в части сдерживания роста цен, включая и действия Центробанка, решения министерств и ведомств и субсидии из бюджета, и других направлений. Цены растут, люди это видят, нужен ответ на вопрос, что следует сделать, чтобы этот рост остановить.

Связанная с проблемой роста цен тема — тарифная политика в сфере ЖКХ и электроэнергии. Мы положительно отмечаем усилия Счётной палаты на этом направлении, однако мы видим, что во многих регионах очень закрытая политика тарифообразования как для поставщиков тепла, так и электроэнергии, а вот тарифы на услуги ЖКХ, на электричество и на газ растут постоянно. В этой сфере нужно наводить порядок, и начинать стоит с масштабных проверок государственных расходов, субсидий и иных аспектов, прямо влияющих на рост цен в этой сфере.

В плане эффективности бюджетных расходов положительно оцениваем решение провести больше сотни мероприятий по проверке эффективности расходов по национальным проектам.

Также хотим отметить работу по анализу систем предоставления жилья детям-сиротам. Почти 200 тысяч человек нуждаются в жилье. Да, есть позитивные подвижки, очередь сокращается, по инициативе Счётной палаты были приняты меры по ускорению процесса. Немалую роль в этом сыграла наша коллега, председатель комитета по делам женщин Нина Александровна Останина, однако мы видим, что проблема всё ещё далека от решения: очередь остаётся огромной, что требует дальнейшего аудита и предложений от палаты.

Связанная проблема — расселение ветхого и аварийного жилья и помощь гражданам при переселении из районов Крайнего Севера. В случае с северянами проблема носит самый острый характер: у нас более 130 тысяч семей до сих пор стоят в очереди, из них почти 12 тысяч — семьи с инвалидами I и II группы, при этом в год оформляется чуть более тысячи сертификатов всего. Мы уже неоднократно говорили, что такими темпами на реализацию программы переселения понадобится 100 и более лет, большинство участников не доживут даже до середины этого срока.

Комитет по делам Дальнего Востока и Арктики во главе с нашим товарищем Николаем Михайловичем Харитоновым каждый год поднимает эту проблему, мы постоянно требуем увеличения бюджетных расходов по этой статье.

От Счётной палаты хотелось бы получить детальный анализ эффективности расходов по этому направлению и предложений по тому, что можно изменить, чтобы в итоге все нуждающиеся получили свои сертификаты.

В заключение я хочу сказать, что мы находимся в постоянном плотном контакте с аудиторами Счётной палаты. За прошлый год мы видим, что есть серьёзные амбиции у палаты в части изменения подходов к анализу бюджетных расходов. Ставятся более масштабные и смелые задачи. В этой части Счётная палата может рассчитывать на нашу поддержку. Считаем необходимым позитивно оценить представленный отчёт и планы палаты.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *