По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Руслан Семяшкин
К 90-летию со дня рождения Марии Биешу
Дивный, чарующий, завораживающий неповторимой красотой и свежестью голос. Высочайший профессионализм и уникальная музыкальность, одарённость, способность безошибочно чувствовать правду музыки, талант сценической актрисы, воспринимавшей с предельной выразительностью, яркостью, эмоциональностью, сердечностью каждое исполняемое ею произведение, вывели эту оперную певицу на необычайную высоту. Ей стоя и продолжительно рукоплескали на лучших сценах мира, её любили и боготворили миллионы слушателей, в ней справедливо видели лучшие вокальные качества, роднившие её с двумя, пожалуй, самыми выдающимися оперными певицами XX века — Марией Каллас и Ренатой Тебальди. Непревзойдённая, действительно великая, подарившая Советскому Союзу и миру незабываемый, чистейший, как бриллиант, голос и редчайший дар вокального мастерства, Мария Биешу, даже уйдя в дальнюю даль вечности, продолжает светить сегодняшним своим поклонникам многогранной немеркнущей звездой.
Ярчайшая творческая судьба сложилась у выдающейся молдавской советской певицы, навсегда оставшейся в памяти народной как безупречный эталон подлинного служения вокальному искусству, без которого она себе свою жизнь не представляла. 3 августа текущего года со дня рождения Марии Лукьяновны исполняется девяносто лет.
Мария Биешу стремительно ворвалась на артистический олимп буквально за каких-то десять лет. Первоначально, окончив техникум и получив диплом агролесомелиоратора, она участвовала в конкурсах художественной самодеятельности, где в основном исполняла молдавские народные песни. Став студенткой Кишинёвской консерватории (поскольку её певческие данные были замечены), благодаря настойчивости и уникальной работоспособности она сумела пройти такой колоссальный путь, что уже осенью 1965 года её отправили на стажировку в легендарный миланский театр Ла Скала. Не пройдёт и двух лет, и весной 1967 года Мария удостоится почётного титула «Лучшая Чио-Чио-сан мира».
Впрочем, всех этих достижений, как и последующего триумфального пути, у неё могло и не быть. Вряд ли добилась бы таких внушительных высот девочка из крестьянской семьи в королевской Румынии, не приди на молдавскую землю Советская власть. Она и дала ей путёвку в жизнь, она и вывела её на всесоюзные и мировые просторы. И даже за день до своей смерти, всегда остававшаяся истинно советским человеком, Мария Лукьяновна напишет: «Слава пришла ко мне на этой земле, которая называлась Советский Союз». Да, так было, и певица об этом никогда не забывала.
У Марии было непростое и небогатое детство, рано пришлось приобщаться к крестьянскому труду, выходить работать в поле. Но повезло ей при этом в том, что воспитывалась она в доброй семье. Её родители, отец Лука Савельевич и мать Тикяна Степановна, были людьми справедливыми, совестливыми, любившими землю и имевшими красивые, сильные голоса. В семье Биешу любили петь. С детства пела и маленькая Мария, будучи заводилой для своих младших сестрёнок. Пело и небольшое родное село Волонтировка.
Но, собственно, не пением, конечно, зарабатывали селяне свой хлеб. Оттого-то со временем без восторга и воспримут родители жизненный выбор Марии, её искреннее желание стать певицей. Профессию эту они считали «лёгкой» и «ненадёжной».
Судьбу, однако, не обманешь. Мария, в прямом смысле слова, жила лишь пением. Уникальность же в её случае заключалась в том, что до поступления в консерваторию она музыке никогда и нигде не училась. Но упорный, в какой-то степени даже жертвенный, осуществлявшийся в ущерб интересам молодости труд, а также терпение, воля и талант помогут ей при участии педагогов за пятилетний срок, начиная с самых азов, превратиться в профессиональную оперную и камерную певицу.
Интересно и то, что её голос, звонкий и блестящий в верхнем регистре, сочный и богатый в низах, долго не давал педагогам возможности для его чёткого и однозначного обозначения. Неопределённость же приведёт к тому, что для выяснения характера голоса Марию первоначально отправят в Москву, в акустическую лабораторию Московской консерватории, а затем её прослушают на заседании вокальной кафедры Киевской консерватории при непосредственном участии признанных авторитетов в области вокала, профессоров, народных артистов СССР И.С. Паторжинского и З.М. Гайдай.
Вердикт специалистов был тогда однозначным: «студентка Биешу обладает хорошим по качеству и красивым по тембру сопрано». С тех пор она и известна как певица с неподражаемым, очень сильным и одновременно мягким по тембру сопрано.
Учась в консерватории, Мария продолжала петь народные песни, выступая в шефских и иных концертах, в передачах по республиканскому радио и телевидению, участвуя в различных вузовских конкурсах. В 1957 году она становится лауреатом Республиканского фестиваля молодёжи и студентов и направляется в Москву для участия в VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, где успешно представляет молодые творческие силы Молдавии, исполняя милые её сердцу народные песни.
Осенью 1958 года третьекурсница Биешу становится штатной солисткой недавно созданного профессионального ансамбля народной музыки «Флуераш», у которого сложится по-настоящему счастливая судьба. Тогда же вместе с ним Мария успеет побывать на гастролях в Прибалтике, Азербайджане, Средней Азии. Потому-то и создастся мнение, что молодая певица обрела свою стезю. Увидят в ней и преемницу ведущей солистки этого коллектива, прославленной исполнительницы молдавских народных песен, народной артистки СССР Тамары Чебан.
Но Мария мечтала о другом. Она жила мыслями об оперной сцене, тем более что сильнейшее впечатление произведёт на неё и однажды услышанный по радио голос американки греческого происхождения Каллас, исполнявшей арию Тоски. «Я слушала тогда, как околдованная, — вспоминала годы спустя певица, — а потом уж не помню вслух или про себя сказала: вот так надо петь! В тот день у меня словно глаза открылись. С тех пор, где только могла, я слушала известных оперных певцов. А пение Марии Каллас стало для меня образцом на долгие годы».
Потрясённая тогда Мария и представить себе не могла, что пройдёт чуть более десяти лет и она, к тому времени народная артистка СССР, депутат Верховного Совета СССР, окажется вместе с Каллас и прославленным итальянским тенором Джузеппе ди Стефано в качестве членов жюри проходившего в 1973 году в Токио третьего конкурса «Чио-Чио-сан». Это будут волнующие и незабываемые часы в её жизни. Общение с Марией Каллас обогатит представление Биешу о сцене, о мастерстве, о профессиональном призвании. Да и для многих участников того конкурса она станет восприниматься с всемирно известной гречанкой на равных. Мечта юности сбудется, Биешу превратится в оперную певицу с мировым именем.
Приведём в связи с этим цитату из одной канадской газеты: «С Тебальди Марию роднит мягкий тембр, музыкальность, ровность вокального звучания во всех позициях и тонкое искусство фразировки. От Марии Каллас унаследовала Биешу страстность выражения и филигранную колоратурную технику, которая свойственна её лирико-драматическому сопрано».
Такая высокая оценка на самом деле говорила о многом. Между прочим, её всецело разделяли и советские мастера оперной сцены, музыковеды и музыкальные критики. Примерно о том же, называя этих двух мировых звёзд, говорил и Муслим Магомаев, бывший партнёром Биешу в гастрольной программе 1964 года, когда Мария пела партию Тоски, а совсем молодой Муслим — партию Скарпиа. Выдающиеся артисты выступали тогда на сценах Ленинграда и Баку, Тбилиси и Вильнюса. У них сложатся добрые отношения.
Впрочем, у Биешу появится немало и других настоящих товарищей, друзей, с которыми ей придётся пройти по жизни. Отличные, доверительные и доброжелательные отношения будет поддерживать она и с выдающейся оперной певицей, педагогом, народной артисткой СССР Ириной Архиповой. Не единожды Ирина Константиновна участвовала в многолетнем фестивале оперного пения в Кишинёве «Вас приглашает Мария Биешу», проходившем уже в постсоветское время.
А вот 1964 год станет для Биешу знаменательным и потому, что её, успешно выступившую на Московском фестивале молодых оперных певцов, пригласят и к выступлению на сцене Большого театра СССР, где она исполнит партию Татьяны из «Евгения Онегина». В последующие годы на главной всесоюзной оперной сцене Мария Лукьяновна выступала неоднократно. В Большом Биешу любили, ждали, всегда радуясь её прекрасной, темпераментной и возвышенной игре. Партнёрами певицы на сцене Большого театра были такие выдающиеся советские оперные исполнители, как Е. Нестеренко, В. Атлантов, И. Архипова, Е. Образцова, Т. Милашкина.
Прекрасный образ Флории Тоски из одноимённой оперы Дж. Пуччини, с которым певица дебютировала 28 апреля 1962 года на родной сцене Молдавского театра оперы и балета, носящего с 2012 года её имя, стал для неё не просто экзаменом на право быть профессиональной оперной вокалисткой, выдержанным ею блестяще. Биешу практически сразу становится надеждой республиканского оперного театра. К ней и профессионалы, и слушатели обращают свои пристальные взоры.
Начиналась кропотливая работа над освоением новых партий, вживанием в образы своих героинь. Татьяна из «Евгения Онегина», Лиза из «Пиковой дамы», Кума из «Чародейки» П.И. Чайковского, Аурелия из одноимённой оперы Д. Гершфельда, Аида из одноимённой оперы, Дездемона из «Отелло», позднее — Леонора из «Трубадура» Дж. Верди, Недда из оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло, Земфира из «Алеко» С.В. Рахманинова, Норма из одноимённой оперы В. Беллини. Все эти партии, а ценители оперного искусства подтвердят их сложность и своеобразие, красоту и насыщенность сценическими красками, Биешу исполняла с особой артистичностью, вкладывая в них не только удивительный талант, но и свою открытую для людей душу. Оперных же арий, романсов, народных песен, произведений советских композиторов, исполнявшихся певицей на камерных концертах, с которыми она объехала весь Советский Союз и многие зарубежные страны, начиная от родной Молдавии и заканчивая Сахалином, побывав практически на всех мировых континентах, — так и вовсе не счесть.
Об успешной концертной деятельности певицы, отмеченной высочайшей наградой Родины, однажды узнает и вся необъятная страна. 22 апреля 1982 года «Правда» сообщит о присуждении Биешу Ленинской премии. В том же номере главной газеты председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете министров СССР Георгий Марков отмечал: «К именам лауреатов Ленинской премии прибавилось и имя народной артистки СССР Марии Биешу. Вот уже двадцать лет она является солисткой Кишинёвского оперного театра, в её репертуаре все ведущие партии сопрано в операх русской и западной классики, советских авторов. Красота, обаяние, выразительная сила её голоса, особая певучесть, актёрский темперамент снискали ей мировую славу.
Будучи по преимуществу оперной солисткой, она столь же активна на концертной эстраде. Репертуар концертных программ М. Би-ешу отличается глубокой продуманностью и включает в себя не только лучшее в мировой вокальной литературе, но и новую советскую музыку. Именно за концертные программы 1978 — 1980 годов певица удостоена премии, носящей имя Ленина».
Особым событием, на долгие годы предопределившим творческую судьбу Марии Лукьяновны, стало исполнение партии Чио-Чио-сан из одноимённой оперы Дж. Пуччини. Впервые Биешу исполнила её в ноябре 1963 года на родной сцене в Кишинёве. Успех мадам Баттерфляй был ошеломляющим. Уже через две недели певица первый раз исполняет эту партию и за рубежом, в болгарском городе Русе, во время проведения на братской земле Дней молдавской литературы и искусства.
Мировое же признание партии Чио-Чио-сан в исполнении Биешу придёт в 1967 году. Тот юбилейный для всех советских граждан год, год пятидесятилетия Великого Октября, станет годом личного триумфа певицы.
…Весенний Токио. Открытие Первого международного конкурса певиц имени мадам Баттерфляй, организованного ассоциацией по увековечению памяти выдающейся японской певицы Миуры Тамаки (1884—1946). И дабы читатель представлял значимость этого мероприятия для Страны восходящего солнца, а японцы, как известно, предельно трепетно, в отличие от нас, относятся к своей истории и чтут своих национальных героев, подчеркнём: Миура Тамаки известна тем, что с большим успехом выступала не только у себя на родине, но и в странах Азии и Латинской Америки, США. Свою коронную партию Чио-Чио-сан она исполнила около двух тысяч раз. Автор оперы был дружен с певицей и считал её исполнение партии Баттерфляй образцовым.
Тогда же, той памятной весной, одним из неутомимых организаторов и вдохновителей международного конкурса являлась ученица Тамаки японская певица Нобуэ Кобаяши. Она после подведения итогов конкурса станет страстной поклонницей Биешу. И чтобы вновь услышать советскую певицу, она даже специально прилетит в октябре 1971 года в Нью-Йорк, где в прославленной «Метрополитен-опера» Мария пела партию Недды из оперы «Паяцы» Леонкавалло. Японка удивит Биешу и тем, что привезёт с собой из Токио море цветов, — гримуборная будет утопать в хризантемах, розах, фиалках, экзотических растениях…
Это ли не яркий пример того, как искусство может прокладывать путь сквозь материки и страны, как оно способно объединять людей разных национальностей и возносить человека в заоблачную высь, делая его духовно богатым, кристально чистым, открытым миру и людям? Биешу о жизненной силе искусства, не знавшего границ, знала не понаслышке.
Но перенесёмся вновь в Японию 1967 года. 34 певицы из 20 стран мира состязались за обладание титулом «Лучшая Чио-Чио-сан мира». Кроме самих арий Баттерфляй, необходимо было на суд авторитетного жюри представить и произведения композиторов собственной страны. Конкурс проходил насыщенно, приходилось петь не только в сопровождении фортепьяно, но и с оркестром, выступать в сценических костюмах и гриме.
После подведения итогов всем стало очевидным бесспорное превосходство представительниц Советского Союза. Советское искусство в широком его понимании в очередной раз продемонстрировало свой высочайший профессиональный уровень. Вторую премию на конкурсе получит наша соотечественница, на тот момент солистка Киевской оперы, грузинская советская певица, будущая народная артистка СССР Ламара Чкония.
Золотой кубок и почётный титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира» единогласно присуждают Биешу. Навсегда запомнит она слова, сказанные ей тогда известной в прошлом солисткой Венской оперы Хильдой Конечны: «Шестьдесят пять раз в эти дни я слышала арию Чио-Чио-сан, а в шестьдесят шестой, когда пели Вы, заплакала. Потому что пел не только Ваш чарующий голос, — пело Ваше сердце». Сами же японцы были в неописуемом восторге, о советской певице писали все крупные японские газеты.
Затем она выступит и в Нагасаки, на символической родине мадам Баттерфляй. В честь победительницы конкурса мэр этого города даст официальный приём. Биешу становится национальной знаменитостью Японии. Многократно будет приезжать она в эту страну, выступать, а в более поздние годы давать уроки мастерст-ва в качестве профессора Кишинёвского института искусств им. Г. Музическу. И там её неизменно будут принимать предельно тепло — для японцев она навсегда останется той первой, незабываемой Чио-Чио-сан, прекрасной молдаванкой, доносившей миру долгие годы этот всемирно известный сценический образ.
Партию Чио-Чио-сан и сегодня, причём далеко не только на некогда советских просторах, часто связывают с именем выдающейся молдавской певицы. Созданная искусством Биешу Чио-Чио-сан — это воплощение неиссякаемой женственности, изящества, естественной, не поддающейся времени красоты. Певица мастерски доносила до слушателя тончайшие психологические нюансы поведения своей героини. Драму юной гейши Биешу передавала с особым драматизмом, вкладывая в каждый выход особый эмоциональный заряд. Покоряла вокалистка и достоверностью, задушевностью исполнения этой партии, а также исходившими от неё необыкновенной теплотой и всеохватывающим светом.
Справедливости ради отметим, что точно так же Биешу воспринималась и при исполнении других произведений. Слушатели певицы никогда не оставались безучастными к её творчеству. Каждый выход на сцену, каждый камерный концерт, а было их столько, что и сама Мария Лукьяновна в последние годы жизни точное их количество назвать не могла, являлся для публики праздником. А по завершении этих сценических выступлений, естественно, раздавался шквал аплодисментов, дарились цветы, звучали восторженные отзывы, приходили письма поклонников…
Не одни только письма восхищения и признательности за высочайшее мастерство получала прославленная певица. Долгие годы Биешу, являвшаяся депутатом Верховного Совета СССР, получала многочисленные письма и от людей, нуждавшихся в помощи. Пять созывов трудящиеся Молдавской ССР делегировали свою любимицу, человека открытого и честного, совестливого, отзывчивого, готового чужую боль воспринимать как свою личную, в высший законодательный орган Союза ССР. Кстати, этот факт красноречиво говорит и о том, как Компартия вместе с союзным правительством в действительности относились к творческой интеллигенции, как доверяли ей, как выдвигали её лучших представителей в депутаты, как достойно оценивали талант и труд подлинных творцов.
Заслуги же самой Марии Лукьяновны Советским государством были оценены по достоинству. Одна из самых видных, колоритных, признанных и любимых в народе оперных певиц, народная артистка МССР и СССР Мария Биешу была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда. Она — лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР и Молдавской ССР, кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта». Награждала певицу и независимая Молдавия. Имела Биешу и целый ряд авторитетных общественных наград.
В одном из последних интервью, данных Биешу в 2011 году «Российской газете», она поведала о том, как в её любимой и родной Молдавии «оценили» её труд и высокие государственные награды: «Пришла старость с болезнями, а пенсия у народной артистки Советского Союза 1843 лея, это где-то 150 долларов США. Вот так я и живу на это позорище… Диски с моим голосом разошлись по миру миллионными тиражами, каких только званий и лауреатов не имею, — а пенсия меньше двухсот долларов в месяц… Знаю, что в России Герои Соцтруда получают пенсию, эквивалентную тысяче американских долларов.
Я же за свою звезду не получаю ни копейки — у нас об этом говорить вроде как стыдно.
Теперь мне говорят: «Мария Лукьяновна, сегодня у нас не принято объявлять: «Народная артистка Советского Союза». Покажите мне того, кто всё это «не принял»? Кто решил переписать историю набело?»
60—80-е годы прошлого столетия являлись лучшими в творческой карьере певицы. Она была в зените своей славы. Бесконечные спектакли, концерты, выступления, в том числе и в трудовых коллективах. Довелось побывать и в Чернобыле. Пела в Припяти, где слушателями её были мужественные ликвидаторы. Та поездка в конечном счёте, по-видимому, и скажется на здоровье… Но всё это будет после развала великой страны, пережитого Биешу болезненно.
Жизнь, тем не менее, продолжалась. Певица активно трудилась, но основное время она уже стала уделять преподавательской работе. В 1990-е и первые годы XXI века Биешу много ездит по разным странам, её приглашают в жюри авторитетных вокальных конкурсов. Набирает обороты и её ежегодный фестиваль оперного искусства «Вас приглашает Мария Биешу». Однако проблемы со здоровьем всё больше обостряются. В 2002 году Мария Лукьяновна в последний раз споёт на сцене Молдавской оперы. Певческая её деятельность будет завершена.
Стараясь в последние годы жить, как и прежде, насыщенно, превозмогая физические трудности, Биешу преподавала, появлялась среди поклонников — люди никогда не забывали о грандиозном личном вкладе, внесённом певицей в копилку национальной и мировой культуры.
В вышеупомянутом интервью «Российской газете» Мария Лукьяновна скажет и о том, чем для неё были и продолжали оставаться Советский Союз и Россия: «При Советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлись моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского…
Мне Москва всегда помогала! «Госконцерт», «Союзконцерт», Большой театр — как только я произношу эти слова, в горле ком от благодарности ко всем тем, кто там работал. От той страны я получила всё. Все звания и регалии. От народной артистки СССР до Героя Социалистического Труда…
Вообще Советский Союз — это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперёк. В месяц пела по семнадцать спектаклей.
И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты в Японии и в Италии. Боже сохрани! Сейчас вот модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии, без своего поля и травы у дороги жить не могла…
Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Разное у вас там творится: взрывают, убивают людей, но Россия была и будет во многом первой. Как раньше говорили — передовой.
Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Ну, думала, это всё, прощай белый свет. Опять меня Москва спасла, позвонили из российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь в чистом виде. «Мы помним добро и ваш талант», — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств».
Майский день 2012 года, когда Марию Лукьяновну провожали в последний путь, был объявлен в Молдавии общенациональным трауром. Тысячи и тысячи сограждан шли тогда в прощальной процессии. На старом кишинёвском кладбище нашла она своё постоянное пристанище. При нескончаемом людском потоке и завершился её земной путь…
Но никогда не перестанет жить великая Мария Биешу в вокальном искусстве. Имя её давно и навечно золотыми буквами вписано в летопись лучших мастеров вокала нашей планеты.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.