На фоне нового всплеска забастовочной активности власти Казахстана признали наличие проблем, способствующих росту социальной напряжённости. Но заниматься их решением всерьёз чиновники не собираются, предпочитая говорить о «происках недоброжелателей».
С началом весны из Казахстана поступает всё больше сообщений о рабочих протестах. Как и прежде, их эпицентром являются западные регионы, где расположены основные нефтегазовые месторождения страны.
В середине марта объявил забастовку коллектив «М-Техсервис» — нефтесервисной компании, оказывающей подрядные услуги корпорации «Мангистаумунайгаз». По словам работников, их уведомили о грядущих увольнениях из-за намерения головной организации прекратить сотрудничество. Это, добавляют они, нарушает прежние договорённости.
Ранее в той же Мангистауской области произошло выступление другой сервисной организации — TES Service Company (на снимке). Электрики, слесари, сантехники и рабочие других профессий записали видеообращение к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, пожаловавшись на низкие зарплаты. «Зарплата у нас незначительная, не превышает 180—200 тысяч тенге (30—34 тыс. руб.). Еда дорожает с каждым днём. Арендная плата растёт», — заявили они. Одновременно забастовку объявили около полутора сотен нефтяников на месторождении Каламкас. С 1 марта им на 20 процентов урезали и без того невысокие зарплаты.
Впрочем, власти поспешили снять с себя ответственность. Отвечая на вопросы журналистов, замминистра энергетики Алибек Жамауов сообщил, что правительство в курсе забастовок и требований их участников. Но, уточнил он, всеми переговорами с подрядчиками должны заниматься сами нефтегазовые компании.
В Атырауской области протестуют строители газоперерабатывающего завода. Недовольство низкими зарплатами выразили работники ТОО Kazakh Construction Group — генерального подрядчика проекта. Ещё одна причина выступления — плохие условия труда. Из-за этого один рабочий недавно получил серьёзные травмы.
Зашкаливающий производственный травматизм стал визитной карточкой «капитализма по-казахстански». Совсем недавно, 17 февраля, семь горняков погибли во время взрыва метана на руднике Жомарт корпорации «Казахмыс» в Улытауской области. А 19 марта на Восточно-Джезказганском руднике погиб ещё один рабочий.
Работники предприятия, принадлежащего миллиардеру Владимиру Киму, также встревожены возможной остановкой Джезказганского медеплавильного завода на ремонтные работы. Такое уже происходило в 2013 году, и тогда тысячи сотрудников «Казахмыса» либо остались без работы, либо получали урезанные оклады. Руководство заверило, что производственный процесс продолжается в штатном режиме, но признало возможность «кратковременных приостановок» в случае нехватки медного концентрата из-за простоя работы рудника Жомарт.
Ещё одна трагедия произошла в Акмолинской области на шахте золотодобывающего предприятия «Казахалтын». Из-за обрушения горных пород пострадали два человека, один из них от полученных травм скончался. Крупнейшими акционерами «Казахалтына» являются зарегистрированная в Нидерландах корпорация Gouden Reserves B.V и бизнесмен Владимир Джуманбаев. Состояние последнего оценивается в 365 миллионов долларов.
На первый взгляд, власти Казахстана понимают риски, порождаемые существующей социально-экономической системой — с высоким уровнем безработицы, неравенства, эксплуатации. Министерство национальной экономики опубликовало проект концепции региональной политики на 2025—2030 годы. В нём отмечается высокая вероятность социальной нестабильности и повышенный уровень протестных настроений в ряде регионов. Основной причиной авторы документа называют высокую долю населения в возрасте от 15 до 34 лет, которая не учится и не работает. Всего к данной категории отнесены 400 тысяч человек, или 7,3 процента молодёжи. Выше всего концентрация таких граждан в Мангистауской, Карагандинской и Туркестанской областях. Из-за отсутствия рабочих мест на селе всё больше молодых людей стекаются в города. В одной только Туркестанской области число внутренних мигрантов приближается к 200 тысячам в год.
Констатируя проблему, чиновники не намерены её решать. Как недавно писала «Правда» (см. номер от 1—2 апреля с.г.), происходит обратное — массовая приватизация и передача частникам важнейших государственных функций. Кроме того, все недовольные заранее объявляются инструментами «деструктивных сил». Депутат парламента Ермурат Бапи заявил, что протесты выгодны отстранённым от власти фигурам (вероятно, имеется в виду окружение бывшего президента Нурсултана Назарбаева), а все критикующие политику действующей власти играют на руку «старому Казахстану».
«Мы чувствуем, как сложно новой власти уничтожить старую систему, сформировавшуюся за 30 лет, переломить ей хребет. Мы не можем сказать, что противодействие со стороны старого Казахстана прекратилось после январских событий (массовые волнения января 2022 года. — С.К.). Активные действия тех, кого отстранили от бюджетной кормушки и кто мечтает вновь добраться до народных богатств, продолжаются. Они и сейчас активно принимают меры для того, чтобы развернуть в свою пользу протестные настроения… Чтобы изменения превратились в национальную, общественную и государственную идею, нужно консолидироваться», — подчеркнул он. При таком подходе классовые противоречия в стране будут только нарастать.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.