По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Памятуя о том, что школьники — это будущие студенты, член фракции КПРФ Олег Смолин в своём выступлении на заседании Госдумы в канун Дня российского студенчества, 24 января, проанализировал, насколько современная школьная система образования справляется с основными своими функциями, в числе которых — укрепление здоровья подрастающего поколения, обучение основным дисциплинам для приобретения будущей профессии, воспитание гражданина и формирование разносторонне развитой личности.
ЗДОРОВЬЕ у российских школьников чем дальше, тем хуже. Согласно данным Роспотребнадзора, показатели за десять лет ухудшились вдвое. 60 процентов всех старшеклассников имеют хронические заболевания. Не последнюю роль здесь играет школьное питание. Кемеровский уполномоченный по правам ребёнка недавно заявил, что у детей из бедных семей происходят голодные обмороки.
Такая же направленность — по нисходящей — прослеживается и в усвоении детьми знаний. Если по начальной школе Россия по-прежнему занимает лидирующие позиции, среднее школьное звено показывает результаты несколько хуже, но всё же довольно приличные — мы здесь находимся в первой десятке, то наши старшеклассники по уровню знаний откатываются уже в четвёртый, иногда в третий десяток мирового рейтинга. Олег Смолин, будучи сам педагогом и всю свою депутатскую деятельность занимающийся вопросами образования, видит причину такого падения в неоправданной перегрузке школьников. Если продолжительность рабочего времени у взрослого человека составляет в норме 40 часов в неделю, то у старшеклассников выходит 55—60 часов. Дети почти перестали читать русскую классику. На это зачастую просто не хватает времени.
Секрет успешной образовательной политики — в соединении лучших традиций отечественного образования с новейшими технологиями, убеждён Олег Смолин. И здесь важно посмотреть, чему и как учить. Чтобы обеспечить развитие новых технологий и модернизацию страны, надо изучать предметы естественно-математического и технологического циклов. Сегодня они все сокращены, при этом технологии сокращены радикально. Какие предметы больше всего помогают формированию гражданина и общероссийской национальной идентичности? — задался депутат вопросом. Конечно русский язык, литература, история. Они тоже урезаны, особенно русский язык.
За счёт чего же происходит увеличение нагрузки? В первую очередь за счёт иностранных языков. Сейчас они изучаются не с 5-го класса, как раньше, а со 2-го и по количеству часов в двойном объёме. В 2020 году с 5-го класса будет изучаться второй язык, правда, пока в обязательном только порядке в профильных классах. А в 2022 году станет обязательным ЕГЭ по иностранному языку. Изучение иностранного языка крайне полезно для общей культуры личности, но насколько оно необходимо всем в таком объёме для модернизации страны и формирования гражданина России? — обратился с вопросом к депутатскому корпусу Олег Смолин. В качестве ответа парламентарий привёл такие данные: 92 процента наших граждан признают себя патриотами России, при этом 30 процентов молодёжи хотят из страны уехать.
Ещё одна причина низкого качества обучения — принцип преподавания. В советской системе образования учебные предметы изучались один раз, но основательно. Современные школьники многие предметы изучают дважды, сначала в основной школе, потом в старшей. Например, на обществознание вместо прежних 70 часов отводится 210. При этом в советской школе эта дисциплина была более социально ориентированной, чем сегодня. Похожая ситуация в истории, её изучают дважды, но галопом по Европам. В результате дети сплошь и рядом не знают героев и маршалов Великой Отечественной войны, путают наших союзников и противников в мировых войнах.
Важное направление школьного образования — трудовое воспитание. Министр просвещения Ольга Васильева потребовала вернуть его в школу. Безусловно, это можно только приветствовать, полагает О. Смолин. И не просто трудовое воспитание, а воспитание производственное, которому большое значение придавал А.С. Макаренко, один из пяти великих педагогов XX века, причём основанное на самых современных технологиях.
Депутат заявил о необходимости включить вопрос об основных принципах формирования содержания образования в большие парламентские слушания. В заключение своего выступления Олег Смолин сообщил, что членами фракции КПРФ подготовлен закон о базовой ставке для учителей не ниже двух прожиточных минимумов в регионе. Без нормально обеспеченных педагогов поднять наше школьное образование не удастся, уверен он. «Реализация же этих предложений вернёт большинству наших школьников радость жизни, возможность читать книги и становиться достойными гражданами своей страны и многосторонне развитыми людьми», — подчеркнул Олег Смолин.
К сожалению, до насущных проблем страны у парламентского большинства, как правило, руки не доходят, а, может, желания не возникает их решать, поскольку элиту они не трогают. Зато законодательные инициативы в интересах высшего класса берутся к исполнению мгновенно. Весьма оперативно отреагировала Госдума на блок законопроектов сенатора Андрея Клишаса, где говорится о внесудебной блокировке в интернете «недостоверной информации, распространение которой создаёт угрозу наступления тяжких последствий», и об установлении административной ответственности за распространение в интернете материалов, «в неприличной форме выражающих явное неуважение» к обществу, государству, государственным символам, Конституции и органам госвласти. В перечне авторов этих законопроектов указаны и коллеги Клишаса по Совету Федерации, и депутаты Госдумы из фракции «Единой России». Но первую скрипку здесь играет, бесспорно, г-н Клишас. При обсуждении повестки дня, когда коммунисты потребовали снять четыре названных законопроекта с рассмотрения, член фракции КПРФ, известный кинорежиссёр Владимир Бортко поинтересовался: «…Это тот самый Клишас, который миллиардер, у которого много дворцов?»
Присутствие на заседании Госдумы сенатора Клишаса должно было быть одним из обязательных условий рассмотрения законопроектов. Но неожиданно выяснилось, что у него срочная командировка на Таймыр, в Дудинку. Решили согласиться на замену докладчика, в качестве которого выступила также автор законопроектов и сенатор Людмила Бокова. Второе обязательное условие рассмотрения законопроектов — отзывы на них правительства — было соблюдено в экстренном порядке, хотя ещё накануне вечером вопрос находился в подвешенном состоянии.
Консолидированно против всех четырёх законопроектов выступила лишь фракция КПРФ. Вопросы депутатов-коммунистов при их обсуждении были полны горького сарказма. Николай Арефьев перечислил последние деяния правящей партии и то, под каким соусом они подавались. НДС повысили на 2 процента и сказали, что это никакого влияния на цены не окажет, между тем цены поползли вверх и инфляция только в первом квартале составит 5 процентов. Подняли пенсионный возраст, сказали: «Для повышения пенсий в два раза». Повысили на 1 тысячу и меньше. На самом деле, вся пенсионная «реформа» была затеяна лишь для того, чтобы не делать никаких трансфертов из федерального бюджета по государственным обязательствам Пенсионному фонду, заметил депутат. Так кого же надо наказывать за эту недостоверную информацию, которая привела к митингам и протестам: правительство, всех депутатов, которые голосовали за данные решения, — или к органам власти подход особый? — спросил Н. Арефьев. В ответ последовали лишь обтекаемые, ничего не значащие фразы.
Вера Ганзя, Николай Коломейцев, Тамара Плетнёва усмотрели в этих законопроектах цензуру, направленную против оппозиции. То, что законопроекты защищают лишь интересы определённого круга лиц, совершенно очевидно.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, заслуженный юрист Российской Федерации Юрий Синельщиков обратил внимание на юридическую небрежность, с какой написаны законопроекты. Кстати, и Клишас, и основные соавторы законопроектов — юристы. Анализируя законопроекты, Юрий Петрович подчеркнул: это очередное мероприятие по усилению репрессивности нашего законодательства. В седьмом созыве Госдума приняла около 90 законов, вносящих поправки в Кодекс об административных правонарушениях. И практически все они, за исключением единиц, усиливали административную ответственность и расширяли зону её применения.
«Бороться надо не с фейковыми новостями как таковыми, бороться надо с недоверием к власти», — заявил Алексей Куринный, комментируя законопроекты о блокировке в интернете недостоверной информации.
Аналогичный вывод сделал Денис Парфёнов и относительно законопроектов о неуважительных высказываниях в адрес власти: «Идёт война с симптомами, а не с причинами». Сам факт появления такой законодательной инициативы и её довольно настойчивое протаскивание в стенах парламента говорит о серьёзных проблемах во взаимоотношениях власти и общества, полагает депутат. Огромная часть нашего населения действительно высказывает очень резкое неприятие той политики, которая сейчас проводится в стране. И истинным мотивом появления этих репрессивных инициатив является желание правящего класса сохранить своё господство, подчеркнул парламентарий.
Комментарий редакции: Казалось бы, успешное решение социальных проблем было бы мерой, которая укрепила бы социально-политическую стабильность в стране. Однако мы являемся свидетелями попыток бороться не с причиной явлений, а с их последствиями. Принятие «закона Клишаса» свидетельствует об этом во всей красе. При этом политические представители буржуазии уверены, будто им удастся заткнуть рот несогласным и на этом всё кончится. Да ничего подобного. Чем сильнее будет давление на народ, тем раньше он прогонит метлой грабителей и паразитов. История недвусмысленно свидетельствует об этом. Также будет и сейчас. По крайней мере, на протяжении последних месяцев власти предприняли шаги, которые недвусмысленно показывают, на чей она стороне — народа или олигархии.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.