По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Руслан Семяшкин
К 110-летию со дня рождения композитора В.С. Левашова
Многие из тех, кому посчастливилось лично знать известного советского композитора, народного артиста РСФСР и СССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, кавалера орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов Валентина Левашова, 110-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни, не переставали удивляться его необычайной целеустремлённости, многогранности, увлечённости. И удивлялись они прежде всего тому, как удавалось скромному, не обременённому славой, никогда не выпячивавшемуся, не претендовавшему на главенствующие роли в музыкальном сообществе творцу сочетать в себе буквально всё, что в принципе только отвлекало от главного, то есть от композиторской работы.
Поразительно, но Валентин Сергеевич в зрелые годы успевал трудиться композитором и художественным руководителем Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, хормейстером и режиссёром, телекомментатором и публицистом, а также оставаться знатоком и ценителем песенного и музыкального русского фольклора, талантливым пропагандистом народной музыки, поэтом и исполнителем. И, разумеется, он всегда был неутомимым общественным деятелем, с удовольствием готовым внедряться в самые различные стороны советской жизни.
В 1950—1956 годах Левашов фактически руководил Сибирским отделением Союза композиторов РСФСР и одновременно являлся членом правления Союза композиторов СССР. Затем продолжительное время он был членом правления Всероссийского хорового общества, вице-президентом Общества дружбы СССР — Канада, заместителем председателя Центрального правления Общества советско-корейской дружбы, членом президиума Центрального дома работников искусств, наставником руководителей коллективов художественной самодеятельности Московской области. При этом у него находилось время собирать народные песни и готовить их к изданию в сборниках, постоянно выступать на семинарах руководителей народных хоров, в течение ряда лет увлекательно вести телепередачу «Песня далёкая и близкая», в которой он не только рассказывал о судьбах песен, о новых сочинениях в данном жанре, об известных исполнителях, но и душевно беседовал с телезрителями.
Всей этой многолетней и последовательной, по-настоящему активной разносторонней деятельности сопутствовало самое главное — то, без чего Левашов не стал бы тем, кем он стал, то, что составляло фундамент его мироощущения, взглядов на жизнь, интересов, пристрастий, настроений. То, что принято называть началом начал. И начало это основывалось на неизбывном русском советском патриотизме, которым композитор был всецело заряжен и который фактически уверенно вёл его по извилистым жизненным дорогам, помогая при сем оставаться подлинным творцом-патриотом, убеждённым сторонником Советской власти, страстным защитником и пропагандистом русской народной, русской классической и русской советской культуры, нерушимым столпом которой всегда была песня. Песня, любимая Левашовым особой, проникновенной любовью. Песня, пренебрежительного, поверхностного, бездумного отношения к которой он не терпел. Песня, которую и в советское время ему приходилось истово защищать от нападок резвых, но в своей основе недалёких западопоклонников, позабывших о своих корнях и святынях, променявших их на красочные пустышки, будившие, как правило, не чувства, а низменные желания.
Казалось бы, велика ли проблема, тем более в масштабах Советского государства, со всей его мощью, официальной идеологией, а также и цензурой, как известно, не дремавшей? Да и столь ли важны эти самые народные источники, питавшие русское советское музыкальное искусство? Не преувеличивал ли Левашов их значимость? Нет, не преувеличивал! Более того, вспоминая сегодня о нём и о его стройной системе музыкального воспитания, о его подвижническом служении русской музыке и песне, можно уверенно сказать, что он как будто в воду глядел. Увы, настороженность, бдительность Левашова не подведут. Его предвидение большой общенациональной проблемы окажется верным. Вот только ему самому заниматься её решением уже не придётся…
Для того же, чтобы более осознанно подойти к левашовским невесёлым выкладкам, начнём с того, что он ясно понимал и расписывал весь процесс музыкального воспитания человека. Итак, путь постижения музыки, был убеждён Левашов, начинается «с простейшего — с погремушек, которые вешают новорождённым». А затем, «когда мир обогащается всё новыми и новыми звуковыми красками, начинается прививаться чувство гармонии». Это непростой путь, не каждый его в полной мере даже и воспринимает, но путь уже к самой музыкальной грамоте «так и лежит — от простейших ритмов через мелодию к гармонии».
При этом к вопросам о гармонии, ритмах и мелодиях, о современном восприятии музыкального искусства, о влиянии на него народных источников Левашов относился не просто взыскательно, а весьма строго, принципиально, не стесняясь называть негативные явления их подлинными именами. Так, в развернувшейся на страницах газеты «Советская культура» дискуссии о положении дел в советском музыкальном искусстве и его реальном влиянии на общество Левашов в статье с броским названием «Осторожно, примитив!» (номер от 27 ноября 1984 года) справедливо подмечал: «Что же происходит сейчас? Как говорится, всё хорошо в своё время, и то, что естественно и простительно на ранних ступенях развития, никак нельзя воспринимать в зрелом возрасте. К сожалению, многие создатели молодёжных вокально-инструментальных коллективов не всегда понимают это. Благодаря буйному расцвету ВИА полупрофессионального, а то и вовсе не профессионального происхождения мы сегодня имеем в музыке примат ритма. Музыкальная продукция, которую зачастую производят участники группы самостоятельно, строится обычно лишь на трёх функциях — тоника, доминанта, субдоминанта. Отсюда — скудость выразительных средств, заштампованность и начинающее раздражать топтание на месте. Рождаются ансамбли-близнецы, хилые и нежизнеспособные. Живут они недолго, и короткие биографии их пестрят одинаковыми названиями шлягеров, часто копирующих не самые лучшие достижения западной музыкальной индустрии, трафаретным набором эффектов, рассчитанных на вкусы явно невзыскательные, экстравагантного вида костюмами с претензией на оригинальность и весьма раскованными, а случается, и просто распущенными манерами. Сто раз прав В. Гаврилин, ещё в начале дискуссии отметивший, что «это псевдоискусство целиком подражательно, оно обращено не к чувствам, а к инстинктам людей».
Далее Левашов выскажет своё критичное отношение к модным эстрадным нововведениям тех лет, которые хорошо знакомы нам и сегодня, по прошествии сорока лет, тем более что суть их практически не изменилась. «Что же прячется за причудливой оболочкой некоторых модных песен — ясно далеко не всем, — размышлял Валентин Сергеевич. — Что скрывают в себе такие музыкальные ребусы? Порой откровенную нелепицу. Её облачают в пёстрые одежды труднодоступных метафор и зажигательного ритма. Казалось бы, это и есть что-то яркое и уж во всяком случае необычное, здесь-то бы и докопаться до смысла, подумать над текстом, о чём он. И вот когда раскрываешь для себя содержание такой песни, приходит понимание, почему так опасен подобный примитив. А опасен он своей безыдейностью. С дерзкой прямолинейностью отвергаются высокие понятия добра и справедливости, такие дорогие каждому чувства, как любовь, верность, преданность, низведены до самого вульгарного их понимания. Часто с циничной откровенностью смакуют «пикантные» детали. В них много грубого натурализма. Конечно же, это не может не настораживать. Ведь когда музыка становится каналом для пропаганды идей вредных, чуждых нам, опасность усвоения этих идей из-за доступности источника возрастает в несколько раз».
С вредоносными идеями и их распространением в общественном сознании, без сомнения, следует бороться. И в этой борьбе убеждённость и последовательность Левашова могут служить хорошим примером. Самому же Валентину Сергеевичу в её осуществлении помогали не только убеждения, взгляды на жизнь, неподдельная любовь к музыкальному искусству вообще и к русскому — в частности, но и богатый жизненный, а вместе с ним и профессиональный опыт, начавший накапливаться уже в детстве.
«Я вспоминаю свои молодые годы, — много лет спустя делился впечатлениями о них к тому времени пожилой, умудрённый и многое в жизни повидавший композитор. — Вечером, после работы, родители выходили из дома отдохнуть. Мы сидели на скамеечке и играли — мать на гитаре, отец на мандолине, я на балалайке. Играли негромко, вслушиваясь в мелодию, чтобы в полной мере ощутить её красоту. Приходили соседи и тоже слушали. Музыка объединяла, люди собирались не только поделиться своими радостями и горестями, но и просто побыть всем вместе. Было искреннее общение, и музыка становилась его основой. Теперь же с сожалением приходится всё чаще и чаще убеждаться: коллективное музицирование как увлечение, которому посвящается досуг, встречается довольно редко. Шире распространена танцевальная музыка или некий звуковой фон, который служит дополнением к накрытому в кафе, ресторане или на студенческой вечеринке столику. Здесь общение несколько затрудняется — сила динамиков такова, что услышать собеседника очень непросто. И вспомнятся слова Н.В. Гоголя: «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен!» Почему же забывают порой о богатейших вокальных традициях, о свойственной только нам исполнительской манере — напевной, расцвеченной подголосками, заставляющей отдавать песне всё своё сердце?»
Рождённый в Москве, детство и юность он проведёт на щедрой сибирской земле. «Отец был кадровым военным, — признается композитор по прошествии многих лет, — жизнь мы вели кочевую, жили в отдалённых гарнизонах Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока. Старинные народные песни звучали в деревнях и сёлах в первозданном виде, а уж красоты какой были! Если бы мне сейчас сказали, что вновь смогу их услышать, не одну бы сотню километров пешком отмахал, чтобы записать. А тогда, мальчишкой, просто наслаждался деревенским пением, хороводами, плясками, не предполагая, что это культура уходящая, что надо беречь это сокровище».
Осознание необходимости возрождения русской песни и сбережения русского песенного наследия к нему придёт позже. Впрочем, для нас сегодня не столь уж важны конкретные даты из его биографии, куда важнее то, что Левашов с самых молодых лет станет ревнителем русской народной песни, о которой он десятилетия спустя коротко и однозначно заявит: «Народная песня всегда была самым незамутнённым родником, эмоционально, нравственно питающим каждое последующее поколение». Но к этому роднику следовало ещё подобраться, тем более что и самому хотелось сочинять музыку, выражая в ней те сокровенные мысли и чувства, которые с молодых лет волновали и тревожили.
Левашову, вне всякого сомнения, повезёт, поскольку первые свои произведения, говорившие о незаурядном таланте их автора, он начнёт сочинять довольно рано, во время обучения в Новосибирском музыкальном училище, где его учителями станут прославленные сибирские композиторы и пианисты М.И. Невитов, К.Н. Нечаев, О.П. Игнатович, А.Ф. Штейн, являвшиеся основателями профессионального музыкального образования в Сибири.
С Сибирью, Новосибирском композитора связывали особые отношения. Правда, им предшествовали годы, которые Валентин Сергеевич проведёт вне её просторов. Судьба сложится так, что с первых дней Великой Отечественной войны он станет работать в красноармейских ансамблях песни и пляски, а затем, в 1945 — 1946 годах, окажется в Ленинграде, где будет обучаться в Ленинградской консерватории (в классе композиции у крупного композитора и музыкального педагога В.В. Щербачёва) и руководить Матросским эстрадным оркестром Ленинградского тыла ВМФ. В городе на Неве у него сложатся добрые отношения с Георгием Свиридовым и Василием Соловьёвым-Седым, оказавшими на него большое влияние.
За полтора десятилетия, проведённых в Новосибирске, Левашов, отличавшийся трудолюбием и настойчивостью, превратится в одного из ведущих композиторов и музыкальных деятелей Сибири. Здесь же он создаст и свои первые крупные сочинения: кантату-поэму «Моя Сибирь», сюиту для солистов, хора и оркестра «Колхозные поля», «Амурскую поэму» для солистов, хора и оркестра, сюиту «Счастливая земля», а также песни «Над широкой Обью», «Серьёзный тракторист», «Вдоль села», «Студенческий вальс». Вместе с тем Валентин Сергеевич продолжит работу по изучению русского песенного наследия, для чего станет принимать участие в фольклорных экспедициях по Сибири и Алтаю. Из этих поездок ему посчастливится привезти более трёхсот народных песен, многие из которых, бережно и талантливо обработанные, прочно войдут в репертуар разных хоровых коллективов.
В данных поездках, организованных Секретариатом Союза советских композиторов, Левашову повстречаются и современные народные сочинители песен, такие, к примеру, как Аграфена Оленичева из Омской области, начавшая сочинять и исполнять свои песни во время Великой Отечественной войны. Знакомство с удивительной сибирской песенницей, ставшей со временем солисткой Омской филармонии, произведёт на него сильное впечатление. Под его воздействием в статье «Сибирские песенницы», опубликованной в июльском номере журнала «Советская музыка» за 1952 год, Левашов напишет: «Наши странствия по сибирским краям продолжались больше месяца. Встречи с самодеятельными хоровыми коллективами в самых отдалённых районах Алтайского края, Омской и Томской областей навсегда останутся в нашей памяти. Ярко расцветают народные таланты в нашей стране. Во всех хорах рядом с традиционной старинной народной песней звучат создаваемые самими участниками этих хоров новые песни о Сталине, партии, Отчизне».
Поиск старинных песен, а также современных, сочинявшихся не профессиональными авторами, а народными песенниками, был для Левашова тесно связан с его деятельностью по организации и пропаганде творчества хоровых коллективов, которым он отдаст более полувека своей жизни. Именно ему в 1954 году было суждено возглавить Сибирский народный хор, который под его руководством буквально сразу выдвинется в число лучших хоровых коллективов страны, а в 1957 году станет к тому же лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Москве.
Проявившего свои блестящие организаторские способности по руководству Сибирским хором Левашова в 1962 году, при деятельном участии таких титанов, как Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович, пригласят возглавить старейший хор имени М.Е. Пятницкого, переживавший тогда трудные времена. Левашов внесёт в деятельность этого легендарного коллектива мощный заряд новизны, причём как сугубо музыкального, так и интеллектуального свойства, способствовавший расширению творческих возможностей этого всемирно известного хора, давно ставшего одной из визитных карточек России.
«В стиле работы с хором и в своём творчестве у Левашова есть что-то общее с чертами и стилем Захарова, — отмечал выдающийся русский советский композитор, бессменный председатель правления Союза композиторов СССР Тихон Хренников. — И это хорошо. Это тот случай, когда в лице Левашова хор приобрёл достойного продолжателя дела М. Пятницкого, П. Казьмина, В. Захарова».
Левашов и впрямь станет достойным продолжателем дела выдающихся своих предшественников: Митрофана Пятницкого, Петра Казьмина, Владимира Захарова. Но он не стремился их былую славную деятельность как-то копировать и всецело опираться лишь на их опыт, который, конечно, ценил и имел возможность анализировать с позиций современности. Нет, для него прежде всего были важны теоретические наработки этих славных музыкантов, оставивших в хоровом искусстве неизгладимый след.
Время между тем диктовало свои условия. И дабы от него не отставать, Левашову приходилось действовать предельно обдуманно и решительно. В результате ему удастся привлечь к деятельному сотрудничеству с хором таких знаменитых композиторов, как А. Новиков, В. Мурадели, В. Соловьёв-Седой, С. Туликов, А. Пахмутова, Э. Колмановский, Е. Жарковский. Привлекал же их Левашов к участию в деятельности прославленного хора потому, что ему в те годы был отчётливо заметен процесс взаимообогащения профессионального и народного творчества.
«Появились такие формы творческого сотрудничества, — заявлял Левашов в своей программной статье «Песня рождается в народе», опубликованной в июльском номере журнала «Советская музыка» за 1964 год, — как совместное создание песни композитором-профессионалом и народным хором. Сейчас возрастает ответственность как перед композиторами, так и перед народными хорами. Сама жизнь ставит перед теми и другими новые задачи и вопросы. Роль народных хоров неизмеримо выросла. Известно, чем теснее связь искусства с жизнью народа и его творчеством, тем оно прогрессивнее, богаче и глубже. Только глубокое знание народной музыки, глубокое проникновение в её сущность может способствовать творчеству композитора. Об этом не только говорили, но и этому следовали в своей практической деятельности великие русские композиторы-классики».
О тесной связи творчества с народной повседневной жизнью, причём как собственного, так и коллективного, рождавшегося под сводами хора имени М.Е. Пятницкого, постоянно задумывался Валентин Сергеевич. И если в руководстве одним из самых выдающихся русских народных хоров он этому вопросу придавал в первую очередь практическое значение, связанное с совершенствованием его профессиональной деятельности и мастерства, то к личному творчеству подход у него был несколько иным. И заключался он в народности самого творчества, ориентированного не на изысканную публику, а на простых советских граждан, которым была бы близка его музыка, напитанная духоподъёмным русским естеством и лучшими образцами классической и советской музыки.
Народность сочинений Левашова заключалась также и в том, как именно он стремился их доносить до слушателя. И если с записями всё вроде бы понятно, они могли звучать на радио и телевидении, а также при прослушивании пластинок, причём фактически где угодно, то с организацией авторских концертов дело обстояло иначе. Их у композитора было немало, вот только большие концерты на сценах лучших концертных залов страны он мог запросто, сославшись, например, на нехватку времени, заменить поездкой в русскую глубинку, дабы выступить где-нибудь в сельском клубе, на ферме, в отдалённом гарнизоне или на погранзаставе.
И не беда, что приходилось сталкиваться с бездорожьем, отсутствием комфортных условий или непогодой. Все эти мелкие, но иногда довольно-таки изнурявшие неудобства композитора мало волновали. Не тревожило его и то, что порой концерты в русских селеньях бывали немногочисленными. И не потому, что селяне не хотели на них присутствовать (хотели, ещё как!), а в силу небольшой численности самих таких селений. Куда важнее для него было живое общение с простыми людьми, как правило, радовавшими Валентина Сергеевича своим вдумчивым и трепетным отношением к его произведениям. Недаром же по возвращении из таких поездок он с большим творческим запалом отмечал: «С какими людьми встречался! Словно живой воды испил!»
В некоторых местах Левашова ждали, и ждали с нетерпением. Его приезды на те или иные народнохозяйственные объекты стратегического значения с организаторами концертов обговаривались заранее и тщательно готовились. Заранее будут подготовлены его гастроли на строительство крупнейшего газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, по возвращении с которых он сочинил цикл «Огни магистрали» на стихи Сергея Гребенникова. Цикл этот станет известен и тем, что по распоряжению министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Бориса Щербины он будет выпущен на кассетах и пластинках, распространявшихся среди строителей легендарного газопровода.
Творческую деятельность Левашова высоко оценивал выдающийся композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий Анатолий Новиков. В статье «Песня на всю жизнь», опубликованной 12 марта 1979 года в «Правде», он отмечал: «…есть композитор, к работам которого я отношусь с особенным вниманием. Многое в творческом и человеческом облике Валентина Левашова мне импонирует, я разделяю его убеждения, понимание преемственности, его взгляды на развитие жанра, русского музыкального языка…
В сочинениях композитора — инструментальных пьесах для народного оркестра, кантатах и хоровых обработках, в музыке к драматическим спектаклям, художественным кинофильмам и, конечно, в песнях — отчётливо прослеживается ведущая линия его творчества: патриотическая, гражданственная лирика. «Русская песня», «Позови меня, Россия», «Любовь к Отчизне», «Соловьи России», «Как не любить мне эту землю» — величавы, раздольны эти песни, славящие силу родной земли, широту и размах души русского, советского человека…
…Мы сидим в рабочем кабинете композитора в здании Московской филармонии. Открыт рояль, на пюпитре — рукопись новой песни. Готовится будущая концертная программа. В простенке между окнами два портрета — Пятницкого и Захарова.
Мог ли думать в далёкие предвоенные годы Валентин Левашов, делавший тогда первые шаги в искусстве, что он станет художественным руководителем знаменитого хора имени Пятницкого. Отличное знание специфики хорового искусства, тонкое понимание сущности народной песни позволили композитору повести за собой талантливый коллектив, от программы к программе оттачивая его мастерство, обогащая репертуар новыми произведениями…
Во многих странах мира побывал знаменитый коллектив. И всюду артисты с радостью видели, как наша русская советская песня помогает людям лучше узнать наш народ, его душу. Этой благородной цели посвятил всё своё творчество и руководитель хора, композитор Валентин Левашов».
Песни Левашова — явление особое и удивительное. В них присутствуют большое русское патриотическое начало, глубинные смыслы, в меру обозначенная строгая выразительность и тонкая лиричность. Большинство его песен являлись произведениями гражданственного содержания и звучания. Посвящались они Отчизне, партии, Москве, военным годам, любви. Торжественно и величаво звучали его песни «Нет ничего дороже Родины» и «Как не любить мне эту землю», написанные на стихи В. Лазарева. Выразительными, патетическими, пробуждающими лучшие чувства любви к Родине и её символам можно назвать песни «Любовь к Отчизне» (слова В. Лазарева), «Позови меня, Россия», «Соловьи России» (слова Н. Палькина), «Глаза России» (слова Ф. Лаубе), «Главный город страны», «На Красной площади парад», «Баллада о комиссаре» (слова В. Гольцова), «Сюда тропа не зарастает» (слова А. Соболева), «Шесть орденов комсомола» (слова Л. Кондырева). Некоторые его песни отличались и вовсе какой-то родниковой чистотой, напевностью. Среди таких, может быть, самой яркой окажется красивейшая песня «Скажите, лебеди» на стихи Н. Кончаловской и М. Андронова, блестяще исполнявшаяся несравненной Валентиной Толкуновой. Одной же из самых известных станет песня «Бери шинель, пошли домой» на стихи Б. Окуджавы, исполнителями которой станут А. Покровский, И. Кобзон, Э. Хиль и другие яркие советские баритоны.
Кроме вышеназванных наиболее известных песен о России и огромной любви к ней, по-своему интересны и такие его песни, как «Над полями зорька светлая» (слова В. Пухначёва), «Волга знает, куда течёт», «Солдаты, герои мои», «Любимым прощают», «У меня одна сестра» (слова В. Харитонова), «Я с другим ходила», «Солнечный человек» (слова В. Лазарева), «О чём задумались, поля», «У нас в селе гармонь настроили», «Над Ульяновском вечер ласковый», «Песня о Саратове», «Зачем мы ссорились» (слова Н. Палькина), «Опять тебе пишу» (слова О. Милявского), «Прошу, забудем обо всём» (слова А. Дементьева), «Журавли летели» (слова М. Ан-дронова), «Зажглась звезда далёкая» (слова В. Алфёрова), «А Русь остаётся», «Последняя встреча», «Старое танго» (слова В. Крутецкого), «Если ты сердцем полярник» (слова Б. Дворного), «Что такое счастье?» (слова М. Рябинина), «Светлая надежда» (слова М. Геттуева), «Степи, степи», «Родное Подмосковье», «Всё посвящаю тебе» (слова В. Левашова), «Я люблю тебя, город» (слова В. Левашова и Л. Кондырева).
Со многими прекрасными поэтами сотрудничал Левашов. Но наиболее плотно он взаимодействовал с замечательными русскими советскими поэтами-песенниками: Владимиром Харитоновым, Николаем Палькиным, Владимиром Лазаревым. Исполнителями же левашовских песен станут такие прославленные советские певцы и певицы, как Людмила Зыкина, Артур Эйзен, Евгений Нестеренко, Леонид Сметанников, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Александр Розум, Леонид Кострица, Владимир Трошин, Евгений Кибкало, Эдуард Хиль, Виктор Вуячич, Вадим Мулерман, Ольга Воронец, Майя Кристалинская, Ирина Бржевская, Александра Стрельченко, Александр Ворошило, Лев Лещенко, Геннадий Белов, Валентина Толкунова.
Валентину Левашову суждено было прожить большую, светлую и содержательную жизнь. Велико и его музыкальное наследие — от музыки симфонической, оперетт «Чистые ключи» и «Ветры весенние» до вокально-хореографических сюит и большого количества песен. Пожалуй, с них и следует начинать знакомство с творчеством этого самородка, страстно любившего Родину и русскую песню, нашу добрую и надёжную спутницу в любых жизненных ситуациях.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.