На южных рубежах Центральной Азии ухудшается ситуация с безопасностью. В результате атаки на погранзаставу погибли военнослужащие Таджикистана. Участившиеся вооружённые инциденты заставляют задуматься над целью эскалации, явно координируемой из дальнего зарубежья.
Резкая дестабилизация международной политики, провоцируемая империалистическими державами во главе с США, заставляет внимательнее приглядываться к потенциальным «горячим точкам». В соответствии с «интересами заказчика» их наибольшая концентрация ожидается вдоль границ Китая, Ирана и России. В этом отношении Афганистан, граничащий с двумя первыми государствами, а также с постсоветскими республиками Центральной Азии, является поистине идеальным претендентом.
Централизация власти под руководством движения талибов не привела к очищению территории страны от террористических группировок. Этот факт подтвердил доклад, представленный в конце декабря группой аналитической поддержки и мониторинга санкций Совета Безопасности ООН. «Исламское государство» (ИГ)*, отмечается в нём, продолжает «представлять серьёзную угрозу внутри Афганистана, в регионе и за его пределами». Численность активных боевиков организации эксперты оценивают в две тысячи человек. Лагеря подготовки ИГ* действуют как вдоль границы с Пакистаном, так и в северных районах страны. Значительную часть боевиков составляют иностранные граждане, в том числе уроженцы республик Центральной Азии. Ещё одна отличительная черта группировки — вербовка несовершеннолетних, из которых, в частности, формируют отряды смертников.
В целом, по данным авторов доклада, в Афганистане действуют свыше двадцати экстремистских организаций. Среди них «Аль-Каида»*, Исламское движение Восточного Туркестана*, «Джамаат Ансаруллах»* и другие. Это подрывает достоверность утверждений официального Кабула об отсутствии в стране постоянных баз террористических группировок, включая ИГ*. Не менее веским доказательством являются участившиеся нападения на территорию сопредельного Таджикистана. «Правда» сообщала (см. номер от 9—10 декабря 2025 г.) об атаках на сотрудников совместных таджикско-китайских предприятий, произошедших в конце ноября. Погибли пять граждан КНР. После этого работы по строительству международной автотрассы Таджикистан — Китай были приостановлены. Как уточнили в министерстве транспорта, «в целях обеспечения безопасности китайских работников» и до «полного восстановления ситуации с безопасностью». Завершить прокладывание дороги планировалось к сентябрю этого года.
Уже тогда стало ясно, что сводить всё к проискам наркоторговцев, мягко говоря, недальновидно. Мишени атак, а также современное вооружение боевиков (включая дроны со взрывчаткой) показали: речь идёт о целенаправленной дестабилизации региона. Очередным этапом эскалации стало нападение в ночь с 23 на 24 декабря. Группа боевиков проникла на территорию района Шамсиддин Шохин Хатлонской области. В результате боестолкновения погибли два пограничника и три боевика. На месте инцидента позже были обнаружены американские штурмовые винтовки M16, автомат Калашникова, а также пистолеты, гранаты и другие боеприпасы.
Время атаки было выбрано явно не случайно. 24 декабря были введены в эксплуатацию четыре новых погранзаставы и танкодром на учебном полигоне «Харбмайдон» в Хатлонской области. Торжественная церемония прошла в министерстве обороны Таджикистана с участием президента Эмомали Рахмона и других руководителей страны. По данным пресс-службы пограничных войск, боевики планировали нападение на одну из погранзастав, но были вовремя обнаружены.
Реакция Душанбе оказалась довольно жёсткой. Там заявили, что «правительство талибов демонстрирует серьёзную безответственность в выполнении своих международных обязательств, обещаний по обеспечению безопасности и стабильности на государственной границе с Республикой Таджикистан и борьбе с членами террористических организаций». Кабул призвали к извинениям народу Таджикистана и принятию эффективных мер по недопущению подобных инцидентов.
Афганское руководство, впрочем, не стало брать на себя ответственность. Глава МИД Амир Хан Муттаки обвинил в случившемся «некие элементы», которые «пытаются подорвать дружественные отношения между двумя соседними странами и создать впечатление нестабильности». Пообещав провести расследование, министр особо подчеркнул, что в Кабуле не хотят превращения страны в поле битвы мировых держав.
СМИ Афганистана были более откровенными. Газета «Хаште субх» сообщила, что нападение совершили боевики группировки «Джамаат Ансураллах»*. Последняя в основном состоит из этнических таджиков и действует
в приграничных районах. В 2021 году организация выступила союзницей «Талибана» в захвате власти и получила ряд уездов в фактическую вотчину. Среди главарей группировки упоминается весьма колоритная личность — Хаджи Башир Нурзай. В 2001 году он был завербован американцами в качестве агента, однако несколько лет спустя его арестовали в США за попытку контрабанды наркотиков. Нурзая приговорили к пожизненному заключению, но в 2022 году он вышел на свободу и вернулся в Афганистан в обмен на освобождение американского инженера Марка Фрерихса.
О том, что правительство талибов оказывает давление на «Джамаат Ансураллах»*, ничего не слышно. Зато стало известно о закрытии Кабулом генерального консульства в Хороге — административном центре Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Всё это может быть эпизодами одного сюжета, написанного далеко за пределами как Афганистана, так и Таджикистана.
*Организация, запрещённая в РФ.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.