Автократия Назарбаева стоит перед крахом. 6 июня 2016 года комитет национальной безопасности Казахстана заподозрил шымкентского предпринимателя Тохтара Тулешова, арестованного еще в конце января, в подготовке государственного переворота.
По версии спецслужб, господин Тулешов финансировал акции протеста против увеличения сроков аренды земли китайцам, которые прошли во многих городах страны, и «предпринимал конкретные шаги по подготовке к насильственному захвату власти».
По сообщению СМИ, в трех городах Казахстана – Астане, Алматы и в Шымкенте – сотрудниками казахстанской спецслужбы задержан ряд сообщников Тулешова. В их числе – бывший первый заместитель генпрокурора Республики Казахстан, бывший член конституционного совета Республики Казахстан, государственный советник юстиции второго класса Ильяс Бахтыбаев, бывший начальник департамента внутренних дел Южно-Казахстанской области, генерал-майор Хибратулла Доскалиев, бывший первый заместитель начальника департамента внутренних дел ЮКО, полковник полиции Сакен Айтбеков, командиры воисковых частей 35748 и 55652 регионального командования «Юг» Минобороны РК полковники Бекзат Жумин и Кайрат Пернебаев.
На текущий момент Казахстан представляет собой типичную для Ближнего Востока и Средней Азии высокоперсонифицированную автократию с периферийной версией капитализма.
Ветра «Арабской весны» и серия цветных революций первой волны, которые немало таких государство порушили, создавая на их месте кровавый хаос, в целом обошли Казахстан стороной. Без особого труда можно увидеть, как сами власти Казахстана, так и Россия заинтересованы в сохранении сложившегося статус «кво», растягивая его до момента ухода или смерти Назарбаева, за которыми на Кремль глядит зияющая пустота.
Эти попытки отложить решение накапливающихся проблем на потом, в последнее время все чаще наталкиваются на различные негативные процессы, как внутреннего генеза, так и инспирированные извне.
Как и все республики Средней Азии, Казахстан подвержен влиянию радикального ислама, который с недавних пор все прочнее привязывается к теме Исламского Халифата. Сотни граждан страны уехали воевать в Сирию и Ирак в рядах ИГИЛ, некоторые уже вернулись или вернутся, чтобы уже на месте вести агитацию и пропаганду, создавать ячейки и искать способы вывести из под управления руководства атакуемой страны часть ее территории, для создания своего вилаята «Исламскую Республику Казахстан» (ИРК).
Стоит напомнить, что Исламский Халифат в своей пропаганде претендует на большую часть Средней Азии, включая и Казахстан. Разумеется, на данном этапе это больше проблема для Узбекстана, Киргизии и Таджикистана, но особенность стратегии Исламского Халифата заключается в том, что порой наличие прямой границы между вилаятом «ИГИЛ» и атакуемым государством далеко не обязательна, так как большая часть подобной инфраструктуры создается за счет местных ресурсов.
К этому добавляется деятельность групп и отдельных лиц связанных со структурами «Аль-Каиды», «Хизб ут Тахрир» различных исламистских групп с национальным или этническим уклоном, а так же легальных пантюркистов, небольшая прослойка которых сформировалась в Казахстане при посильной помощи Турции, которая еще в начале 2000-х пыталась продвигать концепцию пантюркистского мира.
Для неоднородной в этническом и религиозном плане страны конгломерат умеренных и радикальных исламистов представляет нешуточную угрозу. Особенно в случае нарастания хаотизации в Казахстане, так как при негативных сценариях связанных с демонтажем режима президента Казахстана Н. Назарбаева исламисты могут попытаться повторить то, что у них уже получалось в Ливии, Египте, Афганистане. То есть создать собственную квази-государственную структуру или же привести к банальной гражданской войне, как это было, скажем, в Таджикистане в 90-х годах.
Это отдаленная угроза, но ее риск далеко не нулевой, так как за этой угрозой стоят люди с опытом, которые проделывали подобное в самых разных государствах. Армия и полиция тут могут не оказаться панацеей – достаточно посмотреть на то, что происходит в Египте, на Синае.
Ответственность за нападение на Актобе взяла на себя некая «Армия Освобождения Казахстана», которая борется «за демократию против клики Назарбаева» и бои в Актобе, были «первыми боями за демократию», что немного напоминает первые столкновения в Бенгази (Ливия) и Дераа (Сирия), которые привели к известным результатам в Ливии и Сирии.
Так как легальная и полноценная политическая оппозиция в Казахстане практически отсутствует, то при желании раскачать страну извне, особо новые методики придумывать не надо. Если есть задача просто раскачать и посмотреть, что из этого выйдет, то технологии цветных революций второй волны подойдут. Тем более что пролитие крови там отнюдь не является граничным сценарием, в отличие от цветных революций, где инициаторы пытались сделать их бескровными.
Ныне на такие мелочи уже не размениваются. Вопрос тут заключается в том, будет ли внешняя поддержка у таких действий внутри страны – без серьезной медийной и дипломатической поддержки и без возможности забрасывать оружие внутрь страны при начале вооруженных столкновений, подобные группы значимых перспектив в борьбе против отлаженного аппарата подавления не имеют.
Если же внешнее воздействие может парализовать часть силового аппарата, а выступающие против режима с оружием в руках получают оружие извне, то тогда возможен переход к сценариям связанным либо с полным захватом власти, либо с гражданской войной.
В условиях идущего конфликта между США, Китаем и РФ, США вряд ли устоят от желания как минимум прощупать Казахстан, чтобы оценить на практике уровень влияния РФ в этой стране и попробовать создать для России дополнительные проблемы, которые могут логично дополнить активность Англии и США по раскачке ситуации на Урале.
США и Англия уже прощупали Приднестровье, прокачивают Белорусский вопрос, так что Казахстан тут ни разу не исключение. Опыт работы с такими странами у США и Англии есть – достаточно вспомнить цветной переворот в Киргизии, когда был свергнут президент Акаев, а на территории страны появилась американская база.
В контексте борьбы против РФ, этот сценарий был бы явно интересен для США и в Казахстане и надо полагать, какие-то телодвижения в этом направлении мы увидим. Тем более что успех в этом вопросе может окончательно похоронить российские интеграционные проекты на территории бывшего СССР по восстановления Советского Союза в рамках ЕврАзЭс.
Анализируя этно-национальную ситуацию в Казахстане, стоит отметить вопросы, связанные с русским меньшинством в Казахстане. Несмотря на то, что национальная политика в Казахстане достаточно мягкая, из государства осуществляется серьезная миграция русских в Россию.
Несмотря на отдельные попытки разжечь системную русофобию в Казахстане, на данный момент до этого не дошло, и угроза для русскоязычного населения Казахстана носит скорее долгосрочный характер. Это, кстати, осознается, так как одной из причин отъезда в Россию зачастую связывается с возможными осложнениями в этом вопросе после ухода Назарбаева.
С учетом неоднородности Казахстана, нынешние власти понимают, что попытки форсировано строить национальное государство или сделать его этнически более однородным, приведут к тому, что уже случилось на Украине, поэтому условная «казахстанизация» идет достаточно вяло, так как власти сейчас в первую очередь заинтересованы в поддержании статус-кво, а не в резких изменениях.
А вот у гипотетических сменщиков Назарбаева на этот счет может оказаться иное мнение: (см. карту этно-национального состава в Казахстане).
Все вышеупомянутые проблемы потенциально опасны, но не критичны, если экономика стоит на ногах, а с этим в последнее время все чаще возникают проблемы. Значительная часть экономики страны принадлежит китайскому, турецкому и российскому капиталу (поэтому и Россия и Китай заинтересованы в том, чтобы в Казахстане все оставалось как есть), а сама экономическая система в значительной степени зависит от экспорта энергоносителей и других ресурсов.
А вот нынешнее руководство Турции во главе Р. Эрдоганом хочет оторвать Казахстан от России и привести к власти в Астане про-турецких националистов.
Обвал цен на нефть и металлы достаточно больно ударил по экономике Казахстана, и в новых условиях оплачивать поддержание статус «кво» в экономике стало куда как труднее (см. схему). Здесь и кроется главная угроза, так как рост бедности, усиливающаяся капиталистическая эксплуатация, размывание среднего класса и т.п. ведет к появлению активных протестных групп.
Одни из которых будут искать выход в радикальном исламе с помощью турецких спец служб. Другие в борьбе за права рабочих и против местных и иностранных сырьевых компаний хищнически эксплуатирующих местную дешевую рабочую силу и природные ресурсы страны. Третьи в «борьбе за демократию» с ориентацией на иностранные государства.
Поэтому мы и видим в Казахстане и протесты рабочих, и усиливающийся фактор радикального ислама, и появление «Армии освобождения Казахстана», «Хизб ут Тахрир» и за «все хорошее против всего плохого».
При этом в силу отсутствия полноценной оппозиции, протестные настроения будут проскакивать стадию политического торга и быстро радикализироваться, поэтому для стороннего наблюдателя и выглядит странно, когда в формально спокойной и стабильной стране происходят события вроде расстрела в Жанаозене или текущей атаки на Актобе.
Это скорее симптомы, которые порождены не самой радужной экономической обстановкой. То есть идет накопление различных негативных факторов, каждый из которых вряд ли сам по себе способен поколебать режим Назарбаева, но в сумме они могут создать гремучую смесь, которая либо рванет сама, либо ее заботливо подожгут извне. Второе на данный момент более вероятно, чем первое, об этом рассказал в своем недавнем интервью президент нашей Академии.
В итоге Казахстан стоит в среднесрочной перспективе перед серьезными вызовами, угрожающими, в том числе, его существованию в текущих границах. Наряду с накапливающимися внутренними противоречиями, существуют и внешние угрозы, связанные с попытками превратить его в кормовую базу для очередного вилаята или же в очередной фронт войны США и РФ.
Его задача которого репродуцировать русофобию, мигрантов, преступность, наркотрафик и сливать все это в Россию, помешать Китаю реализовать свою новую экономическую экспансию под предлогом «Новой Шелковой пути».
В этих условиях поддерживать «стабильность» будет все более затруднительно, и мы в краткосрочной и среднесрочной перспективе наверняка увидим и новые выступления, и новые теракты. В случае скорого ухода или банальной смерти Назарбаева, все это лишь обострится. Какие выходы у Казахстана?
То, что это будут давить силовым путем, понятно. Но это борьба с симптомами, без устранения экономических причин роста протестных настроений и различного экстремизма, вряд ли можно говорить о решении проблем в долгосрочной перспективе.
Араик Саргсян, почетный Консул Македонии в Армении, президент Академии Геополитики, представитель АМС в Сирии.
По материалам общественно-политической газеты «Президент».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.