«Союзники» по дестабилизации

«Союзники» по дестабилизации

Газета «Правда», автор: Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек

Рост напряжённости вокруг Афганистана затронул и северные рубежи страны. На таджикско-афганской границе происходят вооружённые стычки, в Душанбе обвиняют соседей в неспособности справиться с террористической угрозой. За этим просматриваются происки внешних сил, заинтересованных в дестабилизации всего региона.

 Вооружённый конфликт Афганистана и Пакистана, требования Дональда Трампа к Кабулу вернуть американцам крупнейшую авиабазу Баграм, обхаживание Вашингтоном пакистанских властей и усиление давления на Иран не оставляют сомнений: США рассматривают регион как одну из опорных точек своей империалистической политики. Очевидно, что постсоветские республики Центральной Азии тоже не останутся в стороне. Ловко играя на слабых сторонах тамошних элит, Запад попытается вовлечь их в свои игры.

В связи с этим повышенного внимания заслуживает обстановка на таджикско-афганской границе. С каждым месяцем она обостряется всё сильнее. В конце августа между пограничниками Таджикистана и афганскими силовиками произошла перестрелка на участке, прилегающем к району Шамсиддин Шохин (бывший Шуроабадский) Хатлонской области. Как сообщалось, один человек погиб, четверо получили ранения. Непосредственным поводом стала активизация горнодобывающих работ на афганской стороне. Это приводит к изменению русла пограничной реки Пяндж, а также участившимся случаям незаконного пересечения границы зарубежными старателями.

После вооружённого инцидента стороны провели переговоры, но, если верить просочившимся в СМИ видеозаписям, они оказались не очень конструктивными. Душанбе обвинил соседей в укрывательстве таджикских оппозиционеров. Кабул, в свою очередь, уличил республику в подготовке боевиков антиправительственных афганских группировок. Кроме того, во второй половине октября Душанбе посетила делегация во главе с губернатором провинции Балх Юсуфом Вафа. В таджикской столице она встретилась с председателем госкомитета национальной безопасности Саймумином Ятимовым и главой совета улемов (мусульманских богословов) Саидмукаррамом Абдулкодирзодой.

Следующее столкновение, однако, не заставило себя ждать. 25 октября стало известно о вооружённой стычке в том же районе Хатлонской области. Официальных комментариев не последовало, но журналисты узнали, что в результате перестрелки были погибшие и раненые.

Факторов, способствующих «разбалансировке» ситуации, сегодня намного больше, чем тех, что толкают стороны к миру. Во-первых, внешняя политика таджикских властей крайне непоследовательна. Ведя с Кабулом торговлю и контактируя на правительственном уровне, они одновременно поддерживают связи с вооружённой афганской оппозицией. «Таджикистан никогда не был и не является сторонником войны или насилия в Афганистане. Его позиция заключается в поддержке усилий за восстановление легитимного правительства и установление подлинного мира», — заявил недавно в одном из интервью лидер Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА) Ахмад Масуд. Остальные республики региона он раскритиковал за укрепление связей с талибами. Уточним, что ФНСА поддерживается Западом, в 2023 году открылось его представительство в США.

Также Душанбе не решается пойти наперекор Вашингтону в вопросе угнанной из Афганистана авиатехники. Напомним, после прихода к власти «Талибана» пилоты старой армии перегнали десятки военных самолётов и вертолётов в Узбекистан и Таджикистан. США выступают против их возвращения Кабулу, заявляя, что «техника никогда не была афганской, она была американской». В сентябре глава МИД Афганистана Амир Хан Муттаки в очередной раз призвал соседей вернуть машины. «Мы просим те страны, которые четыре года назад в связи с политическими событиями забрали часть наших вертолётов и передали их соседним государствам, вернуть эти вертолёты афганскому народу для использования в гуманитарных целях», — заявил он. Ни из Душанбе, ни из Ташкента ответных заявлений не последовало.

Вторым негативным фактором является ситуация с безопасностью в самом Афганистане. Несмотря на неоднократные утверждения властей о том, что правительственные силовые структуры полностью контролируют ситуацию, в стране по-прежнему действуют экстремистские группировки. С одними (например, «Исламским государством»*) Кабул ведёт борьбу, с другими сотрудничает. Среди последних есть организации, укомплектованные выходцами из соседних государств. Например, «Джамаат Ансаруллах»* включает этнических таджиков, которые открыто заявляют о желании утвердить исламистский режим у себя на родине.

Обеспокоенность этим высказал замминистра иностранных дел Таджикистана Фаррух Шарифзода, выступивший на III Минской международной конференции по евразийской безопасности 30 октября. «Сохраняется риск использования афганской территории для дестабилизации обстановки в сопредельных государствах», — отметил дипломат.

Другой участник форума — главный специалист центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Файзулло Баротзода — обратил внимание на радикализацию молодёжи в центральноазиатских странах и её вербовку экстремистскими группировками. Пакистано-афганский конфликт, добавил он, чреват активизацией радикальных движений, ослаблением власти талибов и опасностью внутриполитического раскола.

Параллельно с экстремистскими идеями из Афганистана в регион проникают крупные партии наркотиков. За первую половину нынешнего года в Таджикистане было изъято 3,1 тонны афганского опиума. Свыше половины «улова» пришлось на районы, непосредственно граничащие с соседней страной.

В этой взрывоопасной ситуации, лишь подогреваемой социально-экономическими проблемами вроде бедности и неравенства, вмешательство внешних игроков может сыграть роль искры. Однако власти Таджикистана, как и других республик, закрывают на эту опасность глаза. Встретившись 23 сентября с заместителем госсекретаря США Ричардом Вермой, глава таджикского МИД Сироджиддин Мухриддин приветствовал укрепление сотрудничества в сферах охраны границы, борьбы с наркотрафиком и терроризмом. А президент республики Эмомали Рахмон отправился в Вашингтон для участия в саммите «Центральная Азия — США», назначенном на 6 ноября. Если в чём и могут «помочь» подобные «союзники», так это в скатывании региона к тотальной нестабильности.

* Организация, запрещённая в РФ.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *