Как не дать строительной мафии и «крышующим» ее чиновникам фальсифицировать ваше мнение
Публичные слушания во всем мире давно стали обычной практикой в решении важнейших муниципальных вопросов, возможностью влияния на него всех жителей конкретного района. Понятно, что такой современный и активно развивающийся мегаполис, как Москва, просто никак не может обойтись без них. В Москве растут новые дома, открываются станции метро, прокладываются автомагистрали. Все это, так или иначе, затрагивает интересы жителей близлежащих территорий, и их мнение должно обязательно учитываться.
У нас есть федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Градостроительный кодекс города Москвы и постановление городского правительства «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве». Но работает ли это законодательство на самом деле? Надо сказать откровенно, что при внимательном рассмотрении этой темы можно обнаружить массу прорех и фактов прямого нарушения закона.
Не секрет, что крупный строительный бизнес является одним из самых прибыльных. Особенно в таких городах, как Москва, где для «строительной мафии» существует настоящая золотая жила. Строительные компании зарабатывают миллиарды, уродуя облик города, превращая в ад жизнь москвичей. Варварская уплотнительная застройка, программа реновации — строители и связанные с ними чиновники делают на этом состояния. Поэтому публичные слушания для них — досадная помеха, которую необходимо устранить любой ценой, даже ценой откровенного преступления.
Конечно, надо заметить, что публичные слушания — это не референдум, результаты которого обязательны для исполнения. Властям удобнее было бы вообще обходиться без них, но нужно показывать обществу, что у нас «демократия». Проблема в том, что очень трудно играть в демократию, когда результаты этих публичных слушаний идут вразрез с интересами застройщиков, а такое происходит на каждом шагу. Тогда демократию приходится инсценировать, иначе говоря — фальсифицировать итоги слушаний, чтобы все выглядело законно.
Наверняка многие, кто следит за происходящим в сфере градостроительства, неоднократно сталкивался с ситуацией, когда принимаются абсолютно дикие решения, против которых изначально выступали все здравомыслящие жители. Однако внезапно оказывается, что публичные слушания выявили совсем другую картину: большинство ваших соседей, оказывается, «ЗА» строительство. Еще более вопиющая ситуация, когда вы узнаете, что в протоколе публичных слушаний стоит ваша подпись, хотя вы в них не участвовали.
Это, конечно, откровенная фальсификация и уголовное преступление. На такое власти могут пойти в качестве крайней меры. Ну а самая распространенная форма влияния на общественное мнение — это отсутствие информирования граждан о проведении публичных слушаний. Такая тактика часто используется и на выборах, когда власти выгодно, чтобы как можно меньше граждан знали о самом факте их проведения и просто не пришли на избирательные участки. Никаких объявлений, никакого информирования (или информирование в минимальном объеме, чтобы его просто не заметили), а потом вдруг выясняется, что в районной библиотеке работала экспозиция, рассказывающая о строительном проекте, и каждый мог письменно выразить свое мнение. Только вот как этот «каждый» узнавал о ее существовании — большой вопрос, учитывая, что жителей никто не оповещал. А вам скажут, что никто вас не обязан оповещать, и то, что вы не читаете маленькие объявления на столбе — ваши проблемы.
Но еще больше вас возмутит то, что среди тех, кто подписался «ЗА» проект — сплошь врачи, учителя и прочие бюджетники. Совпадение? Нет, конечно. Во время экспозиций никто не проверяет, проживает пришедший человек в данном районе или нет. Прекрасная возможность для манипуляций общественным мнением! И еще один аспект — уже после проведения собрания участников публичных слушаний граждане могут в течение нескольких дней присылать свои замечания в письменном виде. Здесь тоже случаются «чудеса» — на собрание большинство было против, а потом появляются массовые письменные обращения в поддержку проекта.
Возможно, что подписи будут вообще не от жителей района, а от чужаков. А может — от умерших людей. Или даже вовсе не существующих (такой вопиющий случай в Москве реально был). Или там будет стоять ваша подпись, даже несмотря на то, что ни вы, ни ваши соседи ее никогда, будучи в трезвом уме, не поставили бы. В таких случаях надо, конечно же, обращаться в суд — это не безнадежное дело, случаев отмены итогов слушаний хватает. Но проблема в том, что в большинстве случаев никто ни в какой суд не идет, так как это требует юридической подготовки и определенной организации жителей. Этим власти и пользуются.
Что предлагает команда КПРФ и лево-патриотических сил? Во-первых, внести изменения в Градостроительный кодекс, согласно которым участниками районных публичных слушаний по градостроительным проектам могут быть только граждане, зарегистрированные на данной территории, что должно строго контролироваться. Также необходимо четко прописать порядок информирования граждан о публичных слушаниях. Кроме того, участники слушаний должны быть наделены правом принимать обязательное для исполнения городскими властями решение о проведении местного референдума по обсуждаемому вопросу, включающее формулировку вопросов референдума.
Во-вторых, должна быть ликвидирована присвоившая себе основные функции по градостроительной политике градостроительно-земельная комиссия (ГЗК), которая работает в закрытом режиме без учета мнения рядовых жителей. Мы предлагаем создать при Правительстве Москвы общественно-государственные комиссии по всем ключевым вопросам, которые формировались бы не только из чиновников, но и из экспертов, делегированных партиями и общественными объединениями. Мы также предлагаем восстановить ликвидированную Межведомственную Комиссии при Правительстве Москвы по выявлению объектов «уплотнительной» застройки, которая ранее демонстрировала высокую эффективность (в 2007—2009 годах более 180 объектов были признаны «точечными»).
Наконец, мы выступаем за введение полного запрета так называемой «уплотнительной» застройки.
Бороться необходимо единым фронтом за весь город — для этого необходимо прийти 8 сентября на избирательные участки и максимально изменить состав Мосгордумы.
Анастасия Удальцова
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.