По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Матвей Щапов
Смена управляющей компании обернулась для жителей долговыми квитанциями
Для россиян уже стало привычным, что сфера ЖКХ не столько оказывает услуги, сколько приносит проблемы. Причём постоянный рост тарифов обычно не влечёт за собой рост качества оказываемых услуг, хотя именно этим власти пытаются оправдать подорожание, включая и недавнее, которое стало поистине драконовским. Всё равно выходит так, что обычно жители должны коммунальщикам, а не наоборот.
Недавно обитатели дома номер 30 по Кутузовскому проспекту в Москве столкнулись с проблемой, которую принесла смена управляющей компании (УК). Ранее их дом обслуживался ГБУ «ЭВАЖД», однако в этом году они перешли в ведение столичного коммунального гиганта ГБУ «Жилищник». А тот, как говорится, сразу зашёл с козырей: многие, если не все, жители вместе с первой квитанцией на оплату услуг ЖКХ от новой управляющей компании получили и долговую квитанцию (копии квитанций жители предоставили редакции «Правды»).
«В домовых чатах началась буря, — рассказала «Правде» жительница дома №30 по Кутузовскому проспекту Наталья. — Никаких долгов у нас не было, мы платим каждый месяц добросовестно. Поэтому я сразу же поехала в наш МФЦ. Там специалист сказала мне, что в их системе никаких долгов по моей квартире не числится, что начисление, по-видимому, ошибочное. В моём случае, кстати, сумма совпала копейка в копейку с платежом за капремонт из квитанции за прошлый месяц, который, естественно, был оплачен вместе со всем счётом. Поэтому сотрудник МФЦ посоветовала мне оплатить обычный счёт за квартиру, а долговой не оплачивать — он потом сам исчезнет. Я так и сделала, но пока долговой счёт так и висит у меня в банковском приложении на телефоне».
Примерно то же самое оказалось и у других жителей, которые активно делились своим опытом в домовых чатах. Ошибка крупной управляющей компании налицо и явно не делает ей чести.
Однако некоторые жители заподозрили коммунальщиков в недобросовестности. По их мнению, такое массовое выставление долгов со стороны новой управляющей компании может быть нехитрой проверкой: кто-то пойдёт разбираться, откуда взялся долг, а кто-то просто его оплатит. И последним в будущем можно будет спокойно насчитать лишнее: воевать они вряд ли станут. В зоне риска, как это часто бывает, пенсионеры, люди дисциплинированные, с советским ещё воспитанием. Для многих из них платёжка за услуги ЖКХ — закон, и они скорее не купят себе лекарство, чем не заплатят за квартиру.
Мы искренне надеемся, что подозрения эти беспочвенны, и ГБУ «Жилищник» оперативно разберётся в ситуации и наведёт порядок с оплатой. Однако, по имеющейся у нашей газеты информации, на момент написания статьи долговые квитанции продолжали отображаться у жителей как в личных кабинетах на сайте mos.ru, так и в онлайн-банках.
Подобные случаи вскрывают системную проблему в жилищно-коммунальном хозяйстве России. Фактически в ней существует презумпция виновности простого жителя. Он может быть добросовестным плательщиком в течение многих лет. Но вот ему присылают долговую квитанцию и как бы говорят: «Будете должны». И в этом случае не на компании, выставившей счёт, лежит бремя доказательства его правомерности. Именно житель вынужден будет тратить время и силы на то, чтобы доказать свою добросовестность. И в случае успеха этого дела, порой весьма нелёгкого, коммунальщики лишь пожмут плечами: мол, ошибочка вышла. И всё останется до следующего раза или до следующего, менее настойчивого клиента, который молча заплатит то, что платить не должен.
Пока верстался номер
Стало известно, что инициативная группа жителей дома №30 по Кутузовскому проспекту готовит исковое заявление в суд. По словам одного из жителей, Андрея, это связано с возможной фальсификацией подписей собственников квартир при голосовании о смене УК. Ряд из них заявили, что вообще не могли участвовать в голосовании, так как находились за границей, но их подписи, якобы, были поставлены кем-то в документах.
Комментарий редакции: В нынешней обстановке простая смена управляющей компании не означает кардинального изменения в управлении многоквартирным домом, в качестве жилищно-коммунальных услуг, в уровне их стоимости. Когда коммерческим структурам открыт доступ в ЖКХ, когда они пользуются «свободой рук», то население оказывается подверженным грабежу и притеснению. В частности, произвольное выписывание жильцам долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг, фальсификация протоколов собраний собственников квартир свидетельствуют о попустительстве со стороны органов власти. Недобросовестные фирмы, ощущая вседозволенность, постоянно пускаются в разные аферы. Безусловно, надо через суд бороться с нечистыми на руку дельцами, препятствовать их попыткам захвата управления жилыми домами. Но принципиально ситуация может измениться при проведении подлинной национализации ЖКХ, при государственном управлении этой отраслью.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.