По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Александр Дьяченко
Государственная Третьяковская галерея в корпусе на Кадашёвской набережной с 26 июня по 26 октября 2025 года демонстрирует масштабную выставку классика советского изобразительного искусства Александра Дейнеки. Представлены более 200 произведений живописи, графики и скульптуры, созданных в 1920—1960-х годах, из собрания Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, а также работы из коллекции Третьяковской галереи. Выставка вызвала небывалый интерес зрителей и пристальное внимание критики.
Александр Дейнека, пожалуй, наиболее известный и признанный в мире советский художник. Великий французский художник Анри Матисс (1869—1954) называл Дейнеку самым талантливым из советских мастеров, «ушедшим вперёд в своём художественном развитии». Статьи, диссертации, монографии его творчеству посвящают искусствоведы не только в России, но и в США, Великобритании и других странах. Творчество Дейнеки столь многогранно и разнообразно — и по стилю, и по жанру, и по художественной фактуре, что может показаться, это творения не одного, а нескольких художников. Он не только создавал талантливые произведения монументальной живописи, но и работал в жанре лирического пейзажа, натюрморта, в книжной иллюстрации, в плакате, в карикатуре, а также в технике мозаики и витража и даже в скульптуре.
Именно сейчас, в наше время, искусство А.А. Дейнеки становится всё более востребованным, в том числе за рубежом. Так, с огромным успехом в 2011 году в Риме прошла выставка его работ «Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità» («Александр Дейнека. Советский мастер современности»), которая была организована в рамках перекрёстного года России и Италии. В Римский дворец выставок привезли не только живопись, но и скульптуру, и мозаики. Кураторам выставки также удалось воссоздать знаменитые изображения московского метро — мозаики на станциях «Новокузнецкая» и «Маяковская», выполненные Александром Дейнекой.
Приглашая «полюбоваться первой большой монографической выставкой за пределами России работ Александра Дейнеки», авторитетное искусствоведческое итальянское издание arte.it называло Дейнеку «самым важным и известным реалистичным художником Советского Союза, на котором в последние годы сосредоточился наибольший интерес со стороны основных критиков искусства двадцатого века».
Итальянские журналисты из сферы искусства, освещавшие открытие выставки, остались под огромным впечатлением от увиденного:
— Я не знал этого художника. Его имя для меня — большой сюрприз. Я знаю, что происходило в итальянском искусстве в эти же годы — у Дейнеки очень нежная живопись.
— Изумительная выставка. Раньше мы видели только репродукции его работ. А теперь всё это вживую. Эти картины полны жизни!
— Невероятное открытие: и сюжеты картин, и цвета, и вообще — как отражена на его полотнах жизнь!
— Великолепно! Пристальный взгляд на полотна Дейнеки обнаруживает его близость к русским иконописцам и фрескам итальянских примитивистов.
В столице Испании Мадриде в 2011— 2012 годах была организована масштабная выставка под названием «Александр Дейнека: авангард для пролетариата», где были представлены 250 живописных работ художника, его рисунков, иллюстраций к книгам, плакатов, а также фотографий и других документальных материалов 1920—1940-х годов, в том числе среди экспонатов были работы живописца из собрания Курской картинной галереи.
Европейское победное шествие шедевров Дейнеки продолжилось в Германии, где в 2012 году в старинном художественном музее Гамбурга «Кунстхалле» были выставлены его графические листы и живописные полотна из собраний Русского музея, Третьяковской и Курской галерей в рамках проекта «Утомлённые герои».
«Может быть, в конце XX и начале XXI века, когда отсутствует большой стиль, и возникает интерес к фигурам более цельным, и этот интерес в обществе возникает не случайно. Дейнека вызывает интерес оптимизмом, несмотря на сложное время, в котором он жил. Его внутренняя сила и мощь проявляются в его работах, и, может быть, именно этого людям сейчас и не хватает», — прокомментировала успех Дейнеки в Европе тогдашний директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и чёткости научился именно у великого пролетарского поэта, и утверждал, что «композиция — это очищение сюжета от всего лишнего». Произведения Маяковского, с которым он был знаком лично, для Дейнеки нередко служили источником вдохновения (в том числе картина «Левый марш», 1941). И не случайно именно Александру Александровичу было поручено в 1938 году декоративное оформление станции метро «Маяковская» в Москве. Замысел состоял в создании серии мозаичных плафонов «Сутки Страны Советов», на которых демонстрировалась трудовая жизнь советских граждан. Год спустя эта работа получила Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. А. Дейнека также создал мозаичные панно для станций метро «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а также в плафоне «Дальний Восток» на ВДНХ.
Будущий великий художник родился в 1899 году в Курске в семье железнодорожного рабочего. Биографы мастера полагают, что ни его дед, ни прадед не принадлежали к зажиточному сословию. Вероятно, они происходили из среды малороссийских крестьян, а судя по фамилии (в переводе с местного диалекта она означает «бедняк») были небогаты. Никаких художественных традиций в семье не существовало, и лишь благодаря случайно оказавшимся в бабушкином сундуке номерам журнала «Нива», иллюстрированным репродукциями с картин известных живописцев, мальчик впервые познакомился с произведениями живописи. В том же сундуке он обнаружил лубочные картинки, воспроизводившие сцены из народной жизни, и они вызвали у него восторг и желание рисовать. Тайком от родителей бабушка купила и подарила внуку альбом, где Саша рисовал марширующих солдат, охотников, прогуливающихся дам в кринолинах, бродячих шарманщиков и птицеловов с клетками. Особенно ему удавались движущиеся предметы — скачущие лошади, летящие птицы, бегущие собаки. К сожалению, под конец жизни Дейнека уничтожил свои детские рисунки.
Огромное впечатление и влияние на будущее творчество Дейнеки оставила поездка с отцом на настоящем паровозе: он навсегда полюбил прекрасный мир техники. Уже обучаясь в Курском железнодорожном училище, он начал посещать небольшую художественную студию, организованную местными художниками В.В. Голиковым, М.Н. Якименко-Забугой и А.А. Полетико. Перед самой Великой Октябрьской социалистической революцией он окончил Харьковское художественное училище, работал фотографом в местном уголовном розыске, занимался оформлением агитпоездов, выпускал плакаты на злобу дня, был художником агитационного театра. В 1919 году Дейнека вступил в Красную Армию, чтобы участвовать в обороне родного Курска от белогвардейцев.
Но теперь он ощущал себя прежде всего художником: Дейнека возглавил художественную студию при Курском политуправлении РККА и местные «Окна РОСТА». «В ледяную стужу и в зной я, как и тысячи моих двадцатилетних сверстников, протопал с боями по полям России под «Левый марш» Маяковского, — рассказывал Дейнека. — Я носил с собою в кармане гимнастёрки вырезки с его стихами из газет и журналов. Это были затрёпанные, засаленные клочки бумаги. Но я сохранил их и берегу до сих пор с нежностью, как самое дорогое… Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые «Окна РОСТА», пользуясь стихотворными подписями Маяковского… Его слова, чеканные, звонкие, заставляли нас напрягать наши кисти и карандаши, быть более меткими и острыми. Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциальные приёмы. Это была большая школа».
Таланты Дейнеки заметили армейские командиры и направили его учиться в Москву, в знаменитый ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебное заведение, созданное в 1920 году на базе существовавшего до 1918 года Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Здесь он познакомился со своим учителем и наставником — прославленным художником, выдающимся мастером русской гравюры и книжного дизайна, теоретиком живописи В.А. Фаворским. Именно в эти годы был заложен прочный фундамент для будущих творческих свершений.
Дейнека рассказывал своему ученику художнику И.В. Долгополову о своей первой встрече с Маяковским, которая произошла в те годы:
«Однажды во ВХУТЕМАС приехали читать стихи Хлебников, Кручёных, Маяковский. Надо сказать, что у нас часто бывали жаркие диспуты, чтения; к нам любили приезжать поэты, и мы любили их слушать. Так и на этот раз. Зал был набит до отказа. Читал Хлебников, читал Кручёных. На нас, как из рога изобилия, сыпались удивительные стихосплетения, поразительные словесные трюки, ослепительные звукосочетания, но не более. Это был лишь словесный фейерверк, холодный, как бенгальский огонь.
И нас они не зажгли. Молодёжь училища пришла на учёбу с фронтов, с заводов; мы любили советскую жизнь, мы были захвачены ею и ждали от поэтов ответа на волновавшие нас вопросы, а нам показали эффектную хлопушку. И мы освистали их. Они ушли с подмостков, не дочитав свои стихи.
Когда Маяковский появился на сцене — большой, неуютный — и голосом, к которому трудно привыкнуть, начал читать боевые, современные, по-настоящему острые стихи, аудитория, довольно пёстрая по вкусам, была покорена, потрясена. Мы долго не отпускали Маяковского со сцены».
А через несколько лет Дейнека уже писал декорации к пьесе Маяковского «Баня» в постановке театра Мейерхольда под непосредственным «присмотром» поэта. Спустя годы Дейнека назовёт себя «учеником Маяковского во всём, что касается ритма, остроты и чувства цвета времени». А самого Дейнеку нередко сравнивают с пролетарским поэтом за необыкновенную художественную чуткость к веяниям и запросам времени.
В 1925 году вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа Дейнека создаёт Общество станковистов (ОСТ) — одно из прогрессивных художественных объединений 1920-х. Искусствовед 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал: «ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход всё то, что было значимого в самых разных «измах». Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К.А. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налётом посткубизма».
Творческий метод остовцев отличался от традиционной работы с натуры. Как отмечала советский историк искусства М.Н. Яблонская, «этюды в их обычном виде не писались, вернее, не списывались с натуры пассивно. Записывались впечатления, а потом, в зависимости от задуманного образа, эти записи углублялись уже без натуры. Ценилась работа по памяти и по представлению». Пребывание в группе ОСТ способствовало формированию творческой индивидуальности Дейнеки. Главной целью художника ОСТ провозглашал изображение «примет XX столетия», рассказ о достижениях Советской власти в разных областях: промышленном производстве, индустриализации, жизни современного города, физкультуре и спорте. Дейнека активно ездит по стране в поисках впечатлений, сюжетов и героев. На его новых полотнах появляются шахтёры, строители, женщины-пролетарки, спортсмены — молодые, красивые, энергичные, уверенные в себе и в светлом будущем.
Так появились полотна «В Донбассе», «Перед спуском в шахту», «На стройке новых цехов», «Лыжники», «Текстильщицы». Несколько условные, почти плакатные лица и фигуры героев, психологически не проработанные, но такой задачи автор и не ставил. Главное для него — передать позитивную энергию созидания и уверенность в успехе всех начинаний, выразить бурную динамику героического времени. Годы спустя однокурсник и друг Дейнеки выдающийся художник Юрий Пименов признавался: «Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами. Страна начинала строить свою тяжёлую промышленность, горячий воздух деятельности был душой той молодой эпохи. И такой же молодой художник Дейнека с увлечением рисовал прозрачные конструкции новых цехов, шлак и шпалы у строящейся железнодорожной ветки, крепких мужиков и баб с многочисленных строек первых пятилеток…»
Искусствовед Владимир Костин писал о картинах мастера 1920-х годов: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры… Большие, почти сплошь чёрные фигуры рабочих-угольщиков, как бы взятые из разной среды и разных мест, были изображены вместе с элементами шахтного оборудования, чёткими силуэтами на белом фоне холста. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени».
В те годы Дейнека пишет полотно «Оборона Петрограда против Юденича» (1928 г.) — свою первую монументальную работу, которая стала и первой советской по-настоящему глубокой историко-революционная картиной. В течение всей жизни художник называл её «своей любимой вещью».
Нынешняя масштабная экспозиция работ А. Дейнеки позволяет нам, живущим в ХХI веке, рассмотреть и переосмыслить опыт социалистического реализма в искусстве. Картины Дейнеки транслируют в современность советский социальный и политический опыт с интенсивностью и непосредственностью, которые опровергают утверждения злопыхателей о бесчеловечности и тоталитарности советской системы. Эксперты указывают на НЕ-ИЕРАРХИЧЕСКОЕ, а ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ распределение эстетических акцентов, приёмов и даже форм, которые использовал художник.
Так, в картине 1928 года «Оборона Петрограда против Юденича» композиция выглядит столь захватывающей и динамичной благодаря геометрически выверенной композиции (такие приёмы применяли ещё древнерусские иконописцы, живописуя жития святых). Полотно разделяется горизонталью моста и острыми диагоналями винтовок, благодаря чему сюжет динамически развивается в пространстве. Это делает несколько сплющенные и плакатно обобщённые человеческие фигуры и лица не неподвижными и статичными, а полными экспрессии и жизни. Одна группа измученных и раненых бойцов, возвращающихся из боя — сверху, сменяется свежими, готовыми к бою, марширующими в нижней части картины. От картины исходит ощущение праведности и успешности коллективных усилий, даже несмотря на скупую и мрачную палитру красок, которая подчёркивает драматизм и даже трагизм происходящего. А угадываемая иконописность придаёт изображаемому сюжету ещё больше значения и символичности.
«Остовцы, конечно, отходят от действительности, — писал нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский, — и на первых порах это, может быть, не очень нравится большой публике. Но зато именно эта свобода от действительности, эта власть над своим полотном и своими красками дала им преимущества как композиторам, и нельзя не отметить, как картину в самом подлинном смысле этого слова, такие вещи как «Оборона Петрограда» Дейнеки…» Столь же благожелателен и критик Николай Анненский: «Заслуживает внимания крепкая, выдержанная в строгих и чётких тонах картина Дейнеки «Оборона Петрограда против Юденича». По мосту идут тихим усталым шагом раненые. Они чуть сгорблены, ветер раздувает полы их шинелей, а внизу, под мостом, уверенная, железная поступь рабочих батальонов с винтовками на плечах. В их лицах — суровая сосредоточенность бойца и молчаливая напряжённость».
А. Дейнека вспоминал: «Меня окружала суровая жизнь, временами жестокая. Рушились старые устои. Голод, тиф, разруха — и тут же начиналось что-то новое, увлекательное, большое. Рождался новый мир». И далее: «Человек по-новому видит мир, чувствует время, особо понимает пространство». Он отверг в современной ему живописи то, что он считал ложной оригинальностью буржуазного авангарда с его бесконечным производством «индивидуальных эмоций» и формальными экспериментами, имеющими целью прежде всего коммерческий успех, который требовал постоянного обновления приёмов, вычурной эксцентричности, что ведёт к деструкции эстетических ценностей и в конечном счёте — к размыванию и отрицанию гуманистических идеалов.
А. Дейнека стал одним из первых художников, кому удалось создать настоящие шедевры в рамках вполне рационального, упорядоченного художественного труда, свободного от рыночных условностей и направленного на продвижение и прославление целей социалистической революции. Беззаветное служение социалистическому государству стало одним из творческих принципов А. Дейнеки, что значительно опередило концептуальное оформление «социалистического реализма».
Основные принципы соцреализма в 1934 году на Первом съезде писателей СССР сформулировал Максим Горький: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле». Несомненно, что произведения А. Дейнеки полностью соответствуют критериям, которые были заявлены Горьким.
Эстетика А. Дейнеки тридцатых годов становится более реалистичной в своём представлении телесности и предметности, и вместе с тем художник продолжал интенсивно применять в своём творчестве приёмы и стратегии модерна и авангарда, что делало его работы ещё более впечатляющими. Так, в ряде его картин использован приём фотографического кадрирования (радикальное обрезание композиций с целью усиления эффекта), когда на картине может поместиться не вся фигура спортсмена, не весь предмет целиком, а лишь их часть (например, на картинах «Лыжники», 1931 г., «Игра в мяч», 1932 г., и «Вратарь», 1934 г.). На других обнаруживается вполне сознательный киномонтаж сюжетов (как на упомянутой картине «Оборона Петрограда») и подбор типажей (кастинг актёров в кино). Искусствоведы называют это трансмедиальностью, то есть стиранием границ между видами искусства в работах Дейнеки. Создаётся впечатление, что образы, созданные художником, живут не только в границах картины, но и за пределами её рамы…
Художественный и идейный пафос многочисленных работ Дейнеки, посвящённых спорту, хорошо передаёт стихотворение, размещённое на плакате художника 1933 года:
Работать, строить и не ныть!
Нам к новой жизни путь указан.
Атлетом можешь ты не быть,
Но физкультурником — обязан!
Ещё одной этапной работой тех лет стала картина «Мать» (1932) — дейнековский образ женщины с ребёнком на руках — советский вариант Мадонны. Так советских и русских женщин ещё никто не изображал! Картина, похожая на древнеегипетскую фреску — столь же простая по форме и столь же насыщенная смыслами, светом и настроением…
В 1935-м Дейнека совершил творческую командировку в США, во Францию, в Италию. Вернувшись, на основе путевых зарисовок он создал большой цикл акварелей и картин. Увиденное за границей ещё раз убедило художника в правоте его принципов. Свидетельствует искусствовед Игорь Долгополов: «Дейнека был поражён Нью-Йорком. Его небоскрёбами, движением автомобилей. Шумом и грязью улиц. Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. Видел безработных и нищету, богатство и роскошь».
Новых творческих вершин Дейнека достигает в годы Великой Отечественной войны. В этот период он делает агитационные плакаты для «Окон ТАСС», вместе с художником Георгием Нисским выезжает на фронт, где создаёт эскизы своих выдающихся военных произведений. Так, уже в 1941 году он пишет ставшую впоследствии хрестоматийной картину «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» — посвящение защитникам Москвы. Год спустя создаёт полное экспрессии знаменитое полотно «Оборона Севастополя» — живописный гимн мужеству и отваге краснофлотцев (размер картины — 200х400 см).
Для создания «Обороны Севастополя» художнику показалось недостаточным фронтовых зарисовок и старых альбомных рисунков Севастополя. Он вылепил фигуры своих героев из пластилина, а матроса с гранатами на переднем плане написал с натуры. В форме матроса Дейнеке позировала знакомая спортсменка, так как все мужчины были на фронте.
В 1943-м он пишет картину «Сбитый ас» — совершенно необычную композиционно, а многим она кажется загадочной. Сбитый немецкий лётчик в позе спящего младенца несётся вниз своей белокурой головой на торчащие из земли ржавые рельсы. Парашют не раскрылся, и через мгновение его настигнет заслуженная ужасная смерть…
К числу значительных работ послевоенного времени относят полотна «Эстафета по кольцу «Б» (1947), «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М.В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
На протяжении всей жизни А.А. Дейнека вёл активную преподавательскую деятельность, в том числе в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, был директором Московского института прикладного и декоративного искусства, руководителем творческой мастерской монументальной живописи. После себя он оставил книги не только воспоминаний, но и размышлений об искусстве и о роли художника в современном мире.
Вот лишь несколько мыслей-наблюдений Александра Дейнеки, которые нам, любителям искусства, следовало бы иногда перечитывать, чтобы глубже понимать живопись мастера:
«Я с опаской читаю руководство по эстетике и придаю большое значение воспитанию вкуса. Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живёт его Родина. Знать, что хотят видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, я это люблю. И должно быть понятным ему и зрителю».
«Карандаш долго намечает точку, откуда побежать по тем или иным направлениям, шероховато или легко, зло или радостно. Эти мысли бродят, не мешая параллельно проделывать обычный день, быстрее, медленней, когда утром встаёшь, ходишь по площадям Москвы, едешь ли в Севастополь, когда качаешься на пароходе, летишь. Торпедный катер повышает обороты скоростей. Воздух врывается в грудь, толкает назад. В толчках и дрожи бежит плавной линией берег. Развёртывается пелена неба, и остренькой волной дрожит вода. Когда в движении ощущение от пейзажа обостряется, я вспоминаю нервные настойчивые тычки Ван Гога. Я думаю о ритме»
«Искусство — это мечта о лучшем, это цель на пути к идеалам, а без цели искусство не может жить в обществе».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.