По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Юлия Михайлова, член Союза московских архитекторов
4 августа исполняется 135 лет со дня рождения Константина Мельникова — советского архитектора-авангардиста, произведения которого широко известны во всём мире и во многом определили облик советской Москвы. Его основным вкладом в архитектуру стало создание нового типа зданий, отвечающих потребностям советского общества, символов новой эры. Он экспериментировал с формами, материалами и конструкциями, тем самым отражая динамичность и оптимизм эпохи. Мельников был не просто свидетелем, но и активным участником кардинальных социальных и культурных перемен в нашей стране.
Константин Степанович Мельников родился в Москве 22 июля (4 августа) 1890 года в семье рабочего. Он был четвёртым ребёнком в семье. В 13 лет, после окончания четырёх классов приходской школы, его отдали в качестве «мальчика» в теплотехническую фирму «Торговый дом Залесский и Чаплин». Заметив художественную одарённость подростка, совладелец фирмы, авторитетный специалист в области отопительно-вентиляционной техники Владимир Чаплин, помог ему подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и материально поддерживал в годы учения. Повлиял Чаплин и на окончательный выбор профессии Константина, настояв, чтобы тот по окончании в 1913 году живописного отделения училища продолжил обу-чение на отделении архитектуры.
В училище наставниками Мельникова были известные художники и архитекторы. Один из них — специалист по промышленной архитектуре Александр Кузнецов привлёк талантливого студента к проектированию первого в России автомобильного завода АМО (позднее завод имени Лихачёва).
За дипломный проект Мельников получил высшие оценки, что позволило молодому специалисту заявить о себе в профессиональных кругах. В числе лучших выпускников в 1918 году он устроился в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую советскую ассоциацию архитекторов, возглавляемую мэтрами зодчества: Иваном Жолтовским и Алексеем Щусевым.
Строительство в эти годы почти не велось, и на первых порах мастерская, не предлагая молодым архитекторам практической работы, являлась для них своеобразной дополнительной профессиональной школой: они выполняли носившие учебный характер проекты, соревновались в искусстве графического и теоретического анализа памятников мирового зодчества. Работая в мастерской Моссовета, Мельников разработал проект планировки Бутырского района для плана «Новой Москвы», проект посёлка московской психиатрической клиники и некоторые другие.
Проект посёлка для клиники стал его последней работой в «классическом стиле» его учителей. В последующем творчество Мельникова пошло по совсем иному пути, основными чертами которого стали оригинальность планировочных и пространственных решений, индивидуальный подход к функциональным программам и своеобразие авторского «почерка». Его проекты полностью соответствовали его девизу «Творчество там, где можно сказать — это моё».
Уже первые самостоятельные проекты Мельникова 1922—1923 годов по формам и стилистике резко контрастировали с работами других архитекторов. Константин Мельников одним из первых в советской архитектуре занялся поиском архитектурно-художественного образа новых типов зданий. Это проявилось уже на первом крупном творческом соревновании советских архитекторов, состоявшемся в 1922 году, — Всероссийском конкурсе на проекты показательных домов для рабочих в Москве. Этот конкурс стал заметным явлением не только в профессиональной среде, но и в общественной жизни Москвы: всех интересовали как вопросы улучшения утилитарно-гигиенических условий жизни, так и проблемы формирования нового быта трудящихся. На конкурс было подано свыше пятидесяти проектов.
Проект «Пила», предложенный Мельниковым, представлял собой принципиально новый взгляд на жилой комплекс. Наряду с пилообразными в плане трёхэтажными блокированными домами для семейных, где каждая квартира имела отдельный обособленный вход с улицы и даже палисадник, автор запроектировал здесь, пожалуй, впервые в советской архитектуре дом-коммуну для малосемейных, состоявший из четырёхэтажных корпусов, соединённых между собой и с коммунально-общественным корпусом крытым переходом на уровне второго этажа. Хотя в конкурсе приняли участие многие известные архитекторы, проект Мельникова оказался лучшим.
В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке павильон махорочного синдиката, первое сооружение, осуществлённое Мельниковым в духе новой архитектуры, оказался наиболее интересным архитектурным объектом выставки. Деревянный павильон «Махорка» с открытой винтовой лестницей и большими окнами привлекал всеобщее внимание.
Новая экономическая политика способствовала быстрому развитию мелкой частной торговли, которая сосредоточивалась на рынках. Для упорядочения этого процесса наряду с другими была поставлена задача создать на новой, специально отведённой территории вблизи старого Сухаревского рынка нового типа торговый центр, представлявший собой нечто среднее между торговым пассажем и традиционным рынком с лавочками постоянных торговцев. В 1924 году, хотя строительство Ново-Сухаревского рынка уже началось, было принято решение о реализации здесь проекта Мельникова, который предлагал пространственно-планировочными средствами архитектуры упорядочить новую рыночную стихию. Сохранив свободу передвижения покупателя, он пространственно изолировал каждого мелкого торговца, который мог на какое-то время арендовать отдельное небольшое торговое помещение. Вместо единого крытого рыночного помещения предлагалось строительство множества мелких однотипных сблокированных торговых павильонов-киосков. Собранные в ряды блоки образовывали пилообразные фасады, оставляя перед каждым торговым киоском выделенное пространство. Этот приём позволил не только создать комфортные условия как для торговцев, так и для покупателей, но и экономно использовать отведённую под рынок территорию, а также сократить сроки строительства: торговые помещения возводились в сжатые сроки из стандартных, заранее заготовленных деревянных элементов.
Участвовал Мельников и в создании проекта саркофага для первого деревянного Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. 22 февраля 1924 года ряду архитекторов предложили в семидневный срок разработать конкурсные проекты саркофага. Правительственная комиссия по увековечению памяти В.И. Ленина под председательством Феликса Дзержинского признала лучшим проект Мельникова. Однако осуществить его в условиях тех лет оказалось невозможным. Автору пришлось существенно упростить форму и конструкцию стеклянной части саркофага. Позднее Мельников признавался, что, работая над проектом саркофага для Мавзолея Ленина, он прежде всего думал об эмоциональной атмосфере, которая должна создаваться при прохождении посетителей через траурный зал. Предложенный им прозрачный саркофаг- кристалл, как показали годы, оказался наиболее подходящей формой для нового ритуала.
Мировую славу Мельникову принёс советский павильон на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже 1925 года. Ей придавалось очень большое значение: ведь это был первый выход молодой страны на международную арену. На проект павильона в конце 1924 года был проведён закрытый конкурс. В оценке проектов ведущих зодчих страны участвовали Анатолий Луначарский и Владимир Маяковский. Проект Мельникова получил первую премию. Его павильон отвечал главному требованию конкурса — «резко отличаться от всей существующей буржуазной архитектуры». Главным художником павильона был Александр Родченко.
Страны-участницы начали подготовку к выставке заранее, не стесняясь в средствах. СССР не собирался конкурировать в роскоши с иностранными государствами. По задумке организаторов советский павильон должен был продемонстрировать новую советскую архитектуру, национальное творчество и культуру Страны Советов.
Участок, на котором предстояло построить «Красный павильон», был не только мал, но и крайне неудобен для строительства. Через него проходили трамвайные пути, которые запрещалось убирать. Подводить фундамент под здание из-за трамвайных путей было невозможно. Позднее Мельников писал: «Надо думать, что многие злорадствовали, что Советский павильон «не пустит корни» в буквальном смысле слова. Ну а мы ведь только что свершили революцию, были молоды, и трудности нам были нипочём. Мы — советские люди — ненавидели всё, что напоминало в архитектуре дворец. Мы создавали архитектуру «антидворцовую».
Спроектированный Мельниковым павильон представлял собой двухэтажную деревянную постройку со стеклянными стенами. Каркасное здание перерезала по диагонали открытая лестница на второй этаж, над которой было сооружено оригинальное перекрытие из перекрещивающихся деревянных плит. В залах павильона были развёрнуты экспозиции национальностей СССР, Госторга и Госиздата.
Стоимость этого здания из стекла, безусловно, была гораздо ниже, чем у всех других, представленных на выставке. Его возведение продолжалось немногим больше месяца, в течение которого на площадке никогда не было занято больше десяти человек. Тогда как многие другие павильоны строились по полгода куда большими силами.
Павильон СССР на Парижской выставке 1925 года был первым и одновременно триумфальным выходом молодой советской архитектуры на мировую арену. Он принципиально выделялся среди других построек не только содержанием размещённой в нём экспозиции, но и своим новаторским обликом, резко отличаясь от павильонов других стран.
«Красный павильон» был восторженно встречен передовыми зарубежными архитекторами. Ле Корбюзье отмечал, что это — единственный павильон на всей выставке, на который стоит смотреть. Как символ молодого социалистического государства, он высоко оценивался прогрессивной периодической печатью. Широко освещала участие страны на Парижской выставке и советская пресса.
Эта постройка принесла Мельникову мировую известность. Позже советский павильон много лет использовался в Париже как рабочий клуб.
После Парижской выставки Константин Мельников получил несколько заказов на проектирование гаражей — нового для тех лет вида зданий. А затем он сам обратился в Московское коммунальное хозяйство с предложением разработки проекта сооружений для размещения автомашин.
Подготовленный им проект гаража для автобусов на Бахметьевской улице был высоко оценён специалистами. Он представлял собой грандиозное сооружение площадью около 8500 квадратных метров и был спроектирован по оригинальному принципу так называемого прямоточного движения, сущность которого заключалась в возможности избегать необходимого маневрирования и движения задним ходом машин при въезде, установке на место и выезде. Мельников построил в Москве ещё два гаража, но уже для легковых автомобилей.
Большой вклад внёс Константин Мельников в разработку рабочих клубов. Рождённые революцией культурно-просветительные учреждения создавались по всей стране и первоначально размещались в особняках, в перестроенных церквах и других приспосабливаемых помещениях. К 1926 году, когда молодое государство приняло решение о строительстве для рабочих клубов новых капитальных зданий, самих клубов и красных уголков в стране насчитывалось почти три с половиной тысячи.
Средства на клубное строительство выделяли профсоюзы. Они были весьма значительными. Например, поступившие в фонд клубного строительства Москвы и Московской области средства от крупнейших профсоюзов — текстильщиков, железнодорожников, коммунальников, химиков, строителей и прочих — позволили запланировать на сезон 1927 года строительство тридцати клубов. Десять из них — в Москве.
Программа рабочих клубов, разработанная Московским губернским отделом рабочих коммунального хозяйства, подробно описывала их функциональное предназначение: «Клуб — не строгий храм какого-то божества. В нём надо добиться такой обстановки, чтобы рабочего в клуб не тащить, а он сам бы бежал в него мимо дома и пивной. Не следует строить клуб для политических занятий исключительно. Надо строить его одновременно и для развлечений, и для отдыха. Клуб должен, если сумеет, показать, как надо строить новый быт».
Начинать строительство клубов необходимо было как можно скорее. Поэтому многие профсоюзы предпочли обходиться без конкурсов, заказывая подготовку проектов непосредственно архитекторам. Безусловно, массовое строительство рабочих клубов в целом по стране снизило общий уровень архитектуры этого нового типа общественного здания. Очень многие из них представляли собой маловыразительные сооружения.
Однако клубы Мельникова, возведённые в короткий период времени, по праву считаются лучшими, непревзойдёнными по архитектуре рабочими клубами, построенными в СССР.
За три года он создал проекты семи рабочих клубов. Пять из них — имени Русакова, «Свобода», «Каучук», имени Фрунзе, «Буревестник» — были построены в Москве, а один — под Москвой, в Дулёво. Все они отличались по форме, размеру и функциональности.
«Здания клубов проектировались мною не просто как здания, я составлял проект грядущего счастья, проект архитектуры большого подъёма строительства новой жизни», — вспоминал Мельников.
Сверхоригинальные проекты Мельникова встречали сопротивление. Но не со стороны представителей профсоюзов, которым проекты нравились именно необычной новизной архитектурного образа, а со стороны строителей, которых пугали сложные для воплощения архитектурные решения. Однако представители профсоюзов в споре со строителями энергично отстаивали одобренные ими проекты.
Нравились рабочие клубы Константина Мельникова и тем, кому они предназначались. В 1934 году журнал «Архитектура СССР» поместил подборку высказываний рабочего с фабрики «Буревестник», для которой Мельников построил один из своих клубов: «Это образцовое клубное здание… Нашим рабочим очень нравятся закруглённые формы фасада, подымающаяся вверх круглая башня, вся из стекла. Очень хороша окраска клуба. Зрительный зал… отлично оборудован… Высокие залы, огромные читальни, аудитории — всё это оправдывает любовь рабочих к нашему клубу. Надо сказать, что рабочие хотят, чтобы клуб сразу отличался от прочих зданий. Клуб должен быть торжественным, он должен радовать как снаружи, так и внутри. Наш клуб этим требованиям удовлетворяет».
Облик клубов Мельникова резко выделялся среди окружавшей застройки. Мельников много внимания уделял внешнему облику клубов, связывая объёмную композицию зданий с новаторским решением его внутреннего пространства. Стремясь максимально использовать площадь зданий для различного функционального использования, главным элементом он делал просторный зал, который при необходимости трансформировался при помощи планировочных и объёмно-пространственных композиционных средств и приёмов. Например, в клубе имени Русакова каждый из трёх балконов мог, отделившись от зала, рассчитанного на 1500 человек, превратиться в самостоятельную аудиторию на 180 человек. Вертикальная ширма между залом и балконом состояла из двух щитов, верхний из которых поднимался по полуциркульным направляющим к потолку, а нижний откидывался в сторону партера.
Мельников стремился до минимума свести объёмы лестниц, коридоров, переходов и т.д. Например, вместо внутренних лестниц, предназначенных для эвакуации из зрительного зала, он предусмотрел возможность выхода зрителей непосредственно на улицу, на внешние галереи и лестницы. Не случайно наружные лестницы стали характерной чертой созданных им клубов.
Новая архитектура клубов ломала устоявшиеся строительные навыки. Мельников был убеждён, что архитектор должен не подчиняться инженерно-строительным возможностям, а своими проектами ставить перед инженерами новые задачи, поднимая их на новый уровень. Например, при строительстве клуба имени Русакова выяснилось, что инженеры не имеют опыта строительства зданий с «живыми» стенами. Для разработки нового инженерного решения пришлось специально привлекать специалистов.
Зачастую смелые задумки архитектора часто приходилось упрощать. Например, в здании клуба «Буревестник» фойе первого этажа так и не удалось превратить в плавательный бассейн.
Освобождённые от строительных лесов клубы Мельникова сразу же становились объектом пристального внимания как архитекторов, так и широкой общественности. В изданную в 1932 году книгу «10 рабочих клубов Москвы», где анализировались клубы, построенные в Москве к 1930 году, было включено четыре клуба Мельникова.
В ряду жилых домов, возведённых архитекторами XX века для себя, дом Мельникова, построенный в 1927—1929 годах для своей семьи в Кривоарбатском переулке, также занимает одно из первых мест. Мечтать о собственном доме-мастерской он начал ещё в студенческие годы. Жильё ему предоставляли, но в стандартной квартире, где для семьи с двумя детьми найти помещение для оборудования мастерской было сложно.
Поэтому, получив возможность выделить из семейного бюджета средства на строительство собственного дома, Мельников без промедления ею воспользовался. Архитектору была предоставлена ссуда на 15 лет, но возводился дом силами строительной организации Московского коммунального хозяйства и во всех документах, определявших взаимоотношения заказчика и исполнителя, рассматривался как опытно-показательное сооружение. Видимо, это обстоятельство и послужило основанием для предоставления участка под частную застройку в самом центре Москвы.
Мельников действительно спроектировал и построил свой дом так, как он хотел. Его проект был одобрен и всеми членами его семьи.
Дом-мастерская Мельникова строился в период, когда в стране разворачивались ускоренная индустриализация (первая пятилетка) и массовое жилищное строительство. Несмотря на необходимость строительства нового жилья, страна вынуждена была экономить: металл и цемент направлялись прежде всего на промышленное строительство. Таким образом, в массовом жилищном строительстве встала проблема внедрения экономичных материалов и конструкций. В проекте дома Мельникова отразились общие поиски решения этих задач. Свой дом Мельников построил не только из самых дешёвых традиционных материалов (кирпича и дерева), но и при максимальной экономии этих материалов. В доме удивительным было всё: и планировка, и пространство, и конструкции. Здание демонстрировало новаторские идеи и в устройстве быта.
Многие новаторские идеи архитектора не удалось воплотить в жизнь: в стране не хватало средств, строительных материалов и квалифицированных рабочих. Некоторые творческие эксперименты так и остались проектами «бумажной архитектуры», опережавшими технические возможности своего времени.
В середине 1930-х годов, возглавляя Седьмую архитектурную мастерскую Моссовета, Мельников работал над проектами и участвовал в ряде архитектурных конкурсов. Среди проектов были застройка Котельнической и Гончарной набережных, гаражи для «Интуриста» и для Госплана в Москве, планировка юго-западной территории Москвы, жилой дом для сотрудников газеты «Известия», Дворец труда и культуры в Ташкенте, Наркомтяжпром в Москве, Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года.
В 1933 году архитектор принял участие в Миланской триеннале, где его работы оказались в одном ряду с проектами Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и других великих модернистов.
Весной 1938 года Седьмая мастерская была расформирована. В конце 1930-х годов Мельников отошёл от активной архитектурно-проектной деятельности. Его проекты резко критиковали в архитектурной печати и не принимали к реализации.
В послевоенные годы Мельников преимущественно занимался преподавательской работой. В 1965 году Мельникову без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора архитектуры, а в 1972 году — почётное звание заслуженного архитектора РСФСР. В 1974 году он ушёл из жизни.
Константин Степанович Мельников вошёл в архитектуру XX века как один из самых выдающихся архитекторов. В его творческой жизни были периоды всеобщего признания и годы забвения. Но он никогда не сомневался в правильности выбора профессии. В автобиографии, датированной 1962 годом, он писал: «Архитектор — ответственный хозяин львиной доли Государственного бюджета. Строителям доверены огромные суммы денег, и так слабо видны в строительстве наши следы, следы архитектуры. Всё в наших руках, в какой чудовищно богатой обстановке мы живём и не слышим громового зова современности, не видим сверкающего полёта к единению человечества».
Мельников верил, что архитектура может и должна сыграть свою роль в «сверкающем полёте к единению человечества».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.