По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Елена Морозова
Они балансируют на грани разорения, трудясь не покладая рук, взывают к властям о помощи и, не получая её, вынуждены жить в режиме от протеста до протеста с перерывами на посевную и жатвенную кампании. Речь идёт о фермерах Польши, которые по вине недальновидной сельхозполитики правительства, помноженной на равнодушие к проблемам аграриев, нищают день ото дня: в разгар сбора урожая овощей закупочные цены рухнули, и производители вынуждены сбывать продукцию почти задаром. В попытке заставить кабмин обратить внимание на сей дисбаланс и отреагировать на вопиющую несправедливость, главные кормильцы страны с ноября вновь вышли на тропу войны, устраивая под лозунгом «Прекратите нас грабить!» масштабные акции протеста, традиционно сопровождающиеся блокированием дорог, скоростных автомагистралей и погранпереходов с Украиной.
Как рассказали фермеры Мазовецкого воеводства, видящие в массовом выступлении единственную возможность достучаться до кабмина, выращивать овощи и фрукты в Польше стало просто невыгодно. «О прибыли уже никто не говорит, все мечтают хотя бы не уйти в минус по итогам сезона, ведь закупочные и розничные цены отличаются в десятки раз: так, килограмм картофеля, приобретённый у нас за 20 грошей, в магазине продаётся минимум за три злотых. Та же самая картина и с другими овощами, от лука до свёклы», — сетуют труженики земли, подозревающие скупщиков агропродукции в сговоре.
Сложившаяся ситуация, указывают крестьяне, позволяет торговцам обогащаться за счёт банкротства производителей. При этом фермеры, находясь в долговой зависимости, не могут легко перепрофилировать свои хозяйства. Практически вся сельхозтехника, а также удобрения, семена и горючее приобретаются в кредит, который необходимо выплачивать. Вот только оборудование, предназначенное, например, для обработки картофеля, невозможно использовать для ухода за яблоневым садом. В результате аграрии вынуждены продолжать работать себе в убыток, не имея возможности сменить сферу деятельности.
Эксперты отмечают: проблемы, зревшие в агроиндустрии Польши не один год, этой осенью достигли пика, причём многие беды фермеров связаны с патологическим желанием брюссельских чиновников удержать на плаву Украину и её сельхозпоставщиков. Так, польские перерабатывающие заводы вопреки обязательствам сократили закупки у местных производителей ввиду дешёвого импорта из «незалежной» и других стран. Кроме того, крестьяне зачастую довольствуются устными договорённостями, а посему деньги за свой товар получают с большой задержкой, причём даже крупные сети рассчитываются за приобретённую продукцию спустя несколько месяцев.
По мнению бывшего вице-премьера и экс-министра экономики Януша Пехоциньского, ключевая причина кризиса в сельхозотрасли — рост затрат на производство на фоне падения цен по причине избыточного предложения овощной продукции. В свою очередь бизнес-аналитики считают происходящее следствием перераспределения рынка. Уже сейчас более половины полок в магазинах западных соседей Польши, чей агросектор всегда занимал лидирующие позиции, отданы под товары с Украины, из Германии и других стран.
А вот представитель Ассоциации сотрудничества Польша — Восток Александр Яцек видит корень проблемы в засилье внешних инвестиций. «Значительная часть наших крупных торговых центров находится в руках иностранного капитала, в том числе принадлежащего ФРГ, Португалии, Нидерландам, который в первую очередь будет реализовывать собственную продукцию, а покупать — немецкую, французскую, испанскую и только потом польскую, — указывает политолог. — Попытки же создать собственную национальную сеть магазинов сельхозпродуктов дальше разговоров, увы, не пошли».
Любопытно, что представители разных флангов политоппозиции страны сходятся в одном: все последние решения Евросоюза в области агрополитики убыточны для фермеров страны. Так, ещё один бывший глава минэка, евродепутат Вальдемар Буда обрушился с критикой на Брюссель за подписание соглашения между ЕС и МЕРКОСУР (экономическое содружество южноамериканских государств). Политик уверен: заключённый год назад договор, в результате которого на польский рынок хлынула продукция из Бразилии, Аргентины, Уругвая, Боливии и Парагвая, окончательно добьёт местное сельское хозяйство.
Комментируя коллапс в отрасли, Кшиштоф Толвиньский, председатель аграрной партии «Фронт», выступающей за нормализацию отношений с Россией и Белоруссией, подчеркнул, что польские фермеры страдают от недобросовестной конкуренции со стороны украинских агрохолдингов, в большинстве своём принадлежащих крупным американским компаниям: «О каком честном соперничестве может идти речь, когда в Польшу поставляется пшеница из «незалежной», которая в 20 раз дешевле? А куда деться от заполонившей рынок манки, кукурузы, рапса, сахара и других товаров, чей импорт не контролируется и не подпадает под регулирование ЕС?»
Из огня да в полымя польских крестьян бросает уже несколько лет, а потому любимая работа, жалуются участники протеста, превратилась в изматывающую борьбу за выживание. Ведь даже на волне агрессивного демпинга со стороны «самостийной» труженикам села приходится соблюдать жёсткие экотребования, навязанные Брюсселем в рамках «зелёного курса», который правительство премьера Дональда Туска, кстати, обещало скорректировать, но, как обычно, одними посулами и ограничилось.
Фермерство просто добивают, считают возмущённые аграрии, констатируя, что власти бросили их на произвол судьбы и принесли в жертву политике. Швыряя миллиарды на помощь Украине и всячески заискивая перед США, кабмин откровенно плюёт на проблемы и заботы тех, кто кормит Польшу, возделывая её земли и выращивая на них урожай.
Поводов для возмущения с избытком хватает и у жителей находящегося на содержании Запада самого проблемного восточного соседа Польши, в столице которого — Киеве прошёл митинг родственников украинских военнослужащих. Собравшиеся требовали от командования ВСУ вернуть тела погибших, проведя их эвакуацию с поля боя, и прояснить ситуацию с пропавшими без вести. Инициаторами акции выступили члены семей и друзья бойцов различных подразделений, включая 95-ю десантно-штурмовую и 157-ю механизированную бригады. Присутствовавшие держали плакаты с фотографиями военных, чья судьба до сих пор неизвестна, и символикой армейских частей.
В конце октября британский журналист Уоррен Торнтон (бывший военный снайпер, а ныне независимый расследователь) сообщил, что ВСУ значительно искажают данные о потерях. По сведениям создателя онлайн-платформы «Франтлайн», в разных регионах страны — в том числе под Днепропетровском, Запорожьем и Харьковом — появляются массовые захоронения с табличками «неопознанный защитник Украины», и постоянно растущее количество таких безымянных могил подрывает доверие к официальной статистике хунты Зеленского. Как отметил Торнтон, ВСУ продолжают говорить об «умеренных» потерях, однако в действительности «морги переполнены».
Протесты с призывом предоставить информацию об исчезнувших бойцах заметно усилились в «незалежной» с августа, когда достоянием общественности оказались случаи многочисленных издевательств над военнослужащими различных подразделений. По данным возмущённых родственников, в 95-й десантно-штурмовой, 117-й тяжёлой механизированной и 118-й механизированной бригадах солдат не эвакуируют с утерянных позиций, и они вынуждены сдаваться в плен;
в 57-й мотопехотной бригаде воинов держат в ямах, бьют и глумятся над ними; в 225-м и 425-м штурмовых полках военнослужащим дают телефоны всего раз в неделю под жёстким контролем, а неподготовленных новобранцев бросают на убой; в 23-й механизированной бригаде присваивают вещи пропавших без вести, при этом вывод бойцов с утраченных территорий не производится; на родных и близких солдат 39-й бригады береговой обороны оказывали давление, чтобы те не писали рапорты с жалобами на командование; с членов семей военнослужащих 59-й мотопехотной бригады взимали от 3000 долларов за вывоз раненого с поля боя; в 116-й механизированной бригаде убийства военных выдавали за суицид.
Из Восточной Европы переносимся в Южную, точнее — в Испанию, где Профсоюз технических специалистов здравоохранения (ПТСЗ) организовал общенациональную забастовку в знак протеста против «десятилетий неравенства и невыполненных обещаний правительства». Две серии двухдневных акций сопровождались демонстрациями в Мадриде, которые прошли у зданий министерств здравоохранения, финансов и образования.
Работники, составляющие примерно 10% персонала медучреждений и отвечающие за проведение диагностических тестов, радиотерапию, скрининговые обследования и лабораторные анализы, возмущены тем, что минздрав во главе с Моникой Гарсиа не выполнил обязательств, взятых после июньских переговоров (по их результатам профсоюз отменил намеченную стачку), и ограничился лишь «косметическими изменениями».
«Нас не слушают, не уважают и обманывают. Это издевательство продолжается уже больше 40 лет», — подчеркнул Хуан Карлос Родригес Перес, президент Ассоциации технических специалистов здравоохранения, в которую входит ПТСЗ, добавив, что на фоне подготовки нового рамочного статута медработников техперсонал решил во всю мощь заявить о своих претензиях.
Участники стачки, возмущённые постоянным принижением значимости своей профессии, требовали повышения зарплаты до уровня, соответствующего их квалификации; включения их в категорию В (для специалистов с высшим техническим образованием) Базового статута гос-служащего; продления профобучения с двух до трёх лет.
Сейчас, несмотря на высшее техническое образование, старшие медтехники, без которых невозможно функционирование больниц и онкоцентров, получают зарплату на уровне выпускников средней школы, и профсоюзы считают это откровенной дискриминацией. «Мы единственная развитая страна, где высококлассные специалисты учатся всего два года и не могут применять современные технологии», — отметил Родригес.
Акция была направлена сразу против трёх ведомств: минздрава — за игнорирование июньских соглашений, минфина — за непересмотр окладов в течение 18 лет, минобра — за «устаревшую и неэффективную» систему подготовки кадров.
Отдельный повод для недовольства — установление служебных минимумов, необходимых для обеспечения работы медучреждений во время забастовки, поскольку во многих регионах власти ввели эти лимиты без переговоров с профсоюзами, что фактически делает стачку бессмысленной. В частности, в Валенсии решение уже обжаловано в Верховном суде автономии.
В случае невыполнения своих требований ПТСЗ угрожает перевести акцию в бессрочный формат, грозящий парализовать работу диагностических отделений по всей стране. «Мы не хотим вредить пациентам, но желаем, чтобы нас, наконец, услышали», — подчеркнули старшие медтехники.
Если в Европе наблюдается осеннее протестное обострение, то в Африке — весеннее, и связано оно с президентскими выборами сразу в нескольких государствах региона. Вслед за Камеруном, где волнения начались после признания победы на выборах 92-летнего Поля Бийи, находящегося у власти уже 43 года, масштабные беспорядки охватили Танзанию, в которой главный госпост сохранила за собой действующая руководительница страны Самия Сулуху Хасан — лидер правящей «Партии революции» (ПР), набравшая 97,66% голосов избирателей.
На фоне стихийного бунта, вспыхнувшего прямо в день народного волеизъявления, по стране прокатилась волна нападений на госучреждения, стратегические объекты и представителей силовых ведомств. В попытке навести порядок власти объявили комендантский час, отключили интернет и отправили армейские подразделения в ряд городов, включая столицу Додому, в которой расположен президентский дворец, и крупнейший мегаполис Дар-эс-Салам. Военные также поддерживают порядок на архипелаге Занзибар, являющемся автономным регионом Объединённой Республики Танзания с собственным правительством и парламентом. Кстати, здесь выборы также выиграл представитель ПР — нынешний глава региона Хусейн Мвиньи, получивший почти 80% голосов. Однако его триумф отказались признать соперники, заявившие о массовых фальсификациях.
Сторонники оппозиционных политобъединений, преимущественно молодёжь, считают прошедшие всеобщие выборы несправедливыми, обвиняя танзанийское руководство в преследовании оппонентов и давлении на СМИ. Инициатором протестов выступила «Партия за демократию и прогресс» (ПДП), которую отстранили от участия в голосовании за отказ подписать «кодекс поведения», а её лидера Тунду Лиссу, призывавшего реформировать избирательную систему, в апреле арестовали по обвинению в госизмене. Не повезло и ставленнику другой оппозиционной политсилы — «Альянса за перемены и открытость»: Лухагу Мпину сняли с выборов за «нарушение процедур». В итоге в качестве претендентов на президентское кресло всё же зарегистрировали 16 представителей оппозиции, правда, ни один из них не пользовался популярностью у населения, а потому в отсутствие значимых конкурентов триумф 65-летней Самии Сулуху Хасан был практически предрешён, особенно учитывая крайне низкую явку избирателей.
В ходе неутихающих волнений, по данным ПДП, в восточноафриканской республике погибли около 700 человек, в то время как правительство называет эти цифры «значительно преувеличенными». Дипломатические источники сообщили о 500 жертвах, а Управление Верховного комиссара ООН по правам человека подтвердило смерть минимум 10 человек и выразило озабоченность в связи со стрельбой боевыми патронами по протестующим в Аруше, Мванзе, Дар-эс-Саламе и других городах.
СМИ и правозащитным организациям трудно проверить данные об убитых, поскольку интернет в стране не работает, а больницы отказываются предоставлять информацию. Источник в одном из госпиталей Дар-эс-Салама сообщил, что в большинстве медучреждений города не хватает коек для раненых, а морги переполнены.
Руководители ПДП всерьёз опасаются за свою жизнь, поскольку, по их словам, «резня происходит ночью, когда никто не может это увидеть». «Силовики заняты активным розыском наших лидеров, многие из которых, не дожидаясь пока их убьют, покинули страну», — рассказал Джон Китока, глава парт-отдела по иностранным делам и диаспорам, обративший внимание на применяемую властями тактику насильственного подавления инакомыслия. Как отметил член ПДП, преследования, похищения и запугивание оппозиционных деятелей и журналистов, широко практиковавшиеся в предвыборный период, продолжились и по окончании голосования.
Примечательно: Самия Сулуху Хассан, первая в истории Танзании женщина-президент, вступила в эту должность в 2021 году в связи с внезапной кончиной главы государства Джона Магуфули, при котором дама занимала пост вице-президента. В начале своего правления Самия получила широкое признание за ослабление политических репрессий, которые, впрочем, вскоре возобновились: кабинет госпожи президента неоднократно обвиняли в расправе с оппонентами путём незаконных арестов и киднеппинга.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.