1 июня на сайте газеты «Культура» была размещена статья, приуроченная к 55-ой годовщине выхода на экраны фильма «Карьера Димы Горина». Публикуем её полностью.
12 июня 1961 года на экраны страны вышел полнометражный дебют режиссеров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского. В заглавных титрах, что делалось нечасто, обозначили: «дипломанты ВГИКа», следом: «художественный руководитель С. Герасимов».
Оговорки свидетельствуют о том, что выпускающие инстанции понимали, картина сырая, ученическая, однако считали возможным и даже необходимым ее появление во всесоюзном прокате. Тематически она продолжала линию таких знаковых лент о рабочем классе, как «Весна на Заречной улице», «Высота», впрочем, значительно уступая им в классе.
Тем не менее в фильме есть свои «фишки», которые позволяют всерьез говорить о «Карьере…» через 55 лет после выхода на экраны.
Конечно, главный манок — актерские работы.
Пластика Александра Демьяненко, его глубокий колоритный голос завораживают и приковывают внимание. Актер воплощает тип стремительного, ответственного, внутренне подвижного городского человека. Таким был социальный заказ, и Демьяненко с его реактивной психикой и выразительной мимикой пришелся как нельзя кстати.
Татьяна Конюхова — красивая, сильная, великодушная. Владимир Высоцкий — мужественный, задиристый, ироничный. Ослепительно крепкий и молодой Алексей Ванин. Знакомый, но всегда поражающий разнообразием оттенков закадровый голос Зиновия Гердта.
Второй притягательный момент — мелодичная и уместная музыка Андрея Эшпая (порой в ней слышится соревнование с Родионом Щедриным, чуть ранее удачно озвучившим «Высоту»). Трепетная, бесконечно нежная песня «А снег идет» в исполнении Майи Кристалинской.
Наконец, третье значимое отличие картины — драматургические особенности сюжета. Для сценариста Бориса Медового «Карьера…» так же стала дебютом. Он учился во ВГИКе параллельно с будущими постановщиками.
Исходный сценарный ход, на первый взгляд, чрезмерно пропагандистский, просчитанный. Дима Горин работает в городской сберкассе, идет на повышение, но совершает финансовую ошибку. Ему — в целях сохранения себя в системе — предлагается поехать на стройку пятилетки и разрешить проблему на месте. Дима едет, влюбляется в бригадиршу, добивается взаимности, перековывается, вливается в коллектив и меняет свою судьбу.
В таком виде фабула кажется малоинтересной и даже фальшивой. Однако же картину спасают детали. Горин живет в одной квартире с властной тетей, ориентирующей его на социальный успех. А Дима, что называется, «хороший мальчик». После службы он развлекается тем, что перекладывает из альбома в альбом марки да перелистывает журналы о кино, заменяя реальные отношения фантазиями об экранных красавицах.
Этот посыл авторами недотянут, хотя внимательному зрителю достаточно и намека, чтобы осмыслить коллизию фильма в качестве универсального сюжета инициации, взросления, перехода в новое психологическое качество.
Тетя в роли мамы заменяет молодому человеку невесту и жену, что непереносимо. Она замыкает его психику не только на деньги с карьерой, но и на бумажки с фантазиями: демонстративно «немужское», отчужденное и ненадежное занятие. Сознательно Дима терпит, но бессознательно протестует. Именно поэтому аккуратист Горин выдает монтажнику с далекой стройки лишние три с половиной тысячи рублей, оставляет городскую «зону комфорта» и отправляется в далекое путешествие.
Вдобавок он уже «наколдовал» себе таежную невесту: смоделировал ее лицо, интуитивно скомбинировав черты актрис с обложек киножурналов.
Фильм не перестает задевать и сегодня, несмотря на ходульность «внешнего» сюжета и неряшливость режиссуры.
Тема денег проведена последовательно и хитроумно. Три тысячи, выплаченные Димой Гориным сверх требуемой суммы, подобны фольклорной стреле, которую Иванушка-дурачок выпускает наугад в самый дальний лес. Крайне существенно, что, уже став членом таежной бригады, он отказывается подкрепить из своей зарплаты семью товарища, ставшего отцом.
Что это, жадность? Нет, рифма к исходному поступку Горина. Как финансист, он знает цену деньгам. Знает, что они — символ самостоятельности. Деньги обеспечивают человеку финансовую независимость. И Горин не согласен оплачивать чужое семейное счастье, еще не построив своего.
Этот ход (взнос «на ребенка» так и не отдал!) нейтрализует чрезмерную «коллективистику» сюжета. Дима работает в поте лица, учится новой профессии, преодолевает слабости в целях общего блага, однако неизменно помнит, зачем сюда приехал. Его принцесса превыше всего.
Интересен и важен образ рабочего, озабоченного своим родовым гнездом, деревней. Конечно, это антитеза Горину. Выходец из Мосихи (Евгений Кудряшов) боится оторваться от корней, держится за бытовой комфорт и «жрачку», за родительские гарантии безопасности и уюта.
Демьяненко, напротив, играет нервного, рефлексирующего, упертого, но способного на большие изменения человека нового типа.
Картина во многом держится на его уникальной способности показывать лицом невидимую внутреннюю работу. Именно это качество Демьяненко Леонид Гайдай положит в основу образа Шурика. Можно даже сказать, что впервые Шурик появляется именно у Довлатяна и Мирского.
«Карьера…» подарила стране новую поведенческую модель: настоящий мужчина — это не обязательно плечистый и крепкий богатырь, это огонь внутри, нерв снаружи, умение слышать внутренний голос, верить себе, мечтать и решать поставленную задачу.
Самую невероятную. Ценой тотальной перемены участи, но не измены себе.
От редакции: Именно такие фильмы могли прививать народу лучшие качества, вдохновлять на подвиги, правильные, благородные поступки. К сожалению, все это после реванша контрреволюции отбросили как ненужный хлам. А ведь насаждение масс-культуры (что продолжается вплоть до настоящего времени) в перспективе может обернуться всеобщей деградацией и упадком.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.