По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
К великому сожалению, авиационные катастрофы стали спутниками нашей жизни. Так получилось, что трагедия 5 мая в Шереметьево произошла спустя 70 лет после крупной авиакатастрофы в Италии. Почти день в день. 4 мая 1949 года погибла знаменитая итальянская футбольная дружина «Торино», возвращавшаяся из Лиссабона после товарищеского матча с «Бенфикой». Тогда тоже была плохая погода.
Сильный дождь и порывистый ветер
Когда на посадку шел пассажирский трехвинтовой лайнер Fiat G.212CP, Турин закутался в густой туман. На борту лайнера находились футболисты, которые за пять туров до окончания сезона обеспечили себе очередную победу в первенстве Италии. Для туринцев это «скудетто» стало пятым подряд. Увы, игроки были награждены званием чемпионов посмертно…
Лайнер с «Торино», не долетев до посадочной полосы, врезался в земляное основание холма Суперга, на которым высилась одноименная базилика, и превратился в груду обломков. Но в офисе «Торино» еще ничего не знали о трагедии. В то время не было современных средств связи, благодаря которым новости мгновенно разлетаются по свету. Сотрудники клуба все чаще тревожно поглядывали на часы, не смея признаться друг другу, что надежд уже почти не осталось. Наконец, уже под вечер пришла страшная новость — какой-то самолет рухнул на землю в пригороде Турина. Все немедленно помчались туда…
Несчастье случилось из-за плохой видимости, сильного дождя и порывистого ветра. Пилот, который вел самолет на посадку, потерял ориентацию, и машину завертело в воздухе. Спустя считанные мгновения Fiat врезался в землю…
Погибли 18 футболистов, среди них прима-игроки, члены сборной Италии — Ромео Менти, Гульельмо Габетто, Николо Карозио, Сауро Тома, Эцио Лоик, Валентино Маццола. В самолете, прилетевшим на тот свет, оказались тренеры Эрне Арбштейн иЛесли Ливсли, менеджеры, массажист, журналисты, болельщик и экипаж самолета. Всего погиб 31 человек…
В живых остался лишь игрок Лауро Тома, который не полетел в Лиссабон из-за травмы. Позже он вспоминал: «Раздевалка всегда напоминала мне о моих друзьях, о том времени, когда мы играли вместе, ночью, молясь, я вспоминаю почти каждого из них, я никогда не забывал о них, я тосковал по ним всю жизнь».
В первенстве Италии «Торино» предстояло сыграть еще четыре тура, однако команда была объявлена чемпионом. Да и не до футбола было в те печальные дни. Вся Италия прощалась с великолепной командой 40-х годов. Ее похороны стали демонстрацией всенародной скорби. Длинная процессия под звуки траурной мелодии и рыдания двигалась к кладбищу. За катафалками, укрытыми венками, низко опустив голову, шел кожевенный фабрикант, создатель команды, президент клуба Феруччо Ново. Он собирался вместе с игроками в Лиссабон, но остался в Турине — его ребенок заболел бронхитом…
22 мая 1949 года сборная Италии принимала во Флоренции команду Австрии. На игру футболистов вывел шестилетний мальчик с капитанской повязкой. Это был Сандро Маццола, сын погибшего Валентино Маццолы. В его глазах стояли слезы. Плакали и зрители, заполнившие арену Stadio Comunale.
Остается добавить, что Сандро стал достойным наследником своего отца. Он, выступая за миланский «Интер», четыре раза становился чемпионом Италии, дважды завоевывал Кубок европейских чемпионов (предтеча Лиги чемпионов). Маццола был ключевым игроком национальной сборной — в 1968 году в ее составе он стал чемпионом Европы.
Счастливая звезда Бобби Чарльтона
В 1958 году «Манчестер Юнайтед» готовился отметить памятное событие — 80-летие клуба. На горизонте маячила и другая историческая дата: 50-летие первой победы «МЮ» в чемпионате Англии. Команда, прозванная «малышами Мэта Басби» — по имени знаменитого тренера, творца многих успехов манкунианцев мчалась к новым триумфам. Она была фаворитом в первенстве страны, удачно выступала в розыгрышах обоих кубков — Англии и Европейских чемпионов.
6 февраля 1958 года английская команда возвращалась в Манчестер из Белграда. Накануне манкунианцы встречались в четвертьфинальной игре европейского кубка с командой «Црвена звезда». Исходом матча гости должны были быть довольны, ибо уступали два мяча, но в итоге добились вожделенной ничьей — 3:3. Она была равносильна победе, поскольку на «Олд Траффорд» «МЮ» выиграл у своих балканских соперников — 2:1.
Двухмоторный лайнер Ambassador британской авиакомпании British European Airways, совершив промежуточную посадку для заправки в Мюнхене, собирался продолжил путешествие. В самолете, кроме футболистов и тренеров, находились журналисты, болельщики и жена югославского военного атташе с грудным ребенком. Все были в отменном настроении, и никто не обращал внимания на бушевавшую за окнами иллюминаторов метель. Всем хотелось поскорее добраться до дома, попасть в объятия родных…
Самолет, разогнавшись, остановился: заглох мотор. Несколько минут спустя лайнер повторил попытку, но снова неудачно — опять подвел двигатель. И все же пилоты не оставляли надежды поднять машину в воздух. Как выяснилось вскоре, это было роковое, третье усилие.
Лайнер побежал по взлетной полосе, с неимоверным трудом оторвался от земли, но словно подстреленная птица, тут же упал вниз. Но не замер, а стал судорожно метаться, сбил забор, огораживающий аэродром, и помчался, не разбирая дороги. Через несколько секунд Ambassador влетел в кирпичную стену…
В катастрофе погибли 22 человека из 44-х находившихся на борту, в том числе, семь игроков команды, два тренера и секретарь клуба. Через несколько дней от полученных ран скончались один из двух летчиков злосчастного самолета и еще один игрок футболист «Манчестер Юнайтед».
Сначала в катастрофе обвинили первого пилота самолета Джеймса Тейна, который де отказался обрабатывать машину противоледным составом. Спустя десять лет его оправдали, и причиной аварии признали скопление снежной массы в конце взлетной полосы. Из-за этого лайнер не смог набрать необходимую скорость для подъема в воздух.
Провидение хранило тренера Басби и нескольких игроков. Они выжили, получив травмы разной степени тяжести. Два из них были вынуждены завершить карьеру. А с 20-ти летним Бобби Чарльтоном (он здравствует и поныне), будущим чемпионом мира произошло настоящее чудо. Он отделался лишь мелкими ушибами. «Молодого человека, сидевшего прямо передо мной, выбросило метров на 60 от самолета вместе с креслом, — вспоминал журналист Фрэнк Тэйлор. — Лицо его было в крови, но, кроме этого, на нем не оказалось ни одной царапины…»
Какое-то время Чарльтон находился в глубоком шоке, ничего не понимая. Очнувшись, он увидел своих друзей — Роджера Берна, Томми Тейлора, Эдди Колмена и других ребят, распростертых на земле. Все они были мертвы…
Тяжелораненый «Манчестер Юнайтед» постепенно зализывал свои раны. В 1968 году, спустя ровно десять лет после трагедии в Мюнхене английская команда завоевала Кубок европейских чемпионов. В полуфинале «МЮ» обыграл мадридский «Реал», а в решающей игре поверг лиссабонскую «Бенфику», в которой блистал неповторимый Эйсебио. Впрочем, и в рядах англичан собралась достойная компания — Джордж Бест, Денис Лоу, Бобби Чарльтон. Последний забил два гола в финале на «Уэмбли». После финального свистка Чарльтон и Билл Фоулкс, выжившие десять лет назад в мюнхенской катастрофе, взялись за руки в центре поля. 100-тысячный стадион ответил им громом восторженных оваций.
«Погиб и ты в полете, «Пахтакор»…
Без малого 40 лет назад, 11 августа 1979 года, в авиакатастрофе погибли футболисты ташкентского «Пахтакора». Они направлялись на очередную игру первенства СССР в Минск.
Самолет «Ту-134», выполнявший рейс Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск на высоте 8400 метров столкнулся в воздухе с лайнером аналогичной конструкции, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли все 178 пассажиров и членов экипажей, находившихся на обоих бортах, в том числе 17 игроков «Пахтакора», тренер, врач и администратор. Разумеется, газеты, радио и телевидение промолчали о случившемся.
В Советском Союзе не принято было сообщать о несчастьях. Только — о хорошем, добром, знаковом. Возможно, руководство страны попыталось бы скрыть и это несчастье, но как? Игроки выходят на поле, они люди известные…
Тем не менее, была сделана попытка воздвигнуть стену молчания. Но, выражаясь футбольным языком, власти угодили в глухой офсайд. Весть о трагедии разнеслась по стране. И потому на другой день после катастрофы в небе над Днепродзержинском — 12 августа — на матче в Лужниках между «Спартаком» и «Торпедо» болельщики больше говорили не о футболе, а о случившемся. Горевали и прямо на трибунах поминали тех, кого не раз видели на поле. Как пелось в известной песне, это были «отличные парни отличной страны…»
Спустя несколько дней, когда весь Узбекистан тонул в море слез, республиканская газета «Правда Востока» напечатала соболезнования семьям погибших от ЦК партии и Совета Министров Узбекистана. Через неделю (!) было разрешено молвить скорбное слово и «Советскому спорту», который сообщил о состоявшихся в Ташкенте массовых похоронах.
В «Пахтакоре» было немало ярких личностей: Владимир Федоров — быстрый, маневренный форвард. Он играл в юношеской, потом — в национальной и олимпийской сборных. Федоров единственный футболист Узбекистана — бронзовый призер Олимпийских игр 1976 года.
Полузащитник Михаил Ан слыл конструктором атак, тоже играл в сборной СССР. В тот страшный день он полетел с командой, хотя был травмирован. И другие футболисты, среди которых были Сергей Покатилов, Алим Аширов, Николай Куликов, Александр Корченов, Равиль Агишев — тоже были незаурядными мастерами и замечательными людьми. Светлая им память…
Судьба оказалась милостивой к главному тренеру «Пахтакора» Олегу Базилевичу. Он собирался навестить отдыхавшую в Сочи жену, а потом лететь в Минск. Уцелели и два игрока команды — Туляган Исаков и Анатолий Могильный. Они остались в Ташкенте, поскольку были травмированы.
21 августа 1979 года в игре с динамовцами Тбилиси перед зрителями предстал новый «Пахтакор». В него перешли несколько игроков из других команд. Это была своеобразная братская помощь из республик Советского Союза. На нее ташкентцы ответили ударным трудом, одолев сильного соперника со счетом 2:1. Болельщики радовались и горевали, вспоминая тех, кто уже никогда не выйдет на поле…
Почему не полетел Всеволод Бобров?
В воздушных катастрофах погибали и хоккейные команды. В истории советского и российского спорта значатся две крупные трагедии. Первая произошла 7 января 1950 года. Несчастье случилось с ВВС, дружиной, которую опекал всемогущий Василий Сталин. «Летчики» были в то время одними из сильнейших в стране — в команду были мобилизованы, точнее, рекрутированы лучшие игроки из других клубов, включая великолепного Всеволода Боброва.
На очередную игру первенства СССР в Свердловск команда ВВС отправилась после разгрома ленинградского «Динамо» со счетом 14:2. Но долететь до столицы Урала «летчикам» было не суждено — при заходе на посадку в крайне сложных метеоусловиях — сильная метель с резкими порывами ветра — самолет Ли-2 с хоккеистами на борту потерпел аварию. Погибли шесть членов экипажа и хоккеисты: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев, защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин, нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд, Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин, врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин.
Как водится, изменчивая судьба и на сей раз оказалась для некоторых милостивой. В злосчастном полете не участвовал любимец Сталина-младшего — Бобров. Почему он остался дома и не полетел злополучным рейсом — тайна, которая уже никогда не будет раскрыта. Ходили разные слухи и, согласно самому распространенному, звездный форвард накануне отъезда загулял, а наутро проспал отъезд.
Не полетел с командой Александр Виноградов, который был дисквалифицирован и не имел права выходить на лед в Свердловске. Василий Сталин приказал не ставить на матч и Виктора Шувалова, недавно перешедшего в ВВС из Челябинска. Генерал считал, что болельщики «Дзержинца», с которым ВВС должен был проводить следующий матч, вряд ли спокойно отнесутся к появлению земляка в составе «летчиков».
Виктор Григорьевич находится в здравии и поныне. В одном из интервью он раскрыл некоторые подробности катастрофы под Свердловском: «Журналисты писали, будто Бобров загулял, найти его не смогли… Надо было бы — разыскали бы. Жил он на „Соколе“, в генеральской высотке. И все его злачные места были известны. Севка уже до Куйбышева доехал, когда по поезду объявили: „Капитан Бобров, зайдите в военную комендатуру!“ Там и услышал о трагедии».
Но все-таки непонятно, почему Бобров поехал на поезде. Впрочем, есть версия и на этот счет. Якобы телепат и экстрасенс Вольф Мессинг, «почувствовав» беду, предупредил Сталина. Тот сообщил об этом сыну, а генерал, в свою очередь, предостерег звезду ВВС Боброва. Кстати, вся эта история воспроизведена в телесериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Хотите — ей верьте, хотите — нет.
Но даже если принять «ясновидение» Мессинга, почему тогда не отложили полет всей команды? Ведь генерал Сталин, по отзывам знавших его людей, прекрасно относился к хоккеистам, выполнял любую их просьбу…
Последний взлет «Локомотива»
Наверняка многие помнят несчастье, которое произошло с ярославским «Локомотивом» в аэропорту «Туношна» 7 сентября 2011 года. Волжская хоккейная команда направлялась в Минск, где ей предстоял первый матч сезона против местного «Динамо». Погода была отличной, ничто не предвещало беды…
Полет Як-42Д длился всего несколько секунд — машина, поднявшись на высоту не более шести метров, столкнулась с радиомаяком, врезалась в землю на берегу реки Туношонки. Раздался взрыв огромной силы, фрагменты самолета разлетелись окрест…
Как водится, на месте катастрофа работала специальная комиссия, было возбуждено уголовное дело. Конечно, были найдены причины аварии, установлены виновные. Но это, увы, ничем не могло помочь тем, кто погиб ясным сентябрьским днем 2011 года. Ушли из жизни 45 человек, в том числе, экипаж самолета, стюардессы, игроки, тренеры и персонал «Локомотива».
Трагедия под Ярославлем потрясла не только российский хоккей. На борту лайнера, потерпевшего крушение, находились иностранцы: главный тренер команды канадец Брэд Маккриммон, швед Стефан Лив, чехи Карел Рахунек, Ян Марек и Йозеф Вашичек, словак Павол Демитра, латыш Карлис Скрастиньш; белорусс Руслан Салей…
В истории авиации было еще немало воздушных аварий, в которых погибали спортсмены. Но говорить о них не стану — и без того тяжело на душе. Увы, мы бессильны перед судьбой. И что будет завтра — радость или горе — неведомо. Однако все мы верим в лучшее… Стараемся верить…
Комментарий редакции: Разумеется, авиакатастрофа (равно как и другая авария) всегда трагична. Здесь иного мнения быть не может. В то же время следует правильно понять суть происходящего. На основании изложенного материала некоторые могут заявить, будто и в Советский период, и сейчас катастрофы в воздухе, приводящие к гибели пассажиров (включая известных людей) были регулярными. Но это, мягко говоря, не совсем так. Да, аварии происходят везде и были во все времена. Никогда и никому не удавалось создать на земном шаре полного рая. Однако в СССР был строгий контроль за качеством выпускаемой продукции, за инфраструктурой, за соблюдением безопасности. Поэтому даже современная официальная статистика показывает, что при социализме транспортных катастроф было на порядок меньше. Скорее они тогда были исключением из правил. А после реванша буржуазной контрреволюции аварии, к сожалению, превратились из исключения в правило. В результате распространяются случаи гибели даже заслуженных спортсменов, музыкантов и т.д. Причину следует искать и в массовых сокращениях пилотов, и в возрастающей степени износа инфраструктуры и т.д. Недофинансирование отрасли, погоня владельцев авиационных компаний за прибылью непременно отражается на состоянии транспорта, ни жизни и здоровье людей.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.