Ситуация с обеспечением электроэнергией в Киргизии ухудшается, собственных ресурсов для прохождения осенне-зимнего периода стране не хватит. Признание чиновников ставит под сомнение заверения властей о возвращении энергетической независимости и статуса республики как крупного экспортёра.
Энергетику Киргизии можно назвать «моделью в миниатюре» всего развития страны последних десятилетий. В советское время это была самая динамичная отрасль. Благодаря строительству крупных станций производство электроэнергии выросло с 872 миллионов кВт-ч в 1960 году до 13,4 миллиарда кВт-ч в 1990-м, республика стала крупным нетто-экспортёром.
Дальше наступил период проедания накопленных богатств. Существующие мощности ветшали без ремонта и модернизации, а новых не появлялось. В результате Киргизия вынуждена во всё больших объёмах закупать электроэнергию у соседей. В прошлом году было импортировано более 4 миллиардов кВт-ч при потреблении 18 миллиардов. Но, уверяли чиновники, проблемы эти временные. По их словам, уже к концу десятилетия республика добьётся существенного прогресса в энергетике. Слагаемыми этого успеха является строительство крупнейшей в стране Камбаратинской ГЭС-1, возведение десятков малых гидроэлектростанций, а также появление первой АЭС.
Ни по одному из этих направлений существенного прогресса не наблюдается. Проект Камбаратинской ГЭС-1 после денонсации в 2016 году соглашения с Россией фактически повис в воздухе. Ни объявленная Ташкентом в 2021 году готовность присоединиться к строительству, ни создание два года спустя консорциума Киргизии, Узбекистана и Казахстана не способствовали заметным подвижкам. Минувшим летом был презентован проект технико-экономического обоснования, но строительные работы пока не начаты.
Ускорению процесса не способствуют споры относительно безопасности проекта. Выступая 9 сентября в парламенте, президент национальной академии наук, директор института сейсмологии Канатбек Абдрахматов заявил, что на месте будущей ГЭС не были проведены исследования по сейсмическому микрорайонированию, а обращения учёных в правительстве проигнорировали. Власти назвали подобные обвинения клеветой. Как сообщили в министерстве энергетики, для исследований были привлечены специалисты из Швейцарии. Последние пришли к выводу, что конструкция бетонной гравитационной плотины выдержит действующие нагрузки.
Малые ГЭС также не смогут исправить положение в обозримом будущем. За последние годы введены в строй свыше двадцати таких станций, но их доля в общей выработке электроэнергии составляет на сегодняшний день лишь 2,7 процента. Что касается атомной электростанции, то дальше деклараций о намерениях дело пока не сдвинулось. В правительстве заявляют, что этот вопрос значится в повестке дня. «25 сентября наша делегация энергетиков отправится в Москву, где будет обсуждена программа. Уточнив там детали, мы внесём предложения», — заявил замминистра энергетики Марат Мураталиев.
Последствия нерешённых проблем предстоит ощутить на себе жителям страны. Наиболее тревожным фактором является недостаточное наполнение Токтогульского водохранилища, питающего крупнейшую в республике ГЭС. Весной этого года власти засекретили сведения о притоке и расходе воды. Данная информация отнесена к категории «для служебного пользования». Однако в начале сентября на слушаниях в парламенте чиновники признали, что воды в резервуаре накоплено на 1,6 миллиарда кубометров меньше, чем в прошлом году. Это значит, что удовлетворить потребности населения и экономики собственными силами не получится и прошлогодний рекорд импорта будет побит.
Власти уже ведут соответствующие переговоры. 7 сентября с Казахстаном и Узбекистаном были подписаны протоколы по поставкам электроэнергии в осенне-зимний период. Кроме того, прорабатывается вопрос транзита из России и Туркмении. «Ожидаем, что узбекские и казахские коллеги будут придерживаться графика поставок электроэнергии в соответствии с подписанными протоколами», — заявил министр энергетики Киргизии Таалайбек Ибраев.
Несмотря на растущий дефицит, руководство республики поощряет деятельность фирм, занимающихся выпуском виртуальных активов. В настоящее время в Киргизии зарегистрированы 11 майнинговых компаний, 13 криптобирж и 169 криптообменников. Их суммарный оборот за первые семь месяцев года достиг триллиона сомов (970 млрд руб.). Как утверждают в правительстве, данная деятельность приносит доход в бюджет, однако за январь—июль в виде налогов поступило лишь 53 миллиона сомов (51 млн руб.), или 0,005 процента от суммы оборота указанных компаний.
Для выпуска одного биткоина между тем необходимо более 800 тысяч кВт-ч электроэнергии. Несмотря на это, депутаты парламента сразу в трёх чтениях одобрили поправки в закон «О виртуальных активах», предусматривающие создание государственного криптовалютного резерва и дающие государству право самому заниматься майнингом.
Подавляющее большинство граждан далеки от этой сферы. Их куда больше беспокоят перебои в подаче электроэнергии и растущие тарифы. Согласно утверждённой кабмином среднесрочной тарифной политике до 2030 года, цены будут ежегодно увеличиваться на 20 процентов. Провалы и пробелы, как обычно, ложатся на плечи простых жителей.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.