Сергей Обухов – «Независимой газете»: Первая половина августа – это только начало агитационного периода

Сергей Обухов – «Независимой газете»: Первая половина августа – это только начало агитационного периода

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

Политструктуры решают, какие предвыборные тезисы зацепят целевую аудиторию.

Агитационный период на региональных выборах заставляет политические фракции искать новые подходы для привлечения внимания и завоевания доверия общества. На выборах в заксобрания в 11 регионах подходы парламентской оппозиции во многом разнятся, поэтому и электоральные позиции у партий от региона к региону разные. Согласно свежему докладу аналитического центра КПРФ «Информационная стратегия думских партий на региональных парламентских выборах: проблемы и успехи», первое место остается за «Единой Россией», второе делят КПРФ и ЛДПР, а третье – «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) и «Новые люди» (НЛ).

Согласно новому аналитическому докладу Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) совместно с отделом ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, парламентские партии включаются в региональные парламентские выборы с разной интенсивностью. Аналитики КПРФ выпустили комплексный анализ интегрального рейтинга медиаактивности парламентских партий в 11 выборных регионах за первую декаду, по данным систем «Медиалогия» и «Крибрум. ПРО». Это позволило получить представление по рейтинговым позициям начального этапа агитации.

Обобщение полученных данных позволяет выявить следующие основные тренды. В повестке больше всего присутствуют три парламентские партии: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. В то же время «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» заметно отстают и не развернули широкой кампании в борьбе за умы и сердца избирателей, показали пока лишь периферийное присутствие в предвыборной кампании.

В докладе приводится анализ основных месседжей, с которыми партии выходят к избирателям, в первую очередь проанализирована именно агитация через СМИ, также в документе приводятся медийные риски и прогнозы, которые интерпретированы на основе контекста публикаций и общей медийной динамики.

Темы для общения с избирателями партии закономерно выбрали разные.

У «Единой России» основные темы в публикациях СМИ есть как классические для партии власти – гуманитарная помощь жителям Курской области, проверка готовности школ к учебному году, благоустройство дворов, так и явно заимствованные из левой повестки, например поддержка рабочих профессий и премия «Человек труда», развитие сельских территорий через конкурс «Лидеры села». Накопленные медийные у ЕР риски таковы: партия подпадает под огонь критики за использование административного ресурса. Кроме того, единороссы уделяют недостаточное внимание проблемам ЖКХ.

У КПРФ основные темы две – политическая, где раскручивается сам факт участия в выборах и регистрация кандидатов, а также классическая левая – социальные проблемы, включая низкие доходы населения.

У ЛДПР основные темы делятся на два сегмента: работа с новыми поколениями и работа с героями СВО. В первом – доступный детский отдых и инициативы для молодежи, во втором – участие в программе «Пера. Путь героя» для ветеранов СВО, где их учат искусству управления и работе в органах власти. Накопленные медийные риски – это ограниченное присутствие в федеральных СМИ. И классические (еще со времен Владимира Жириновского) обвинения партии в популизме.

У СРЗП основные темы классические для партии, какими они были лет 10–15 назад (до эсэровского ультрапатриотического угара): рост тарифов на ЖКХ и защита прав граждан, а также критика социально-экономической политики властей. Накопленные медийные риски: низкая узнаваемость среди избирателей и слабое медийное покрытие.

У НЛ основные темы: участие в выборах и самовыдвиженцы, а также молодежная политика. Накопленные медийные риски: отсутствие значимых инициатив и в принципе недостаток ярких проектов, и, конечно же, минимальное присутствие в медиапространстве.

По мнению аналитиков, ЕР сохраняет лидерство, в то время как оппозиционные партии борются за внимание избирателей через критику власти, но пока не могут сформулировать эффективные агитационные тезисы. В то же время выявлены зоны роста для оппозиции. Несмотря на то что сейчас идет конкуренция за второе место между КПРФ и ЛДПР, именно КПРФ может стать главным бенефициаром цифровой трансформации, как партия с протестным реноме, если пересмотрит работу с соцсетями.

Интересно и то, что постепенно соцсети становятся главным полем битвы. По некоторым прогнозам, если в нынешнем году 60% медиавоздействия на избирателя пока обеспечивают СМИ, то к 2026 году баланс может сместиться к «50 на 50».

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Первая половина августа – это только начало агитационного периода, поэтому партии еще могут скорректировать свою агитационную кампанию, однако просматриваются тенденции, на каких темах и за счет чего партии строят свою избирательную кампанию».

Аналитик отметил, что у каждой партии просматривается единый месседж по всем регионам. Например, для ЕР – это «разрезание красных ленточек», то есть торжественное открытие социальных объектов инфраструктуры: детские и спортивные площадки, школы, больницы, социальные центры и т.д. «Зачастую это играет с партией власти злую шутку: бывает, люди и местные СМИ припоминают партии власти, что она обещала в прошлом и не сделала», – отметил Обухов. КПРФ отрабатывает протестную повестку, для каждого региона свою. ЛДПР пытается раскрутиться на популизме. СРЗП пытается копировать повестку коммунистов, но упор делает на социально-экономические проблемы. НЛ – эксплуатируют молодежную тематику. По его словам, конечно, вся думская оппозиция испытывает трудности с продвижением своей повестки в медийном поле, но у СРЗП и НЛ – дела особенно плохи. Как итог, на первый план выходит борьба в тройке: ЕР, КПРФ, ЛДПР. А эсэры и НЛ пока в отстающих.

Также проанализирована раскрученность партий по регионам.

Не стало неожиданностью, у партии власти – «безусловная гегемония» в медиа, то есть первое место по цитируемости в 11 регионах из 11-ти. Ключевые механизмы, позволившие добиться такого результата – координация традиционных СМИ и соцсетей губернаторов из ЕР. При этом сверхдоминирование повестки ЕР – в семи регионах: Республика Коми, Воронежская, Калужская, Костромская, Магаданская, Рязанская области и ЯНАО. Еще в трех регионах – частичная доминанта. И единственный вызов для партии власти – Курганская область, где ЛДПР и КПРФ близки к лидерству.

КПРФ сохраняет статус-кво как лидера оппозиции, но с диспропорциями. Партия Геннадия Зюганова уверенно удерживает второе место в пяти регионах: в Новосибирской, Калужской, Рязанской областях, Республике Коми и ЯНАО. Но при этом всплыли зоны «явной медийной слабости»: последнее, 5-е место – в Белгородской и Челябинской областях.

ЛДПР совершила «цифровой прорыв через скандалы». Партия Леонида Слуцкого опередила КПРФ по вторым местам в семи регионах: Белгородской, Воронежской, Костромской, Курганской, Магаданской, Челябинской областях. Тактика успеха, судя по началу агитации, у партии такая: «гиперлокальный популизм», то есть популярная тема в регионе. Например, тема субсидий в Кургане повысила цитируемость в соцсетях. Виртуальные кампании (тоже интернет-агитация) дали результат и в Рязанской области. При этом очевидных зон уязвимости две: 4-е место в Калуге и Новосибирске из-за слабой работы с экоповесткой.

СРЗП оказалась на 4-м месте по присутствию в повестке. Исключение в двух регионах: это 2–3-е место в Калуге, где партия сделала ставку на скандал с ценами на продукты. А провал, 5-е место, в Костромской области.

Еще хуже ситуация у НЛ. Но при этом явный провал в Новосибирской области, где сделана главная ставка в кампании (5-е место) и полное информационное молчание в Магаданской области. Хотя есть и локальные успехи – 3-е место в Белгороде и Челябинске.

В докладе приходят к выводу, что партия власти доминирует в СМИ, причем в позитивной повестке, фокусируясь на достижениях и проектах. КПРФ удерживает позиции второго игрока в медиаполе в ряде регионов, особенно там, где обострены социально-экономические проблемы. Ее преимущество – протестная риторика и темы социальной справедливости. ЛДПР демонстрирует способность к локальным прорывам за счет резонансных, часто популистских тем и скандальных информационных поводов, что приносит краткосрочный эффект, но сопровождается высоким уровнем негатива. При этом ЛДПР опережает КПРФ по активности в соцсетях. Информационная стратегия СРЗП зависит от социальных скандалов и критики тарифов, показывая рост в отдельных точках, но страдает от крайне низкой узнаваемости и слабого охвата. «Новые люди» сохраняют маргинальное положение в традиционных СМИ, не формируя устойчивой позитивной повестки и оставаясь на периферии информационного поля. При этом есть точечные локальные прорывы в социальных медиа. А единичные случаи тотального превосходства по охвату (даже над ЕР) – это отдельный кейс, требующий изучения и оценки.

Интересно также и то, что партиям даны конкретные рекомендации, например для ЕР – это усиление мониторинга социальной напряженности в протестных регионах. Для КПРФ капитализировать успехи и поддержку в промышленных регионах, тиражирование новосибирской информационной модели «экология плюс уличный протест» на Центральную Россию и Урал. Также отражать протестную уличную активность (пикеты) в интернете. Для ЛДПР важно заняться нейтрализацией имиджа «партии громких заявлений» через реализацию одной-двух локальных инициатив в каждом регионе. Для эсэров – вернуться к социалке. Для НЛ – активнее работать с ядерным электоратом партии. Общее для СРЗП и НЛ – создавать «окна возможностей» через резонансные инфоповоды.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *