Тугие узлы транспортной удавки

Тугие узлы транспортной удавки

Пытаясь оторвать Центральную Азию от России, Запад делает ставку на транспортные проекты. Вслед за Казахстаном к проекту Транскаспийского коридора присоединился Узбекистан. После поддержки Вашингтоном планов экспорта туркменского газа в Европу объектом растущих дипломатических усилий становится Ашхабад.

  Хорошо умея считать деньги, буржуазные элиты понимают, что артериями экономики являются транспортные маршруты. Перекрывая или развивая их, можно обескровить противников и укрепить собственное влияние в ключевых регионах. Классическим примером такой стратегии является проект Транскаспийского коридора. С его помощью Запад пытается пустить грузовые потоки из Китая и Центральной Азии в обход России. Перевалочными пунктами служат Турция и Азербайджан. Громкие заявления о суверенитете не мешают им исполнять неприглядную роль империалистических агентов.

Как неоднократно писала «Правда», наиболее верного сторонника своих задумок Евросоюз и США нашли в лице Казахстана. Власти республики с нескрываемой гордостью сообщают, что за один прошлый год объём грузоперевозок по Транскаспийскому коридору вырос на 62 процента, до 4,5 миллиона тонн. При этом казахстанский экспорт по данному направлению достиг 3,2 миллиона тонн. Правительство поставило задачу довести показатель до 10 миллионов уже к 2028 году.

Примеру Астаны следует Ташкент. За последние месяцы чиновники республики провели ряд встреч, способствовавших вовлечению в проект. В начале года в Анкаре прошли переговоры между министрами иностранных дел, экономики и транспорта Узбекистана, Турции и Азербайджана. Главной темой саммита стало укрепление торгово-экономического сотрудничества, в том числе путём повышения транспортной взаимосвязанности. В принятой декларации подчёркнуты важность Транскаспийского маршрута и нацеленность на повышение его пропускной способности. Для этого стороны намерены активизировать деятельность созданной в прошлом году ассоциации логистических центров и грузоперевозчиков, работать над цифровизацией таможенных процедур, а также совместными усилиями развивать составные части транспортного коридора. В числе последних названы Бакинский международный торговый порт и железная дорога Баку — Тбилиси — Карс.

Обсуждение темы продолжилось в конце апреля, во время онлайн-переговоров чиновников транспортной сферы Узбекистана и Турции. Как сообщается, стороны договорились координировать усилия по созданию благоприятных условий для грузоперевозок по мультимодальному маршруту Северная Америка — Турция — Кавказ — Центральная Азия.

Конкретные детали сотрудничества были уточнены 2—3 июля в ходе государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Азербайджан. За два последних года это уже пятый его приезд в Баку. Результатом столь тесных контактов стали договор о союзнических отношениях и утроение взаимного товарооборота. Как отмечалось во время переговоров Мирзиёева с Ильхамом Алиевым, объём узбекского экспорта, направляемого через территорию Азербайджана, превысил по итогам прошлого года миллион тонн. Стороны поставили задачу довести его до 1,5 миллиона тонн в самое ближайшее время. Для этого обсуждается строительство Узбекистаном собственного терминала в бакинском порту. Кроме того, Азербайджан обещает помочь партнёрам создать паромный флот на Каспийском море. Интерес к проекту проявили и турецкие компании.

Не меньшие аппетиты западного капитала вызывает Туркмения с её богатейшими запасами углеводородов. Перспективы строительства газопровода из республики в Европу обсуждаются уже много лет. Толчок может дать поддержка со стороны США, открыто высказанная американским госсекретарём Марко Рубио. По словам последнего, Вашингтон позитивно оценивает проект Транскаспийского газопровода «в контексте текущей ситуации с энергетической безо-пасностью в мире». Как добавил глава госдепартамента, общее сокращение иностранной помощи со стороны США не должно затронуть подобные проекты, средства на них продолжат выделяться.

Столь ясный сигнал привёл к оживлению связей между Туркменией и Евросоюзом. В июне замглавы МИД республики Ахмет Гурбанов встретился с замруководителя департамента Азии и Тихоокеанского региона службы внешних связей ЕС Паолой Пампалони. В центре обсуждения оказались вопросы создания транспортных и энергетических коридоров, ситуация в Афганистане и т.д. Вслед за этим, в июле, состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Туркмении Рашида Мередова с верховным представителем Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Каей Каллас. Последовавшие пресс-релизы скупы на подробности, сообщая лишь, что стороны рассмотрели широкий круг вопросов по дальнейшему наращиванию взаимодействия, но сам факт переговоров говорит об углублении контактов.

Перспективы поставок туркменского газа в ЕС подробно рассматривались на экспертном «круглом столе» Brussels Energy Club. Его заседание прошло 7 июля в Брюсселе. Посол Туркмении в Бельгии Сапар Пальванов рассказал о планах Ашхабада по диверсификации поставок углеводородов, в том числе в западном направлении.

«Мостом» между Ашхабадом и Брюсселем выступает Турция. Власти страны уже долгое время поддерживают проект газопровода по дну Каспийского моря. Первым этапом к налаживанию транспортировки сырья из Туркмении должен стать, по замыслу Анкары, экспорт по своповой схеме. Соответствующее соглашение было подписано госконцерном «Туркменгаз» и турецкой компанией Botas. Сотрудничество преду-сматривает ежегодные поставки 1,3 мил-лиарда кубометров туркменского газа в Иран и продажу Турции аналогичного объёма иранского «голубого топлива». Действие международной схемы стартовало в апреле, когда Анкара получила 129 миллионов кубометров газа. Так, шаг за шагом, Запад пытается оторвать центральноазиатский регион от России.

Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *