Интонация времени

Интонация времени

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Анна Полтавченко

Советские поколения жили среди песен, словно среди цветов. Во все исторические времена СССР песня оставалась с человеком и даже была чем-то на него похожа. Композиторы, поэты-песенники, популярные певцы входили в нашу жизнь и становились родными.

Поэтому 85-летие Давида Тухманова — легендарного российского советского композитора, пианиста, народного артиста России, лауреата премии Ленинского комсомола (1977) и двух Государственных премий РФ (2003, 2020) — отмечает огромное число людей.

  Чтобы представить это число, стоит вспомнить колонны демонстрантов, идущие 9 Мая под песню Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова «День Победы»:

  Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели —

Этот день мы приближали, как могли.

А ведь есть ещё «Мой адрес — Советский Союз», есть целое соцветие лирических песен композитора Тухманова, которые действительно помогают нам жить.

«Окончив в 70-х годах школу, я в свои 17 лет пошёл в колхоз на трактор. Возвращаясь поздно вечером с поля, включал магнитофон и слушал песню Давида Тухманова «Варшавский дождь» в исполнении «Весёлых ребят». Это была волшебная музыка! Услышав сегодня эту песню, я вспоминаю то беззаботное время, когда на далёкую от моего поля Варшаву падал осенний дождь», — вспоминает поклонник творчества Давида Фёдоровича.

Песня Д. Тухманова и В. Сергеева «Варшавский дождь» была написана авторами для конкурса в Польше. На фестивале советской песни в Варшаве в 1973 году она получила первую премию.

Музыкальное образование Давида Тухманова было фундаментальным и основательным, с влиянием академических традиций — с одной стороны, а с другой — всё это соединялось с его смелыми экспериментами.

— Либо у меня в природе заложена такая разноплановость, либо я жил на стыке времён, потому что мог работать в разных жанрах, мне всё было интересно, — говорит сегодня о своём творчестве композитор Тухманов.

Будучи человеком талантливым, с классическим музыкальным образованием, Давид Фёдорович ещё в молодости органично влился в жанр популярной музыки.

«Он очень труден, это песенный жанр, который мы по странной привычке именуем «лёгким». Мало даже врождённого чувства мелодии и ритма: композитору-песеннику требуется в работе настоящая, профессиональная техника. Композитор Давид Тухманов владеет ею в совершенстве. Он окончил композиторское отделение музыкального Института имени Гнесиных, и первые его удачи в композиции связаны, насколько я знаю, не с песней, а с «серьёзной», классической музыкой. Знакомство с поэтами-песенниками немало способствовало тому, что Тухманов обратился к новому для себя жанру. Композитор сделал выбор. Его песни охотно поют в концертах, с удовольствием слушают. Гражданственные и одновременно лирические «Россия», «Если я заболею», «Песня о Москве» на слова М. Ножкина, Я. Смелякова, Б. Дубровина были отмечены недавно премией Московского комсомола. И вот что ещё интересно: вы слушаете «Песню о Москве» и вдруг ловите себя на мысли, что эта интонация как будто вам знакома, словно уже однажды ощущали её в себе. Что это — случайность, совпадение? Это удача композитора. В его музыке — интонация, созданная не одним человеком и не в одно мгновение, а временем и всеми. Услышать такую «интонацию времени» — значит написать песню, нужную людям», — отмечал в августовском номере журнала «Кругозор» за 1972 год выдающийся советский композитор-песенник Ян Френкель.

Композитор Тухманов был тогда совсем молодым — и всё в его жизни только начиналось.

Давид Фёдорович Тухманов появился на свет в последнее предвоенное лето — 20 июля 1940 года в Москве в русско-армянской семье. Отец, Фёдор Давидович Тухманов, работал инженером, мать, Вера Анатольевна Карасёва, была профессиональным музыкантом.

Своё имя мальчик получил в честь деда — тоже Давида Фёдоровича. А в мир музыки Давида привела мама — именно она записала первое музыкальное произведение своего 4-летнего малыша. Сначала Давид окончил музыкальную школу при Институте имени Гнесиных по классу фортепиано, где его педагогом была Елена Эфрусси. Юный музыкант увлекался не только игрой на рояле, но и сочинением музыки. Этот опыт всячески поощряла Елена Гнесина — замечательная пианистка, маститый педагог, одна из основательниц музыкального училища, которое позже переросло в Институт.

Тухманов писал пьесы для фортепиано и вокальные произведения — романсы и баллады. Начиная с 7-го класса школы его занятия по композиции и теории музыки стали регулярными под руководством Льва Наумова.

В 1958 году Давид Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института имени Гнесиных. В институте он учился в классе Фавия Витачека. По окончании института в 1963 году (после выпуска Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, где руководил оркестром) дипломной работой Давида Тухманова была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль», поэтическим первоисточником которой послужили фрагменты из поэмы Александра Твардовского. Также молодым автором был создан цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов стал Александр Градский).

Творческий багаж Давида Тухманова выходит далеко за рамки одного жанра — эстрадной песни, ведь он — автор фортепианных пьес, сочинений для инструментальных ансамблей, камерно-вокальных опусов, мюзиклов, музыки к спектаклям, хоров для детей. Однако именно песня стала своего рода красной нитью, проходящей через все творческие этапы композитора, и запечатлела не только внутренний мир и профессиональные интересы автора, но и саму интонацию советского времени, о которой говорил Ян Френкель.

Вслушиваясь в эту интонацию, Давид Тухманов создавал свои песни, среди которых ни одна не была похожа на другую, но каждая — по-своему гениальна.

В мир советской эстрады молодой композитор Тухманов «приехал» на «Последней электричке» — так называлась его самая первая танцевальная песня на слова другого коренного москвича — Михаила Ножкина. Она прозвучала в 1966 году в радиопередаче «С добрым утром!» в исполнении Владимира Макарова и покорила сердца советских слушателей. Песня была похожа на молодёжь 1960-х с её открытостью, влюблённостью, оптимизмом.

Лирический герой после свидания с любимой хронически опаздывает на последнюю электричку. Это мог быть студент, молодой рабочий или молодой учёный, не угнетённый ипотекой и безработицей, а значит, социально благополучный. Он встретил девушку своей мечты, которая ответила ему взаимностью. Поэтому даже убегающая последняя электричка — частица его счастья:

 Не унять непонятную радость мою —

Так вот каждую ночь коротаю.

Завтра снова с любимой

до звёзд простою

И опять опоздаю…

Многоцветная, словно ночной город, музыка Давида Тухманова почти осязаемо передаёт волшебство ночи, во время которой влюблённый идёт домой «по привычке».

В одном из интервью композитор вспоминал, что музыку к своему первому эстрадному хиту «Последняя электричка» он написал ещё в 1961 году, будучи студентом Гнесинского училища.

В 1968 году Давид Тухманов создал лирическую «Восточную песню». По словам композитора, у него родилась мелодия, которая ему нравилась. Слов ещё не было, и поэт Онегин Гаджикасимов написал их уже после того, как была готова мелодия:

  Льёт ли тёплый дождь,

падает ли снег —

Я в подъезде против дома

твоего стою,

Жду, что ты пройдёшь,

а быть может, нет,

Стоит мне тебя увидеть —

о, как я счастлив!

Первый, к кому Давид Тухманов обратился с этой песней, был Валерий Ободзинский. Певец исполнил её на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!» и проснулся знаменитым.

Хиты советской эстрады «Последняя электричка» и «Восточная песня» вобрали в себя атмосферу 1960-х годов. Благополучие, безопасность, высокая нравственность социально справедливого советского общества, где любовь — чистое и возвышенное чувство, застыли в мелодичных песнях, словно солнце в янтаре. Они, как и многие другие талантливые произведения, стали квинтэссенцией того времени. Первые же аккорды этих песен переносят нас в благословенные 1960-е годы, и даже тех, кто слышал «Последнюю электричку» и «Восточную песню» только в раннем детстве. А для многих — это их юность, они под эти песни влюблялись, ходили на свидания и опаздывали потом на последнюю электричку.

Советские десятилетия были очень разными по атмосфере — о чём свидетельствуют их песни, кинофильмы, почтовые открытки, одежда и даже лица людей.

Новое десятилетие Давид Тухманов открыл сверкающей и лирической песней «Эти глаза напротив». В 1970 году в одной из радиопередач её исполнил Валерий Ободзинский, во многом повторив феноменальный успех «Восточной песни». Слова хита написала тогдашняя жена композитора Татьяна Сашко — поэт-песенник.

Спустя два года свежим майским ливнем ворвалась на площадки советской эстрады песня Давида Тухманова и Владимира Харитонова «Налетели вдруг дожди»:

  Налетели вдруг дожди, наскандалили,

Говорят, они следов не оставили,

Но дошла в садах сирень до кипения,

И осталась ты во мне вся весенняя…

Впервые эту потрясающую песню исполнил Вадим Мулерман. Позже она появилась в альбоме ВИА «Самоцветы» «Мой адрес — Советский Союз» (1973).

В 1972 году был выпущен авторский диск «Как прекрасен мир», в котором Давид Тухманов впервые объединил свои песни в один альбом. Для записи пластинки композитор пригласил молодых исполнителей — Александра Градского, Нину Бродскую, Галину Ненашеву, Юрия Антонова. Также в записи принимали участие: ансамбль «Весёлые ребята», вокальный квартет «Улыбка», ансамбль «Звучат струны», Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио (дирижёр — Вадим Людвиковский), Эстрадно-симфонический оркестр (дирижёр — Константин Кримец), струнный ансамбль Большого симфонического оркестра, группа Большого хора Всесоюзного радио. Композитор очень тщательно работал над аранжировками песен, включённых в альбом, делая их близкими к арт-року — направлению, для которого характерно соединение традиций академической музыки, выразительной мелодии, художественного текста и новаторского музыкального языка.

Автором рецензии, запечатлённой на конверте пластинки, выступил Ян Френкель. Он написал следующее: «Имя Давида Тухманова хорошо известно любителям эстрадной музыки. Уже первые песни, прозвучавшие в эфире всего несколько лет назад, обратили на себя внимание и очень скоро приобрели завидную популярность. Тухманов обращается к чрезвычайно широкому кругу слушателей, но прежде всего к молодёжи, эмоциональный мир которой ему удаётся передать с неподдельной искренностью, правдиво и ярко.

Начав с песен преимущественно лирического характера, композитор последовательно работает над расширением круга образов, создавая песни, где гражданское чувство перекликается с личным, юмор с лирикой, бытовое с фантастическим. «Как прекрасен этот мир» представляет собой своего рода музыкальную композицию, в которой автор расположил отобранные им песни в последовательности, строго отвечающей его драматургическому замыслу.

Осуществляя свой замысел, композитор отходит от привычных форм эстрадной песни. Он смело вводит в композицию элементы симфонической и камерной музыки, доверяя музыкальной чуткости своего слушателя. Весьма сложный жанровый, интонационный и гармонический сплав отличается стилистическим единством и индивидуальным своеобразием. Особое внимание, как всегда, композитор уделяет мелодии, создаёт запоминающийся образ. Важным элементом композиции является изобретательная, строго продуманная аранжировка. Композиция «Как прекрасен мир» — результат вдумчивой, серьёзной работы молодого композитора, лауреата премии Московского комсомола. Можно надеяться, она вызовет интерес среди любителей песни».

Лирическим центром музыкальной сюиты стала нежная, мелодичная песня «Как прекрасен этот мир» на слова Владимира Харитонова:

Ты не можешь не заметить:

Соловьи живут на свете

И простые сизари.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Как прекрасен этот мир!

Это был не только прекрасный, но и насыщенный, ритмичный мир советских 1970-х годов. С его ударными стройками, разработками нефтегазовых месторождений, Байкало-Амурской магистралью. Давид Тухманов снова чутко уловил интонацию этого времени, и по всей стране застучали «колёса вагонные» его необычайно популярной песни на слова Владимира Харитонова «Мой адрес — Советский Союз»:

  Вы, точки-тире телеграфные,

Ищите на стройках меня.

Сегодня не личное главное,

А сводки рабочего дня…

Эта песня долгие годы была визитной карточкой вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» — одного из первых в СССР. Ею начинался и заканчивался каждый его концерт. Слова песни Владимир Харитонов написал в 1972 году, когда отмечался полувековой юбилей Страны Советов.

Автор статьи «История песни «Мой адрес — Советский Союз» Анатолий Анипченко приводит воспоминания создателя и бессменного руководителя ансамбля «Самоцветы» народного артиста России Юрия Маликова: «Наш выдающийся и яркий человек Владимир Харитонов прочитал на «Песне года» стихотворение, но сказал, что не может предположить, что оно может стать песней. И в это время композитор Давид Тухманов сказал, что знает, что это будет за песня и кто её будет исполнять». За исполнение хита брались многие, но никому не удалось превзойти ВИА «Самоцветы».

Автор статьи цитирует рассказ Юрия Маликова о возвращении песни на постсоветские эстрадные площадки: «Однажды мы поехали на концерт в Саратов. Это был футбольный матч компании «Старко», в которой играли артисты. Ко мне подошёл Юра Давыдов, руководитель нашей компании, и попросил спеть «Мой адрес — Советский Союз». В итоге нас посадили в машину и провезли вокруг всего стадиона. Весь зал пел эту песню с нами. И тогда я понял, что эта песня — про людей».

Когда Красная Армия штурмовала Берлин, мальчику Давиду Тухманову было около пяти лет: «Я ходил в детский сад, я помню, как нам там все вокруг воспитатели говорили: вот Победа, скоро Победа, скоро Победа!».

Спустя три десятилетия композитор Тухманов вместе с поэтом Харитоновым написали песню, ставшую символом Победы СССР над гитлеровской Германией. Песню, которую сейчас просто нельзя не знать наизусть:

  День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли, —

Этот день мы приближали как могли.

  Поэт Владимир Харитонов, человек глубоко советский, вспоминал: «Поздним вечером мне позвонил молодой человек из радиокомитета: не напишу ли я к юбилею Победы бодрую, жизнерадостную песню. Я ответил корреспонденту, что для меня, ушедшего на войну в двадцать лет, День Победы — праздник со слезами на глазах: столько я видел погибших друзей в пехоте и на море… Сказав эти слова, я бросил трубку. Но тут же у меня мелькнула мысль — зёрнышко, из которого может вырасти настоящая и необычная песня. А через два дня было найдено ещё одно определение: «праздник с сединою на висках». Когда стихи были написаны (вдохновение присутствовало огромное), позвонил Тухманову и прочитал текст. Он сразу же взялся за работу и в короткий срок сочинил музыку».

Стихи поэта Владимира Харитонова были выстраданными его собственной судьбой фронтовика.

«Папа говорил, что писал её (песню. — Авт.) всю жизнь, а выложил на бумагу за несколько часов», — вспоминал потом сын Владимира Харитонова Василий.

«В основе всего лежал лаконичный, суровый стих, который в афористичной форме говорил о главном, — объяснял в одном из интервью Давид Тухманов. — И музыка должна была раскрыть всю драматургию стиха, то, что в словах существовало как мысль. От меня, как от композитора, требовался порыв».

Давид Тухманов понимал, что песня должна, как знаменитый марш «Прощание славянки», будить в сердцах людей что-то необъяснимое: душевный подъём, соединённый с каким-то щемящим чувством. При написании мелодии к песне Тухманов, по его собственным словам, отталкивался от образов, которые возникали у него, когда он смотрел военную хронику: перроны, уходящие поезда, слёзы, встречи, расставания.

Стихи к песне попали в руки композитора за несколько дней до окончания конкурса на лучшую песню о войне, объявленного Союзом композиторов СССР в марте 1975 года. Времени для написания музыки оставалось мало, поэтому Давид Фёдорович работал днями и ночами, но к последнему прослушиванию конкурса успел.

«День Победы» впервые исполнила Татьяна Сашко, но песня была воспринята негативно. По воспоминаниям современников, причиной стал молодой возраст Давида Тухманова. Поэт Владимир Харитонов был фронтовиком, ветераном Великой Отечественной войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие), а композитор Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным хитам. Поэтому его песню чиновники и композиторы старшего возраста поначалу сочли слишком ритмичной и даже назвали «фокстротом».

Примерно в это же время на «День Победы» обратил внимание Лев Лещенко. Позже он вспоминал: «В конце апреля 1975-го в Алма-Ате состоялась премьера песни. Я увидел, что с залом творится нечто невероятное». Так песню Д. Тухманова и В. Харитонова оценил народ.

Леонид Сметанников исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение тоже вызвало массу взволнованных писем, но долго так и оставалось единственным в телеэфире.

В ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом телеэфире. Публика с таким восторгом приняла песню, что «День Победы» был исполнен ещё раз «на бис». После этого песню запела вся страна, она стала лауреатом фестиваля «Песня-75». Среди исполнителей «Дня Победы» — знаменитые Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, Эдита Пьеха.

Это был тот случай, когда слова и музыка настолько гармонично сплелись в одно целое, что получилось их идеальное, единственно возможное сочетание.

Появилась песня, вместившая в себя прошлое и настоящее, горечь и праздник, цветение яблонь и блеск солдатских медалей, всю страну и каждого отдельно.

«Я понимал, «День Победы» — удачное произведение, но не представлял себе его дальнейшую судьбу, — заявил Давид Тухманов в одном из интервью. — Конечно, я счастлив, что являюсь автором такой песни, часто исполняю её в авторских концертах, даже иногда заканчиваю ею вечер — и почти всегда люди в зале встают. Эта песня стала частью истории, она символизирует огромное событие в жизни нашего народа. Чувствую себя в такие моменты не как автор, а как один из этих людей».

В нынешнем году «Дню Победы» Давида Тухманова и Владимира Харитонова исполнилось 50 лет. «Песня как бы повернула время вспять. И хотя написана была через три десятилетия после войны, кажется, что именно с ней мы победили», — проникновенно сказал когда-то выдающийся советский композитор-песенник народный артист РСФСР Владимир Шаинский.

В 1970-е годы композитор Давид Тухманов создал целый букет песен, украсивших советскую эстраду: «Легко влюбиться», «Остановите музыку!» на слова Владимира Харитонова; «А девчонка та проказница» на слова Михаила Ножкина; «Белый танец», «Наши любимые», «Вечная весна» на слова Игоря Шаферана; «Играет орган» на слова Бориса Пастернака; «Так не должно быть» на слова Леонида Дербенёва; «Сияй, Ташкент!» на слова Рамза Бабаджана и Льва Ошанина; «Здравствуй, мама!», «Родина моя».

А вот что рассказал Лев Лещенко о песне «Притяжение земли» на слова Роберта Рождественского, ушедшей в народ в 1978 году из документального фильма «Обычный космос»: «Я считаю, Тухманов и Рождественский создали здесь не что иное, как гимн Космоса, гимн Галактики и гимн планеты Земля одновременно. Думаю, что эта удивительная песня актуальна и сегодня, и останется актуальной до тех пор, пока будет существовать Земля. И если её сейчас порой не слышно, то это не её вина, а наша. Что делать, если на Земле царят хаос, разброд, междоусобицы, если люди забыли, что они — дети своей планеты?»

 Не изменится этот порядок вещей,

И настигнет меня, и припомнится мне.

Притяженье земли, притяженье друзей,

Притяженье любимой в далёком окне.

В 1977 году Давиду Тухманову была присуждена премия Ленинского комсомола за песню «День Победы» и цикл «Военные песни» на слова поэта Владимира Харитонова.

  Главное событие в творчестве Давида Тухманова последнего советского десятилетия — песня «Олимпиада-80» на слова Роберта Рождественского, ставшая неофициальным гимном Московских Олимпийских игр 1980 года:

 Реет в вышине и зовёт олимпийский

огонь золотой,

Будет Земля счастливой и молодой!

Нужно сделать всё, чтоб вовек

олимпийский огонь не погас,

Солнце стартует в небе,

как в первый раз…

Когда у эстонского певца Тыниса Мяги поинтересовались, почему песню про «олимпийский огонь золотой» доверили исполнять именно ему, он ответил: «Лучше спросить у композитора Давида Тухманова… Я до сих пор благодарен за это судьбе. Песня изумительная, искренняя».

Среди наиболее известных работ композитора Тухманова 1980-х годов — трогательная песня на слова Михаила Танича «Семейный альбом». Она стала визитной карточкой Эдиты Пьехи и прочно вошла в репертуар этой замечательной советской певицы:

 Сколько всякого мы позабыли,

Сколько снова забудем потом!

Чтобы вспомнить, какими мы были, —

Загляните в семейный альбом!

Ещё в 1979 году вышли две песни композитора Тухманова о детстве и его защите: «Родина моя» на слова Роберта Рождественского и «Дадим шар земной детям» — слова Назыма Хикмета (перевод Музы Павловой).

В 1985 году тему продолжила песня Давида Тухманова на стихи Анатолия Поперечного «Аист на крыше»:

  Люди, прошу я,

Потише, потише,

Войны пусть сгинут во мгле.

Аист на крыше,

Аист на крыше,

Мир на земле.

Композитор Тухманов снова почувствовал интонацию времени: уже в сентябре 1988 года начались вооружённые столкновения в Нагорном Карабахе, «поджёгшие» СССР.

В 1991 году Давид Фёдорович переехал жить в Германию. «Это был действительно тяжёлый и неприятный для меня период — конец 1980-х годов, когда всё в стране, да и в музыке сдвинулось в какую-то неопределённую сторону», — вспоминал композитор. Свой отъезд он не считал эмиграцией — просто затянувшимся путешествием.

Начиная с 1995 года, после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Тухманов начал работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Юрием Энтиным были написаны песенные циклы: «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», изданные в нотных сборниках, на компакт-дисках и аудиокассетах. Д. Тухманов написал гимн детского фестиваля мультфильмов «Золотая рыбка».

В 1997 году композитор вернулся в Россию. Осенью 2001 года состоялась премьера спектакля «Мадлен, спокойно!», музыку к которому Давид Фёдорович написал специально для Людмилы Гурченко.

В 2002 году для празднования Дня славянской письменности и культуры в городе Новосибирске Д. Тухманов создал ораторию «Легенда о Ермаке» для большого хора, солистов и оркестра.

В июне 2003 года в Московском театре сатиры состоялась премьера комедии «Слишком женатый таксист», музыка к которому была написана Давидом Тухмановым.

В 2009 году композитор создал цикл на стихи А.С. Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко, а также молодым певцом Витольдом Петровским. Премьера состоялась в киноклубе «Эльдар» Э. Рязанова, позже была представлена в Музее-заповеднике «Михайловское», на сценах БКЗ «Октябрьский» и Государственного Кремлёвского дворца.

В 2018 году Д. Тухманов заявил, что он написал более 300 песен. Для такого композитора-песенника очень важно найти своего исполнителя. Ведь именно певец является проводником песни в мир, и от него во многом зависит судьба вокального сочинения.

Давид Тухманов сотрудничал с лучшими исполнителями советской и российской эстрады, среди которых были Иосиф Кобзон, Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, София Ротару, Ирина Аллегрова, Людмила Сенчина, Сергей Захаров, Тынис Мяги, а также популярные ансамбли «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Песняры», «Лейся, песня». Композитор проложил дорогу на большую сцену таким исполнителям, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йоала.

— Душа музыки — мелодия, именно то, что люди поют или слышат внутри себя, — считает маэстро Давид Тухманов. — Настоящая, душевная мелодия, даже родившаяся давным-давно, придя к нам из прошлого, остаётся с нами уже навсегда. Сочинение простой, но хорошей и запоминающейся мелодии — процесс неуправляемый. Её нельзя вычислить, её нельзя собрать по ноткам. Формально это можно сделать, потом в то, что получилось, можно вложить деньги и «раскрутить» — сейчас все знают, как этого добиться, это станет популярным, узнаваемым, но всё равно такая мелодия будет только похожа на музыку. Она не будет живой… Нам только кажется, что мы придумываем или сочиняем что-то, а на самом деле мы только находим музыку там, где она уже существует.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *