По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Елена Морозова
Толпы недовольных на городских улицах, транспаранты с кричащими лозунгами, воздушные шары, флаги, дым, свист, взрывы петард: в столь живописном и шумном антураже в Бельгии состоялась третья и самая масштабная в этом году всеобщая забастовка против мер бюджетной экономии, подразумевающих существенное урезание социальных расходов. Акция, организованная тремя ведущими профобъединениями королевства — Конфедерацией христианских профсоюзов, Всеобщей федерацией труда и Всеобщей конфедерацией либеральных профсоюзов, парализовала морское и воздушное сообщение, а также привела к значительным перебоям в функционировании общественного транспорта во всех трёх регионах страны, причём в Брюсселе хаос на дорогах усилился вследствие возгораний на главных бульварах столицы.
К общенациональной стачке, явившейся ответом на призыв властей «работать дольше и усерднее», также присоединились сотрудники образовательного сектора, сферы торговли и общественных услуг, мусорщики и административный персонал. Нехватка последнего, к слову, остро ощущалась в судопроизводстве, где в ряде городов, включая Мехелен, Лёвен и Дендермонде, ввиду внезапного кадрового дефицита пришлось отложить судебные заседания.
Чтобы сберечь миллиарды евро, федеральное коалиционное правительство фламандского националиста Барта де Вевера не стало изобретать велосипед, а пошло по давно проторённой дорожке антисоциальных реформ, намереваясь прежде всего поднять пенсионный возраст с 65 до 67 лет к 2030 году, а также увеличить количество отработанных дней в году, дающих бельгийцам право на получение выплат после выхода на заслуженный отдых. По свежим оценкам министерства соцобеспечения, в результате этого нововведения трудящиеся будут терять в среднем 318 евро в месяц из своих пенсий.
Ещё один важный элемент затеянных кабмином «преобразований», которые премьер-министр с гордостью окрестил «крупной социально-экономической трансформацией», — повышение НДС и ограничение срока выплаты пособий по безработице двумя годами. Власти также намерены сократить ассигнования на здравоохранение и поддержку детей. Кроме того, запланированы меры по ограничению защиты на рабочем месте и замораживанию индексации зарплаты, что в первую очередь ударит по низкооплачиваемым и сменным сотрудникам.
Стремление правительства урезать госрасходы на 20 млрд евро к 2029 году продиктовано желанием снизить дефицит бюджета до 3% ВВП — целевого показателя Евросоюза, причём секвестрование казённых трат на 10 млрд евро на первом этапе, заявил де Вевер, — минимум, необходимый для соблюдения требований Еврокомиссии. Однако, принуждая подавляющее большинство подданных короля Филиппа потуже затягивать пояса, власти отказываются повышать налоги для состоятельных и сверхбогатых граждан.
Помимо ответственности перед ЕС, Бельгия не забывает и о своих обязательствах в качестве члена НАТО, а потому собирается увеличить военный бюджет с 1,3% до 2% ВВП к 2029-му. Напомним, в июле кабмин объявил о новой оборонной программе на сумму 33,8 млрд евро, рассчитанной на период с 2026 по 2034 год.
Как уже писала «Правда», пятипартийное правительство Барта де Вевера, прозванное «аризонской коалицией» (цвета членов объединения совпадают с гаммой флага 48-го американского штата), пришло к власти в начале февраля после долгих месяцев многосторонних переговоров, последовавших за парламентскими выборами в июне 2024-го. Блок представлен тремя партиями из нидерландско-язычной Фландрии: консервативным Новым фламандским альянсом де Вевера, центристскими Христианскими демократами и фламандцами, социал-демократической партией «Вперёд», а также христианско-демократической партией «Преданные» и либеральным «Реформистским движением» (РД) из франкоязычной Валлонии.
Со скрипом сформированное правительство сразу же взяло антинародный курс и ожидаемо натолкнулось на резкое сопротивление профсоюзов, устроивших в этом году как минимум 88 забастовок, из которых три, включая нынешнюю, были всеобщими, причём октябрьская стачка, по оценкам экспертов, оказалась мощнейшей в королевстве за последние девять лет. Тысячи бельгийцев примкнули к маршу по центру Брюсселя, стартовавшему на Северном железнодорожном вокзале. Колонну протестовавших возглавили люди с баннером «Социальное здоровье: жизненно важно». В рядах демонстрантов также мелькали транспаранты с надписью «Мясная лавка» (так митинговавшие обыграли фамилию лидера РД Жоржа-Луи Буше), изображением де Вевера и Буше в виде мясников, вооружённых ножами, а также стилизованные под дорожный знак ограничения скорости плакаты с перечёркнутой красной линией цифрой 67, олицетворявшие возмущение повышением пенсионного возраста. «65 — это достаточно, 67 — слишком поздно! — скандировала молодёжь, вышедшая на столичные улицы. — Нас просят трудиться больше и дольше, однако несправедливо, когда ограничивать себя всегда и во всём приходится одной и той же части населения».
В общей сложности в мероприятиях, состоявшихся в городе в рамках забастовки, приняли участие почти 140000 человек. Стражи порядка жёстко подавляли акции, особенно на бульваре Пачеко, применяя для разгона недовольных дымовые шашки, слезоточивый газ и водомёты. Десятки манифестантов были задержаны. Комментируя полицейский произвол, участники протеста отметили: «Вместо того чтобы решать социальные проблемы, власти предпочитают травить лакриматорами народ, пользующийся своим правом на стачку».
Помимо профсоюзов, к демонстрациям присоединились организации, помогающие бездомным и беженцам, которые столкнулись с резким сокращением бюджета, а также студенческие ассоциации, раздражённые постоянным ростом стоимости получения высшего образовании.
Подводя итоги общенациональной акции, её инициаторы констатировали усиление гнева трудящихся и выразили обеспокоенность тем, что кабмин не признаёт традиционную роль профобъединений в регулировании классовой борьбы. «Правительство никого не слушает и действует по собственному усмотрению, не советуясь с работниками. А это абсолютно неприемлемо для Бельгии, где без тред-юнионов невозможно разрешить трудовые конфликты», — заявил представитель Всеобщей конфедерации либеральных профсоюзов Александр Сазерленд.
В то время как Страна валлонов и фламандцев с грехом пополам выдержала очередное и явно не последнее испытание всеобщим 24-часовым мятежом, расположенную за 7000 километров от неё Монголию охватили массовые протесты учителей. Всё дело в том, что людям, чьё скромное по наружности дело, как говорил выдающийся русский педагог Константин Ушинский, является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения, попросту надоело прозябать в нищете, выбирая между преданностью профессии и необходимостью зарабатывать на пропитание. Негодующие преподаватели требуют поднять их базовые оклады, составляющие сегодня 1,2 — 1,4 млн тугриков (при средних по стране 2 млн), до 3,5 млн тугриков, а также улучшить условия труда, поскольку качественно обучать детей в переполненных классах и без надлежащего оборудования невозможно.
Акции, не стихающие в стране с конца сентября, приобрели масштаб общенационального движения и в итоге переросли в бессрочную забастовку. Как подчеркнули взбунтовавшиеся воспитатели подрастающего поколения, они давно несут свет знаний не ради денег, а за идею, которая, однако, не способна прокормить их семьи. Демонстрации на площади Сухэ Батора в центре монгольской столицы Улан-Батора получили широкую общественную поддержку в лице известных политиков и депутатов парламента — Великого государственного хурала (ВГХ).
Между тем власти до последнего хранили молчание, игнорируя претензии учителей, и лишь накануне стачки, стартовавшей 16 октября, провели экстренное ночное заседание, на котором согласовали увеличение жалованья преподавателей на 20% (а заодно на 8% проиндексировали пенсии), которое коснётся более 90000 работников отрасли. Министр образования Пурэвсурэн Наранбаяр признал, что запрос на повышение базового оклада до 3,5 млн тугриков пока невыполним, поскольку требует изыскания дополнительных бюджетных средств в размере 3,3 трлн тугриков. Взамен кабмин под руководством премьера Гомбожавына Занданшатара намерен реализовать трёхлетний план поэтапного роста жалованья и запустить госпрограмму «Электронная школа», призванную модернизировать систему обучения. По словам Наранбаяра, теперь 17000 учеников получат доступ к онлайн-урокам и цифровым учебникам, причём более 420 педагогов уже разместили на платформе около 20000 уроков. Как заверил кабмин, все эти меры помогут преодолеть дефицит персонала и сделают качественное образование доступным даже в самых отдалённых уголках страны, попутно сняв часть нагрузки с самих преподавателей.
Однако Федерация профсоюзов работников образования и науки (ФПРОН), призывающая признать труд учителя не просто социальной миссией, а профессией, заслуживающей уважения и стабильности, не оценила правительственных «щедрот», назвав их подачкой и неудачной попыткой выиграть время. Реальные реформы, считают бастующие, не могут сводиться к цифровизации, обещаниям «поэтапного повышения» и перераспределения бюджетных средств, поскольку корень проблемы — систематическое недофинансирование соцсферы и разрыв между «экономическими фантазиями кабмина и реальной жизнью людей».
По данным ФПРОН, к стачке уже присоединились 78 школ и более 160 детских садов Улан-Батора. Ещё несколько десятков учреждений в аймаках (территориально-административная единица первого уровня) готовятся сделать то же самое. Комментируя ситуацию, профактивисты указали на то, что власти нарушили собственное положение о ежегодном увеличении жалованья педагогов минимум на 30%, а потому должны ответить за это.
К восстанию учителей, наряду с увеличением зарплаты добивающихся слома всей системы образования, страдающей от кадрового голода и в определённом смысле играющей роль падчерицы при злобной мачехе, присоединились медработники, также призывающие к кардинальному пересмотру финансового вознаграждения за свой труд и качественному улучшению его условий. Врачи, зарабатывающие несопоставимо меньше, чем их коллеги в соседних странах, жалуются на то, что спасать жизни приходится в обветшалых клиниках и больницах, подчас не имеющих элементарного оборудования и медикаментов.
На улицах Улан-Батора красуются плакаты с призывами к справедливости, а в соцсетях тысячи граждан выражают солидарность с бастующими, ведь для многих монгольцев бунт учителей и медиков — не просто битва за деньги, а демарш против равнодушия правящей верхушки к тем, кто ежедневно обеспечивает будущее страны. Митинги, свидетельствующие о недовольстве социальным курсом руководства республики и глубоком кризисе доверия к нему, способствуют усилению напряжённости на фоне перерождения общественной поддержки участников стачки в политическое давление.
Несмотря на громкие обещания властей провести в стране давно назревшие реформы, воз, как говорится, и ныне там. Сегодня учителя и врачи оказались на переднем крае борьбы за свои права, а их требование элементарного уважения воспринимается как угроза системе. Если кабмин, переживающий кризис (17 октября ВГХ снял с поста премьера Гомбожавына Занданшатара, а 20 октября президент страны Ухнаагийн Хурэлсух восстановил его в должности, наложив вето на резолюцию парламента из-за процессуальных нарушений), не услышит многотысячный голос тех, кто учит и лечит страну, то забастовка рискует стать поворотным моментом для правительства Монголии. Ведь за спинами наставников молодого поколения и людей в белых халатах — население, уставшее ждать перемен.
С учительским восстанием столкнулась и ещё одна страна азиатского региона — Бангладеш, где в самом разгаре стачка преподавателей негосударственных учебных заведений. Как и в Монголии, акция носит бессрочный характер и будет продолжаться до тех пор, пока правительство во главе с временным премьером Мухаммадом Юнусом не удовлетворит три ключевых требования протестующих: увеличение субсидий на аренду жилья и медицинское обслуживание, а также предоставление праздничных бонусов для сотрудников.
Мощные манифестации в основном протекают мирно, правда, на днях колонна педагогов в столице Дакке прорвала полицейское оцепление и оккупировала перекрёсток в центре города. Демонстрации проходят и в других менее крупных населённых пунктах республики.
Трудно прогнозировать, чем завершится преподавательский мятеж в Монголии и Бангладеш, но очень хочется, чтобы педагоги двух стран повторили судьбу служащих отеля «Хилтон Америкас-Хьюстон» (ХАХ) в американском штате Техас, чья 40-дневная забастовка завершилась победой её участников, отвоевавших повышение жалованья. Благодаря профсоюзу «Юнайт хиа лоукал 23» (ЮХЛ23) сотрудники гостиничного сектора добились заключения нового трёхлетнего договора, предусматривающего немедленное увеличение минимальной почасовой оплаты труда с 16,5 до 20 долларов с последующим ростом до 22 долларов к концу срока. Дополнительные положения содержат гарантии безопасности труда персонала и меры по её повышению, а также изменения загруженности работников, следящих за чистотой и уютом номеров.
Горничные, прачечники и стюарды объявили стачку ещё в сентябре, причём акция стала первой в истории отелей второго по площади (после Аляски) штата США. Протестовавшие требовали оклада в размере 23 долларов в час, опираясь на рекордные доходы заведения в 2023 году и высокую прибыль в 2024-м. Переговоры с недовольными служащими вёл президент компании «Хьюстон фёст корпорэйшн», собственника ХАХ, Майкл Хекман, который впоследствии отметил: достигнутое соглашение учитывает равновесие между отраслевыми нормами и справедливым финансовым вознаграждением труда сотрудников, формирующих основу сферы гостеприимства. Кстати, сами работники сетовали именно на то, что их вклад не оценивают по заслугам, ведь многие едва сводили концы с концами.
Беспрецедентная акция проходила в рамках более широкой кампании, начатой в апреле персоналом гостиниц Хьюстона — крупнейшего мегаполиса Техаса и направленной на повышение жалованья и улучшение условий труда. Члены профсоюза призвали владельцев «Хилтонов» принять меры, способствующие стабильной занятости в туристическом секторе города.
Надо отметить: успеху 40-дневной стачки во многом способствовала поддержка высокопоставленных чиновников и политиков, в том числе членов хьюстонского горсовета, окружных комиссаров, представителей штата и делегатов конгресса.
Поздравляя бастовавших, президент техасского отделения ЮХЛ23 Франческа Карабальо подчеркнула их стойкость и выдержку. «Этот триумф — свидетельство силы, воли и решимости наших членов. Больше месяца они держали оборону под проливным дождём и палящим солнцем, сражаясь за своё право на лучшие условия труда, после того как их претензии слишком долго игнорировались», — заявила Карабальо, призвавшая всех отельеров Хьюстона последовать примеру руководства ХАХ и начать достойно оплачивать работу своего персонала.
ЮХЛ23, напомним, представляет 28 тысяч работников сферы гостеприимства в ряде южных и западных штатов, включая Джорджию, Луизиану, Миссисипи, Техас, Виргинию, Колорадо, Индиану и Нью-Мексико.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.