По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Любовь Ярмош
Летом 1910 года Александр Прокопьевич и Надежда Ильинична Серовы ехали к себе в Весьегонск — самый северный и холодный город Тверской губернии. Великий сатирик Михаил Салтыков-Щедрин утверждал, что за безопасность такого культурного центра, как Весьегонск, мы можем быть спокойны: болота там таковы, «что в них без труда возможно было бы потопить пехоту целого мира, не говоря уже о кавалерии, артиллерии и войсках прочих родов оружия». Супруги Серовы были учителями, людьми образованными и начитанными, поэтому к культуре Весьегонска имели самое прямое отношение. Более того, они ждали ребёнка, и Весьегонск вполне мог стать местом рождения их сына — будущего знаменитого советского художника Владимира Серова. Но по пути домой семейная пара заехала погостить к отцу Надежды Ильиничны в село Эммаусс. И там 21 июля 1910 года, в доме своего деда по материнской линии Ильи Успенского, появился на свет Владимир Александрович Серов.
Детство. С. Шлейфер
В Весьегонске, на границе Тверской и Вологодской областей, Володя вырос. Утончённая северная природа этого городка ещё в детстве пробудила у него тягу к прекрасному. Уже будучи признанным мастером, председателем правления Союза художников СССР, Серов вспоминал: «Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано, и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было».
Мальчишке повезло: его родители-педагоги были связаны с революционным движением. «Вокруг отца группировалась революционная молодёжь, — писал в своих воспоминаниях художник. — Поскольку я знаю, он был под надзором, и это, очевидно, служило причиной частых переездов нашей семьи…»
25 октября (7 ноября) 1917 года Владимир Ильич Ленин провозгласил в Петрограде Советскую власть. Володе Серову, который спустя 30 лет гениально запечатлит на холсте этот исторический момент, всего 7 лет. Его отец — комиссар Весьегонского уездного Совета по народному образованию. Семья живёт бурными событиями Октябрьской революции, мальчик рано вступает в комсомол. Всё это становится первым шагом к художественной «Лениниане» Владимира Серова.
В родном городе Володя занимался в студии Савелия Шлейфера, известного художника-авангардиста из Одессы, в 1920-е годы заведующего Государственными художественными мастерскими в Весьегонске.
Савелий Яковлевич был талантливым педагогом и в течении четырёх лет существования изостудии в Весьегонске не только преподавал детям основы рисунка и живописи, но и профессионально готовил их к возможному поступлению в художественные училища.
1927 год стал переломным для Володи Серова и его первого учителя. Володя поступил в Ленинградский высший художественно-технический институт, а профессор Савелий Шлейфер уехал в Париж.
До начала Великой Отечественной войны он успешно работал там как живописец и художник кино, много выставлялся. В 1936 году Шлейфер участвовал в первой художественной выставке, организованной советским журналом «Наш Союз» в парижской галерее Zack.
22 июня 1941 года Савелий Шлейфер был арестован в Париже немецкой администрацией как советский гражданин и заключён в концлагерь Компьень.
В лагере художник писал портреты, натюрморты, сцены из жизни заключённых. Создал портрет своего товарища — художника Изиса Кишки, а также карикатурный плакат, объявляющий об открытии в концлагере художественной выставки. 5 сентября 1942 года Шлейфера перевели в лагерь Дранси, а затем отправили в Освенцим (Аушвиц, Польша), где вскорости он погиб.
И. Кишка сумел сохранить рисунки Савелия Шлейфера. Они демонстрировались на выставке «В честь Победы» Союза советских патриотов в Париже (1946 год).
Некоторые картины Савелия Яковлевича его супруга подарила ученику мужа — Владимиру Серову. Наследники Серова передали их в фонды Тверской картинной галереи.
В 2015 году в Тверской картинной галерее и галерее посёлка Эммаусс, где родился В.А. Серов, состоялись две памятные выставки Савелия Шлейфера. Были представлены 20 редких произведений первого учителя Владимира Серова — яркие, самобытные портреты, пейзажи, натюрморты и жанровые сцены.
Юность. В. Савинский и И. Бродский
Но вернёмся в далёкий 1927 год, где юноша из Весьегонска Володя Серов — студент Ленинградского высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). Годы его учёбы совпали с периодом острой борьбы с формализмом, нанёсшим немалый вред делу воспитания молодого поколения художников того времени. Сторонникам формализма удалось на время захватить руководящие посты в художественных вузах. Это время «ознаменовалось» разрушением академического музея, уничтожением античных слепков, дикой травлей художников реалистического направления.
Во ВХУТЕИНе даже было ликвидировано отделение станковой живописи. Наиболее серьёзные и вдумчивые студенты оценивали свистопляску «новаторства» как покушение на самую основу реалистического искусства. Владимир Серов учился у известных педагогов-реалистов Василия Савинского и Исаака Бродского.
Савинский — русский живописец и график, представитель петербургского академизма, добивался от студентов глубокого изучения натуры, строгого анализа формы и точной передачи природных цветовых отношений.
Организация персональной мастерской Василия Евмениевича — превосходного рисовальщика, крупнейшего педагога, свято хранившего реалистические установки своего учителя Павла Чистякова, стала первой победой сторонников реализма. В институте было возрождено станковое отделение, но вскоре был ликвидирован сам ВХУТЕИН.
В 1933 году в Ленинграде открылась Всероссийская Академия художеств — начали возрождаться лучшие традиции строгой системы академического обучения. Ректором Академии был назначен Исаак Бродский — художник-реалист, ученик Ильи Репина. Возглавив Академию, Бродский подверг коренной перестройке систему обучения, подчинив её задачам воспитания реалистического мастерства. По словам мэтра, «мастерство развивается терпеливым, упорным трудом, углублённым, вдумчивым изучением натуры».
Исаак Бродский одним из первых осознал значение историко-революционной темы в советском искусстве и тех богатых возможностей, которые открывала перед художниками работа над тематической картиной. Углублённая работа над образами В.И. Ленина, И.В. Сталина и их соратников, над воплощением знаменательных событий революции обусловила огромное значение творчества Бродского для развития советского искусства. И нет ничего удивительного, что юный Серов, ещё в 1931 году попавший в аспирантуру к заслуженному деятелю искусств Исааку Бродскому, продолжил увлечение историко-революционной темой.
Став руководителем Владимира Серова, Бродский увидел незаурядное дарование юноши, серьёзность и напряжённость его поисков и умело направлял его творческое формирование.
В период, когда Серов только готовился к самостоятельной творческой деятельности, Исаак Бродский определил одно из основных достоинств молодого художника — умение работать над композицией. В самой идейно-тематической направленности творчества, в постоянном тяготении к монументальной композиции на историко-революционную тему Серов явился ближайшим последователем своего педагога. «Бродский учил понимать искусство как большое, полезное, имеющее колоссальное воспитательное значение дело, — утверждал потом Владимир Александрович. — Годы аспирантуры были для меня самыми напряжёнными творческими годами…»
Историческое Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о перестройке литературно-художественных организаций, объединив разрозненные художественные силы в Союз советских художников, нанесло сокрушительный удар по антинародным формалистическим направлениям и обусловило победу социалистического реализма в советском искусстве.
Аспирантуру у заслуженного деятеля искусств Исаака Бродского Владимир Серов окончил выпускной работой «Сибирские партизаны» (1934 г.). Попытка показать народ как грозную силу, поднявшуюся на священную борьбу с угнетателями, стремление развернуть широкое повествование о героических защитниках Сибири — всё это свидетельствовало о серьёзности творческих поисков молодого художника. Его первое эпическое произведение высоко оценила квалификационная комиссия Академии художеств. Владимиру была присуждена заграничная командировка, которая, однако, не была им использована.
В том же 1934 году Владимир написал новую тематическую картину — «На Юденича», в которой показал стойкость, сплочённость и силу революционного натиска петроградского пролетариата.
…Единый людской поток движется через Нарвскую заставу. В монолитности этой людской массы, в суровом и напряжённом ритме её поступи сказывается единая воля, общая решимость отстоять город с оружием в руках. Художнику удалось передать чувство тревоги, грозной опасности, нависшей над революционным Петроградом. Не случайно фоном этой сцены служит изображение Триумфальных ворот Нарвской заставы со скульптурными фигурами витязей в нишах.
Картина «На Юденича» засвидетельствовала: мастерство Владимира Серова значительно выросло, что сказалось и в композиционной цельности полотна, и в умелом изображении большой людской массы в едином стремительном движении. Серов сознавал, что для работы над монументальными полотнами большого идейного содержания необходимы живое чувство времени, тесная связь с современностью. И отправился на Урал — знакомиться с местами, где происходили события Гражданской войны.
В итоге — для выставки «Урал-Кузбасс в живописи» Серов написал картину «Расправа в Верх-Исетской роще». Работая над воплощением событий Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны, Владимир стремился показать народ в неразрывной связи с большевистской партией, с её организаторами и руководителями В.И. Лениным и И.В. Сталиным.
В 1937 году художник закончил картину, которую задумал ещё во время учёбы, — «Приезд В.И. Ленина в Петроград в 1917 году». Неоднократные повторения и творческие переработки первоначального варианта полотна говорят о подлинном увлечении художника этой темой, об осознании её важности и ответственности.
…Огромная площадь перед Финляндским вокзалом заполнена петроградским пролетариатом, революционными солдатами и моряками. Тысячи глаз устремлены к Ленину — он стоит на броневике, превращённом в своеобразную трибуну. Людское море замерло, восторженно прислушиваясь к каждому слову вождя. Резкие контрасты светотени, бурное движение освещённых прожектором облаков, напряжённое внимание слушающих Ленина людей — всё это убедительно передаёт величие и пафос революционных событий. Картина «Приезд В.И. Ленина в Петроград в 1917 году» была с успехом показана на крупнейшей выставке тех лет «Индустрия социализма» и на Международной выставке 1937 года в Париже.
Полотна Владимира Серова уверенно прокладывали путь социалистическому реализму. После картин «Сибирские партизаны», «На Юденича», «Приезд В.И. Ленина в Петроград в 1917 году» появилась новая работа художника — «Штаб Чапаева». Материал для неё Серов собирал на Урале и в Куйбышеве, где встречался со сподвижниками Василия Ивановича. Это полотно с огромным успехом экспонировалось на выставке «ХХ лет РККА» (1938 г.). Успех не был неожиданным или случайным, а был подготовлен творческими поисками и кропотливой работой В. Серова.
…У стола, на котором разложена карта, собрались командиры чапаевских отрядов. Чапаев даёт последние распоряжения, указывая что-то на карте. В сосредоточенности, во внимании, с которым выслушивают прославленного командира его боевые соратники, чувствуется дружная спаянность коллектива, сознание серьёзности и ответственности предстоящих задач. Убедительность образов обусловлена живым чувством истории, верным пониманием темы.
Художник не только изобразил эпизод Гражданской войны, но и раскрыл новый характер взаимоотношений, сложившихся в революционной Красной Армии. Сознательность, железная дисциплина, которая основывается на подлинном демократизме, на взаимном доверии и уважении. Народный герой показан в тесном единстве с массой.
В многообразных поисках Владимир Серов всё ближе подходил к решению темы народа, поднявшегося на великую освободительную борьбу. В 1941 году он исполнил картину «Степан Разин» и закончил полотно «Взятие Зимнего». Эта картина во многом была сходна с «Приездом В.И. Ленина в Петроград в 1917 году».
Молодость. «Боевой карандаш»
Великая Отечественная война стала суровой школой для советских художников. Внести свой вклад в разгром врага стало патриотическим долгом каждого из них.
8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Шлиссельбург, началась 872-дневная блокада Ленинграда. Владимир Серов остался жить и работать в осаждённом городе.
«Мы были глубоко убеждены, — писал он, определяя отношение ленинградских художников к событиям тех лет, — что можем принести своим трудом пользу героически борющемуся Ленинграду».
В тяжелейшие годы блокады художники не только строили оборонительные рубежи и баррикады, занимались светомаскировкой, но и помогали громить врага своим боевым творчеством.
Уже 23 июня 1941 года местные графики, живописцы, мастера эстампа собрались в Ленинградском отделении Союза советских художников и возобновили деятельность объединения «Боевой карандаш», выпускавшего агитплакаты с 1939 года. Через несколько дней на улицах Ленинграда появился их первый коллективный труд, который гласил: «Фашизм — враг человечества! Смерть фашизму!».
Председателем Ленинградского отделения Союза советских художников был 31-летний Владимир Серов. За время войны он лично создал целый ряд выразительных плакатов, полных гражданского и патриотического пафоса: «Заменим!», «Били, бьём и будем бить!», «Защитим город Ленина!» (все — 1941 г.), «Приказ Сталина — приказ Родины!» (1942 г.), «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!» (1944 г.).
При создании плаката «Наше дело правое — победа будет за нами!» (1941 г.) художник использовал композиционный приём, напоминающий решение одной из его ранних картин — «На Юденича». Защитники Ленинграда также проходили под аркой Триумфальных ворот, украшенных скульптурными фигурами русских витязей. Крупным планом был изображён пожилой рабочий в военной форме. Суровый, мужественный облик защитника колыбели русской революции олицетворял его силу и доблесть, его решимость отстоять родную страну.
В дни, когда враг рвался к берегам Волги, Серов создал плакат «Отстоим Волгу-матушку!» (1942 г.). Стойкость защитников Сталинграда была близка художнику, противостоящему фашизму в блокадном Ленинграде.
Во время войны представители советского изобразительного искусства массово обратились к жанру портрета — стремились запечатлеть благородный героический облик своих современников.
Владимир Серов особенно приблизился к воссозданию типических черт советского человека. Художник создал серию портретов бойцов и командиров Ленинградского фронта, моряков, партизан.
Одно из лучших произведений этой серии — «Портрет партизана Власова» (1942 г.). Партизан Власов — скорее всего вчерашний учитель или инженер, чьё лицо в дни войны стало суровым, а весь облик приобрёл черты мужественной решимости. Крепко сжимает он в руках автомат: такие, как он, не дадут спокойно жить врагу на подступах к родному Ленинграду! Лирический северный пейзаж служит органичным фоном для портрета этого патриота Советской Родины.
Владимир Серов талантливо запечатлел облик своего товарища, советского живописца и графика Александра Блинкова. Александр был человеком героической судьбы — сражаясь вместе с партизанами на юго-западе Ленинградской области, он создал своеобразную летопись тех событий. «На этой многострадальной земле я нахожусь четыре месяца, — писал он Владимиру из-за линии фронта. — И я в отчаянии — не хватает времени! Вечно в дороге — отряды, группы, новые люди, заботы, чтоб не подмокли рисунки. Не замечаю времени, дней, часов. Иной раз и страху наберёшься по горло, и в болоте по горло вязнешь, и по три дня клюкву по кочкам собираешь, наподобие глухаря. Ко мне привыкли как-то сразу. Считают своим. Живу, как все, делаю, что положено партизану, да ещё хорошо стреляю, да ещё рисую…»
Серов изобразил Александра Блинкова с кистью в руках перед чистым холстом — сосредоточенного, погружённого в себя. Это состояние словно исподволь передаёт в строгой, почти аскетичной гамме автор портрета, написанного в 1942 году.
Тогда же появился и серовский «Портрет полкового комиссара В.И. Цветкова». Полковник Василий Цветков в годы войны возглавлял Ленвоен-издат, был начальником агитационно-пропагандистского отдела Полит-управления Ленинградского фронта.
Работа над портретом помогла Владимиру Серову, как и многим советским художникам, глубже понять не только современника, но и современность. Изучение образа человека наталкивало художника на создание тематических картин. Несмотря на все тяготы блокады, Серов работал над многими тематическими полотнами. Болью и гневом пронизаны картины, в которых художник показывает изуверство немецко-фашистских захватчиков: «Здесь прошёл враг» (1942 г.), «Этого мы никогда не забудем» (1943 г.).
Величие подвига, красоту и силу духа советского человека В. Серов запечатлел в картинах «Последний патрон» (1942 г.), «Балтийский десант» (1942 г.). Совместно с художниками Анатолием Казанцевым и Иосифом Серебряным Владимир Серов создал большую композицию «Прорыв блокады Ленинграда» (1943 г.), посвящённую встрече бойцов Ленинградского и Волховского фронтов. «Над ней мы работали круглые сутки, — вспоминал Серов. — Острое чувство неповторимой радости, осознание значительности события воодушевляли нас на работу. Острота этого чувства у меня была подкреплена ещё и личными впечатлениями: мне удалось быть под Шлиссельбургом в дни исторических битв…»
Ратные подвиги героев Великой Отечественной войны воскрешали в памяти великие события истории русского народа, его стойкость и мужество. Обращение ряда советских художников в годы войны к исторической теме было вполне закономерным.
В 1942 году Владимир Серов создал картину «Ледовое побоище», показывающую победоносное сражение русских с псами-рыцарями на льду Чудского озера.
…Стремительный, нарастающий ритм боя как бы уводит взор зрителя за пределы картины. Художник умело строит живописное повествование: устремившиеся вперёд русские воины, бегущие в страхе псы-рыцари, взмах мечей, колышущиеся копья — все эти отдельные детали сливаются в единое целое, создавая картину огромной битвы. На переднем плане Владимир Серов выделяет фигуру простого русского парня, без боевых доспехов, в полушубке, разящего поверженного врага топором. Эта сцена расправы с захватчиком псом-рыцарем раскрывает основной замысел картины: сила народа, поднявшегося на защиту родной земли, непреодолима.
Молодость.
«В.И. Ленин провозглашает Советскую власть«
В 1947 году, когда эхо Победы ещё не умолкло на просторах страны, Владимир Серов показал источник превосходства СССР над немецким нацизмом. Художник создал один из своих самых известных шедевров — картину «В.И. Ленин провозглашает Советскую власть».
…Ярко освещённый зал Смольного до отказа заполнен рабочими, солдатами, моряками, красногвардейцами, крестьянами. Они плотно окружили трибуну и жадно, боясь пропустить хоть одно слово, слушают историческую речь Ленина. В напряжённом внимании замерла и притихла необъятная людская масса, и, кажется, за пределами зала вождя слушает весь восставший пролетариат, весь народ, поднявшийся на справедливую и грозную борьбу с угнетателями.
Образ Ленина — неоспоримая удача этого полотна. Черты близкого, родного, «самого человечного человека» Серову удалось органически сочетать с обликом пламенного трибуна. Во всей собранной фигуре вождя, в его скупом и чётком, волевом и решительном жесте чувствуется огромный внутренний подъём и та сила страсти и порыва, вдохновенного внутреннего горения, которые были так свойственны Ленину-оратору. Вместе с тем художник сумел показать Ленина не только как пламенного трибуна, но и как руководителя самых широких народных масс, выразителя народных чаяний и стремлений.
Не менее яркими в этой картине получились образы И.В. Сталина, Ф.Э. Дзержинского и Я.М. Свердлова. Серов сумел добиться психологического и композиционного единства в изображении стратегов революции.
В отличие от своих ранних произведений на историко-революционную тему, Серов в этой картине ограничился сравнительно небольшим числом персонажей. Он по-новому подошёл к изображению революционных масс. В показе взаимосвязи народных масс и вождей, в стремлении глубже проникнуть в характеры отдельных персонажей и вместе с тем слить их воедино одним чувством, одним порывом — в этом и заключалось то новое, что отсутствовало в ранних работах художника. Серов ощутимо показал разницу между солдатами, по сути дела крестьянами в солдатских шинелях, и питерскими рабочими, закалёнными революционной борьбой, осознавшими в ней свои права и своё человеческое достоинство. Если для одних речь Ленина являлась как бы началом прозрения, пробуждения классового сознания, то другие воспринимают обращение вождя как нечто должное, закономерное, как естественное завершение революционных битв, в которых они участвовали.
Но как ни различны чувства и мысли этих людей, напряжённо слушающих мудрые слова Ленина и восторженно приветствующих великого вождя, все они объединены сознанием величия открывающихся перед ними перспектив построения нового общества, сознанием своей ответственности за судьбы Родины. Умелым композиционным приёмом художник как бы вводит зрителя в самую гущу исторического события. Срез передних фигур по пояс приближает всю сцену к зрителю, приобщает его к этой живой, бурлящей народной массе, и он словно становится одним из участников происходящего.
Сдержанный колорит, подчёркнутый напряжённым горением красных знамён, алых повязок и бантов, необъятный простор зала, залитого ярким светом люстр, весь торжественный строй композиции превращает картину в величественный и радостный гимн революционным преобразованиям.
Полотно «В.И. Ленин провозглашает Советскую власть» — итог всех поисков художника, всей его многолетней работы над историко-революционной тематикой. Новое произведение Владимира Серова стало не только этапным моментом его творчества, но и важной вехой в истории изобразительного искусства СССР. Картина была горячо принята советской общественностью и высоко оценена правительством — в 1948 году удостоена Сталинской премии І степени.
Зрелость.
«Ходоки у В.И. Ленина»
В последующие годы Владимир Серов продолжил работать над полотнами, посвящёнными историко-революционной теме. Появились его картины «И.В. Сталин на Петроградском фронте в 1919 году» (1948 г.), «24-го октября 1917 года» (1949 г.), «Да здравствует социалистическая революция!» (1951 г.).
Дальнейшее психологическое раскрытие образа В.И. Ленина принесло художнику новый успех. В 1950 году Владимир Серов создал ещё один свой шедевр — картину «Ходоки у В.И. Ленина». Образ Владимира Ильича раскрыт в ней во всей глубокой человечности, присущей вождю восставшего народа. Если в работе «В.И. Ленин провозглашает Советскую власть» Серов добился монументального, патетического решения образа вождя, то теперь он показал его проникновенным и сопереживающим.
…Угол комнаты в Смольном. За небольшим круглым столом ходоки, простые крестьяне в тулупах, сапогах, с котомками, ведут беседу с Лениным. Это одна из многочисленных крестьянских делегаций, побывавших у Ленина. Худые, морщинистые, суровые лица крестьян, их мозолистые рабочие руки, изношенная одежда говорят о нужде и лишениях, о долгих годах беспрерывного тяжёлого труда. Запросто, положив котомки на пол, разместились за столом народные посланцы. В Смольный, к вождю революции они пришли как к самому близкому человеку, которому можно поведать о всех своих трудностях, который решит все их сомнения и вопросы.
С большой внутренней теплотой и убедительностью раскрывает Серов образы крестьян. Крестьянин на переднем плане, что-то перечисляя по пальцам, рассказывает Ленину о положении в деревне, слова его приковали внимание всей группы. Другой, привстав от волнения, напряжённо прислушивается к словам рассказчика, он готов подсказать ему нужное слово, он боится, что тот пропустит что-нибудь важное из наказов односельчан. Крестьянин в солдатской шинели, видимо недавно вернувшийся с фронта, глубоко задумался. Сложность и новизна общественных отношений, возникших в деревне, осознаются им заново. Со всеми своими думами и заботами крестьяне обращаются к главе Советского правительства — скромному, простому и бесконечно близкому им Ильичу.
Сосредоточенно и внимательно, немного подавшись вперёд, слушает Ленин народных представителей. Его пытливый пристальный взгляд словно читает их мысли, за скупыми словами рассказчика он угадывает то основное, важное, что крестьянин, может быть, и не в силах выразить. В большом внимании, с которым Ленин выслушивает ходоков, во всей его спокойной, но собранной фигуре, в готовности занести в блокнот наиболее интересные и важные факты, характеризующие саму жизнь, чувствуется напряжённая работа мысли, живое участие, готовность помочь, разъяснить, ответить простыми, доходчивыми словами.
Искреннее повествование проникнуто поэтической мягкостью и лиризмом. В подчёркнуто скромном композиционном решении, в скупой и сдержанной цветовой гамме есть большая внутренняя правда и покоряющая сила достоверности. Весь образный строй картины продиктован стремлением глубже раскрыть образ вождя, ярче донести великую правду о подлинно народном характере Советской власти.
Картина «Ходоки у В.И. Ленина», ознаменовавшая новый этап в работе художника над историко-революционной темой, получила широкое признание и была удостоена в 1951 году Сталинской премии ІІ степени.
Необычайно интересной получилась у Владимира Серова картина «Зимний взят», написанная им в 1954 году. Через минутный перекур солдата и красногвардейца на лестнице только что взятого штурмом Зимнего дворца он показал народ, ставший вершителем своей судьбы.
Широко известны и хрестоматийные полотна художника, приуроченные к 40-летию Советской власти: «Ждут сигнала. (Перед штурмом)», «В Смольном», «Декрет о мире», «Декрет о земле».
Сюжет картины «Ждут сигнала. (Перед штурмом)» постигается именно через образы людей. Каждая фигура индивидуальна и острохарактерна. Вот почему так запоминаются стоящие возле пулемёта на набережной Невы рабочий-красногвардеец, опоясанный пулемётной лентой, напряжённо вглядывающийся в ночную даль, и солдат-пехотинец с бледным, измождённым лицом, пришедший сюда из сырого окопа, и молодая девушка, полная суровой решимости, их боевая сестра. Зритель не думает о том, как они написаны, не видит мазков кисти, он поглощён чувством сопереживания, как участник события, воскрешённого художником на полотне.
В послевоенное время, когда Советская страна возрождалась из руин и хорошела с каждым днём, Владимир Серов создал удивительные образы молодых тружеников: «Штукатурщица» (1946 г.), «Рабочий» (1960 г.), «Строительница» (1964 г.), «Сталевар» (1966 г.).
Значительное место в творчестве В. Серова занимает книжная иллюстрация: к поэмам А. Пушкина «Полтава» и Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», романам Л. Толстого «Война и мир» и М. Горького «Фома Гордеев». Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные в технике темперы, отличаются возвышенностью и величавостью, поражают мощью характера и высокой эмоциональностью.
Знаменитая серия работ под названием «Лениниана» принесла Владимиру Серову всесоюзную славу. Но он ещё был и превосходным мастером лирического пейзажа, натюрморта, тонкого психологического портрета.
У художника — великолепная серия портретов, посвящённых его родным и близким людям. Портрет матери Надежды Ильиничны Серовой — заслуженной учительницы РСФСР, награждённой орденом Ленина. Портреты красавицы-жены Генриетты Сергеевны. Многочисленные карандашные зарисовки и портреты дочери Машеньки, сделанные отцом в различные периоды её детства. По этим работам можно судить о художнике как о любящем сыне, муже и отце.
Владимир Серов ушёл из жизни 19 января 1968 года, не дописав свою последнюю картину «В.И. Ленин с рабочими». Полотно осталось незаконченным, но очень символично, что художник успел завершить на нём образ Ленина.
Похоронен Владимир Александрович в Москве, на Новодевичьем кладбище. В столице, на доме, где жил художник (набережная Тараса Шевченко, 1/2), установлена его мемориальная доска. В посёлке Эммаусс Тверской области в 1980 году открыт Мемориально-художественный музей Владимира Серова.
«Если внимательно посмотреть всё, что я создал за свою жизнь, было во всём этом то, что меня постоянно волновало, — это наш народ в больших событиях, в борьбе», — охарактеризовал своё творчество сам мастер.
В.А. Серов вошёл в нашу историю как известный советский живописец и график, член-корреспондент и президент (1962—1968) Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий, влиятельный представитель соцреалистической школы сталинского периода, педагог, депутат Верховного Совета РСФСР с 1958 года. Был награждён двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью Министерства культуры СССР и серебряной медалью Всемирной выставки в Брюсселе.
Но даже такую глыбу пытаются сегодня «качнуть» антисоветчики. «Имеют ли работы Владимира Серова эстетическую ценность или же ограничиваются только идеологической составляющей? — не унимаются они. — Был ли он просто пропагандистом от живописи или действительно талантливым художником, выполнял госзаказ или следовал своим искренним убеждениям?»
Ответ этой публике может дать худой парень в валенках, нарисовавший себя углём на бумаге в блокадном Ленинграде. Он не покинул город в 1941 году, а в 1942-м вступил там во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков). Парня зовут Владимир Серов.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.