По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Восточная Африка оказалась между американским «молотом» и китайской «наковальней». Несмотря на риск вовлечения в глобальные конфликты, страны региона не спешат принимать чью-то сторону. Кения укрепляет связи с КНР, оставаясь военной союзницей США. Неоднозначную политику ведёт руководство Эфиопии.
«Многовекторность» в кровавых пятнах
«Контролируемый взрыв» — так можно назвать внешнеполитические инициативы кенийского правительства последних месяцев. Главным событием стал государственный визит президента Уильяма Руто в Китай. Поездка оказалась не только необычайно длительной, продолжаясь целых пять дней, но и принесла немало плодов в виде соглашений и контрактов. Стороны договорились о совместном строительстве железной дороги Найваша — Малаба, модернизации морских портов и автомагистралей, сотрудничестве в сельском хозяйстве, здравоохранении и, в целом, о выведении отношений на уровень всеобъемлющего стратегического партнёрства.
Большой резонанс имели заявления, сделанные Руто в Пекине. Китай и Кения, по его словам, выступают «соавторами нового мирового порядка» и помогли «построить основу для многосторонности XXI века, которая служит всему человечеству». Подобные откровения особенно удивительны, учитывая предысторию дипломатических отношений Кении с мировыми державами. Хотя КНР является главным торговым партнёром африканской страны и помогла осуществить ряд масштабных инфраструктурных проектов (среди них строительство железной дороги Момбаса — Найроби, порта Ламу и т.д.), в других сферах власти соблюдали строгую дистанцию.
С момента провозглашения независимости Кения оставалась ведущей союзницей Запада в Восточной Африке. При Руто зависимый статус только закрепился. Заманив избирателей критикой коррумпированных кланов и пренебрежительного отношения к Африке западных стран, пообещав решить проблемы бедных и освободить государство от «долгового рабства», после победы он вывернул свои обещания наизнанку.
По результатам визита Руто в Вашингтон Кении был присвоен статус «основного союзника США вне НАТО» с привилегированным доступом к вооружениям и технологиям. Затем Найроби закупил американские самолёты AT-802L и AT-504, вертолёты UH-1 и другие средства почти на полмиллиарда долларов. Пентагон получил разрешение расширить используемые им военные базы Кэмп-Симба и Манда-Бей, включая строительство новых взлётно-посадочных полос и топливохранилищ.
Платой за благосклонность Вашингтона стала отправка кенийских военных на Гаити, где Найроби возглавил миротворческую миссию, и вмешательство в иностранные конфликты, в которых США не хотели открыто «светиться». Во-первых, Кения поддержала силы быстрого реагирования — одну из сторон гражданской войны в Судане — и открыла их представительство в Найроби. Во-вторых, страна вмешалась в вооружённый конфликт в Демократической республике Конго, помогая связанному с Руандой повстанческому движению M23.
Также Кения углубила сотрудничество с МВФ, по согласованию с фондом начав неолиберальные реформы. Последние включали отмену субсидий на топливо, кукурузную муку и ряд других товаров, повышение косвенных налогов, сокращение расходов на образование и здравоохранение. Это при том, что зарплаты 90 процентов трудящихся так и не вернулись на уровень до пандемии COVID-19. Уровень бедности достигает 40 процентов, почти 4 млн граждан испытывают голод. Внешний долг превысил две трети ВВП, его обслуживание является крупнейшей статьёй бюджета.
Возмущение антинародной политикой привело летом прошлого года к массовым выступлениям. При разгоне митингов погибли шесть десятков человек, ещё больше были похищены силовиками и числятся пропавшими без вести. Видя низкую эффективность террора, Руто распорядился заморозить реформы и перетряхнул правительство.
Очень скоро выяснилось, что большинство чиновников сохранили свои кресла, а курс остался без изменений. Власти продолжают проталкивать бьющую по трудящимся налоговую реформу, а также преследовать оппонентов. В апреле неизвестными был обстрелян автомобиль, в котором находились генеральный секретарь Марксистской коммунистической партии Кении Букер Нгеса Омоле и несколько его товарищей. В январе произошло нападение на дом политика, а в прошлом году Омоле пережил два покушения. Ни одно из преступлений так и не было должным образом расследовано, что наталкивает на мысль о причастности властей. В партии назвали это «частью более широкой кампании атак против демократического движения». Комментируя участие во внешнеполитических авантюрах, коммунисты напомнили о давней традиции использования африканских правящих элит в качестве наёмников империализма. «Руто присоединился к этой сети предательства. Он служит тем, кто стремится сохранить Африку слабой и разделённой», — подчёркивают в компартии.
В мае были арестованы четыре человека по подозрению в помощи корпорации «Би-би-си», снявшей фильм о прошлогодних протестах. Дело доходит до запрета школьных спектаклей, в которых чиновники усматривают «крамолу». Новая волна насилия прокатилась по Кении летом. Против демонстраций в память о жертвах прошлогодних выступлений были брошены силовые структуры. Только 7 июля от огня на поражение погиб 41 человек. Власти возложили ответственность на «мародёров» и «анархистов», сам президент одобрил использование огнестрельного оружия. «Любого, кто посягает на чужой бизнес или имущество, следует отогнать выстрелами. Не убивайте их, но убедитесь, что перебили им ноги», — заявил Руто.
Дипломатия является отражением манёвров во внутренней политике. После визита Руто в Китай американские власти выразили недовольство такими шагами. Госсекретарь США Марко Рубио отменил поездку в Кению, председатель сенатского комитета по международным отношениям Джим Риш потребовал пересмотреть связи с Найроби. Однако кенийские власти поспешили заверить Вашингтон в приверженности прежним соглашениям. «Америка — большая держава, как и Китай. Эти две страны важны для нас, и мы будем продолжать работать с обеими. Никакого изменения внешней политики Кении нет», — сообщили в МИД страны.
Свой первый после назначения зарубежный визит новый глава африканского командования американских войск Дагвин Андерсон совершил в Найроби. 3 сентября он встретился с начальником сил обороны Кении Чарльзом Кахарири. Последний подтвердил приверженность тесному сотрудничеству с США «в целях укрепления стабильности в Африке». В Найроби прошла конференция начальников генеральных штабов 37 африканских стран и США. Перед этим состоялась серия двусторонних учений, интенсивность которых нимало не уменьшилась. Среди них манёвры подразделений морской пехоты и учения Justified Accord 2025.
Политика кенийского руководства, таким образом, не имеет никакого отношения к построению «многостороннего мирового порядка», а преследует цель выживания самого режима. Не имея серьёзной поддержки среди населения, власти пытаются удержаться с помощью лавирования внутри страны и на международной арене.
Столкновение интересов
Чем чревато иностранное вмешательство, видно на примере Эфиопии. Продолжавшийся с 2020 по 2022 год конфликт между центральным правительством и автономным регионом Тыграй унёс, по разным данным, от 100 до 600 тыс. жизней. Хотя мятеж «автономистов» поддержал Запад, избежать поражения им не удалось. По итогам заключённых при посредничестве ЮАР соглашений было создано лояльное Аддис-Абебе временное правительство Тыграя, вооружённые силы были распущены за исключением ограниченного числа подразделений.
Спустя три года ситуация вновь обострилась. В марте силовики автономии свергли временную администрацию во главе с Гетачу Редой. Последний бежал под защиту федеральных властей, на смену ему пришли политики, близкие к бывшим руководителям правящей партии Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ) и не скрывающие реваншистских планов. В ответ эфиопские власти объявили о запрете НФОТ под предлогом того, что организация вовремя не провела свой съезд.
Это не единственный источник напряжения внутри страны и вдоль её границ. Продолжаются боевые действия в штате Амхара, где правительственным силам противостоят ополчения сепаратистов. Летом власти объявили о начале операции «Прилив» для разгрома мятежников, но боевые действия продолжаются в городах Гондэр, Дебарк и других, не говоря о сельской местности. По ряду данных, ополченцам помогает Эритрея. Если во время конфликта вокруг Тыграя государство, больше тридцати лет назад отделившееся от Эфиопии, поддержало Аддис-Абебу, то затем отношения двух стран ухудшились. В Эритрее объявлена военная мобилизация, стороны стянули войска к границе.
Ещё одна назревавшая война пока отложена. Напомним, в прошлом году Эфиопия заключила соглашение с непризнанным государством Сомалиленд об аренде порта и военно-морской базы. Это вызвало резко негативную реакцию Сомали, чьи власти, хотя и не контролируют отколовшуюся часть, обвинили Аддис-Абебу в потворстве сепаратистам. В этом их поддержали страны Запада, Египет и Турция. Но страх перед разрастанием конфликта в и без того нестабильном регионе, видимо, пересилил соображения выгоды. Вчерашние противники договорились нормализовать отношения, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед посетил Сомали.
Однако об окончательном умиротворении речь пока не идёт. Соглашение Аддис-Абебы с Сомалилендом не расторгнуто, а только заморожено. Центральное правительство Сомали продолжает тесные контакты с Египтом и Эритреей, во время которых делаются откровенные антиэфиопские заявления. Так, глава египетского МИД Бадр Абделатти назвал неприемлемым допуск Аддис-Абебы к морскому побережью. В Каире не скрывают недовольство эфиопской ГЭС «Возрождение», торжественный запуск которой произошёл 9 сентября. Там заявляют, что это лишит воды районы вниз по течению Нила.
Вмешательство внешних сил этим не ограничивается. По данным газеты «Нью-Йорк таймс», США ведут переговоры с Сомалилендом о признании последнего в обмен на аренду порта и военно-воздушной базы. Это подтверждается фактами визитов в регион американских делегаций и прозрачными намёками президента Сомалиленда Абдирахмана Мохамеда Абдуллахи, заявившего, что признание «уже на горизонте». «Мы являемся партнёрами с США в борьбе с терроризмом и обеспечении безопасности морских путей», — сообщил он.
Составленная близкими к Дональду Трампу фигурами стратегическая программа «Проект 2025» допускает такой шаг в качестве «страховки от ухудшения позиций Вашингтона в Джибути». В Джибути, напомним, находится крупнейшая военная база США в Африке — Кэмп-Лемонье, но здесь же расположилась первая зарубежная база КНР.
Внимание зарубежных хищников к Восточной Африке грозит Эфиопии серьёзными потрясениями, тем более что политика страны явно не по душе Западу. В 2023 году Аддис-Абеба и Пекин подняли двусторонние связи до уровня «всепогодного стратегического партнёрства». Объём китайских инвестиций в экономику Эфиопии достиг 4 млрд долл. Совместные проекты осуществляются в энергетике, дорожном строительстве, промышленности. Открытый недавно цементный завод «Леми» в штате Амхара удовлетворит значительную часть потребностей страны. Ещё больше проектов запланировано по итогам прошедшего в Аддис-Абебе китайско-эфиопского инвестиционного форума.
В то же время многие шаги эфиопских властей не укрепляют, а ослабляют защитные механизмы страны. В прошлом году правительство заключило двухлетнее соглашение с МВФ на 3,4 млрд долл. Посетив Аддис-Абебу, директор-распорядитель фонда Кристалина Георгиева отметила «значительный прогресс» в реализации реформ. «Я увидела признаки динамичной рыночной экономики, ведущую роль в которой играет частный сектор», — похвалила она. Абий Ахмед, в свою очередь, заявил, что Эфиопия «ценит постоянную техническую и финансовую поддержку со стороны МВФ, его вклад в программу реформ». После этого кредиторы одобрили очередной транш в размере 260 млн долл.
Среди реформ, проводимых под контролем МВФ, — либерализация обменного курса, приватизация ряда госактивов. Иностранный капитал получил разрешение работать в банковском секторе страны, создавая свои филиалы и приобретая доли местных финансовых организаций. Это подрывает обещания властей сделать Эфиопию «африканской иконой процветания» к 2030 году. Свыше 10 млн жителей испытывают нехватку продовольствия, почти 70 процентов населения — 86 млн человек — живут в состоянии многомерной бедности. Это делает страну крайне уязвимой перед лицом внешнего вмешательства.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.