По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Игорь Молчанов
Мурманск и Североморск, Московская область, промышленный Дзержинск, далёкая Камчатка, хлеборобная Ростовская область, Челябинская, Пермский край и т. д… Это далеко неполный список регионов, в которых внезапно наступившая зима и окончательно потерявшие берега чиновники от ЖКХ, оставили без света и тепла десятки тысяч людей.
Не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство — это отдельный, обособленный и непрозрачный мир, который живет по своим законам. Главный из которых: обеспечить больший приход денежных средств, как от граждан, так и от государства. При этом потратить на свои прямые обязательства как можно меньше.
Яркий пример — так называемое «Трубное дело», когда в Северной столице вместо новых труб отопления и водопровода в землю зарывали бывшие в употреблении и бракованные трубы. Оно же и пример лоббистских возможностей.
Дело шло с 2013 по 2016 годы, вменялись хищения более 3 миллиардов (!) рублей, из Москвы в Санкт-Петербург прибыла бригада в составе 200 следователей, оперативников и спецназовцев (сотрудников следственного департамента МВД РФ и ГУЭБиПК, а также спецподразделений «Рысь» и «Зубр»). Но дело фактически рассыпалось, виновные получили условные сроки.
По уровню хищений и коррупции, «Трубное дело» переплюнуло даже известное во времена перестройки 80- х годов прошлого века громкое «Хлопковое дело». А уж сколько разного рода расследований размахом поменьше было и есть на Руси, — счету не поддаётся.
При этом аппетиты коммунальщиков растут год от года. Уже подсчитано, что с 2024 по 2028 гг. тарифы за ЖКУ вырастут ориентировочно на 40−50% (в зависимости от региона). Даже по прогнозу Минэкономразвития, во второй половине 2028 года коммунальные услуги для населения будут стоить на 43% выше, чем во второй половине 2024 года.
По видам коммунальных услуг прирост во второй половине 2028 года по отношению ко второй половине 2024-го составит: по оптовым ценам на газ для населения плюс 41%; по электроэнергии 48%, по теплоэнергии 46%, по водоснабжению 38%, а водоотведению 37%.
И это не окончательные цифры! Ранее Минэкразвития нам пообещало, что в 2026 году коммуналка подорожает на 5,4%, а в 2027-м — на 4,8%. А теперь речь идёт минимум от 8% до 22% (за 2 индексации с 1 января и 1 октября этого года).
Причём для каждого региона установлено свое предельное значение индексации платы. Например, в Приморском крае с учетом двух индексаций коммунальные услуги в 2026 году подорожают на 10,9%, в Краснодарском крае — на 11,3%, в Воронежской области — на 11,6 в Белгородской области, которую чуть ди не постоянно обстреливают и даже погружают в блэкаут, — на 14,7%.
Больше всего вырастут тарифы в Ставропольском крае (23,7%), Дагестане (21,4%), Тамбовской области (19,2%), Тюменской области (18,9%) и Северной Осетии (18%).
В Москве в результате двух индексаций плата за коммунальные услуги вырастет на 16,7%, в Московской области — на 14,5%, в Санкт-Петербурге — на 16,3%, в Ленинградской области — на 10,9%.
Лоббисты ЖКХ, уверяют, что население жирует за их счёт. В ноябре исполнительный директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» Марк Геллер заявил, что население, оно же электорат, не доплачивает от 50 до 70% от реальной стоимости оказанных услуг! Из кресла в высоком кабинете, понятное дело виднее, нежели на земле.
Этот самый электорат, то есть мы с вами, считаем по-другому. Даже сейчас нынешние 10−15% дохода, которые мы вынуждены отдавать за оплату услуг ЖКХ, неоправданно много. Тем более, при таком качестве их предоставления.
А что говорят жители Мурманска и Североморска, которые в январе (!) на несколько дней остались без света, отопления, воды и связи?
Или подмосковного городка Жуковский, в котором прорыв магистральной теплотрассы 24−25 января привел к отключению отопления у десятков тысяч жителей в период сильных морозов.
В Дзержинске Нижегородской области 25 января без света и тепла остались, по разным оценкам, от 60 до 80 тыс. человек.
И это совсем малая часть происшествий и ЧП, случившихся в сфере ЖКХ во время «внезапно наступившей» зимы 2025−2026 годов. А она в самом разгаре.
Коммунальные сети России изношены до критического состояния. Последние лет тридцать их эксплуатировали в хвост и гриву.
В профильных докладах Минстроя заявляется, что износ по многим видам коммунальной инфраструктуры 60−70% и выше, особенно в теплосетях и водопроводе; значительная часть сетей отслужила нормативный срок. И об этом говорили ещё пять-шесть лет назад.
Сейчас начата программа модернизации ЖКХ с целевым объёмом примерно 4,5 трлн руб. до 2030 года. Так заявил глава правительства Михаил Мишустин. По оценке Минстроя РФ, до 2030 года в обновление теплосетей необходимо вложить минимум 4 трлн рублей. Президент Путин поручил выделить эти деньги.
По альтернативной же оценке — ученых РАН, по нынешним ценам надо вкладывать впятеро больше — до 20 трлн. рублей.
Откуда такой разброс? Этого не знают даже в профильном министерстве. Строительный вице-премьер Марат Хуснуллин так прямо и сказал в интервью РБК: «Надо честно признать, что всех пугают износом, но точной информации нет. Объясню: если на предприятии ЖКХ нормальный директор, он все равно за счет текущего ремонта сети постепенно обновляет. И у него по бумагам может быть 100-процентный износ, а по факту уже половина заменена». Как можно бороться с проблемой, не зная её масштабов?!
Но метод борьбы известен лоббистами — постоянный рост драконовских тарифов по всем позициям, связанным с ЖКХ. Которые потом непонятно куда уйдут. Глава ФАС Максим Шаскольский осенью прошлого года заявил, что коммунальщики с начала 2025 года безосновательно собрали с населения 37,4 млрд рублей — в 12 раз больше, чем в 2020-м (2,4 млрд). И ничего! Только стрелочники ответили.»Ворье в дорогих костюмах и в шикарных авто обнаглело», — так прокомментировал слова главы ФАС один мой знакомый.
Рецепт лечения есть. Его озвучил, всё тот же вице-премьер Марат Хуснуллин: «На 20% можно снизить затраты, не вкладывая денег, чисто за счет управления, прекращения воровства, повышения качества работы, еще целого ряда мер».
Вот так, оказывается, всё просто… Только почему у нас тогда как воровали, так и продолжают воровать?..
Жаль все же, что снесли на Лубянке памятник Дзержинскому. «Железный Феликс» ворье даже одним своим видом сдерживал. При Советах тоже были суровые зимы и тоже трубы лопались. Но города повсеместно из-за аварий во мрак не погружались, а народ не приходил в ярость от цифр в платежках за коммуналку.
Комментарий редакции: Апологеты взвинчивая платы за жилищно-коммунальные услуги всё время объясняют свои «непопулярные» (а по большому счёту грабительские и антисоциальные) действия необходимостью накопления средств для модернизации жилищной инфраструктуры. Даже если бы эта была бы истинная цель и властей, и сосредоточенных в ЖКХ компаний, то всё равно достигать её нужно методами, которые не бьют по карману простых людей — тем более в условиях далеко не благостной социально-экономической обстановки. Но даже полной модернизации фонда ЖКХ тоже не наблюдается. Трубы лопаются, инфраструктура изнашивается, нередко люди в морозных условиях не видят нормального отопления в своих домах (а иногда и других удобств). На что тогда увеличивают цены и тарифы за жилищно-коммунальные услуги? В чём польза от столь драконовской меры? Истина в том, что на практике стоимость услуг ЖКХ увеличивают ради удовлетворения финансовых аппетитов сосредоточенного в жилищно-коммунальной отрасли бизнеса и его покровителей из органов власти всех уровней. Далеко за примерами ходить не надо. Достаточно вспомнить обнародованные в середине прошлого года результаты прокурорской проверки управляющих компаний. Они недвусмысленно свидетельствуют, что организации в ЖКХ расходовали вырученные от оплаты населением коммунальных услуг средства на «семинары» в Сочи, на «совещания» в ресторанах, на премиальные машины и на отпуска топ-менеджеров с семьями. Обращаем внимание, что речь идёт о данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которую никоим образом невозможно заподозрить в «распространении фейков» с целью «дискредитации власти», «раскола общества» и «раскачивания лодки». Только один приведённый пример является весомым основанием, чтобы поставить жёсткий заслон тем, кто повышает тарифы на ЖКХ — что в коммерческих организациях, что в управленческих структурах. За монопольный сговор, приводящий к росту тарифов, а за «распил» средств жилищного фонда тем более надо привлекать виновных к уголовной ответственности, возмещать по решения суда ущерб за счёт изъятия у аферистов средств. Конечно же, нужна реальная (а не имитационная) национализация ЖКХ, жёсткий аудит сосредоточенных в этой отрасли организаций, пресечение своевольного использования ими финансовых ресурсов. Только тогда удастся провести технологическую модернизацию ЖКХ, поддерживать её работоспособность, не прибегая к росту тарифов на коммунальные услуги.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.