По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Татьяна Куликова
Согласно принятому в первом чтении Госдумой уточнённому варианту федерального бюджета на текущий год, расходы на субсидии банкам по всем видам льготной ипотеки по итогам 2025 года составят умопомрачительные 2 трлн рублей. Это гораздо больше, чем федеральный бюджет выиграет от повышения НДС.
Наша газета обращалась к теме льготной ипотеки много раз. Мы упорно и последовательно объясняли, что ничем хорошим это не кончится. Мы об этом писали ещё в декабре 2020 года, когда запущенную на пике ковидных локдаунов программу массовой льготной ипотеки, изначально рассчитанную на несколько месяцев, продлевали в первый раз (см. «Обобществление убытков», «Правда», №117, 03.12.2020).
С тех пор как общий накопленный объём портфеля ипотеки с господдержкой стал исчисляться триллионами рублей, а государственные расходы на субсидии банкам вышли на уровень сотен миллиардов рублей ежегодно, мы много раз предупреждали, что это очень серьёзная уязвимость для нашего федерального бюджета. Как мы неоднократно объясняли (см. «А банкирам всё мало…», «Правда», №7, 25.01.2024), накопленные обязательства государства по господдержке ипотеки — это по экономической сущности то же самое, что государственный долг с плавающей ставкой, зависящей от ключевой, поэтому повышение ключевой ставки приводит к значительному росту расходов на обслуживание такого долга.
В наших прежних публикациях мы давали оценки расходов госбюджета на поддержку ипотеки в ближайшие годы — см. «Полтриллиона на пузырь» («Правда», №108, 05.10.2023) и «Ещё триллион на пузырь» («Правда», №10, 01.02.2024). На тот момент наши прогнозы выглядели шокирующе, однако реальность оказалась ещё хуже.
Сегодня у нас есть точные данные по фактическим расходам бюджета за 2023 и 2024 годы, а по текущему году есть фактические данные за 9 месяцев и ожидаемые объёмы расходов в целом по итогам года, заложенные в уточнённый вариант федерального бюджета, только что принятого Госдумой в первом чтении.
Бюджетные планы по расходам на господдержку ипотеки в 2025 году можно считать более-менее точными, поскольку до конца года осталось чуть больше двух месяцев, так что существенных изменений по этой статье расходов ждать неоткуда. Тем более что запланированные цифры хорошо согласуются и с фактическими данными за 9 месяцев (которые мы не будем здесь приводить, дабы не загромождать текст обилием цифр).
В таблице мы приводим данные по расходам федерального бюджета на ипотеку с господдержкой за 2023—2025 годы в разбивке по программам.
Обратите внимание: по итогам 2024 года расходы по господдержке ипотеки уверенно превысили триллион рублей, а по итогам 2025 года они вплотную приблизились к 2 трлн рублей.
Эти цифры гораздо выше, чем были наши оценки, сделанные в конце 2023 — начале 2024 года. Одна из причин этого превышения состоит в том, что траектория ключевой ставки в 2024—2025 годах оказалась выше, чем можно было представить в тот момент. Но ещё более важно, что объёмы выдачи ипотеки с господдержкой в 2024—2025 годах оказались гораздо выше, чем мы могли предположить.
Мы не ожидали, что перед завершением программы массовой льготной ипотеки (ипотеки «для всех») в середине прошлого года объём выдачи будет настолько велик, а власти при этом никак не будут эту выдачу лимитировать.
Для нас стали неожиданностью и критерии семейной ипотеки, которая после завершения льготной ипотеки «для всех» стала основной программой господдержки в этой сфере.
Эти критерии настолько широки, что семейная ипотека стала вполне себе массовой. Фактически она работает «за двоих»: по объёму выдачи она вплотную приблизилась к среднему суммарному объёму, который раньше обеспечивали обе основные программы вместе взятые (если, конечно, исключить из сравнения периоды ажиотажного спроса перед ужесточением условий по первоначальному взносу и перед полной отменой массовой льготной ипотеки — сентябрь 2023-го и май — июнь 2024 года соответственно).
Так, за июль, август и сентябрь текущего года месячные объёмы выдачи льготной ипотеки (в сумме по всем программам) составили 298, 320 и 313 млрд рублей соответственно. Для сравнения: за январь — апрель 2024 года среднемесячный объём выдачи в сумме по всем льготным программам, включая «массовую», составил 272 млрд рублей (в мае и июне 2024 года перед завершением программы массовой льготной ипотеки объём выдачи составил астрономические 426 и 659 млрд рублей соответственно, но включать эти периоды единовременного ажиотажа в наше сравнение было бы некорректно).
Ещё одно сравнение: за весь 2023 год среднемесячный объём выдачи суммарно по всем программам льготной ипотеки, включая «массовую», составил 281 млрд рублей. А если для большей корректности сравнения из рассмотрения исключить сентябрь 2023 года, когда перед повышением первоначального взноса до 20% выдачи льготной ипотеки взлетели до 491 млрд рублей, то среднемесячный суммарный объём выдачи по 2023 году (по одиннадцати месяцам без сентября) окажется ещё меньше — 265 млрд рублей.
Итак, несмотря на завершение программы льготной ипотеки «для всех», месячный объём выдачи ипотеки с господдержкой меньше не стал, а, наоборот, к настоящему времени он даже вырос. Это произошло в первую очередь за счёт семейной ипотеки, которая по объёмам в разы превосходит все остальные программы вместе взятые.
Как следствие, и объём портфеля льготной ипотеки продолжает весьма бодро расти. За год, прошедший с момента завершения льготной ипотеки «для всех», он вырос примерно на 2 трлн рублей: по итогам июня 2024 года он составлял порядка 10 трлн рублей, а к середине 2025 года он составил порядка 12 трлн рублей.
Это и стало основной причиной того, что расходы бюджета растут как снежный ком. И не стоит надеяться, что, когда ключевая ставка снизится, расходы бюджета кардинально сократятся. Они, конечно, будут меньше, но не сильно, поскольку удешевление обслуживания существующих кредитов будет в значительной мере компенсироваться ростом объёма портфеля.
При такой динамике выдачи можно уверенно предположить, что по итогам 2026 года расходы бюджета на выплаты банкам составят триллиона полтора как минимум (резкого снижения ключевой ставки, от которой тоже зависит объём этих расходов, в 2026 году мы не ждём).
В нынешней политической обстановке наша страна не может себе позволить такую уязвимость. Эти астрономические расходы уже привели к тому, что пришлось повышать НДС. Так, согласно оценкам минфина, приведённым в пояснительной записке к бюджету на следующий год, за счёт повышения ставки НДС до 22% федеральный бюджет дополнительно получит 1 трлн 187 млрд рублей, а снижение порога уплаты НДС на «упрощёнке» добавит к этому ещё 200 млрд рублей.
Таким образом, в сумме от обеих этих мер бюджет получит в следующем году порядка 1 трлн 400 млрд рублей, что, как мы сказали выше, скорее всего, окажется даже меньше, чем будет израсходовано на господдержку ипотеки — минимум полтора триллиона. Таким образом, если бы льготной ипотеки никогда не было, то необходимости поднимать НДС и расширять круг его плательщиков сейчас не возникло.
Теперь же мы все будем расплачиваться за эту феноменальную глупость (или коррупцию?) наших властей.
Со всем этим надо срочно что-то делать! К сожалению, существенно сократить бюджетные расходы на ипотеку с господдержкой невозможно: выплаты по уже выданным кредитам — это безусловное обязательство государства; по ним придётся платить ещё лет 20—25. Объём задолженности по уже выданным кредитам будет сокращаться очень медленно — по мере их погашения заёмщиками. На массовые досрочные погашения надеяться не стоит: рационально мыслящий заёмщик будет выплачивать столь дешёвый кредит как можно медленнее, а свободные средства размещать на депозитах. И тут ничего не сделаешь: он имеет на это право!
Но можно хотя бы не наращивать объём портфеля льготных ипотечных кредитов. А ещё лучше — постепенно его сокращать. А значит, надо ужесточить критерии семейной ипотеки так, чтобы объём выдачи стал меньше объёма погашения. Семейная ипотека должна стать точечной — доступной только многодетным и только нуждающимся (имущественный критерий). Так и государственные средства сэкономятся, и разгона цен на недвижимость не будет.
Да и о целесообразности продолжения программы IT-ипотеки тоже стоит задуматься. Ведь сейчас уже нет особого дефицита IT-специалистов. Да и зарабатывают в этой сфере в среднем не так плохо, так что и с социальной точки зрения в такой поддержке айтишников нет никакой необходимости.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.