По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
В этом году за поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок получат от государства в общей сложности более 300 миллиардов рублей. 90 миллиардов им выплатит бюджет из поступлений от повышенного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Еще в общей сложности 210 миллиардов недополучит Фонд национального благосостояния, куда поступает часть нефтегазовых доходов.
Однако сами нефтяники полагают, что этого мало, чтобы компенсировать все издержки отрасли. Поэтому, как сообщают, в частности, «Ведомости», Минэнерго предложило изменить механизм расчета, а куратор российского топливо-энергетического комплекса, вице-премьер Дмитрий Козак ранее упоминал об одобрении ее правительством. Которое, к слову, признало — существующий механизм компенсации за поставки топлива на внутренний рынок настроен не идеально.
Если изменения будут реализованы, то размер государственных выплат нефтяникам достигнет отметки в 450 миллиардов рублей. Примечательно, что это в два раза больше, чем государство экономит, отказываясь индексировать пенсии работающим пенсионерам, в 1,6 раза превышает запланированные федеральным бюджетом расходы на развитие дорожного хозяйства в период с 2019 по 2024 годы, и лишь немногим уступает размеру поступлений в бюджет от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Загвоздка заключается только в том, что пока Минфину, оценившему потери бюджета от выплаты нефтяной компенсации в 190 миллиардов рублей, и Минэнерго не удалось договориться об источниках их восполнения.
Как уточнил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, в настоящее время рассматривается три возможных варианта — позаимствовать средства в ФНБ, в очередной раз поднять НДПИ или повысить акцизы на темные нефтепродукты. Против первого варианта категорически возражает Минфин, второй абсолютно не устраивает Минэнерго. А вот третий вариант может принести бюджету 50 миллиардов рублей.
Вероятность того, что нефтяникам удастся повернуть ситуацию с изменением механизма компенсации к своей выгоде, довольно высока, заявил в беседе с корреспондентом «СП» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Это, — говорит он, — будет определенный размен. Нефтяники подписывают соглашение о сдерживании цен на внутреннем рынке, а правительство идет на изменение механизма расчета компенсации, или, согласно официальной трактовке, демпфирующей надбавки. Получается такой кругооборот денег — в рамках налогового маневра нефтяники стали больше платить, а теперь они просто получают обратно свое же.
«СП»: — А для чего же тогда вообще проводился этот налоговый маневр?
— По большому счету, ситуация с ним абсолютно бессмысленная. С одной стороны, Минфин пролоббировал все эти реформы для увеличения доходов бюджета, но теперь эти деньги приходится возвращать обратно нефтяникам же. Единственный осмысленный момент во всей этой истории — сдерживание роста цен непосредственно на АЗС. Из-за того, что цена на заправках не растет, люди просто не видят, как нефтяники на самом деле получают те же доходы, как и в случае повышения цен на АЗС. Однако люди не чувствуют какого-то социального напряжения, не нервничают. Чего, собственно, и добивается правительство. А это очень животрепещущая тема, потому что граждане каждый день видят цены на заправках, и как только они начинают расти, сразу же возникает бурное возмущение. Если мы вспомним последнюю прямую линию с нашим президентом, то первый же вопрос, прозвучавший в ее ходе от зрителей, касался как раз цен на бензин и дизельное топливо.
«СП»: — То есть нефтяники, говоря простым языком, все же получили возможность трясти правительство за грудки, преследуя свои собственные интересы?
— Де-факто так оно и есть. Сначала правительство в октябре 2018 года провело, так сказать, блиц-криг и одолело нефтяников. Вспомните, их же собрали и сказали — если вы выйдете отсюда без соглашения, то мы завтра сделаем так, что вы не сможете вообще экспортировать нефтепродукты. Это была серьезная угроза, нефтяники, конечно, согласились, хоть и понесли убытки. К марту нынешнего года они подготовились более основательно (о чем, собственно, и предупреждал эксперт еще в январе — ред.). Полагаю, главы нефтяных компаний не один раз уже сходили к Путину. И вот теперь уже нефтяники во всеоружии ставят ультиматум правительству — или мы повышаем цены на АЗС, или давайте нам повышайте компенсацию. Потому что уже с января нынешнего года нефтянка не работает в полной мере, а нефтеперерабатывающие заводы становятся убыточными как сегмент бизнеса. Это путь к дефициту, ведь убыточные активы попросту закроют.
«СП»: — Минфин и Минэнерго никак не могут согласовать источники восполнения потерь бюджета при выплате компенсаций нефтяникам. Как вы полагаете, на каком из озвученных вариантов сойдутся стороны в конечном счете?
— Надо понимать, что повышение акцизов или НДПИ вернет нас к ситуации октября 2018 года. Себестоимость нефти на входе на НПЗ возрастает как раз из-за поднятия НДПИ. И нефтяники вполне резонно поинтересуются — вы что, хотите, чтобы мы из более дорогой нефти делали более дешевое топливо? Это же абсурд! А если повысится акциз — это сразу спровоцирует рост цен на АЗС, сразу приведет к усилению социальной напряженности. Правительство, думаю, на это не пойдет. В ФНБ тоже залезать, полагаю, не будут. Зачем же тогда, спрашивается, вообще было затевать возню с налоговым маневром? Чтобы потом в итоге просто опять залезть в ФНБ, решая проблемы реформы?
— Фонд национального благосостояния, скорее всего, трогать не дадут, — согласился с соображениями Игоря Юшкова эксперт-экономист Леонид Хазанов. — Во-первых, потому, что он все-таки не резиновый, а, во-вторых, потому, что он как раз и формируется за счет поступления НДПИ с нефти и газа и экспортных пошлин.
«СП»: — Получается, остановятся все же либо на повышении налога на добычу полезных ископаемых, либо на повышении акцизов?
— Да, но только стоит учесть, что вновь поднимать, и поднимать заметно, эти налоги нельзя. Потому что, с одной стороны, эксплуатация многих нефтяных месторождений не отличается высокой рентабельностью, а рост ставки НДПИ приведет к ее очередному падению. А если увеличить ставку акцизов на темные нефтепродукты, они подорожают, а это больно ударит по их потребителям. Естественно, никакого сдерживания цен тут не получится. Но, скорее всего, в данном случае пойдут именно по этому пути, но очень осторожно.
При этом уже осенью, как уже «СП» сообщала ранее, возможен следующий сценарий — нефтяники вновь начнут грозить государству отпуском цен на бензин, требуя для себя каких-то очередных компенсаций.
— Но государство, — отметил Леонид Хазанов, — вполне может ответить жесткими мерами и заявить нефтяникам — так, ребята, хватит, помощи вам больше не будет. А если станете цены повышать, то вами вплотную займется Федеральная антимонопольная служба. Ну, в самом-то деле, сколько можно? Тех 450 миллиардов рублей, что просят нефтяники в качестве компенсации своих потерь от бюджета, более чем достаточно, чтобы покрыть все их нужды. Да и с другой стороны, куда уж больше-то просить, учитывая, что и «Газпром нефть», и «Лукойл», и другие крупные компании у нас отнюдь не бедные. Другие компании рангом пониже, тоже не сказать, что голодают. Так что аппетит пора бы уже и поумерить. Тем более что государство не может вечно им помогать в ущерб своим социальным обязательствам по здравоохранению, образованию и так далее.
Государство, резюмировал Игорь Юшков, через введение налогового маневра само загнало себя в патовое положение.
— По сути, — подчеркнул эксперт, — этой реформой поменяли шило на мыло. И при этом нажили себе кучу проблем — переработка оказалась убыточной, индустрия убыточная, все жалуются, денег в бюджете не хватает (хотя планировалось, что прибавится), цены все равно растут. Зачем это было надо? Хотите, чтобы цены были ниже — просто уберите акцизы. Чтобы сдерживать цены на внутреннем рынке, не надо было городить огород с введением квот. У нас нет дефицита нефти, у нас себестоимость возрастает из-за роста НДПИ. Здесь надо искать какой-то компромисс, потому что нельзя сделать все за счет нефтяников. Потому что они все равно пролоббируют такую схему, чтобы получать компенсацию. А надо компенсацию — глядь, и денег нет. Куча проблем просто высосана из пальца на ровном месте.
Почему так происходит, и из-за чего наше правительство вновь и вновь наступает на одни и те же грабли, в свое время популярно и доходчиво разъяснил в беседе с корреспондентом «СП» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
— Есть совершенно абсурдное экономическое мышление у экономического блока правительства. Просто у нас в министерствах, даже в Минфине, сидят, по моему мнению, бухгалтеры средней руки. Которые ничего не соображают и доводят страну до ручки. И самое печальное, что исправить тут ничего нельзя. Уж даже если сам Глазьев, советник президента, хватается за голову, что уж обо всех остальных говорить! Весь этот абсурдный курс выливается в реальные человеческие трагедии. И дальше будет хуже.
Комментарий редакции: С каждым днём классовая сущность действующей власти вылезает наружу. Как известно, правительство регулярно заявляет о «нехватке финансовых ресурсов», необходимых для выполнения конституционных социальных обязательств перед населением. Однако соответствующие слова отнюдь не мешают им направлять огромные денежные средства на покрытие того, что требуют нефтяные компании. Получается, что последние выкачивают всё из бюджета, решая тем самым свои проблемы за счёт всего народа. В интересах олигархов проводится и налоговая политика. Повышение акцизов на бензин при одновременном снижении экспортных пошлин на сырьё трудно объяснить чем-либо. Однако именно это нам и приходиться наблюдать. Что же, верхи сами ведут дело до социального взрыва. Только пусть потом не раздувают психоз, когда трудящиеся поднимутся на борьбу за свои права.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.