В Киргизии произошёл самороспуск парламента, досрочные выборы состоятся уже в ноябре. Реформированная избирательная система должна гарантировать попадание в новый состав законодательного органа лояльных фигур и избежать неприятных для власти «сюрпризов».
Новый политический сезон в Киргизии начался необычно. Вернувшись с каникул, Жогорку Кенеш (парламент) сосредоточился не на разработке и принятии законов, а на… самоликвидации. Происходил этот процесс по чёткому, явно заранее разработанному графику. 16 сентября инициативная группа из тридцати депутатов внесла соответствующее предложение в комитет по конституционному законодательству. Последний вскоре дал своё согласие, и 25 сентября палата единодушно, без голосов «против», одобрила самороспуск. Через пять дней президент Садыр Жапаров подписал указ о назначении досрочных выборов. Голосование пройдёт 30 ноября.
Не столь частое для республики явление — самороспуск парламента в её истории происходил лишь дважды, в 1994 и 2010 годах — не могло произойти без формального повода. Публике представили версию о необходимости отделить две избирательные кампании. Дело в том, что полномочия нынешнего созыва Жогорку Кенеша истекали в ноябре следующего года, а президентские выборы намечены на январь 2027 года. «Что будет, если мы проведём выборы депутатов в ноябре 2026 года?.. Естественно, будут недовольные кандидаты или другие заинтересованные стороны, которые захотят обжаловать решение Центризбиркома в судах. Естественно, мы должны будем ждать, какое решение примет суд. Таким образом, кампания… может продлиться до конца года. Тогда с агитационной кампанией на выборах главы государства будет накладка», — заявил председатель ЦИК Тынчтык Шайназаров. Непонятно, правда, почему решение принималось в такой спешке, а роспуск не был назначен, например, на весну следующего года.
Таким образом, чисто техническими причинами последние события объяснить трудно. Не исключено, что власти хотят подстраховаться на случай реализации негативного сценария в социально-экономической сфере. Как сообщала «Правда» (см. номер от 23—24 сентября с.г.), Киргизия оказалась перед лицом энергетического кризиса. Воды для нормальной работы гидроэлектростанций в осенне-зимний период накоплено недостаточно, в связи с чем чиновники уже сейчас преду-преждают о возможных отключениях, скромно именуя их «регулировочными мероприятиями». По признанию министра энергетики Таалайбека Ибраева, предстоящая зима окажется самой сложной за несколько лет.
Ускоренными темпами растут цены. Годовая инфляция достигла восьми процентов, причём продовольственная превысила отметку в 10 процентов. Фрукты и овощи подорожали за год на 22 процента, мясо — на 17 процентов. Это во многом подрывает громкие заявления о «рекордном экономическом росте».
Для более или менее безболезненного прохождения непростой полосы власти нужен подконтрольный парламент. Уходящий состав, в целом, удовлетворял этим требованиям. Состоящий преимущественно из представителей крупного бизнеса, он «без лишних дискуссий» одобрял нужные законопроекты. Но случались и сбои. Так, на первых порах исполнительной власти довольно сильно досаждала фракция партии «Бутун Киргизстан» («Единый Киргизстан») — единственная, которую, пусть и с натяжкой, можно назвать оппозиционной. Проблема решилась путём ареста и лишения мандата её лидера Адахана Мадумарова. Политика обвинили в государственной измене, припомнив подписание неравноправного соглашения с Таджикистаном в 2009 году в бытность Мадумарова секретарём совета безопасности.
Громкий скандал разгорелся после выступления депутата фракции «Ыйман нуру» («Свет веры») Султанбая Айжигитова с критикой киргизско-таджикского соглашения по границе. Его также лишили полномочий и заключили под стражу.
Чтобы не допускать подобного впредь, власти провели избирательную реформу. Главным пунктом является отмена выборов по партийным спискам. Данная система существовала с 2007 года, хотя последний состав был избран по смешанной системе. Теперь территория страны разделена на 30 многомандатных округов. В каждом из них будет избрано по три депутата, набравших наибольшее число голосов.
Стать кандидатом нынче — удовольствие не из дешёвых. Безвозвратный избирательный взнос составляет 300 тысяч сомов (285 тыс. руб.) — втрое больше, чем на прошлых выборах. В два раза вырос предельный размер избирательного фонда. Кандидат может привлечь для своей кампании до 20 миллионов сомов (19 млн руб.).
Среди других требований — высшее образование, знание киргизского языка, отсутствие судимости (даже погашенной) и т.д. Выдвигать кандидатов могут политические партии (но не более одного на округ), также допустимо самовыдвижение. Законом закреплена возможность дистанционного электронного голосования.
Очевидно, что в новом составе парламента окажется ещё больше толстосумов, чем в прежних созывах. Из этого «теста» можно будет лепить любые политические «изделия», не опасаясь фронды. Отказ от исторического материализма, однако, подорвал аналитические способности руководителей и их окружения. Судьбы страны определяются не составом государственных институтов, а куда более глубокими и не зависящими от тугих кошельков факторами.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.