По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Неолиберально-авторитарный натиск в Латинской Америке встречает отпор со стороны трудящихся. По итогам первого тура президентских выборов в Чили лидирует коммунистка Жанетт Хара. В Эквадоре ширится борьба против правого режима, продающего страну иностранному капиталу.
Буржуазное проклятие
Вершиной творчества уругвайского журналиста и писателя Эдуардо Галеано, скончавшегося десять лет назад, стала книга «Вскрытые вены Латинской Америки». В этом масштабном и пронзительном труде он показал, как родина древних культур и трудолюбивых людей стала придатком иностранных держав. «Наше поражение всегда подразумевало победу других; наше богатство всегда порождало нашу бедность, чтобы питать процветание других — империй и их местных приспешников, — писал автор. — Дождь, орошающий центры империалистической власти, топит обширные окраины системы. Точно так же, симметрично, благосостояние наших правящих классов — господствующих внутри, но подчинённых внешним силам, — становится проклятием для наших народных масс, обречённых на жизнь вьючных животных».
Эта несправедливость не только не смягчается, а становится всё более вопиющей по мере того, как обостряется международное соперничество ведущих держав, а главная из них — США — пытается сохранить могущество за счёт ограбления своего «заднего двора». Как и в период «холодной войны», превозносимые на словах идеалы демократии здесь не действуют. Капитал готов опираться на самые тёмные силы, лишь бы они защитили его интересы.
Задавшись целью укрепить собственное влияние в Латинской Америке, Вашингтон прибег к хитрой уловке: свои агрессивные действия он оправдывает борьбой с наркоторговлей. Под этим предлогом готовится интервенция против Венесуэлы, совершаются нападки на руководство Колумбии и Мексики. В то же время лидеры, реально вовлечённые в грязные схемы контрабанды, остаются вне подозрений американских властей.
Пожалуй, самую зловещую роль играют здесь власти Эквадора — страны, через которую проходит 70 процентов экспорта кокаина в США и Европу. Многочисленные расследования местных журналистов установили причастность к смертельной торговле «Нобоа трэйдинг» — ведущей компании по вывозу бананов. Информацию подтвердил доклад Европейской комиссии. По его данным, 57 процентов контейнеров с фруктами, пришедших в порт Антверпена из Эквадора, содержали партии кокаина.
«Нобоа трэйдинг» является частью бизнес-империи, чей представитель Даниэль Нобоа занимает пост президента Эквадора. Придя к власти, он не стал утруждать себя маскировкой. Концессии на добычу полезных ископаемых получают родные и близкие главы государства, они же выигрывают многочисленные тендеры, не неся ответственность за хищения. Так, сотни закупленных за рубежом электрогенераторов оказались негодными.
В Вашингтоне и других западных столицах смотрят на это сквозь пальцы, поскольку Нобоа избрал «правильную» линию поведения. Пентагон получил доступ к портовой и воздушной инфраструктуре Галапагосских островов, а в июне парламент республики одобрил пересмотр пятой статьи Конституции, запрещающей присутствие иностранных военных баз. Чьих именно, не скрывается. «Мы обсудили возможность размещения американского военного персонала… для устранения общих угроз. Если нас пригласят вернуться, это будет наша стратегическая позиция», — заявил госсекретарь США Марко Рубио, в сентябре посетивший Эквадор. По итогам переговоров было объявлено о скорой поставке американских беспилотников и начале обучения местных силовиков американскими инструкторами. После этого базы в Манте и Салинасе посетила министр внутренней безопасности США Кристи Ноэм, без стеснения говорившая об этих объектах как о собственности Вашингтона.
Народный отпор
Добившись весной этого года переизбрания, Нобоа тут же приступил к «шоковой терапии» по рецептам МВФ. Согласившись предоставить 5 млрд долл., доноры потребовали от Эквадора резкого сокращения расходов. В июне Нобоа распорядился расформировать четыре министерства, разом уволив 5 тыс. человек. Логика у реформы чисто рыночная. Так, министерство окружающей среды влито в министерство энергетики и горнодобывающей промышленности.
Понимая, что трудящиеся молча не проглотят форсирование неолиберального курса, власти создали «подушку безопасности» из ряда законов. Они облегчают использование армии в полицейских операциях, вводят правовой иммунитет для силовиков, усиливают контроль над деятельностью партий и общественных организаций. Органы безопасности получили доступ к личным данным без санкции суда. Изменения объясняются борьбой с преступностью, хотя пока меры властей привели к обратному результату. За первую половину года произошло 4,6 тыс. убийств — на 47 процентов больше, чем годом ранее.
В парламенте Нобоа не встретил серьёзного сопротивления. Хотя правые силы не получили на последних выборах большинства, власть угрозами и подкупом перетянула на свою сторону депутатов индейской партии «Пачакутик» и нескольких избранников от левой партии «Гражданская революция». Зато неожиданная преграда возникла в лице конституционного суда. Последний отказался утверждать упомянутые законы, а также возможность возвращения иностранных военных баз. После этого судьи столкнулись с сильнейшими нападками. «Они встали на сторону насильников и наркоторговцев! — заявил президент. — Мы не позволим, чтобы перемены тормозились девятью судьями!»
Столь же низкие приёмы применяются в отношении протестующих. В сентябре Нобоа, вопреки предвыборным обещаниям, отменил субсидии на дизельное топливо. Его стоимость выросла сразу на 60 процентов, теперь она будет привязана к мировым ценам. Конфедерация коренных народов после этого объявила бессрочную общенациональную забастовку. К ней присоединились крупнейшие профсоюзные организации: Объединённый рабочий фронт и Национальный союз работников образования. Помимо возвращения субсидий, протестующие потребовали снижения НДС с 15 до 12 процентов, повышения бюджетного финансирования образования и здравоохранения, прекращения добычи полезных ископаемых на охраняемых территориях.
Власти называют демонстрантов «террористами» и «агентами наркокартелей», обращаясь с ними, как с опаснейшими преступниками. Опять-таки вопреки вердикту конституционного суда, Нобоа ввёл режим ЧП: только в столицу были брошены 5 тыс. военных. От рук силовиков погибли три человека. Один из них — индеец-кечуа Эфраин Фуэрес — получил пулю в спину. Камеры зафиксировали, как военные избивают умирающего и тех, кто пытался оказать ему помощь. Среди других погибших — 30-летний фермер и 61-летняя женщина. Пострадали около 300 демонстрантов, судьба дюжины задержанных неизвестна. Силовики проводили рейды по больницам, арестовывая раненых и угрожая врачам. Многие манифестанты без суда отправлены в тюрьмы для особо опасных преступников. Власти закрывают оппозиционные СМИ и ограничивают интернет-связь.
Чтобы окончательно сконцентрировать в своих руках власть, Нобоа инициировал проведение референдума. На него был вынесен вопрос созыва учредительного собрания для выработки новой Конституции. Кроме того, жителям предложили одобрить возвращение зарубежных военных баз, сокращение численности депутатского корпуса, прекращение госфинансирования политических партий. Под надуманным предлогом власти запретили «Гражданской революции» и ряду других организаций агитацию против изменений. Несмотря на это, проведённый 16 ноября референдум провалился. Почти две трети пришедших на участки граждан отвергли реакционные предложения, включая размещение иностранных военных баз.
Красные против коричневых
Ударом по высокомерию капитала стали выборы в Чили. По итогам прошедшего 16 ноября первого тура впереди — кандидат левой коалиции «Единство за Чили», коммунистка Жанетт Хара. Дочь рабочего, выросшая в нужде, она с четырнадцати лет связала свою судьбу с компартией. «Я родом из настоящей Чили», — говорит Хара.
Близость к чаяниям простых людей и возмущение несправедливостью привели её в студенческое и профсоюзное движения. О своих корнях Хара не забыла и после вхождения в правительство. На посту министра труда она добилась сокращения рабочей недели с 45 до 40 часов, существенного повышения минимальной зарплаты, принятия прогрессивной пенсионной реформы.
Сформированная на основе четырёх с лишним тысяч наказов, предвыборная программа коммунистки стала отражением чаяний широких масс. «Большинство работающих семей сегодня боятся, что не смогут свести концы с концами. Повышение стоимости жизни сопровождается отсутствием нормального доступа к здравоохранению и жилью», — подчёркивается в платформе. Экономический рост, считают коммунисты и их союзники, должен служить всеобщим интересам, а не приносить благо исключительно имущей кучке. Это подразумевает достойные оплату и условия труда, уверенность работников в завтрашнем дне, сокращение неравенства.
Прямой противоположностью Хара является её соперник Антонио Каст. «Правда» уже писала об этом одиозном деятеле и о его семье. Отец Каста — член нацистской партии и офицер вермахта, участвовавший в том числе в боях с Красной Армией на Правобережной Украине в 1944 году, после войны эмигрировал в Чили и открыл свой бизнес. В Пиночете вчерашний нацист разглядел «родную душу». Задокументированы факты сотрудничества Каста-старшего с «национальным информационным центром» — политической полицией диктаторского режима, ответственной за террор.
Сыновья пошли по стопам отца. Старший — Мигель — занимал должности министра труда и главы центробанка при Пиночете. Сам Антонио в 1988 году участвовал в кампании по сохранению полномочий диктатора и с тех пор не устаёт восхищаться кровавым генералом. Будь Пиночет жив и баллотируйся в президенты, фантазирует Каст, он бы обязательно проголосовал за своего кумира. Кроме того, политик требует смягчения наказания для осуждённых головорезов диктатуры. Один из них — Михаил, сын печально известного прислужника гитлеровцев Семёна Краснова, запятнал себя выполнением наиболее грязных заказов, включая убийства и пытки, он приговорён суммарно к 1047 годам заключения. Как утверждает Каст, он имел долгие беседы с изувером и «сомневается в его вине».
Как и его идейные соратники, политик служит интересам капитала. Перед выборами Каст обещал провести дерегулирование экономики, снизить корпоративные налоги и урезать госрасходы на 6 млрд долл. в течение первых полутора лет после избрания. Но главным мотивом его кампании стала борьба с иммиграцией. Силами буржуазных СМИ многих обывателей уверили в «невиданном» наплыве иммигрантов и связанном с этим всплеске преступности. В действительности численность нелегальных мигрантов едва превышает 300 тыс. человек — 1,5 процента населения страны. Уровень убийств, достигший пика в 2022 году, с тех пор сократился на четверть. По этому показателю (5,5 случаев на 100 тыс. жителей) Чили занимает одно из последних мест в регионе.
Однако преступность и иммиграция являются излюбленным «коньком» крайне правых сил. Каст обещает править страной «железным кулаком», построив заграждения на границе и ужесточив наказания. К сожалению, на этот крючок попались многие жители. Разрыв между вышедшими во второй тур кандидатами оказался невелик: 27 процентов у Жанетт Хара и 24 процента у Антонио Каста. Второй тур пройдёт 14 декабря. Многие наблюдатели говорят о победе Каста как о свершившемся факте. Их главный аргумент заключается в том, что большинство остальных кандидатов представляли правый лагерь и теперь их электорат перейдёт к сыну нациста.
Стоит, впрочем, напомнить, что схожая картина наблюдалась четыре года назад. Каст даже лидировал в первом туре, получив 29 процентов голосов. Однако во втором вперёд вырвался кандидат левых сил Габриэль Борич. Так что исход голосования вовсе не предрешён. Правда, даже в случае победы Жанетт Хара не сможет «почивать на лаврах». Проводившиеся одновременно с президентскими парламентские выборы принесли неоднозначные результаты. Левая коалиция заняла первое место, но не получила большинства. В нижней палате она будет контролировать 61 место из 155, а в сенате — 20 из 50. На фоне неудачи «традиционных правых» радикалы укрепили позиции. Возглавляемая Кастом Республиканская партия и её союзники увеличили представительство почти вдвое. Чили ждут ожесточённые классовые битвы, и их исход во многом зависит от принципиальности и стойкости левых сил.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.