Хор как национальная идея

Хор как национальная идея

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Александр Дьяченко

Выдающийся советский музыкальный деятель — хормейстер, дирижёр и педагог Александр Васильевич Свешников утверждал: «Пение — удивительное искусство. Оно достойно того, чтобы почитать его одним из самых великих. Песня побуждает в человеке лучшее, что в нём есть, заставляет звучать самые тонкие и нежные струны сердца и всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты и величия». И сегодня — в дни его 135-летнего юбилея — давайте вспомним о вековой российской традиции хорового исполнительства, которому А.В. Свешников подвижнически посвятил свою жизнь.

  Государственный хор русской песни, которым А.В. Свешников руководил с 1942 года, в годы Великой Отечественной войны вёл активную гастрольную деятельность. В 1943-м хор дал 10 концертов в Свердловске, восемь концертов в Горьком, в 1944-м — двенадцать концертов в Ленинграде. В годы войны хор побывал с концертами в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Нижнем Тагиле. Начиная с 1945 года гастролировал за границей — в Чехословакии, ГДР, Венгрии, Румынии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии, представляя в программе русскую и западную хоровую классику.

Сохранились подлинные высказывания советских солдат, перед которыми выступал хор под управлением Свешникова в Чехословакии в 1945 году: «Слушаешь песню «Вечерний звон», и кажется перед глазами широкая заалевшая от заката река, очень медленно с того берега доносится приглушённый тишиной в вечернем воздухе звон. А потом гремит удалая песня фабричных ребят и другая, рассказывающая о русских моряках, сражавшихся и умиравших под Андреевским флагом…»; «Послушаешь Государственный хор русской песни и на душе становится легко и радостно. Будто на родине побывал. Незримо видишь ты Волгу вольную, Днепр широкий, бескрайние просторы, по которым лихие тройки летят, а из далёкого прошлого доносятся бурлацкие песни, незримо видишь ты и девичьи хороводы, и буйные ватаги фабричных ребят. Вспоминаются в песнях битвы грозные и чувствуется в напевах родных дух народа-богатыря».

«Мастерство певцов заставляет Вас всё глубже вникать в душу русского народа, красоту, которую развёртывает перед вами русская песня», — признавался чешский слушатель. А ещё одного его земляка взволновала «живая, искренняя и проникновенная интерпретация хора. Чуткое к музыке чешское сердце замирает от песни сердца русского». Венгерская газета «Зонтаг» в те годы привела такое мнение слушателя: «Душу народа можно узнать только через его пение». А вот опубликованный отклик одного из немецких слушателей хора Свешникова: «Шостакович слил в единое целое эти тексты, его волнующая музыка действует непосредственно. Это больше, чем музыка, это обвинение, это признание и, наконец, светлое ликование».

Зарубежных слушателей приводили в восхищение чёткая, выразительная подача и артикуляция текста при исполнении хором произведений не на русском языке. Так, венгерская газета «Сабад Неп» в 1955 году отмечала великолепную дикцию хора при исполнении венгерских произведений, в частности «Вечерней песни» и детской песни «Пастух» Золтана Кодая. «Не только совершенное понимание музыки, но и хорошее произношение текста», — отмечал венгерский композитор Лайош Ваш, художественный руководитель хора Народной Армии.

Кстати, в дни пребывания в Венгрии Свешников прослушал более 30 местных профессиональных и любительских хоровых коллективов, прочёл лекции в Венгерском институте народного искусства и поделился своими секретами мастерства: «При естественной манере пения нельзя устать», — утверждал маэстро.

Высочайший профессионализм и творческие озарения А.В. Свешникова отмечали и его гениальные современники. Так, Д.Д. Шостакович писал о хоре Свешникова: «Нельзя не отметить его здоровую, «земную» трактовку баховского творчества; в концерте произведения Баха прозвучали совершенно по-сегодняшнему». Музыковеды отмечали, что в интерпретации Свешникова многих религиозных произведений старинных итальянских мастеров (А. Лотти «Cгucifixus», Н. Йоммелли «Miserere»), Баха; Моцарта, а также произведений русских композиторов XVII—XVIII веков — В. Титова, Д. Бортнянского, М. Березовского — преобладает жизнеутверждающий, гуманистический стиль. А при исполнении моцартовского «Реквиема» отсутствует какая бы то ни было аскетичность и холодность, свойственная церковной традиции исполнения.

«Выступления Вашего хора в Будапеште, — писал А.В. Свешникову К.Е. Ворошилов в декабре 1945 года, — произвели неизгладимое впечатление, и русская песня, так чудесно исполненная, будет долго отзываться «эхом» в сердцах не только наших замечательных воинов, но и в сердцах граждан Будапешта, которые с таким неистовством рукоплескали хору и его руководителю».

А вот сохранившийся отзыв маршала И.С. Конева: «Как замечательно прозвучала русская песня в исполнении хора под руководством тов. Свешникова. От Ваших выступлений остаётся яркое волнующее впечатление и гордость за творчество русского народа. И. Конев. Вена, 25 ноября 1945 года».

Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», руководитель движения «Поющие голоса Японии» Акико Сэки так писала в «Правде» о гастролях хора в Японии: «Можно с уверенностью сказать, что своими выступлениями в Японии хор Свешникова ещё раз подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов». Триумфальным был успех хора и в Мекке вокального искусства — Италии, где он выступал на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала. «Выступление академического хора ещё раз подтвердило громкую известность и славу, которая его окружает. Руководит им специалист особо большого таланта», — писала итальянская газета «Коррьере делла сера».

В зарубежных гастролях хор обычно превышал заявленную исполнительскую программу, что несказанно радовало огромную аудиторию. Вот лишь некоторые цифры из внушительной статистики выступлений. В ходе гастролей 1945 года в Восточной Германии, Чехословакии, Венгрии за два с половиной месяца было дано 42 концерта, которые посетили 54000 слушателей. В 1946 году в Восточной Германии — 35 концертов и 87000 зрителей, в Швеции, Норвегии, Финляндии (за два месяца) — 52 концерта и 140000 слушателей. В 1950 году в Румынии (34 дня) — 30 концертов, около 40000 слушателей; в 1955-м в Венгрии — 22 концерта и 30500 слушателей. В 1954 году в Чехословакии вместо запланированных 12 концертов состоялось 23 концерта, которые посетили 41500 человек.

Всего же за годы существования (по состоянию на середину 1960-х годов, по данным советского музыковеда и дирижёра Д.Л. Локшина) Государственный хор русской песни дал более 2000 концертов, которые посетили более 2 млн человек. В настоящее время коллектив называется Государственный хор имени А.В. Свешникова, и о статистике своих выступлений он скромно умалчивает, но можно утверждать, что в общей сложности его концерты посетили уже миллионы.

Хоровое исполнительство в России имеет почтенную многовековую историю. Ещё в Древней Руси песни было принято исполнять «артельно», то есть хором, о чём есть исторические свидетельства. Вначале эта традиция была изустной, но с появлением церковных книг и песнопений появился так называемый знаменный распев, который уже записывался на бумаге. Да и в целом самые ранние формы русской церковной музыки развивались под влиянием народных песен.

Профессиональное хоровое пение также возникло в русле церкви. Уже в стародавние времена хоровое пение было одним из основных предметов, которому обучали детей наряду с чтением и письмом. Об этом, в частности, говорится в древнерусской былине о Василии Буслаеве. О том же упоминает «Стоглавник» (изложение в 100 главах постановлений Собора, созванного в 1551 году царём Иваном IV (Грозным): «И те б священники и дьяконы и дьяки, избранные по училищам, учили своих учеников страху божию и грамоте, и писать, и пети, и чести [читать. — А.Д.] со всяким духовным наказанием». «Мастера грамоты» обучали грамоте, «мастера пения» — пению.

В XVI — начале XVII века на Украине и в Белоруссии возникли так называемые братские школы, где с детских лет мальчиков обучали пению. В XV веке в России образовался первый профессиональный хор Государевых певчих дьяков, от которого ведёт начало ныне существующий наш старейший хор — Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. Датой её рождения считают 12 августа 1479 года, когда созданный по повелению Ивана III хор Государевых певчих дьяков принял участие в службе освящения Успенского собора Московского Кремля.

Певчие хора с большой тщательностью отбирались по всей России и Украине, Государевы певчие дьяки пели и во время церковных служб, и во время дворцовых праздников и увеселений. Иван Грозный был большим любителем пения и нередко с увлечением исполнял вместе со своим хором и церковные песнопения, и непристойные скоморошины. Хор Государевых певчих дьяков всегда сопровождал Грозного в его военных походах. В царствование Алексея Михайловича Романова хор принимал участие в увеселениях в «потешной храмине».

В конце XVI·века также возник хор Патриарших певчих дьяков. При Иване IV в хоре Государевых певчих дьяков было 35 певчих, при Алексее Михайловиче — уже 60, а к концу XVII века вместе с учениками — более ста. В XVII веке оркестры и хоры заводят у себя бояре и придворная знать.

Большим любителем хорового пения был и Пётр Первый, который сам с удовольствием пел в хоре. В 1713 году по указу Петра хор Государевых певчих дьяков переводится в Петербург и преобразуется в Придворный хор (капеллу). В 1721 году хор выступал при торжественном въезде Петра Первого в Москву после заключения мира со Швецией. В течение всего XVIII века Придворный хор исполняет в том числе светскую музыку, подчас — песни весьма вольного содержания (при Петре), участвует в дворцовых маскарадах.

Придворная капелла сыграла немалую роль в становлении отечественного музыкального искусства. Так, при Анне Иоанновне Придворный хор принял участие в первых оперных постановках на русской сцене. В 1736 году это была итальянская опера «Альбиасар», а в 1755 году — первая опера на русском языке «Цефал и Прокрис». По указу императрицы в украинском городе Глухов была создана специальная школа для подготовки певцов Придворной капеллы. Выпускниками её стали выдающиеся русские композиторы Д. Бортнянский и М. Березовский.

Придворная капелла знает немало славных имён, к ней причастных. Так, с 1837 года её возглавил великий русский композитор М.И. Глинка. Именно работа в капелле привела Глинку к созданию русской оперной вокальной школы. С 1883 года директором капеллы был М.А. Балакирев, а его помощником Н.А. Римский-Корсаков — великие деятели нашей национальной музыки.

В XVIII—XIX столетиях в России появляется немало частных хоров, которые содержатся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Многие дворяне организовывали собственные хоры и оркестры, которые состояли в основном из талантливых крепостных. Один из таких коллективов — знаменитая капелла графа Шереметева. В известном произведении А.И. Герцена «Былое и думы» также даётся высокая оценка хору князя Ю.Н. Голицына, который сам управлял им. Появляются хоры и в учебных заведениях.

В конце XIX — начале ХХ века количество частных хоров значительно выросло. Самыми известными хорами той поры были в Москве капелла Губонина, хор Васильева, хор чаеторговца Перлова. В Петербурге был популярен Почтамтский хор. Кроме того, известностью пользовалась капелла Рукавишникова в Нижнем Новгороде, хор под управлением А. Касторского в Пензе.

В это же время появляются народные профессиональные хоры, которые концертируют по стране. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809—1881), в 1860—1870-х годах хор Молчанова пользовался большой популярностью и концертировал в различных городах России.

Известный музыкальный критик Б.Ф.·Одоевский так писал о хоре Молчанова: «Мелодия и характер наших старинных песен наиболее слышится в хорах И.Е. Молчанова — русского певца, человека весьма замечательных дарований, и которого чудная память хранит в себе несколько сотен русских напевов. Певцы этого хора поют не по нотам, а по слуху. Сам Молчанов — чудное дело! — сочиняет и разучивает четырёхголосные партиции — на память, на слух».

Концертное хоровое исполнение русских народных песен с конца XVIII века было распространено и в так называемых цыганских хорах, многие из которых возглавлялись представителями фамилии Соколовых, среди них были талантливые собиратели песен, хоровые дирижёры, композиторы, певцы и танцоры. Высоким исполнительским мастерством, эмоциональностью цыганских хоров восторгались Г.Р. Державин, Денис Давыдов, А.С. Пушкин, А.Н. Островский, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Ф.И. Шаляпин. В репертуаре цыганских хоров кроме русских народных песен были вокальные произведения Варламова, Алябьева, Гурилёва, Булахова и других русских композиторов-песенников.

В конце XIX — начале ХХ века репертуар и исполнение цыганских хоров деградировали под воздействием пошлых вкусов русского купечества и буржуазии. Одновременно в стране стали развиваться рабочие и студенческие хоры. Демократические тенденции 1860-х годов и революционный подъём рубежа XIX—ХХ веков способствовали созданию бесплатных классов хорового искусства, в том числе при консерваториях. Хоровой класс обязательно присутствовал в «народных консерваториях», которые стали возникать во многих городах в начале ХХ века, а затем были поддержаны Советской властью. Так, в возникшем в те годы хоре Московского университета начинал свою вокальную карьеру выдающийся русский оперный тенор Л.В. Собинов.

Известен и такой факт: великий Фёдор Шаляпин просил Н.М. Данилина (выдающегося регента и дирижёра, в 1937—1939 годах — художественного руководителя Государственного хора СССР) разрешить ему «постоять» в хоре, чтобы «привести в порядок свой голос». Шаляпину нужно было почувствовать себя в хоре, чтобы вновь испытать творческий подъём! И его легко понять: находясь непосредственно внутри вдохновенно поющего хора, когда поёшь вместе со всеми, едва различая собственный голос, — невольно ощущаешь себя тростинкой великолепного органа, одной из звонких нот божественного в своём совершенстве аккорда…

Русские хоры во все века не только обучали и просвещали своих учеников и слушателей, участие в хоровых коллективах воспитывало и просвещало самих хористов, обогащало их в духовно-нравственном отношении. Участие и восприятие хорового пения как разновидности соборного и гармоничного взаимодействия многих людей в едином порыве — совершенно уникальная особенность русской культуры и нашего исторического опыта. Одним из выдающихся мастеров и наставников хорового искусства, который посвятил себя сохранению и развитию российской певческой хоровой традиции и её музыкального наследия был выдающийся советский музыкант А.В. Свешников.

Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в подмосковном городе Коломне, в семье мелких ремесленников. Город расположен на берегах Оки, притока Волги, имеет живописные берега и известен своей старинной архитектурой. Это — город-труженик: в Коломне к концу ХIХ века было несколько фабрик, заводов, промышленных предприятий. Хоровое пение здесь было традиционным атрибутом быта. В детстве и юности Свешников выделялся музыкальностью и хорошим голосом, с восьми лет пел в местном церковном хоре, был желанным участником многих хоров. С жадностью он постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, со временем он овладел этой техникой до виртуозности. Зародившаяся у него в детстве безмерная, до самозабвения любовь к хоровому пению определила весь его дальнейший жизненный путь.

Шестнадцатилетним юношей Свешников поступил в Московскую народную консерваторию, где его наставником стал выдающийся музыкант и педагог профессор Б.Л. Яворский. Здесь он познакомился с оркестровыми инструментами, освоил вокальное искусство, которому обучался у П.В. Власова и у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.

Необходимость зарабатывать на жизнь заставила Свешникова временно оставить занятия и поступить работать преподавателем в музыкальной школе, руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. «Горжусь тем, что моими учениками были машинисты, кочегары, ремонтные рабочие железнодорожной станции Москва-Сортировочная, — вспоминал А.В. Свешников о тех годах. — Я никогда не забуду этот хор: перепачканные углём и мазутом люди сразу же после смены приходили на спевки. И как пели!.. Многие приносили в хор тексты и ноты революционных песен. С каким чувством исполняли мы их!»

Вскоре он возобновил свои занятия музыкальным образованием, но уже в Московском Филармоническом училище, которое окончил в 1913 году, после чего завершил обучение и в Народной консерватории. Огромную роль в становлении творческой индивидуальности Свешникова сыграли его встречи и занятия с учеником П.И. Чайковского композитором, пианистом и педагогом С.И Танеевым (1856—1915).

Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции молодой, но уже опытный хормейстер Свешников активно включился в напряжённую жизнь революционной Москвы, в строительство новой музыкальной культуры. Выполняя задания Хамовнического райкома партии, Свешников вместе со своими товарищами добывает хлеб для тружеников Москвы, по поручению Наркомпроса и личному распоряжению А.В. Луначарского руководит эвакуацией и размещением на Украине пятнадцати тысяч детей-беспризорников. В 1920 году Свешников принял участие в создании детских колоний на Полтавщине, несколько лет работал в одной из колоний педагогом и воспитателем недавних беспризорников.

С 1918 по 1926 год в Полтаве существовала так называемая Лига спасения детей, ставившая своей целью заботу об эвакуированных из Москвы и Петрограда на Украину детях. Почётным председателем Лиги был известный писатель В.Г. Короленко, с которым у А.В. Свешникова, отдававшего много времени работе с детьми, сложились тёплые, дружеские отношения. «Владимир Галактионович хорошо относился к Александру Васильевичу, считая его бескорыстным и мужественным работником. Особенно ценил он в Александре Васильевиче, что он не был белоручкой, делал всё, что нужно было для ребят, — и мешки таскал, и дрова рубил, и не ныл никогда, а бывало трудно и опасно», — рассказывала друг писателя и член Лиги спасения детей М.Л. Кривинская.

Весьма насыщенную общественную деятельность Свешников в эти годы совмещает с музыкой, активно ведёт преподавательскую и организаторскую работу. Так, он участвует в создании основ украинской советской оперы, руководит хоровой капеллой в Полтаве.

В 1923 году Александр Васильевич возвращается в Москву, где становится заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже в МХАТ 2-й. В эти годы он близко знакомится с величайшими корифеями и теоретиками русского театра К.С. Станиславским, Вл.И. Немировичем-Данченко, Михаилом Чеховым, Иваном Берсеневым, легендарными артистами МХАТ.

Обогащённый общением с великими мастерами театра, Свешников открывает реалистические стилевые особенности в хоровом пении и привносит их в профессиональное хоровое исполнительское искусство. В небольшом вокальном ансамбле студии МХАТ Свешникову удаётся добиться воплощения новых качеств вокального искусства — прежде всего смысловой выразительности слова и певческой интонации, которые и отличали исполнительский почерк хоров, выступавших под руководством Свешникова. Именно в те годы Александр Васильевич сформулировал главное своё правило для певца-исполнителя: «Петь надо так, как говоришь, только ещё доходчивее, выразительнее и красивее».

В 1928 году в Московском радиокомитете — ведущей организации по пропаганде советской музыки — был создан хор. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Хоровой коллектив был невелик — всего 12 певцов первоначально, но какие широкие масштабы приобрела его деятельность! Ансамблю ВРК (так назывался хор) предстояло обслуживать все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики а капелла и сочинений крупных форм. Особо важное значение здесь придавали советской музыке и народной песне.

Только за первые шесть лет работы ВРК исполнил более тысячи (!) вокальных произведений и стал одним из самых известных в стране профессиональных хоровых коллективов. Среди исполненных хором Свешникова произведений в том числе сложнейшая классика — «Татарский полон» Римского-Корсакова, хоровая часть Девятой симфонии Бетховена, «Реквием» и «Ромео и Юлия» Берлиоза, произведения Баха и Генделя, Верди и Моцарта, Рахманинова и Танеева, Сен-Санса и Брукнера, Бортнянского и Березовского, Шостаковича и Свиридова.

С развитием радиовещания ансамбль вырос, обрёл громадную аудиторию, стал вскоре известен не только у нас в стране, но и за рубежом, а с годами выросли и мастерство коллектива и его численность. Ныне это один из лучших в стране хоровых коллективов, который называется Академический большой хор «Мастера хорового пения» — государственный хоровой коллектив при ФГБУ «Российский государственный музыкальный телерадиоцентр».

Свешников умел и любил создавать новые хоровые коллективы. После ВРК он принял участие в создании Государственного хора СССР (1936—1937), стал во главе Ленинградской академической капеллы (1937—1941) и, наконец, был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Государственного хора Союза ССР. Когда началась Великая Отечественная война, А.В. Свешников вступил в народное ополчение. Однако в то трудное для страны время партия и правительство поручили ему организовать хор русской песни, впоследствии переименованный в Государственный академический русский хор Союза ССР. «Когда в 1942 году мне предложили комплектовать хор, я подумал: до песен ли сейчас, когда враг у стен Сталинграда! Мне сказали: «Торопитесь, чтобы успеть подготовить к нашей победе программу. Нужно заранее подумать о зарубежных гастролях…» Примерно через год в Большом зале консерватории состоялось первое прослушивание…» — вспоминал Александр Васильевич.

А.В. Свешников воспитал несколько поколений дирижёров. С его именем связана организация детских хоровых школ и в первую очередь его любимого детища — Московского хорового училища, созданного им в 1944 году. Из стен училища вышли такие известные дирижёры, как Александр Юрлов, Владимир Минин, Юрий Уланов, композиторы Родион Щедрин, Александр Флярковский, Владислав Агафонников, Валерий Кикта. С 1946 года Свешников — профессор, а в 1948—1974 годах — ректор Московской консерватории.

«Наверное, любой из многочисленных выпускников Московского хорового училища мог бы рассказать о своём первом учителе и воспитателе что-то очень индивидуальное и только ему известное и близкое, — вспоминал Родион Щедрин. — Тот, кто стал хоровым дирижёром, может быть, поведал бы о секретах свешниковского умения спеть фальцетом партию первых сопрано. Тот, кто стал дирижёром симфонического оркестра, смог бы рассказать о поразительной работоспособности и репетиционной неутомимости Свешникова. Тот, кто стал педагогом, наверняка упомянул бы легендарную точность Александра Васильевича. Но все, без сомнения, все сошлись бы в чувстве признательности, благодарности этому суровому, но очень доброму человеку, что именно он призвал их в армию солдат музыки — самого многотрудного, но самого благородного из искусств».

Очень ярко и точно об А.В. Свешникове написал профессор Московской консерватории Б.Г. Тевлин: «Он, крупнейшая фигура музыкального искусства ХХ века, прочертил в хоровом деле сверкающий путь, ни на кого не похожий. С малых лет Свешников посвятил себя русской и церковной песне, тому фундаменту, на котором держится всё здание русской музыки. Он сообщил русским песням не только их исконную красоту, но и красоту, преображённую своим искусством, своим талантом».

В одном из интервью А.В. Свешников, отвечая на вопрос «Что вы считаете главным в вашей педагогической деятельности?», подчеркнул: «Профессиональному мастерству в Московской консерватории испокон века учили хорошо. Для меня понятие советский музыкант всегда было значительно выше, значительно весомее, чем просто музыкант, какой бы высокой профессиональной школой он ни обладал». Свешников всегда видел смысл творчества в служении общественным интересам, интересам народа, в исполнении художником своего гражданского долга. Для него профессиональная и общественная деятельность были неотделимы.

«Люди поющие всегда выглядят счастливее, они всё делают с увлечением, они бодры, жизнерадостны, в них вы всегда найдёте что-то привлекательное, красивое, — говорил А.В. Свешников. — Певческий голос — одно из чудес природы. Кто им одарён, тот может считать себя счастливым человеком». Творческая судьба А.В. Свешникова — одна из тех ярких связующих нитей между русской, советской музыкальной традицией и сегодняшним днём, что наглядно демонстрирует неиссякающую энергию преемственности эпох и поколений нашей великой страны.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *