Живописец «мужицкой» правды

Живописец «мужицкой» правды

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Любовь Ярмош

Великую советскую культуру обогатили своим искусством сразу два Сергея Герасимова. Жизненный и творческий путь Сергея Аполлинариевича Герасимова — знаменитого кинорежиссёра, актёра, педагога мы осветим в следующем, юбилейном для него году.

Сегодня наш рассказ о Сергее Васильевиче Герасимове. Выдающийся русский советский художник, живописец и рисовальщик, педагог и общественный деятель, представитель русского импрессионизма, создавший целый ряд эталонных картин соцреализма, он стал одним из организаторов и первых руководителей Союза художников СССР.

Синий карандаш

Сергей Васильевич родился 26 сентября 1885 года на окраине Можайска, одного из западных форпостов Москвы. О древние стены этого городка из века в век бились полчища завоевателей. На Бородинском поле вблизи Можайска надломилась фортуна Наполеона.

Род Герасимовых шёл от крестьян и, как вспоминал потом Сергей Васильевич, насчитывал четыре сотни лет. Но отец его, Василий Иванович, стал уже кустарём-ремесленником. Сергей любил и почитал родителя. «Отец, — вспоминал он, — был замкнутый, очень одарённый человек, с напряжённой и богатой душевной жизнью. Читал нам наизусть Аристотеля, рассказывал о Микеланджело. Всё легко и быстро усваивал. И казалось, его внутренняя строгость была оттого, что жизнь его не вышла так, как он хотел».

Мать, Мария Гавриловна, — ласковая, добрая, маленькая белокурая женщина, прожила до глубокой старости. «Семья-то у нас знаете, какая была кондовая, крепкая», — любил повторять Сергей Васильевич. Работали постоянно; вставали зимой и летом до зари, вечером допоздна сидели с лампами. В семейном быту было много от традиционного домашнего уклада русского города и крестьянской жизни.

Речь лилась немногословная, крепкая: и когда хвалили в детстве, и когда ругали — всё с пословицами да поговорками: «Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй», «Молодец против овец». На всю жизнь запомнилась детям лаконичная мудрость русской речи.

Сергей — четвёртый сын в семье после Николая, Дмитрия, Ивана, раньше его появилась сестра Александра, позже родились Екатерина и Анна.

«Наша детская жизнь была отдельной от старших, очень наполненной, романтизированной. Мы жили в каком-то ожидании чудесного… Но это всё чудо, этот другой мир должны были, по нашему убеждению, открыться нам именно на пригорке в лесу (сейчас там расположен мемориальный дом художника. — Авт.). Мы должны были поселиться в высоком замке с башнями, откуда видно далеко вокруг». (Здесь и далее — воспоминания Сергея Герасимова. — Прим. авт.).

Детские мечты оттенялись сочными и яркими впечатлениями от русской природы, с которой дети были неразлучны во все времена года, впечатлениями от людей и быта. Снежные зимы, катание на салазках, шумные масленицы, родные, душевные песни. А в чудесные летние вечера молодёжь Можайска тянулась к Москве-реке на лодочные прогулки, на плавучий мост, что собирали после половодья, объединяя берега, и который вёл к Ямской слободе и Климентовке.

Именно там встретил потом Сергей свою любовь на всю жизнь. Девушку, которая ему приглянулась, звали Саша Садовникова, была она нежной и хрупкой. «Садовникова Саня, — восторгался Сергей, — как поэтично!»

У всех детей Герасимовых существовало сильное тяготение к культуре, искусству, которые вносил отец.

«Я был в семье самый маленький, самый слабый и очень дружил с братом Ваней, который тоже любил рисовать. Синий карандаш и какая-то акварель в деревянном ящике никогда не переводились. В семье любили картины Репина, Шишкина, Васнецова, итальянцев Рафаэля, Микеланджело. Источником наших постоянных радостей был журнал «Нива», который получали дома. У нас с братом были любимые картины «На богомолье» Нестерова и, не помню уже чья, гравюра «Ролана».

Первоначальное обучение в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа, непосредственная близость к природе и провинциальному быту способствовали формированию идеологии и миросозерцания будущего художника.

Акварели

В 1901 году Сергей Герасимов приехал в Москву. Он выдержал конкурс и был зачислен в Строгановское живописно-промышленное училище. На декоративно-живописном отделении, куда поступил юноша, живопись преподавал Константин Коровин, а рисунок —  Сергей Иванов. Строгановское училище, с его производственным уклоном, не могло полностью удовлетворить Сергея Герасимова, тяготеющего к «большому» искусству, но оно дало ему очень много.

Всю жизнь художник с благодарностью вспоминал о пребывании в Строгановке — это был период расцвета училища. Состав преподавателей исключительный: Константин Коровин, Сергей Иванов, Константин Первухин и многие другие.

В 1907 году Сергей Герасимов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он снова работал под руководством Сергея Иванова, а затем — в мастерской Константина Коровина. Оба художника, столь разные по характеру, каждый по-своему многое дали Герасимову. Класс пейзажа в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вёл Виктор Васнецов, сумевший передать своим ученикам тонкое эмоциональное понимание природы.

Первой любовью в творчестве Сергея Герасимова стала акварель. Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго. В акварели он шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.

В 1910 году Герасимов написал тёплый акварельный рисунок «Апрель. Мостик»: ручей с деревянным мостиком, зеленеющий косогор, узкая полоска неба. И заявил о том, что спустя годы назовёт главным в его творчестве народный художник СССР Игорь Грабарь: «С. Герасимов прежде всего и больше всего живописец. Всё, что он наблюдает в жизни и вбирает в свою художественную орбиту, преломляется в его глазах сквозь живописную призму, независимо от того, кусок ли это живописи или чисто графическая работа. Набросок углём головы молодой девушки в профиль, с причёской, только слегка намеченной (1915 г.), сделанный почти одним контуром.., уже решён в плане явно живописном».

Рисунки углём занимали особое место в творчестве Сергея Герасимова. Некоторые из них входят в постоянную экспозицию Третьяковской галереи на Крымском Валу и вызывают неизменный интерес у любителей искусства и коллекционеров. Это произведения времени участия Сергея Герасимова в объединении московских художников «Маковец» (1921—1926 годы): «Усадьба», «Пейзаж со стогами и телегой», «Натурщица» и другие.

В годы учёбы Сергей Герасимов создал жанровые работы, свидетельствующие о глубоком знании традиций и быта русской провинции («Можайские ряды», «Базар в Можайске» 1908—1909 годов, «Семья» и «Свадебные в трактире» 1910 года).

Уже в ранних картинах Герасимова чувствовалась определённая, присущая только ему манера. Акварели 1906—1909 годов лёгкие, прозрачные, светлые. В них много мягкости, света и солнца, краски гармонично сливаются в единую цветовую гамму. Затем акварельная манера меняется, она становится гуще и плотнее.

В 1912 году за акварельный мужской портрет Сергей Герасимов получил звание художника первой степени.

Да, его больше всего интересовал портрет и вообще «человек» как тема и пейзаж, интересовала природа, немного меньше — натюрморт. Он начинал свой творческий путь, уходя в мир личного, что подтверждают названия его ранних картин: «Утренние зори», «Зимняя ночь», «Вечер в городе», «Девочка с цветами».

Окончив в 1912 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Сергей Герасимов преподавал в литографской школе при типографии И.Д. Сытина.

Накопив немного денег, он отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен:

«Для более широкого ознакомления с жизнью русского крестьянина я ездил несколько раз в Новгород, Псков, Ростов, Суздаль, Владимир, по деревням Вологодской и Архангельской губерний».

Результатом поездок стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать ещё несколько полотен. Но творческие планы пришлось отложить: началась Первая мировая война.

В апреле 1914 года у Сергея Герасимова родился сын Леонид, в июле того же года художника призвали в армию. Служил он писарем во Втором эвакуационном распределительном пункте на Покровке в Москве. Послабления в военной службе, жизнь вечерами дома позволяли заниматься искусством.

В 1915 году Сергей Васильевич приобрёл специальную мастерскую в городе своего детства Можайске, куда приезжал на долгие пленэры. Именно родная можайская природа всегда находилась в центре его творчества.

Свет Октября

Как и большинство художественной интеллигенции, Сергей Герасимов до Великого Октября не принимал активного участия в революционном движении. И тем не менее он был одним из тех художников, которым после революции не пришлось перестраивать своё мировоззрение. Они сразу же нашли пути к новой жизни и целиком вошли в советскую художественную среду.

После демобилизации в 1917 году Герасимов возвратился на прежнее место работы. Типография И.Д. Сытина была переименована в Государственное училище при Первой образцовой типографии, которое художник возглавлял до 1923 года, параллельно преподавая во ВХУТЕМАСе.

Сергей Герасимов с энтузиазмом взялся за оформление революционных праздников. Уже в первые годы Советской власти он декорировал в Москве Красную площадь, площади имени Свердлова и Серпуховскую, писал портреты Маркса, Энгельса, Ленина, выводил лозунги, создал большое панно «Крестьянин». Сергей Васильевич относился к этому делу с обычной серьёзностью и добросовестностью. В оформлении праздников Герасимов принимал участие вплоть до последних лет своей жизни.

Октябрьская эпоха расширила и углубила восприятие жизни художником, отвлекла его внимание от частных, малозначительных фактов к явлениям, имеющим общественный вес, характеризующим жизнь народа. Материал для выражения новых замыслов находился у него прямо под руками, в самом близком окружении, в том месте, где он провёл годы детства.

Это был его город Можайск. Там жили его родные, друзья и знакомые. И подмосковные рабочие, а главное — можайские крестьяне. Найдя «свою» тему в советской действительности — тему крестьянства, художник не сразу решился приняться за неё в живописи. Он делал наброски, рисунки и лишь постепенно подходил к ней путём длительной и серьёзной подготовки.

«За Сергеем Герасимовым, вероятно, сохранится прозвище Герасимова Крестьянского или вернее Герасимова Колхозника, так как сейчас свои живописные темы он черпает, главным образом, из жизни и быта наших колхозников, — отмечал народный художник СССР Игорь Грабарь в очерке о своём коллеге. — Сергей Герасимов, выросший в окружении крестьянского быта, — один из немногих наших художников основательно и всесторонне интересующийся крестьянской средой».

Крестьяне, которых мы видим в картинах С. Герасимова, — это не подставные лица, не натурщики, не выдуманные фигуры, это образы живых людей, характер, труд, печали и радости которых ему издавна и досконально известны. Наиболее характерными работами для творческого развития Сергея Герасимова периода 1920-х можно назвать «Сельсовет» (1924/25), «Кожевники» (1925), «Приезд коммунистов в деревню» (1927). Последняя картина написана художником к 10-летию Октябрьской революции по заказу Совнаркома. Сергей Герасимов впервые взялся за многофигурную композицию.

Мастер портрета

В отличие от сложных композиций художника Герасимова, созданные им портреты ясны и, как правило, основательно проработаны. Они появляются у него в те же 1920-е годы и идут до начала войны непрерывно, как один из значительнейших разделов работы. Люди на полотнах художника изображены совсем просто, без прикрас, он не ищет эффектной позы для тех, кого собирается писать.

К лучшим из работ можно отнести портрет крестьянки (1925), повязанной платком и одетой в платье с красным цветастым узором, какой любили тогда в деревне. Видно, что она присела только на минутку и вот-вот готова сорваться с места. Руки её только что оторвались от работы. Умная, дельная женщина, хорошая хозяйка и заботливая мать. Человек сильного характера, который не даст в обиду ни себя, ни своих близких. Лицо её привлекательно своей внутренней энергией. Аналогичный тип русской женщины послужил художнику для героини его самой известной картины «Мать партизана» (1943).

Один из самых замечательных портретов Сергея Герасимова — «Колхозный сторож» (1934). Смотришь на него и понимаешь: художник писал вдохновенно! Сильный, статный мужчина. Борода цвета спелой ржи раскинута во всю широкую грудь. Прямые, крупные черты лица густо подрумянены солнцем и ветрами. Видно, что жизнь ведёт на вольном воздухе в полях и садах колхоза. Лихо сдвинута на затылок чёрная папаха, за плечами — ружьё. Глаза под длинными прямыми бровями смотрят проницательно — такого не проведёшь.

Очертания фигуры на светлом фоне — полные, округлённые; формы даны крупно, что создаёт впечатление силы. По смелому рисунку, по зрело решённым цветовым сочетаниям и по своему оптимистическому духу портрет «Колхозный сторож» стал предвестником одной из самых знаменитых работ Сергея Герасимова «Праздник в колхозе» (1937).

Палитра 1930-х

В 1930 году Сергей Герасимов начал преподавать в Московском полиграфическом институте. В 1931-м ему было присвоено звание профессора, в 1932-м он вступил в Союз художников СССР.

В 1933—1936 годах Сергей Васильевич выполнил чёрной и цветной акварелью большую серию иллюстраций к поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герасимов создал около 100 рисунков в течение нескольких месяцев. Он с напряжённым увлечением работал над темой, оказавшейся для него близкой и понятной. Рисунки давались ему быстро и удачно.

Герасимов применил здесь весь свой колоссальный опыт и знание русской деревни, русского крестьянства, в его типаже, в его быте, использовал своё замечательное искусство пейзажа. Все иллюстрации — с первого до последнего рисунка — раскрывают и дополняют яркими изобразительными образами богато насыщенную социальным содержанием поэму Н. Некрасова.

В 1938 году Сергей Герасимов начал работу над иллюстрированием романа М. Горького «Дело Артамоновых», которую завершил в 1954-м. За серию иллюстраций к произведению великого пролетарского писателя Сергей Васильевич получил золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958) и в том же году стал народным художником СССР.

В 1950-х он также создавал акварельные иллюстрации к пьесе А. Островского «Гроза».

С 1936 года Герасимов преподавал в Московском Государственном художественном институте, где до 1950 года занимал пост декана живописного факультета. В 1937 году художнику было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а на Всемирной выставке в Париже его наградили серебряной медалью. В 1938 году С.В. Герасимова избрали председателем Московского союза советских художников. (В 1958—1964 годах он руководил Союзом художников СССР).

«На Волхове. Рыбаки»

Именно в 1930-е годы начался расцвет творчества Сергея Герасимова, который связывают с его картиной «На Волхове. Рыбаки» (1928—1930). В ней уже чувствуются более ясная характеристика людей, показ пространства и глубины, сравнительно чёткое распределение фигур среди обстановки. Это уже не набросок, не эскиз к картине, а хорошо продуманная и тщательно выполненная, в сущности, первая написанная Герасимовым картина. Широкий водный простор. Справа и слева низкие берега. Ветрено. По волнам скользят парусные суда. Передний план поперёк холста полностью загорожен баржей. На её корме обедают рабочие — должно быть, рыбаки.

Старинный крестьянский обеденный ритуал передан здесь художником со знанием дела. Но за ним кроется нечто более значительное. Перед нами в новой обстановке и с новой стороны освещена художником всё та же тема, над разрешением которой он до этого работал и в «Сельсовете» и в «Приезде коммунистов в деревню»: внутренняя переработка народом великого социального перелома, произошедшего в стране, его дума о новом построении жизни.

В 1932 году Сергей Герасимов создал большое стенное панно для школы ВЦИКа в Кремле. Тема — беседа И.В. Сталина с курсантами. Центр композиции — фигура Сталина — смещён несколько влево, справа — группа курсантов, портреты которых были созданы с натуры.

«Клятва сибирских партизан»

В 1933 году, к 15-летию создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Сергей Герасимов написал большое полотно «Клятва сибирских партизан». Художник работал над ним много и упорно, стремясь выразить суровую пролетарскую героику. Он даже встречался с непосредственными участниками сибирского партизанского движения, которые снабдили его ценным фактическим материалом.

Серый, сырой, промозглый ноябрьский день. Толпа партизан теснится у гроба убитого товарища. Напряжённая тишина: командир произносит над убитым клятву верности делу пролетарской революции. В глубоком молчании подтверждается клятва поднятием оружия. Центр композиции — Красное знамя революции, склонённое над гробом убитого. Ярким огнём горит красная лента на его груди. Только два этих ярких горячих удара. Остальное — приглушённая гамма серых тонов.

Сдержанностью колорита, строгой простотой композиции, лаконичной обобщённостью форм художник создал ощущение подлинного конкретного события и действия. Монументальность этой работы сочетается с выразительной тонкостью каждой детали.

Сам Герасимов считал «Клятву сибирских партизан» самой удачной из своих больших работ.

«Ленин на ІІ съезде Советов среди делегатов-крестьян»

Тематическая картина, над которой Сергей Герасимов работал в 1935—1936 годах — «Ленин на ІІ съезде Советов среди делегатов-крестьян».

Идея картины родилась из небольшой иллюстрации, сделанной им по заказу для книги «История гражданской войны». Сергея Васильевича увлекла тема. Он задумал изобразить на картине Ленина, беседующего во время перерыва с крестьянами о передаче им помещичьих земель. Применить в массовой композиции свой накопленный богатейший опыт типажа, социальной характеристики, попытаться дать реальный, синтезированный образ В.И. Ленина — основная мысль художника при создании этого полотна.

«Праздник в колхозе»

«Двумя лучшими картинами конца 1930-х годов были «Колхозный праздник» С. Герасимова и «На старом уральском заводе» Б. Иогансона, возбудившие всеобщее внимание на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» (проходила 18 марта 1939 года в Москве. — Прим. авт.)», — писал Игорь Грабарь.

На картине «Праздник в колхозе» наше внимание привлекает группа из трёх фигур за столом: оратор в белой рубашке с вышитым воротником (вероятно, председатель колхоза), девушка в голубой кофточке с орденом на груди и пожилая колхозница в тёмном платье рядом с ней. Это самое важное место в композиции, важное по замыслу и необыкновенно красивое по живописи. Художник сосредоточил здесь всё то колористическое богатство, которым только располагал. Голубое пятно явно первенствует. Перед ним на ослепительно белой скатерти расположены всякие многоцветные яства, и блистает по-разному стекло стаканов, графинов и бутылок. И весь этот изумительно написанный «праздник вещей» увенчан большим букетом тёмно-лиловых колокольчиков.

В облике молодого поколения художник выразил проникновение городской культуры в колхозный быт.

«Картина Герасимова поразила нашу тогдашнюю художественную общественность потрясающей силой солнечного света, воздушного простора и общего жизнерадостного, праздничного настроения собравшихся на пир крестьян после первых реальных успехов колхозного строительства, — вспоминал Игорь Грабарь, — знаток русского крестьянского быта, написавший уже к этому времени несколько незабываемых типичных портретов подмосковных крестьян, художник так развернул на своём громадном холсте «мужицкий типаж», с которым сжился с детских лет, что вызвал в памяти лучшие работы Репина и Рябушкина. Кроме того, картина по своему из ряда вон выходящему мастерству просто ошарашила художников старого и нового поколений, заглядывавшихся на особенно блестяще выполненные головы, иногда только набросанные, и на такие детали, как с одного маху намеченный велосипед или блюдо с яичницей на столе».

«Зима»

«Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае», — признавался Сергей Васильевич. В пейзаже его колористический дар раскрывался особенно свободно и красиво (в 1966 году за серию пейзажей «Земля русская» художник будет посмертно удостоен Ленинской премии).

Картина Герасимова «Зима» (1939) — запечатлена местность, неподалёку от дома, где жил мастер. Большая поляна, покрытая снегом. Справа и слева — по сараю. Между ними — широкий проезд в глубину. Глубина же замкнута высоким и тесным рядом деревьев. На зрителя по проезду бодро бежит конь, запряжённый в санки. Из санок выглядывает седок. Впереди несётся на всех парах собачонка-дворняжка, а вдали за сараями маячит одинокая фигурка пешехода.

Матовый свет мягкого зимнего дня рассеян по всему снежному покрову. В его белизне, чуть тронутой тепловатым оттенком, предметы обозначаются в бархатных, изысканно окрашенных силуэтах.

Цвет гнедого коня в этом колористическом ансамбле звучит как наиболее тёплая, бодрая и радостная нота, проясняющая весь пейзаж.

«Мать партизана»

В начале Великой Отечественной войны Сергей Герасимов был эвакуирован в Самарканд. Время выдалось тяжёлое, в свободные от преподавания и хозяйства часы он рисовал и писал красками.

В 1943 году художник вступил в ВКП(б) и начал работать над своим хрестоматийным полотном «Мать партизана». Наступление немцев было остановлено на всех фронтах, захватчики встретили сопротивление народа. В тылу врага, на оккупированных территориях, ширилось и росло движение советских партизан, которое фашисты жестоко подавляли.

Герасимов изобразил наведение такого «нового порядка» в захваченной русской деревне. Знойный жаркий день. Земля сухая и выжженная, без травинки. Воздух сожжённой деревни насыщен гарью. Фоном идёт группа людей, окружённая конными карателями, связанный парень, труп человека справа.

На переднем плане вырисованы лишь две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и фашист, истерически указывающий на связанного парня. Русская крестьянка, мать партизана, и фашист противостоят друг другу в немом диалоге, в единоборстве добра и зла, в котором моральная победа остаётся на стороне русской женщины.

Герасимов крупными, мощными мазками лепит её крепкие босые ноги, грубую домотканую ткань её юбки и рубахи, сжатые в кулаки тяжёлые трудовые руки. Женщина стоит с высоко поднятой головой, бесстрашен её взгляд — ничто уже не может напугать её и склониться перед врагом, ни близкая потеря сына, ни собственная гибель. Её лицо выражает страдание гордого, мужественного человека, внутреннюю силу, превосходство над врагом.

Как выразился сам художник: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Картина проникнута пафосом действия, призывом — не покоряться!

Сергей Герасимов создавал эту работу в годы войны, частично переработав её в 1949—1950 годах.

«Мать партизана» — эпическое, монументальное полотно, исполненное большой силы художественного воздействия, находится в Третьяковской галерее. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.

Начав рисовать в раннем детстве домашним синим карандашом, Сергей Герасимов писал акварелью, маслом, темперой, любил пастель, уголь, карандаш. Он писал даже в больнице, где 20 апреля 1964 года оборвалась его замечательная жизнь.

Один из лучших советских живописцев-портретистов, сильнейший график, Сергей Герасимов воспитал многих художников, часть из которых стали известными мастерами: Г.М. Коржев, П.П. Оссовский, А.П. Ткачёв, С.П. Ткачёв, М.В. Сорокин, Ю.П. Кугаг. А ещё Сергей Васильевич подарил миру великолепного живописца Леонида Сергеевича Герасимова, своего сына.

И всё это творческое многоцветье сам Мастер уместил в одной фразе: «Основная и общая тема моих произведений — это жизнь народа моей Родины и её история».

Именно поэтому на панихиде Сергея Васильевича Герасимова в Академии художеств присутствовали почти три тысячи человек, выступали представители разных поколений, «Вечную память» пропел Иван Семёнович Козловский. От родных, друзей, творческих союзов, государственных организаций на могилу выдающегося советского живописца было возложено более ста венков, горою «вставших» на Новодевичьем кладбище.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *