По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Саммит Организации тюркских государств (ОТГ) стал очередным шагом к усилению позиций Турции в Центральной Азии. За спиной Анкары, однако, ясно видны интересы Запада, проникающего в регион по проторённой ОТГ дорожке и приветствующего антироссийские шаги в рамках объединения.
Закрепление Турции в Центрально-Азиатском регионе началось буквально с момента разрушения СССР. Достаточно сказать, что Анкара вместе с Вашингтоном стали первыми столицами, признавшими независимость постсоветских республик. Создание в 2009 году Тюркского совета, спустя двенадцать лет переименованного в Организацию тюркских государств, вывело этот процесс на новый уровень. Турецкая экспансия получила институциональное «обрамление», когда интересы Анкары преподносятся как общая воля всех пяти членов (помимо Турции, в объединение входят Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Киргизия).
Особенно ярко это проявилось на 12-м саммите ОТГ, прошедшем 7 октября в азербайджанской Габале. Выбор места проведения встречи можно назвать весьма символичным. До 2013 года здесь базировалась советская, а затем российская радиолокационная станция дальнего обнаружения типа «Дарьял», позволявшая контролировать весь Ближний Восток, Африку, Южную Азию и Индийский океан. «Зона покрытия» габалинского саммита не менее обширна, а вот идеолого-политическое «наполнение» — противоположное. Если советская РЛС создавалась для борьбы с происками империалистических сил, то ОТГ со всеми своими составляющими, наоборот, в конечном счёте благоприятствует этим притязаниям.
Одной из главных тем встречи было развитие Транскаспийского маршрута, составной частью которого должен стать так называемый Зангезурский коридор. В принятой совместной декларации этот проект рассматривается как необходимое условие улучшения региональной взаимосвязанности и глобальной конкурентоспособности государств — членов ОТГ. «Выражаем поддержку текущим усилиям… по вводу в эксплуатацию и развитию Зангезурского коридора и подтверждаем свою приверженность максимальному использованию потенциала железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, а также подчёркиваем важность Транскаспийского международного коридора для укрепления межрегиональных связей и диверсификации торговых маршрутов между Европой и Азией», — указывается в документе. Кроме того, стороны приветствовали соглашение между Азербайджаном и Арменией, достигнутое при посредничестве Вашингтона.
Хозяева встречи не скрывали своей заинтересованности в этом вопросе. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, объём грузоперевозок по Транскаспийскому коридору с 2022 года увеличился на 90 процентов. «Самый большой торговый флот на Каспии, международный торговый порт Алят, пропускная способность которого в ближайшие годы достигнет 25 миллионов тонн в год, железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, девять международных аэропортов, крупнейшая грузовая авиакомпания региона и другие факторы превратили Азербайджан в один из международных транспортных хабов», — объявил он.
Схожие мысли высказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. «Мы добавляем новые успехи к успехам, которых организация достигла за последние 16 лет, следуя девизу «Единство в языке, в мыслях, в работе», — заявил он. — В наших интересах сосредоточиться на проектах и инвестициях, которые активизируют и укрепят энергетические и коммуникационные связи между нами. Мы должны сделать Транскаспийский коридор ещё более эффективным».
Впрочем, Баку и Анкара не единственные заинтересованные стороны. Благожелательного отношения к проекту не скрывают на Западе. Джеймстаунский фонд — влиятельный «мозговой центр» из США — в опубликованном в конце сентября материале назвал Транскаспийский коридор главным фактором изменяющейся архитектуры евразийской торговли и альтернативой транзитным маршрутам, зависящим от России и Ирана. «Для Турции и Азербайджана он консолидирует их роли как ключевых транзитных узлов на оси Восток — Запад и служит важнейшим транспортным звеном в рамках Организации тюркских государств. Для Европейского союза это стратегия диверсификации, снижающая зависимость от контролируемой Россией инфраструктуры», — отмечается в публикации.
Другой американский аналитический центр, близкий к Республиканской партии, — Институт Хадсона — сообщает, что новая транспортная сеть способна радикально изменить баланс сил в регионе. «Россия теряет влияние на Южном Кавказе, — утверждают авторы доклада. — Иран терпит геополитическое поражение: он утрачивает роль транзитного посредника и рычаги давления на Баку. Турция, напротив, становится крупнейшим бенефициаром соглашения — новый маршрут укрепит её экономические и транспортные связи с Центральной Азией. Организация тюркских государств получает дополнительный импульс для интеграции и усиления своих позиций в Евразии, а США, впервые за десятилетия, закрепляются как ведущий дипломатический игрок, напрямую влияющий на процессы в регионе».
Совпадение интересов Турции и Азербайджана с Западом этим не ограничивается. Посетив недавно США, Эрдоган заслужил похвалу Трампа за поддержку исламистов в свержении правительства Башара Асада. «Я думаю, именно президент Эрдоган сыграл решающую роль в Сирии, в успешной борьбе за избавление от её прошлого лидера. На самом деле это великое достижение», — заявил хозяин Белого дома. Также стороны обсудили поставки Анкаре истребителей F-35. «Я думаю, вы добьётесь успеха в покупке тех вещей, которые вы хотели бы купить», — ободрил собеседника Трамп.
Геополитическим интересам Турции и Запада отвечает инициатива создания формата «ОТГ плюс», также обнародованная на саммите и включённая в итоговую декларацию. Она подразумевает сотрудничество с другими странами. И хотя претенденты в партнёры пока не называются, очевидно, что ими станут союзники Анкары. Например, непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра или Сирия. В своём выступлении в Габале Эрдоган заявил о «прогрессе», достигнутом в Сирии, а глава турецкого МИД Хакан Фидан ранее отмечал, что поддержка странами — членами ОТГ Дамаска даёт возможность обеспечения там стабильности.
Кроме того, делаются шаги для превращения организации в военно-политический блок. В июле состоялась первая встреча глав органов оборонной промышленности, а на последнем саммите Алиев предложил провести совместные учения. Под это подводится прочный культурно-идеологический фундамент. На прошлом саммите ОТГ в Бишкеке стороны договорились создать совместными усилиями академический труд «История тюркских стран». Затем, в феврале этого года, были сформированы национальные комиссии, а на встрече в сентябре утверждены ключевые разделы, со-став международных рабочих групп и механизмы координации. Нет сомнений, что следующим этапом станет формирование на этой основе учебных программ — благожелательных по отношению к Турции и пантюркизму и критически рассматривающих советскую эпоху.
Также члены организации работают над общетюркской письменностью на основе латинской графики. В прошлом году был согласован алфавит из 34 букв. Не дожидаясь окончания процесса, Турция вовсю печатает на нём книги. Ранее были выпущены сочинения казахского поэта Абая Кунанбаева, а на нынешнем саммите Эрдоган подарил участникам книгу Чингиза Айтматова. Подобные шаги не только ослабляют связи Центральной Азии с Москвой, но и в перспективе могут быть использованы для подрывной работы среди тюркоязычных народов самой России — татар, башкир, якутов и т.д. В общем, ОТГ и стоящая за ней Турция движутся к цели, мечтать о которой Запад мог только в самых смелых фантазиях.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.