По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Татьяна Офицерова
14 октября в Госдуме состоялся «правительственный час», на который были приглашены отраслевые министры промышленности, строительства, транспорта, экономического развития во главе с первым заместителем председателя правительства Денисом Мантуровым для обсуждения темы «Автоматизация и повышение производительности труда как факторы социального и экономического развития». От депутатов-коммунистов выступил первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев.
«Безусловно, важнейший вопрос рассматривается сегодня, и мы сегодня на примере Решетникова (министр экономического развития. — Ред.) видим, что он, в принципе, адвокат неправильных решений. Почему? В условиях 30 тысяч санкций надо снять шляпу перед министрами, которые занимаются делом непосредственным и отвечают за него, но перед ними ещё две шляпы надо снять за то, что в условиях такой денежно-кредитной политики сохраняют производство.
Греф (глава Сбербанка. — Ред.) не является моим кумиром, но я специально для сегодняшнего выступления нашёл два его выступления на последнем Финансовом конгрессе Банка России и на Восточном экономическом форуме. Реальные доходы стагнируют, а номинальные зарплаты, несмотря на рост, не обеспечивают достаточного увеличения покупательной способности, повышение зарплат практически полностью нивелируется инфляцией, по мнению Германа Оскаровича, у 34 процентов россиян в 2025 году зарплаты снизились, а у 7 процентов они снизились в два раза.
Но ещё интереснее его выступление на Восточном экономическом форуме. За первое полугодие рост ВВП составил 1,2 процента — это данные Росстата.
Замедление — не временное явление, а структурное изменение. Аналитики предупреждают: без кардинального изменения стратегии Россия рискует впасть в длительную стагнацию. На фоне увеличения налоговой нагрузки 2025 года и того факта, что у предприятий откровенно меньше денег, важно вовремя начать цикл смягчения денежно-кредитных условий, иначе повысить производительность труда и перейти в РФ к экономике предложения, о которой говорил Решетников, не получится.
Теперь перехожу к конкретным цифрам.
Интересный факт: 119 с половиной триллионов рублей находится на депозитах, из них 61 с половиной триллион — у физлиц и 58 — у предприятий, 7 процентов которых — это финансовые учреждения.
При такой денежно-кредитной политике успехи станкостроителей не подкрепляются рентабельностью, больше 6 процентов её там быть не может. Какой же дурак будет вкладывать в рентабельность с её 6 с половиной процентами, если он положил на депозит и получает по флоатерам на сегодняшний день 18 процентов, до этого получал 22 процента?!
По мнению экспертов, действие финансовых властей и Банка России, в принципе, противоречат национальным интересам Российской Федерации и требуют незамедлительного изменения.
Посмотрите дальше. Прибыль банков, несмотря на все санкции, несмотря на всё происходящее, за семь месяцев составила 2,1 триллиона рублей. По мнению экспертов, таких как Костин (президент-председатель правления ВТБ. — Ред.) и агентство «Национальные кредитные рейтинги», примерно 4 триллиона планируется в этом году. 35 процентов предприятий находится в предбанкротном состоянии в силу недостатка финансовых ресурсов, а в это время банки жируют.
Банковская система — это кровеносная система экономики, но у нас банковская система — рантье, у неё всё в порядке, и она никогда не будет думать об изменении ситуации, если мы сообща не заставим её это делать. Лучше, если бы это сделал президент. Я думаю, что ему кто-то неправильно советует, потому что столько терпеть такую денежно-кредитную политику в корне противоречит интересам государства, с моей точки зрения.
Вывоз капитала с 2022 года составил 354 миллиарда долларов, золотовалютные резервы — 713 миллиардов долларов.
Покойный академик Ивантер, возглавлявший Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, говорил, что критический импорт, без которого мы не можем обойтись, составляет от 120 до 150 млрд долларов в год. У нас 356 миллиардов долларов отняли. Зачем нам в условиях нехватки инвестиций заниматься опять вложением в чужую валюту?! Зачем нам, в принципе, в такой ситуации золотовалютные резервы, при том что мы ликвидные активы ФНБ фактически все уже израсходовали?! С нашей точки зрения и с точки зрения экспертов это крайне неправильно.
В Академии наук проанализировали, в чём успех пяти амортизационных реформ США. Денис Валентинович (Мантуров. — Ред.), я вам передам это исследование, обратите внимание, сегодня это колоссальный ресурс. В 2006 году мин-экономразвития в принципе упразднило обязательность использования амортизационных отчислений на восстановление изношенных фондов. К чему это привело? Ну вот для примера. В 2023 году насчитали 10,8 триллиона рублей, из которых 4,8 триллиона ушли на покупку бумаг, дивиденды и так далее.
Нам нужен закон об амортизационной политике. Сегодня у наших заклятых партнёров, американцев, 75 процентов инвестиций составляет амортизация. У наших других западных заклятых партнёров — не менее 70. Но кроме того они придумали новую схему: у них не банки инвестируют, а специальные фонды. У нас же фондовый рынок нулевой, и мы понимаем, что в ближайшее время в условиях санкций нам с вами не дадут заёмных средств.
Ситуация сегодня требует и вызовы требуют: мы — континентальная держава, нам нужны самолёты, мы не можем на верблюдах, на собаках быстро проехать 11 часовых поясов. У нас сегодня крайне кризисная ситуация с авиапарком. В то же время из-за санкций мы фактически должны идти к 100-процентной локализации. Это непростой вопрос, и он требует колоссальных инвестиций.
Я был замом технического директора по подготовке производства на крупном предприятии. Я вам скажу: у нас окупаемость роботов в России — 3—5 лет, роботы эффективны только в крупносерийном или в массовом производстве. Вот почему китайские роботы в два раза дешевле. В Китае их сотнями тысяч выпускают. У нас в основном мелкосерийное производство. Почему в оборонке роботы? Потому что там их нужно много. Закон об амортизации просто уже перезрел. И, кстати говоря, в Уголовный кодекс надо вернуть статью за нецелевое использование амортизационных отчислений. Тогда у нас обновление пойдёт лучше, чем у «них».
Выступление Н. Коломейцева стало квинтэссенцией тех вопросов, которые поднимались депутатами-коммунистами в ходе «правительственного часа».
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев отметил, что установленная ЦБ высокая ключевая ставка сделала недоступными кредиты и привлекательными депозиты. «Создалась ситуация, когда бедные предприятия не могут взять кредиты, а богатые кладут деньги на депозит, — подчеркнул он. — В результате инвестиционная активность снизилась, остановилась модернизация производства, а следовательно, снизились темпы роста производительности труда и стали отставать от роста заработной платы. Кроме того, создалась карусель: высокая ключевая ставка замедляет рост экономики, товаров становится меньше, цены выше, разгоняется инфляция и снова поднимается ключевая ставка».
Владислав Егоров взял под сомнение осуществимость поставленной в указе президента цели войти к 2030 году в число ведущих 25 стран мира по плотности роботизации. В России сегодня всего 14 тысяч роботов. В Китае в прошлом году общее число роботов превысило два миллиона. По уровню роботизации мы на 41-м месте в мире. Чтобы выполнить указ президента, российским промышленникам нужно увеличить плотность роботизации в девять раз. Между тем на реализацию федерального проекта «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства» в 2025 году выделено всего 2,4 миллиарда рублей.
Член фракции КПРФ генерал Виктор Соболев передал через членов правительства письменное обращение на имя председателя правительства Михаила Мишустина, обратив его внимание на многократный срыв планов по серийному производству среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Первоначально планировалось начать серийный выпуск самолёта ещё в 2017 году. Потом дата была перенесена на 2020 год, затем на 2022-й и в конце концов отодвинута на 2026-й. Правительству необходимо тщательно разобраться, почему планы неоднократно срывались, а ответственные за это руководители должны понести ответственность, считает генерал Соболев.
Он отметил, что в условиях санкций, когда 37 стран запретили поставки России воздушных судов и запчастей к ним, развитие собственного авиастроения стало критически важной задачей для нашей страны. Между тем за последние два года в России был произведён лишь один гражданский авиалайнер — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт Ил-96-300. При этом российские авиакомпании эксплуатируют более 700 самолётов преимущественно производства Boeing и Airbus, техническое обслуживание которых теперь крайне затруднено. «Эта ситуация создаёт серьёзные риски для безопасности полётов и ставит под угрозу долгосрочную жизнеспособность российской гражданской авиации», — говорится в депутатском обращении.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.