Немецкие лётчики сдавали своих «по полной»

Немецкие лётчики сдавали своих «по полной»

Сегодня на сайте портала «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла о немецкой авиационной группировки в годы Великой Отечественной войны. Публикуем её полностью.

Правильно оценить состояние группировки противника — задача весьма и весьма непростая. Авиационные соединения ВВС Германии очень часто использовались как «пожарные команды», в считанные дни, если не часы, перебрасываемые с одного операционного направления на другое. Поэтому данные, актуальные вчера, сегодня могли уже и не соответствовать текущей обстановке.

На войне, наверное, нет «не важных» дел. Не заготовили фураж, не подвезли в срок горючее, нет на складах снарядов — сорвалось наступление. Но бывает и так, что всё вроде бы сделано правильно, а военного успеха всё равно нет. Зачастую такая ситуация возникала, когда не имелось чётких и достоверных данных о противнике.

Эта статья как раз и посвящена, может быть, самому важному разделу военного искусства — умению не только добывать, но и анализировать имеющиеся сведения о противнике. В качестве источника послужили разведывательные сводки Черноморского флота, причём не полностью, а только в той части, в которой говорится о военно-воздушных силах Германии весной 1942 — летом 1943 года. Этот период, когда Черноморский флот оказался на одном из решающих направлений советско-германского фронта. В разведывательных сводках штаба Черноморского флота публиковались данные о частях и соединениях люфтваффе на всём южном участке, что увеличивает их ценность. Именно публиковались, так как с осени 1942 года разведывательные сводки штаба Черноморского флота — это объёмные тома, изданные типографским способом.

Немецкие лётчики много раз меняли место своего базирования. Вот пример из хроники 100-й немецкой бомбардировочной эскадры, точнее, её первой группы. После падения Севастополя первая группа довольно долго оставалась на аэродроме Саки. Этот аэродром имеет примечательную историю. В октябре 1941 года немцы его захватили, сломив упорное сопротивление военнослужащих полка и базы — погибшими без вести под городом Саки официально считаются 80 человек. Отсюда с 1941 по 1944 годы взлетали Не-111, Ме-109, Ju-87 и другие модификации самолётов.

В 1945 году этот аэродром использовался также для правительственных делегаций: У. Черчилль и Ф. Рузвельт прилетали сюда, чтобы отправиться на Ялтинскую конференцию.

В 1991 году аэродром перешёл к ВМС Украины: в течение десяти лет, с 2004 по 2014 годы, украинские лётчики 10-й морской авиабригады осуществляли вылеты. А с марта 2014 года стратегический и исторический аэродром снова стал российским: 43-й отдельный морской авиаполк продолжает победную историю своих отцов и дедов.

В годы войны аэродром Саки стал для немцев удобным пунктом для нанесения ударов по портам Кавказа и иным целям в полосе наступления южной группировки вермахта. 14 августа 1942 года первая группа 100-й немецкой бомбардировочной эскадры была ненадолго переброшена в Заморск, а 20 числа перелетела в Котельниково, чтобы с 23 августа на полтора месяца обосноваться в городе Морозовске (Ростовская область). 6 октября группа снова перелетела в Саки, откуда 22 числа того же месяца самолёты группы перебазировались в Армавир. Наконец, катастрофа под Сталинградом потребовала возвращения в Морозовск (24-25 ноября 1942 года). До начала февраля следующего 1943 года первая группа 100-й бомбардировочной эскадрильи перемещалась уже не столько по воле своего командования, сколько по воле наступательных советских войск.

После капитуляции 6-й армии Паулюса группа выводится на отдых и восстановление в Саки, оттуда — во Львов, чтобы в конце концов очутиться в благословенных краях Южной Франции.

Вновь бомбить Советский Союз первая группа отправится 24 апреля 1943 года, когда в полном составе сосредоточилась на аэродроме Сталино (в настоящее время — Донецк). Там она и остаётся до 4 июля, исключая стремительную переброску на аэродром Сеща (4-7 июня), откуда немецкие бомбардировщики совершили несколько рейдов на бомбёжку Горького (Нижний Новгород). Накануне Курской битвы немецкие лётчики из этой части перелетели в Полтаву. А 16 июля, вылетев из Полтавы, немцы садятся в Сталино, чтобы поддержать свои войска на Миус-фронте. А 3 августа — снова Полтава, где участвуют в отражении советского наступления на харьковском направлении. И это примеры перебросок, производившихся, как правило, в полосе ответственности одного воздушного флота люфтваффе. А ведь бывали и случаи перебазирования люфтваффе из-под Ленинграда на юг, под Сталинград и обратно.

Все эти перемещения группы были оперативно выявлены советской разведкой. Хотя сложностей в повседневной работе было немало.

Каким образом советская разведка могла отслеживать перемещения соединений и частей вражеской авиации с одного участка фронта на другой? Теоретически способов в её арсенале было не так уж и мало.

Первый — это данные агентурной разведки. И, действительно, в разведывательных сводках нередко встречаются формулировки типа «по данным агентуры, на аэродром Сталино прибыло сто двухмоторных самолётов». Но каких-либо сведений, указывающих на то, что советская агентурная разведка могла день в день идентифицировать конкретную авиационную часть, производящую передислокацию, найти не удалось. Да и в случае относительно длительного пребывания частей люфтваффе на одном месте группировка ВВС противника, как правило, так и оставалась в агентурных донесениях безликой массой в «сто двухмоторных самолётов». Почему же получилось именно так? Ответ, думается, достаточно прост: потому, что основным источником подобных сведений было подполье и партизанская разведка.

В качестве примера приведу деятельность подпольщиков на немецкой авиабазе Сеща, ставшей всем хорошо известной благодаря снятому на основе реальных событий фильму «Вызываем огонь на себя».

Что нужно было Ане Морозовой и её товарищам, чтобы выявить сосредоточение бомбардировочной авиации в Сеще для налёта на Горький? Во-первых, требовалось иметь источники, знающие, что за соединения прибыли на аэродром и с какой целью. Во-вторых, нужна была связь, позволяющая в течение кратчайшего времени передать полученную информацию на Большую землю (т.е. наличие агентурной радиостанции). С последним явно были сложности, так как связь осуществлялась через радистов партизанских отрядов с использованием связных. Вряд ли в таких условиях удавалось передавать добытые сведения день в день. Выполнение первого условия определялось тем, какой объём информации был доступен связанным с подпольщиками-чехами, служившим в немецкой армии и работавшим на аэродроме. Даже если и удавалось фиксировать прибытие новых авиационных частей, то вряд ли было достоверно известно об их задачах. Довольно многочисленная (по фильму) агентура из числа русского обслуживающего персонала, не зная немецкого языка и не имея специальной подготовки, могла сообщить только о тех же «ста самолётах».

Второй и самый оперативный способ — это радиоразведка и радиоперехват. Этот способ не только довольно широко использовался, но и приводил к успехам. Речь идёт об известном налёте авиации краснознамённого Балтийского флота на немецкий аэродром Котлы в марте 1943 года. Впрочем, советская радиоразведка зафиксировала одну, а фактически на аэродром прибыла другая группа 1-й бомбардировочной эскадрильи «Гинденбург» (Заблотский А.Н., Ларинцев Р.И. Советские ВВС против Кригсмарине. М., 2010 год).

Но то, что радиоразведка могла давать сведения в режиме реального времени, никакому сомнению не подлежит.

Третий способ — это осмотр сбитых самолётов противника. Ещё в начале 1942 года Северным флотом были получены справочные данные на бортовые коды соединений люфтваффе, благодаря этому можно было узнать принадлежность обломков сбитых самолётов к той или иной эскадре. 16 февраля 1942 года таблицы с номерами были получены и штабом Черноморского флота.

Четвёртый способ — допрос пленных лётчиков, которые рассказывали о номере своей части, её составе и вооружении, когда была и откуда переброшена, о потерях и пополнении. Так, согласно разведывательным сводкам, лейтенант Кребс и унтер-офицер Радаух сообщили о дислокации и схеме управления немецкого 4-го воздушного флота. Их дополнил обер-лейтенант Фогель. Унтер-офицеры Шизих и Кетнер из 51-й бомбардировочной эскадры рассказали о дислокации своего соединения и о схеме радиосвязи (Центральный военно-морской архив. Ф. 1087. Оп.5. Д. 1048. Л. 108).

И, наконец, пятый способ — аэрофоторазведка. Такой способ был надёжным и давал картину почти сиюминутную. Но дешифрование фотоснимков могло дать информацию только о числе и типе попавших в объектив фотоаппарата самолёта. Вопросы же «Откуда? Куда?» оставались при этом без ответа.

Но наличие в разведывательных сводках данных о составе группировки люфтваффе на южном крыле советско-германского фронта, привязанных к точным датам, позволяет сравнить её оценку разведывательным отделом штаба Черноморского флота с теми фактическими сведениями, которые известны на сегодняшний день.

Первая группа 100-й бомбардировочной эскадры «Викинг» в начале войны была отдельной группой с тем же номером, на рубеже 1941-1942 годов была переформирована. Об этом переформировании разведчикам-черноморцам стало известно в ноябре 1942 года. Об этом факте их оповестило Главное разведывательное управление Генштаба Красной Армии. Переброска эскадры в Армавир была выявлена своевременно («во второй половине октября»). Перебазирование группы на сталинградское направление также не осталось незамеченным. Возвращение в апреле 1943 года первой группы «Викинга» на Восточный фронт отразилось в майских сводках разведывательного отдела.

Посмотрим, что знало советское командование о других авиационных соединениях, действовавших на южном фланге Восточного фронта. Вот, например, 27-я бомбардировочная эскадра «Бельке». В разведывательной сводке за последнюю декаду апреля 1942 года сообщается, что первая группа эскадры базируется в Кировограде и Николаеве. Относительно второй группы точных сведений не было, но предполагалось, что часть находится в Крыму.

Третья группа эскадры действительно была переброшена в Херсон из Кировограда 19 апреля (ЦВМА. Ф. 1087. Оп. 5. Д. 1038. Л. 47). Эти сведения разведке удалось получить очень быстро потому, что буквально на следующий день после перебазирования над Керчью был сбит «Хейнкель» от 7-го отряда группы, пилот которого, лейтенант Хайнц Швеппе на допросе рассказал всё, о чём его спрашивали.

Посмотрим теперь разведывательные сводки за сентябрь 1942 года. В них отмечены вторая, базирующаяся в Николаеве, и, предположительно третья группа 27-й бомбардировочной эскадры, аэродромом базирования которой указан Мариуполь. Но эти сведения не соответствовали действительности, так как в сентябре все три группы 27-й эскадры базировались на аэродроме Курск.

Также ошибочны и данные разведывательных сводок за октябрь-декабрь 1942 года, указывающие в качестве мест базирования второй и третьей групп Николаев и Багерово. Фактически 27-я эскадра продолжала работать в интересах группы армий «Б», базируясь на аэродромах Миллерово-Уразово. Но не исключено, что данные о базировании отрядов третьей группы в Багерово отражали и реальную (одномоментную) ситуацию отвода группы через Крым на отдых в Германию. Если эта версия верна, то это лишнее подтверждение сложности отслеживания перемещений авиационных частей противника в режиме реального времени.

Ещё одна сводка разведывательного отдела штаба Черноморского флота от 31 мая 1943 года (ЦВМА. Ф. 1087. Оп. 5. Д. 1074. Л. 178-179). Начнём с советских воздушных разведчиков, которые помогли воссоздать правильную картину: отмечены отряды дальней разведки 2./22 и 4./122, а также, как написано в сводке, «разведывательной группы дальнего действия РГК». Бомбардировочная авиация, по мнению флотских разведчиков, была представлена следующими подразделениями: первой группой 1-й эскадры, третьей группой 4-й эскадры, первой, второй и третьей группами 51-й эскадры, второй (предположительно) и третьей группами 55-й эскадры, неустановленной группой 27-й и 100-й эскадр, а также частями 76-й эскадры.

Про 100-ю эскадру уже написано, а 27-я эскадра (штаб и две группы) базировались в Мелитополе. Наличие 76-й эскадры указано ошибочно, поскольку соединение покинуло Восточный фронт ещё в ноябре 1942 года. Однако интересно, что её вторичное появление на Восточном фронте в феврале 1943 года особо отмечено в документах. Объяснения этому факту пока нет.

Присутствие первой эскадры «Гинденбург» не зря вызывало сомнения у составителей документа. Эта часть ещё 7 апреля была отведена на восстановление в Германию. Если районы базирования 4-й и 55-й эскадр указаны правильно, то с 51-й эскадрой дело было не так. В сводке приводятся следующие сведения: первая и третья группы базируются на Багерово, вторая — на Сарабуз. Фактические данные для первых двух подразделений соответствуют ситуации по состоянию на 8-10 мая, а по второй группе вообще ошибочны.

Вышеперечисленные примеры показывают, что вскрытие группировки люфтваффе было задачей сложной, решать которую приходилось нашей разведке со многими неизвестными.

От редакции: Изложенный в статье материал лишний раз доказывает роль Советского правительства, Советской разведки в победе над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Решение сверхсложной задачи по вскрытию группировки люфтваффе является недвусмысленным доказательством вышеприведённого тезиса. Продуманная кадровая политика, четко поставленные цели перед разведкой, курирование её деятельности — всё это остаётся актуальным и в настоящее время.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *