По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Пытаясь закрепить своё влияние в разных регионах планеты — от Ближнего Востока до Латинской Америки, США не забывают о главной цели — ослаблении Китая. Этому служит милитаризация Тайваня и Филиппин. Особая роль отводится Австралии, которая должна подорвать позиции Пекина на тихоокеанских просторах.
Разменные монеты
Единственное, по сути, отличие нынешней американской администрации от предшественников — откровенное провозглашение своих стремлений. Если раньше империалистическая политика гримировалась многослойной риторикой о свободе и правах человека, теперь она проводится дерзко и бесцеремонно. Прозвучавшее после вторжения в Венесуэлу заявление замглавы аппарата Белого дома Стивена Миллера о том, что реальный мир управляется силой и мощью, можно назвать кредо нынешних руководителей США.
Столь же прямолинейно говорят в Вашингтоне о главной точке приложения этой самой силы и мощи. Изображение Китая как главного соперника на ближайшие десятилетия нашло отражение в обновлённой стратегии национальной безопасности. В ней подтверждается приверженность «давней политике в отношении Тайваня» и подчёркивается важность «четырёхстороннего партнёрства по безопасности» (QUAD) в составе США, Японии, Австралии и Индии.
На практике короткие тезисы оборачиваются выстраиванием полномасштабной антикитайской стратегии, включающей элементы экономического, военно-политического, информационно-идеологического давления. И хотя список сателлитов, на которых опирается Вашингтон, за последнее время изменился не сильно, администрация Дональда Трампа выводит их участие на принципиально новый уровень.
Незадолго до нового года была заключена рекордная за всю историю американо-тайваньских отношений оружейная сделка на 11 млрд долл. Остров получит ракетные системы HIMARS, гаубицы M109A7, дроны, противотанковые комплексы и т.д. «Соединённые Штаты помогают Тайваню поддерживать достаточные возможности самообороны, быстро наращивать мощную сдерживающую силу и использовать преимущества ассиметричной войны, служащие основой региональных мира и стабильности», — лицемерно-угрожающе заявили в Белом доме.
В ответ Пекин ввёл санкции против двух десятков американских корпораций, чья военная продукция поступит на Тайвань. Но Вашингтон и Тайбэй это не остановило. В январе они начали совместное производство артиллерийских снарядов калибра 155 мм. По словам главы бюро вооружений Тайваня Линь Вэньсяна, необходимость устойчивого снабжения боеприпасами показал украинский конфликт. Также он допустил кооперацию двух стран в выпуске других вооружений, назвав это «частью программы повышения оборонной устойчивости».
Правительство, сформированное демократической прогрессивной партией (ДПП), пошло по пути полного подчинения острова американским интересам. Президент Лай Циндэ не только проталкивает план увеличения военных расходов до пяти процентов ВВП, но и инициировал выделение 40 млрд долл. сверх утверждённого оборонного бюджета. Против этого выступила оппозиционная партия «Гоминьдан». Последняя выступает за развитие связей с Пекином, недавно несколько её депутатов побывали в КНР. За это партию подвергли травле, утверждая, что она «получает инструкции у коммунистов».
Капитулянтская позиция занята Тайбэем в экономической сфере. В обмен на снижение Трампом ввозных пошлин с первоначально объявленных 32 до 15 процентов он согласился вложить десятки миллиардов долларов в американскую экономику. Мировой лидер по производству чипов — компания TSMC — дополнительно построит как минимум пять заводов в США. И это при том, что одно предприятие уже действует, а два находятся в стадии строительства. Комиссия американского конгресса рекомендовала привлечь Тайвань к финансированию модернизации американских баз в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности на Филиппинах. В Пекине вполне обоснованно обвиняют ДПП в превращении острова в пешку и разменную монету Вашингтона.
Муштровка сателлитов
Тайвань является частью «первой островной цепи» — стратегического заслона, который должен помешать Китаю выйти в случае конфликта на оперативный простор. Другой составляющей этого барьера выступают в планах США Филиппины. Здесь активность Вашингтона ничуть не меньше. По итогам переговоров глав военных ведомств Пита Хегсета и Жилберто Теодоро создана совместная оперативная группа. В неё вошли 60 американских военных под руководством генерал-майора Томаса Сэвиджа. Целями группы называются координация учений и других совместных операций, совершенствование концепции «всеобъемлющей обороны» Филиппин, поддержание высокого уровня совместной боевой готовности и, в целом, сдерживание Китая.
Что ж, работы у американских консультантов хоть отбавляй. На текущий год стороны запланировали свыше 500 совместных военных мероприятий. Пентагон лихорадочно модернизирует девять баз, переданных властями страны ему в пользование. Наиболее активные работы ведутся на острове Палаван — ближайшем к спорным территориям в Южно-Китайском море. В Балабаке расширяется база ВВС, строятся новые объекты на военно-морских базах в Кесоне и Ойстер-Бее. Не меньшее внимание уделяется архипелагу Батан — самой северной территории Филиппин. Причина опять-таки в географическом положении: от островов до Тайваня — менее 200 километров. Как заявил нач-штаба вооружённых сил страны Ромео Браунер, Манила готовится к операциям на случай «китайского вторжения». Недавно американские военные побывали на новой базе Махатао на островах Батан, оценив, как сообщается, её «стратегические возможности для будущих совместных оборонительных мероприятий».
В США оценили угодливость сателлита. Конгресс одобрил выделение 3,5 млрд долл. на военные нужды Филиппин. Вашингтон закрывает глаза на углубляющийся в стране кризис. Окружение президента Фердинанда Маркоса-младшего уличено в хищении средств, выделенных на борьбу с последствиями тайфунов и инфраструктурные проекты. Усиливается межклановая вражда. Экс-президент Родриго Дутерте в прошлом году был выдан международному уголовному суду и содержится в тюрьме Гааги. Его дочь — вице-президента Филиппин Сару Дутерте — неудачно пытались отстранить с помощью импичмента. Вдобавок провластные силы потерпели неудачу на промежуточных выборах в парламент. Вкупе с социально-экономическими проблемами это вызвало массовые протесты, участники которых требуют очищения политики от запятнавших себя династий.
Вмешательство в дела региона порождает не только социальные конфликты. Летом прошлого года вспыхнули боевые действия между Таиландом и Камбоджей. Заключённое 28 июля в Малайзии перемирие Трамп тут же приписал себе. Камбоджийские власти льстиво выдвинули его на Нобелевскую премию мира, однако в декабре конфликт возобновился. Стороны обменялись ракетными и авиаударами. Пытаясь спасти подмоченную репутацию, Белый дом отправил в регион помощника госсекретаря по Восточной Азии Майкла Десомбра. Тот посулил Бангкоку и Пномпеню 45 млн долл., часть из которых пойдёт на укрепление границ, часть — на разминирование, часть — на борьбу с контрабандой и наркотрафиком.
Объектом усиленного внимания является соседний Вьетнам. В ноябре его посетил Хегсет, объявивший о выделении дополнительных 130 млн долл. на борьбу с химическим загрязнением — наследием американской агрессии 1960—1970-х годов, а также пообещавший активизацию военно-технического сотрудничества. На сегодняшний день Ханой получил от Вашингтона несколько катеров береговой охраны и учебно-боевых самолётов.
В декабре стороны провели 14-е заседание диалога по политике, безопасности и обороне. Добавим, что в прошлом году Вьетнам объявил о повышении отношений с Великобританией до «всеобъемлющего стратегического партнёрства» (с США этот уровень был достигнут в 2023 году). По итогам визита Генерального секретаря ЦК Компартии То Лама в Лондон стороны подписали меморандум о взаимопонимании в области обороны. Он предусматривает сотрудничество в сфере ВПК, развития береговой охраны, взаимные визиты боевых кораблей и т.п.
Империалистическая кабала
Верной союзницей американского империализма ещё с середины прошлого века выступает Австралия. При администрации Джо Байдена этот статус был закреплён созданием военного блока AUKUS в составе США, Великобритании и страны-материка. Вопреки прогнозам, Трамп не стал отказываться от доставшегося наследства. На переговорах с главой австралийского правительства Энтони Альбанезе осенью он обвинил предшественника не в заключении пакта, а в медленных темпах реализации соглашения. Теперь, заверил Трамп, сотрудничеству будет дан «полный ход». Этот курс был подтверждён в конце года на встрече глав минобороны стран-участниц.
Напомним: главным пунктом трёхстороннего соглашения является оснащение Австралии флотом атомных подводных лодок. С этой целью Канберра уже перечислила Вашингтону 4,5 млрд долл. Запланированы инвестиции в размере 4,8 млрд долл. в британский завод Rolls-Royce, на котором будут выпускаться атомные силовые установки. До того же, как страна получит собственные субмарины, в её территориальных водах постоянно будут находиться американские и британские подлодки.
Австралийские власти не скрывают, с какой целью проводится перевооружение. Как утверждает министр обороны Ричард Марлз, это ответ на «крупнейшее в мире наращивание военной мощи». Вопреки фактам, чиновник имеет в виду не США, которые вознамерились увеличить бюджет Пентагона с 900 млрд до 1,5 трлн долл., а Китай. Под этим предлогом Канберра, помимо атомных подлодок, намерена закупить у Вашингтона подводные беспилотники, а у Японии — современные фрегаты «для создания более оснащённого, смертоносного флота». В северо-восточном штате Квинсленд теперь на постоянной основе будут базироваться американские конвертопланы Osprey. И это не говоря о 2,5 тыс. американских военнослужащих, ежегодно находящихся на австралийских базах на ротационной основе.
Ещё одна «ипостась» Канберры — империалистический агент. На ней лежит задача поддержания западной гегемонии в обширном и всё более важном с точки зрения международной политики Тихоокеанском регионе. К своей роли власти страны подходят основательно. Недавно Австралия навязала кабальный договор о взаимной обороне Папуа — Новой Гвинее. Последняя фактически отказывается от самостоятельной внешней политики. Документ предусматривает синхронизацию военных доктрин, обмен разведданными, взаимный доступ к оборонной инфраструктуре. Учитывая, что армия Папуа — Новой Гвинеи слаба и малочисленна (менее 4 тыс. человек), пользоваться этими преимуществами будет Австралия. Более того, договор запрещает принятие любых мер, «которые могли бы навредить альянсу», что резко ограничивает суверенитет страны.
Подобные соглашения заключены Канберрой с другими государствами Океании — Тувалу, Науру, Вануату, в стадии обсуждения находится аналогичный договор с Фиджи. Какие последствия имеет эта политика, видно по голосованиям в ООН. Многие из стран региона выступили вслед за США и Израилем против создания Палестинского государства, Фиджи и Папуа — Новая Гвинея перенесли посольства из Тель-Авива в Иерусалим.
Неприглядная роль уготована им и в американо-китайском противостоянии. Ряд государств Океании включены во «вторую островную цепь», на Гуаме, Палау, Марианских островах США созданы военные базы. «Тихоокеанские острова на передовой будущей войны» — так озаглавлена публикация в американском журнале «Ньюсуик». Спекулируя на «угрозах» со стороны Китая и Северной Кореи, издание призывает к расширению военного присутствия Вашингтона и его союзников.
Впрочем, на крючок попадаются не только крошечные островные государства, но и такие гиганты, как Индонезия, занимающая четвёртое место в мире по населению. Посетив Австралию, президент Прабово Субианто поставил подпись под соглашением об обороне. Среди его положений — регулярные консультации по вопросам безопасности.
То же можно сказать про Индию, укрепляющую военные связи с Западом. Недавно было получено разрешение на создание индийской космической станции слежения на архипелаге Чагос. Напомним, что по заключённому в прошлом году соглашению эта территория в Индийском океане передаётся от Великобритании Маврикию, но Лондон сохраняет права аренды на 99 лет. Здесь же — на острове Диего-Гарсия — расположена крупная военная база США. То, что Нью-Дели и Вашингтон выступают партнёрами, а не конкурентами, доказали недавние совместные учения ВМС на архипелаге Чагос. Цепь, которую капитал хочет набросить на Китай, становится всё прочнее…
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.