По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Любовь Ярмош
Я нахожусь на станции метро «Комсомольская» — она была среди 13 станций первой линии Московского метрополитена, открытой 15 мая 1935 года. «Комсомольская» знаменита тем, что украшена майоликовым панно «Метростроевцы» работы Евгения Лансере. Художник впервые в истории отечественного метрополитена использовал технику майоликового панно, на котором увековечил молодых строителей подземки.
Каждый день мимо панно проходит тот самый массовый зритель, для которого Е. Лансере и создал свой шедевр. Он понимал, что зритель монументальной живописи занят совсем другими мыслями, но зато иногда он будет находиться перед этим произведением дольше, чем даже не спешащий посетитель картинной галереи.
Визитная карточка
«Наблюдал за героическим трудом комсомольцев с первого дня и напряжённо думал, как запечатлеть их образы, — рассказывал потом ученик знаменитого Алексея Щусева, известный советский архитектор Дмитрий Чечулин. — Вспомнил о Лансере, которого хорошо знал. Пригласил его побывать в шахте и в открытом котловане. Он приехал. С этюдником и альбомами. Сразу же загорелся. Художник-монументалист Евгений Евгеньевич, немолодой уже человек, работал с комсомольским задором… Лансере принял предложение создать живописное керамическое панно на тему строительства метро и принялся собирать материал…
Вскоре были готовы рабочие эскизы. Показали их Щусеву. Тот посмотрел, прошёлся кое-где акварелью и одобрил. Но одно дело — сделать эскизы на бумаге, а другое — воплотить их в жизнь. И керамика, и фарфор, и майолика были по тем временам материалами редкими. Не было нужных красителей. Приходилось ездить по заводам, пробивать, убеждать, доказывать, что задуманное нами можно и нужно выполнить… На одном из московских заводов рождалась монументально-декоративная композиция… Отдельные части панно были здесь подвергнуты обжигу. За день до пуска станции Лансере закончил установку своей замечательной работы, ставшей ныне классикой советской монументальной живописи».
Ещё одно место в Москве, связанное с именем академика живописи Евгения Лансере, — Государственный музей Л.Н. Толстого. В его фондах хранится уникальная коллекция иллюстраций художника к повестям Льва Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки».
В работе над иллюстрациями к «Хаджи-Мурату» Е. Лансере опирался на огромный запас натурных этюдов и зарисовок, сделанных в Дагестане и Чечне в 1912—1913 годах. «Четыре года я проработал над этими иллюстрациями, они стали поворотным этапом в моём творческом развитии», — писал художник.
Евгений Лансере также создавал декорации и костюмы — для Малого театра (постановки «Юлий Цезарь» (1924), «Горе от ума» (1938) и для Большого театра (постановка «Барышня-крестьянка» (1946) в Москве, для Одесского городского театра, Кутаисско-Батумского драматического театра, Оперного театра — и занавеса в Рабочем театре Тифлиса, фойе Дворца рабочего в Харькове, расписывал театр грузинского села Матходжи.
Евгений Лансере — крупная фигура в петербургской живописи Серебряного века и мастер московского соцреализма, академик Императорской Академии художеств и народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, лауреат Сталинской премии второй степени. Творчество этого художника необычайно многогранно: книжная графика, станковая и монументальная живопись, прикладное и театрально-декорационное искусство.
Лансере — Бенуа — Кавос
«Мне ничего не удаётся: ни с рисунком, ни с тушёвкой не справляюсь. (Перо по воскресеньям, правда, до сих пор очень удачно.) Я добьюсь того, что буду наконец рисовать, это так же верно, как то, что я Евгений Лансере… Добьюсь! Я буду лучшим живописцем!..»
(Запись в дневнике Жени Лансере от 14.02. 1893 г.)
Евгений Евгеньевич Лансере родился 4 сентября 1875 года в городе Павловске Санкт-Петербургской губернии, в семье талантливого скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере и художницы Екатерины Николаевны Бенуа. Предки по материнской линии — русский архитектор французского происхождения Николай Бенуа, специалист по театральному строительству с итальянскими корнями Альберт Кавос, итальянский и российский композитор Катерино Кавос.
А вот французский офицер Поль Лансере пришёл в Россию в составе наполеоновской армии. Армия, как известно, была разбита войсками Михаила Кутузова, Поль Лансере получил ранение и попал в плен.
Раненого выходила прибалтийская немка Ольга Карловна фон Таубе, на которой француз впоследствии женился. Так страна, которую Поль Лансере намеревался завоевать, стала его второй родиной — он навсегда остался в России.
Фамилия Лансере в переводе с французского означает «копьё», но её также можно трактовать как «оруженосец светила» или «приближённый к солнцу».
В 1815 году у Поля и Ольги Лансере появился на свет сын Людвиг-Александр, который стал инженером путей сообщения. В 30 лет Людвиг-Александр Лансере женился на полячке Элеоноре Яхимовской.
12 августа 1848 года в их семье, проживающей тогда в городе Моршанске Тамбовской губернии, родился основатель художественной ветви этого рода Евгений Александрович Лансере.
Мальчик с детства рисовал, лепил из воска и пластилина животных, особенно лошадей, которых очень любил и хорошо понимал. Он днями пропадал то на конюшне, то в кузнице, делая зарисовки и модели для отлива лошадей.
В 1861 году семья Лансере переехала в Петербург. Евгений окончил юридический факультет, а в искусстве, которым и во время учёбы продолжал заниматься, так и остался самородком-самоучкой.
Талант Евгения Лансере ещё в детстве заметили и высоко оценили Иван Айвазовский и Пётр Клодт.
Занимаясь лепкой самостоятельно, Евгений пользовался советами известного российского скульптора, ученика Клодта Николая Либериха.
Романтик по духу, художник совершал поездки в экзотические страны Ближнего Востока, в Алжир и ежегодно путешествовал по центральным губерниям России, по Малороссии, Кавказу, Башкирии, Киргизии.
Скульптура «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля» — одна из наиболее известных работ Евгения Лансере. Всадник-кабардинец в бурке и папахе гонит возвращающихся с поля коней за невысокую изгородь, маленький сын сидит вместе с ним в седле.
Под влиянием увлечения культурой горцев Евгений начал носить кавказскую одежду, чем немало удивил семейство Бенуа, когда пришёл свататься к дочери архитектора Николая Бенуа — Екатерине. Молодые люди познакомились в рисовальных классах Императорской Академии художеств в Петербурге, где Катя как вольнослушатель занималась под руководством Павла Чистякова.
В 1874 году Евгений Лансере и Екатерина Бенуа, происходившая из художественной семьи обрусевших французов, поженились. В их счастливом браке родилось шестеро детей: Евгений, Николай, Софья, Екатерина, Мария и младшая, Зинаида, ставшая выдающимся живописцем Зинаидой Серебряковой.
Девочка появилась на свет в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии, где семейство жило тихой сельской жизнью, пока в 1886 году от туберкулёза не умер отец — Евгений Лансере.
Талантливый скульптор, создавший около 400 произведений в бронзе и ещё сотни рисунков и эскизов, ушёл из жизни очень рано — в 38 лет, в самом расцвете признания и супружеского счастья.
«Не подлежит сомнению, — писал в 1886 году редактор газеты «Новое время» В. Россоловский, — что не только в России, но и в Европе мало кто может сравниться с Лансере в лепке лошадей, мало кто может передать это благородное животное с такой жизненностью, с такой верностью типу и с таким знанием его природы…»
Воспитание чувств
После смерти Евгения Лансере его вдова Екатерина с детьми переехала в дом отца— главного архитектора Петергофа Николая Леонтьевича Бенуа, который все называли «домом Бенуа у Николы Морского».
События своей жизни Женя Лансере записывал в дневники, которые он вёл с 15-летнего возраста. Написанные мелким красивым почерком в изящных тетрадях, украшенные собственными зарисовками карандашом и пером, они сами по себе являются произведениями искусства.
Первая часть (1893—1898) называется «Воспитание чувств». Юноша из художественно одарённого рода Лансере — Бенуа — Кавос пытается разобраться в себе и окружающем мире. После смерти отца в 1886 году Женя, старший из детей, остро ощущал сиротство. Отсюда — искренний, почти исповедальный характер дневников.
В 17 лет юноша начал учиться в Рисовальной школе Общества Поощрения Художеств, где особо выделял двух педагогов — импрессиониста Ивана Ционглинского и классициста Эрнста Липгарта.
После окончания школы Евгений не стал поступать в Императорскую Академию художеств, а решил продолжить обучение в частных академиях Коларосси и Жюлиана в Париже. Там он совершенствовал свою технику под руководством живописца Бенжамена Констана и художника-монументалиста, скульптора, графика и иллюстратора Жан-Поля Лоранса.
В 1898 году Лансере вернулся в Россию и впервые продемонстрировал публике свои иллюстрации к книге Е. Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани» на Первой выставке русских и финских художников в Петербурге, устроенной С. Дягилевым.
С этого момента началось вхождение Евгения Лансере в объединение «Мир искусства», организованное его дядей, художником Александром Бенуа. Основное ядро его составляли художники К. Со-мов, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, И. Грабарь. Е. Лансере и С. Дягилев были представителями младшего поколения.
Днём создания «Мира искусства» считается день выхода одноимённого журнала — 9 ноября 1898 года.
Сатирический карандаш
Евгений Лансере с 1899 года участвовал во всех выставках «Мира искусства», но стремился выработать собственные взгляды. Он не романтизировал прошлое Санкт-Петербурга, как его старшие товарищи, а искал нечто особенное, даже смешное в его реалиях.
В 1905 году он написал картину «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», изображающую не в меру дородную царскую особу, выступающую на фоне раболепствующих придворных, которую Лев Толстой метко назвал, как «безобразие величия». Революционные события 1905—1906 годов помогли Евгению Лансере сформироваться как сатирическому художнику-графику, далёкому от идеализации монархии.
Художник участвовал в издании сатирического журнала «Зритель» (1905), сотрудничал в «Жупеле», издававшемся при участии Максима Горького. После запрещения «Жупела» Лансере взял на себя издание его преемника — журнала «Адская почта» (вышло три номера), для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.
К тому времени у Евгения Лансере уже была семья — в 1904 году он женился на красавице Ольге Арцыбушевой, которую преданно любил всю жизнь. Их дети — живописец, архитектор, книжный график Евгений Лансере и архитектор Наталья Волошинова (Лансере) — унаследовали таланты своего рода.
В 1907 году Евгений совместно с Александром Бенуа создал декорации для пьесы Н. Евреинова «Уличный театр». В дальнейшем театральное направление стало одним из его любимых.
Толкователь классики
В 1912 году Евгений Лансере начал работать над иллюстрациями к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Первое издание «Хаджи-Мурата» вышло с купюрами: цензура вырезала из текста критику на Николая Первого и его портрет.
Художник побывал в тех местах, где разворачивалось действие толстовской повести. Он посетил Северный Кавказ, побывал в дагестанских аулах, затем отправился в Закавказье.
«Это действительно одновременно и подвиг, свидетельство очень большого добросовестного труда художника-исследователя, полюбившего Кавказ, и удача, редкостное доказательство того, как научился художник строить книгу, одновременно сохраняя красоту её», — писал об иллюстрациях Евгения Лансере к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» советский искусствовед, специалист по истории книги Алексей Сидоров.
С 1917 по 1937 год Е. Лансере сделал серию рисунков и акварелей к повести Л.Н. Толстого «Казаки». И здесь он показал себя мастером книжного оформления и создателем цикла исключительного по глубине интерпретации текста.
В том же 1912 году Евгений Лансере занял пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества». Он не просто контролировал работу, но разрабатывал и предлагал эскизы.
В 1914-м началась Первая мировая война, и Евгений Лансере отправился корреспондентом-художником на Кавказский фронт. Он стал одним из немногих русских художников, запечатлевших события Первой мировой, а затем и Второй мировой войн. В 1914—1915 годах Лансере ездил на фронт рисовать казаков и военные действия.
Между Тифлисом и Москвой
В преддверии Октябрьской революции Е. Лансере с семьёй уехал в небольшое имение Усть-Крестище, расположенное в Курской губернии.
В ноябре 1917 года Евгений Лансере по приглашению своего давнего знакомого Магомета Хизроева переехал к нему в Дагестан. Евгений Евгеньевич много работал и преподавал рисование в одной из дагестанских гимназий.
В статье «Несколько слов о моей жизни на Кавказе» (1936) Лансере вспоминал о создании своих кавказских этюдов с натуры: «Мои первые работы ещё шли от рисунка, это были большею частью тщательные рисунки карандашом, только подсвеченные акварелью. Но мало-помалу, под влиянием всё более захватывающего меня интереса к краскам, к цвету, карандаш в моей руке стал вытесняться кистью».
В 1920 году художник с семьёй перебрался в Грузию, где жил до самого своего переезда в 1934-м в Москву. Евгений Лансере стал одним из авторов государственного Герба Грузинской ССР. В 1920—1930-е годы он, как сотрудник Этнографического музея (1920—1922), Кавказского археологического института (с 1925) и профессор живописи и рисования Тифлисской академии художеств (1922—1934), совершил более двадцати экспедиций по различным уголкам Кавказа.
«Лето в Ангоре»
Читаю небольшую книжечку «Лето в Ангоре», изданную в 1925 году в Ленинграде. Здесь Евгений Лансере в форме дневниковых записей и рисунков рассказывает о своей поездке в Турцию. В то время там велась национальная борьба за освобождение и независимость страны под руководством Гази Мустафы Кемаля-паши.
Почти одновременно с Лансере в турецких городах Трабзоне и Самсуне побывал Михаил Фрунзе, который в ноябре 1921 года возглавлял Чрезвычайное посольство в Ангору (тогдашнее название Анкары. — Авт.) для установления отношений СССР с Турцией.
Живые зарисовки Евгения Лансере (каравана верблюдов из Персии в Трабзоне, перевозки на барках пассажиров и грузов с пароходов на берег в Самсуне и т.д.) могут служить визуальными источниками, дополняющими записи об этих городах в путевом дневнике Михаила Фрунзе.
«Поездка в Турцию была мною предпринята на приглашение Полномочного представителя РСФСР при Большом национальном собрании Турции С.И. Аралова, и я считаю долгом здесь высказать ему свою глубокую благодарность за те условия жизни, в которые я был поставлен в Ангоре, давшие мне возможность с увлечением отдаться художественной работе», — написал Евгений Лансере в книге «Лето в Ангоре».
За это лето художник создал более 150 работ, многие из них выставлялись в Московском Кремле во время работы IV Конгресса Коминтерна в октябре 1922 года.
В 1927 году Академия художеств Грузии командировала Евгения Лансере на полгода в Париж.
«Размеренность, покой, сосредоточенность — вот характерные черты «восточного» творчества недавнего «западника» Е.Е. Лансере», — писал о созданных на Кавказе работах художника литератор Лоллий Львов» (Журнал «Иллюстрированная Россия» (1927, №30).
Казанский вокзал
В 1934 году Евгений Евгеньевич вместе с семьёй переехал в Москву, куда его позвал архитектор Алексей Щусев.
Начался новый этап деятельности Лансере, связанный с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра, панно для станции метро «Комсомольская» и др.). Война помешала осуществлению всего намеченного. Вернуться к работе над росписью вестибюля Казанского вокзала мастер смог только весной 1945 года.
Из дневниковых записей Евгения Лансере 1934 года:
«7 января
Поворотный, грозный день: сегодня приклеили первую картину — Крым. Конечно, я пришиблен эффектом: мелко, тщедушно, совершенно не живописно, совершенно не монументально. После стольких месяцев похвал («вишь, Щусев знает, кого выбрать» — Нестерова) такое ужасное пробуждение: «виньеточник, акварельно подкрашивающий свою чахлую композицию и рисунок». И без конца в таком роде думается…
Но какой, с другой стороны, опыт! На таком расстоянии никакого другого эффекта объёмности (вся моя философия и гордость, лепки, глубины, «плоскостей» — не нужны!). Лучшее, что можно получить, 2—3 плафона в духе кулис. Вот когда познаешь опыт и мудрость Византии! Совсем другое, чем в Харькове или Тифлисе, уже не говоря о Тарасовском особняке.
24 января
…Вечером званы к Щусеву. Ужин с чествованием меня. Щусев — «первая советская роспись».
Грабарь: вот, считали, что «Мир искусства» умер и сгнил, а вот — Казанский гораздо лучше твоей Б. Московской, хотя и там уже было что-то другое, чем «Мир искусства».
Общая тема, объединяющая композиции Евгения Лансере, — мысль о том, что железнодорожное сообщение способствует связи между народами СССР. Каждая картина символически показывает жизнь и труд народов Азии («к новой жизни»), Сибири («пушнина»), Поволжья («колхозы и промышленность»), Узбекистана («она снимает паранджу»), Казахстана («животноводство»), Крыма («здравница СССР»), Украины, Мурмана, Северного края («богатства лесные») и, конечно, Москвы, которая переживает строительный бум.
В плафоне «Москва строится» и в самолётах «Единения народов» чувствовалось что-то более близкое эпохе 1930-х годов с её техницизмом, что было оценено соответствующе: «Перед художником уже открыт свободный путь своего самобытного творчества».
Вся тема завершается и увязывается в единое целое плафоном, который так и называется «Единение народов СССР». Среди достоинств работы — цветовое решение и ритмическая игра в композиции. Последняя достигалась при помощи нарисованных тканей, развивающихся знамён, натюрмортов и лозунговых лент — всё это связывает части композиции в единое целое. А среди этого торжества светятся радостью лица счастливых обитателей Страны Советов.
«Метростроевцы»
В 1935 году Евгений Лансере, подробно ознакомившись с деятельностью проходчиков, создал своё знаменитое панно «Метростроевцы».
Лансере подготовил эскизы, перенёс их на плитки специальными красками, затем композиция была покрыта глазурью и окончательно обожжена в печи. После обжига поверхность стала блестящая, гладкая, а краски усилили свой цвет. Для станции «Комсомольская» впервые была выполнена подглазурная роспись по стандартным облицовочным керамическим плиткам.
Панно «Метростроевцы» представляет из себя вытянутый по горизонтали прямоугольник, разделённый проходом на две композиции. Левая часть выполнена в тёплых желтоватых тонах и показывает сцену прокладки рельсов.
Правая часть наполнена более прохладными оттенками голубоватого, зеленоватого и контрастным тёмным коричневым. На ней изображены рабочие, совершающие проходку с инструментом и вывозящие грунт на вагонетках. Фигуры соразмерны зрителям и расположены близко к полу, что не создаёт давящего ощущения.
Молодые рабочие в панно — и мужчины, и женщины. Известно, что брезентовые костюмы метростроевцев так вдохновили Лансере, что он потребовал доставить их ему в мастерскую, чтобы работать с натуры над мощными монументальными складками брюк и роб. Художник не лишил изящества и привлекательности женщин, однако подчеркнул их эмансипацию. Они на равных работают с мужчинами, носят такие же грубые сапоги и мешковатые брюки, прячут волосы под косынку, но красивые голубые глаза, туфли с перепонкой на одной из работниц, выбившийся локон у лица напоминают о хрупкости и молодости девушек.
«Ну вот и война…»
Начало Великой Отечественной войны застало Евгения Лансере в Москве за работой над эскизами росписи Казанского вокзала. «Ну вот и война… Около часа звонок от Иды Фёдоровны, сказала — война, бомбы в Киеве, Кишинёве, Каунасе, Севастополе, Житомире. Не верилось», — записал он вечером 22 июня в своём дневнике. 27—28 июня художник работал в комиссии по защите дипломов и принимал экзамены в Академии архитектуры. Только после этого он поехал к семье на дачу в посёлок Пески близ Коломны.
29 января 1942 года Лансере писал, что ему «так хочется поработать с натуры (на фронте)». На фронт он не попал, но и уезжать в тыл не хотел — создавал полотна на военную тематику.
Для написания картины «Разгром германской тяжёлой батареи» в феврале 1942 года Е. Лансере ездил смотреть немецкие пушки в Центральный Дом Красной Армии.
В апреле 1942-го Лансере по заказу Худфонда начал работу над своей последней станковой серией «Трофеи русского оружия», состоящей из пяти исторических картин: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год», «Бойцы у трофейных орудий».
7 ноября 1942 года серия была экспонирована на большой выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее, размещённой вместо эвакуированных экспонатов. В 1943 году Евгений Лансере был удостоен Сталинской премии 2-й степени.
«Присуждение мне Сталинской премии изменило строй мыслей и настроений — явились и вера в себя, и надежды на будущее», — отметил художник.
С 1943 года Евгений Евгеньевич работал над проектами восстановления Театра им. Е.Б. Вахтангова, в который в самом начале войны попала бомба.
Заслуги Лансере в развитии различных направлений отечественной культуры получили признание в общественных кругах, и 69-летнему мастеру 26 февраля 1945 года было присвоено звание народного художника РСФСР, а 4 сентября 1945-го ему вручили второй орден Трудового Красного Знамени.
Почти ровно через год — 13 сентября 1946 года Евгений Евгеньевич Лансере умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Евгений-второй из рода Лансере был большим тружеником: много рисовал, путешествовал, иллюстрировал книги, оформлял спектакли и помещения, был художником в нескольких фильмах, созданных в Закавказье. Своим творчеством, как и мечтал в юности, Евгений Лансере оказал огромную услугу человечеству.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.