По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашин на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и устойчивого развития сельских территорий.
Уважаемые товарищи!
Позвольте коротко, но по существу.
Хочу затронуть один непростой, болезненный, но стратегически важный вопрос — вовлечение сельхозземель в оборот.
На сегодняшний день мы недосчитываемся 34 миллионов гектаров посевных площадей. Обратите внимание на эту цифру — 34 миллиона гектаров. Это масштабнейшая потеря. Да, у нас есть государственная программа, есть общее стремление всех нас — хотя бы ввести в оборот порядка 24 миллионов гектаров в ближайшие годы. Причём это те земли, вовлечение которых не требует чрезмерных затрат.

Если эту задачу реализовать, мы сможем выйти на приемлемый объём посевных площадей и продолжить системную работу по устойчивому развитию аграрного сектора и дальнейшей работе по вовлечению брошенных земель в севооборот.
Почему, на мой взгляд, процесс идёт так тяжело? Здесь есть целый ряд причин, о которых следует говорить откровенно.
Причин текущей ситуации несколько. И одна из главных — кадры.
Недаром когда-то, в своё время генералиссимус сказал: «Кадры решают всё» — это по-прежнему актуально.
Мы вместе с вами, совсем недавно были в Орловской области, осматривали ситуацию на местах. Посетили также регионы Приволжского федерального округа и Сибирского федерального округа и ряд других территорий. В центре внимания — были вопросы восстановления посевных площадей, эффективного землепользования и выполнения программы комплексного развития села.
Примеры есть разные.
Вот Тамбовская, Липецкая, Курская, Ростовская области — потери посевных площадей по сравнению с 1990 годом составляют всего около 10%. Достойных результатов добились Ростовская, Орловская, Рязанская область, Краснодарский, Ставропольский край и другие регионы. А в целом по Центральному федеральному округу — потеряно 8 миллионов гектаров посевных площадей.

Вместе с тем — Калужская область, где сокращение составило в 2,6 раза,
Костромская — в 3,7 раза, и, к сожалению, наша любимая Тверская область тоже «хромает на обе ноги» — ситуация крайне тяжёлая.
При этом, на мой взгляд, законодательной базы нам уже вполне достаточно. Только за последнее время, пока вы, Дмитрий Николаевич, работаете в Министерстве и Правительстве, а мы в Госдуме — мы совместно приняли 12 федеральных законов, касающихся земли, её оборота, сбережения и сохранения плодородия.

Эти законы направлены и на сбережение земли, и на сохранение её плодородия. Но одних законов недостаточно.
На мой взгляд, пришло время более жёсткого и системного практического подхода в реализации Госпрограммы.
Необходимо ужесточить контроль и ответственность за использование земель, особенно — за брошенные участки, нарушение севооборота, нерациональное или спекулятивное владение.
Важно напомнить: за землю, за земельные ресурсы в первую очередь отвечают регионы.
И именно на уровне региональных властей, губернаторов должна формироваться реальная политика возвращения земель в севооборот и повышения их эффективности.
Примеры по регионам — тоже разные.
Вот, например, Краснодарский край — сегодня вернул в сельхоз оборот 50 тысяч гектаров земель, изъятых из фонда сельских поселений. Это положительный пример. Мы видим много пустующих деревень и заросших усадеб, брошенных в селах и главное есть кому привести эти земли в порядок, но желание у местных властей пошевелиться отсутствует зачастую.
К сожалению хватает губернаторов, которые фактически дистанцировались от аграрной повестки, не хотят заниматься сельским хозяйством. Дело это хлопотное и трудоемкое отношение сыновье к земле кормилице не всем присуще. Куда легче поставить телегу впереди лошади и ничего не делать. Такие руководители по сути, допускают зарастание пашен лесом, игнорируя их стратегическое значение, распродают, переводят в другие категории.
На мой взгляд, эту ситуацию необходимо решать — и через усиление ответственности, и через экономическое стимулирование тех, кто реально вовлекает землю в работу, кто хочет и умеет это делать.
Хочу отметить, что в Минсельхозе в целом действует рабочий механизм поддержки таких процессов, но, безусловно, есть потенциал для его дальнейшего совершенствования. В частности, по-прежнему затягиваются выплаты, что снижает темпы реализации проектов.
Есть и административные барьеры, которые тормозят процесс. Например, при восстановлении заброшенных земель.
Ситуация типичная: земля подзаросла, фермер или предприятие начинает расчистку, корчёвку, подготовку к возделыванию, и тут же — «стоп» от органов прокуратуры или лесного ведомства.
Мне лично не раз приходилось вмешиваться в подобные ситуации в разных регионах.
К счастью, хочу отметить, что в Министерстве природных ресурсов и экологии — особенно в лице заместителей министра и профильных департаментов — понимание есть.
Они оперативно реагируют, помогают снимать региональные блокировки, когда речь идёт о действительно добросовестных инициативах.

Параллельно с вопросом вовлечения земель в оборот мы должны уделять серьёзное внимание сохранению и восстановлению плодородия почв.
Это направление требует значительных затрат, и не всегда производители в одиночку могут с ними справиться. Да, многие выступают за поддержку сельхозтоваропроизводителя, но не всегда до конца понимают, к чему приводит деградация почвенного ресурса.
Приведу только две ключевые цифры:
– сегодня в стране более 50 миллионов гектаров кислых почв,
– ещё около 25 миллионов гектаров заболоченных и переувлажнённых земель.
Это огромный резерв — но при условии комплексного подхода, включая мелиорацию, раскисление и коренное улучшение. Здесь у нас действительно есть возможность выйти на стабильное получение двух урожаев в год.
Хочу, уважаемые товарищи, отдельно обратиться и к коллегам из Минфина.
Мы только что вернулись из Орловской области, где наглядно увидели, как при использовании капельного орошения удаётся получать два урожая картофеля.
В прошлом году в Краснодарском крае получили два урожая риса. Примеры есть, и их становится больше. Это подтверждает, что при грамотной агротехнике и системной поддержке мы можем резко повысить отдачу с одного гектара.
Поэтому считаю важным, чтобы все эти вопросы — вовлечение земель, восстановление плодородия, мелиорация, техническое перевооружение — решались в комплексе. Именно в этом ключе, как мы понимаем, и строится сегодняшняя повестка — под руководством заместителя председателя Правительства, нашего вице-премьера.
Отдельно хочу остановиться на вопросе обновления сельхозтехники.
Площади в обороте постепенно увеличиваются, а значит, возникает острая потребность в технике — в комбайнах, тракторах, современных системах обработки почвы и орошения.
Мы с Минфином уже обсуждали этот вопрос на одном из последних заседаний комитета. Тогда вы чётко обозначили: ставка по льготному лизингу — 6%. Однако Росагролизинг приводит другую цифру — от 6 до 12%. А ведь раньше эта ставка колебалась в пределах от 3 до 6%.

Ещё раз обращаюсь с просьбой: необходимо вернуться к доступной и прогнозируемой ставке поддержки на технику. Люди в регионах страдают, и это не преувеличение.
Почему Белоруссия сегодня в разы обгоняет нас по уровню технической оснащённости сельского хозяйства. В РФ возможностей не меньше.
И речь здесь не о теории.
Когда мы говорим о двух урожаях, о продовольственной безопасности — это не надуманные вещи, а реальность, но сегодня трудно во время убрать даже один урожай. Ситуация поддержки со стороны государства на этом направлении требует не менее 20 миллиардов рублей в год только на обновление техники, это минимальный объем для устойчивого развития.
Уважаемые товарищи, теперь что касается ценообразования, я хотел бы привести ещё несколько конкретных цифр, которые вызывают тревогу.
Наряду с нездоровой обстановкой по диспаритету цен с/х и промышленной продукцией ситуация усугублена на рынке продовольствия не в пользу отечественного производителя.
Сегодня мы проанализировали ситуацию по ключевым позициям сельскохозяйственной продукции. Например:
– столовая свёкла — отпускная цена в 4 раза ниже, чем цена на прилавке.
– картофель — в 3 раза дороже в рознице по сравнению с отпускной ценой.
Сейчас, у производителя цена 29 рублей, а в магазинах на полке цена от 88 до 95 руб /кг.

Вот в чём корень проблемы. Мы всё говорим — «поддержка, доступность, стабильность», но система наценок в рознице продолжает душить сельхозпроизводителя.
Справедливости в торговых цепочках — нет. Это искажение наносит прямой урон крестьянству. Говорю об этом с болью.
Ранее мы говорили про технику, про удобрения — и это тоже диспаритет.
Когда-то, напомню, за одну тонну зерна сельхозпроизводитель получал две тонны дизельного топлива. А сейчас — чтобы купить тонну дизеля, нужно отдать 5–6 тонн зерна.

Поэтому, уважаемые товарищи, пора начинать счёт и учёт — по-честному. Закон у нас есть, нужно его принимать и работать .
Хотя бы по товарам первой необходимости нужно навести порядок:
– обеспечить прозрачность цепочки от поля до прилавка,
– дать возможность крестьянам зарабатывать,
– и сделать так, чтобы торговля была заинтересована покупать у них не по минимальной цене, а по справедливой, способствующей расширенному воспроизводству. При этом выиграют и потребители за счет снижения накрученных наценок в торговле.
Я понимаю, что Министерство сельского хозяйства многое делает, мы это видим и отмечаем. Но очевидно: без системных мер в области ценообразования и торговой политики село не вытянуть. Тема эта сложная, с диспаритетом цен бился в ЦК КПСС Месяц В.К., в Правительстве Черномырдина, Заверюха А.Х. дрался с Уринсоном Я.М. и сегодня мы боремся с тем же злом.
И третье, что касается землеустройства, землеустройство в стране в значительной степени разрушено. Я хорошо это знаю, потому что сам когда-то создавая и осваивая севооборот обращался к районному землеустроителю и получал реальную помощь в нарезке дорог, границ полей в натуре. Это были первые севообороты — 1971–1972 годы. Сегодня, к сожалению, многое из этого утрачено, и задача восстановления системного землеустройства остаётся актуальной, как никогда. Одним законом «о землеустройстве» мы не обойдемся.
Тем не менее, я уверен — двигаться надо, и мы двигаемся. Когда мы только принимали программу второй целены, многие не верили, что она заработает.
Но мы вместе сдвинули её с мёртвой точки, и сегодня уже есть динамика.
Я убеждён — мы на правильном пути. Но важно, чтобы к этой работе были реально подключены все уровни власти: Губернаторы, региональные команды, муниципалитеты — они должны не просто участвовать, а нести ответственность.
Если мы уйдём в сторону одних только контрольных мероприятий, не решая сути, — это станет тормозом. А ведь у нас есть, что вводить уже сегодня, есть резервы, которые можно подключать уже завтра.
Нам нужно действовать комплексно, по всей стране, по каждому региону — с конкретными заданиями, с результатом.
Я искренне благодарю всех за уже оказанную серьёзную помощь, в том числе — в законотворческой работе. Желаю всем здоровья и удачи!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.